10 июля 2003, 00:00 4911 просмотров

Региональный ответ обеим столицам

© Кирилл Терещенко, «Мое дело», №6-2003

В данном обзоре, безусловно, упомянуты далеко не все региональные сетевые структуры, заслуживающие пристального внимания со стороны национальных операторов рынка или компаний, считающих себя таковыми. Однако именно участники обзора вполне в состоянии составить достойную конкуренцию столичным грандам при попытке освоения и выхода на тот или иной региональный рынок. Да и сами региональные операторы, как показывают сегодняшние тенденции, уже двигаются или готовы двигаться по направлению к обеим столицам. Другие уже подошли к рассмотрению предложений от московских и питерских ритейлеров о получении франшизы или других возможных вариантов совместной деятельности. Ясно одно — рынок сформирован в масштабах не только обеих столиц, по и страны в целом, а темпы его роста -только вопрос времени.

Центральный регион

Каков регион — таковы и ритсйлсры. Не самая зажиточная часть России породила гиганта в лице компании «Альянс», объединившейся логистически и концептуально с «Планетой менеджмент сервис» в единое целое. Сети принадлежит около 15-18% доли рынка в Нижнем Новгороде и около 11% в области. Классический жесткий дискаунтер, строго выдержанный в рамках формата, не размытый до экономичного универсама, определяет успех развития сети в целом. Он один из немногих операторов, решившихся на освоение Москвы и па конкуренцию со столичными сетями, что уже говорит об уверенности в своих силах, подтвержденных чегким планом развития и колоссальными инвестиционными возможностями всего холдинга в целом. В сеть входит 51 магазин. Планов развития у компании в разных регионах громадье, но пока открывается 10-15 магазинов в год. Оборот сети не анонсировался, однако по прошлому году его можно оценить в $25-35 млн.

«ВК’Г» на сегодняшний день имеет 20 магазинов, теряющих через прилавок и самообслуживание. Сеть имеет средние цены по Нижнему Новгороду, что не мета планировать открытие еще 5-6 магазинов до конца 2003 года. Магазины очень популярны в спальных районах Нижнего Нов, а параллельное развитие розницы и опта компаний дает «ВКТ» стабильность в развитии обоих направлений. Официальных данных об обороте нет, но его можно оценить на уровне S12-15 млн за прошлый год.

«Спар» имеет в Нижнем Новго 5 объектов, которые практически абсолютно идентичны московским. До конца года сеть может пополниться при благоприятном стечении обстоятельств еще двумя объектами. Годовой оборотсеть не декларирует в отличие от московских коллег. Из столичных гостей в этом году в Нижнем 11овгороде ожидается «Патэрсон» в качестве якорного арендатора в одном из новых торговых центров. Также планируется открытие в конце года первого магазина «МЕТРО Кэш энд Кэрри», который на данный момент заканчивает юридические аспекты с местными властями.

Волжский регион

Ярко выраженный лидер — сеть «Эдельвейс», насчитывающая 105 торговых точек (24 киоска, 32 магазина, 26 павильонов, 5 супермаркетов, 17 кафе). До конца года планирует открыть еще 5 супермаркетов. Сетью контролируется до 25% розничного оборота Казани! Имеют сеть магазинов по всему Татарстану и планируют ее расширять. Очень структурированная компания с четким пониманием категорийного менеджмента и очень жестким отбором поставщиков. Годовой оборот можно приблизительно оценить в $45-50 млн.

В Ижевске интенсивно развивается холдинг «Продторг», владеющий на сегодня сетью дискаунтеров под торговой маркой «Айкай» (19) и сетью аптек ОАО «Фармакон» (52 аптеки по городу). Самая большая сеть на данный момент в Республике Удмуртия. До конца года планируется расширение сети путем переоборудования имеющихся и покупки новых (до 85) торговых точек, из которых 29 — дискаунтеры «Айкай». Сеть также давно вынашивает планы «дружественного» поглощения более мелких операторов местного рынка. Годовой оборот можно оценить в $25-30 млн.

Б Саратове самая динамично развивающаяся сеть — «Гроздь», насчитывающая сегодня 15 дискаунтеров и имевшая на ноябрь 2002 года только 5 объектов. До конца 2003 года планируют довести количество торговых точек до 40, успешно конкурируя в Саратове с сетью «Магнит». По имеющейся информации, часть управленческого персонала прошла обучение в учебном центре «Пятерочки в Москве. В настоящее время компания ведет работы по оптимизации ассортиментной матрицы с 6000 нынешних до 3000 наименований в будущем. Сеть отличается самыми низкими ценами в регионе и имеет планы по региональному развитию как в области, так и в других городах Поволжья. В ближайшей перспективе рассматривается город Пенза. Регион в целом сильно насыщен заправками с магазинами при них компании «Юкос», что и обусловливает весьма вероятный и быстрый приход «Копейки», который, безусловно, придаст мощный импульс развитию розничного рынка региона.

Уральский регион

Пожалуй, самый развитый в плане сегодняшнего уровня розничного рынка регион.

Абсолютные лидерв региона — всем известные торговые сети «Кировский» и ”Купец». Первая, с 29 магазинами, успешно позиционирует себя как народный магазин, привлекая потенциальных покупателей к своим прилавкам. Па сегодня из них 23 магазина работают в форме самообслуживания, а остальные 6 пока торгуют через прилавок. Средняя проходимость — 1-2 тыс. человек в сутки, в зависимости от площади магазина (она колеблется в среднем по сети от 800 до 1000 м-) и его месторасположения. В декабре 2001 года произошло объединение сети с компанией «Юни-ленд» с образованием единого центрального офиса маркетинга и закупок. Единственная сеть в регионе с продукцией в ассортименте под собственной торговой маркой (шоколад, газированные напитки и выпечка), вес магазины которой оформлены в едином стиле. В 2002 году сеть приобрела 8 магазинов в городе Ревда. В 2003 году сеть планирует открыть еще два магазина самообслуживания и приобрести ряд магазинов (5-6) в городе Каменск-Уральский, а также завершить строительство гипермаркета площадью 10 тыс. м- в Нижнем Тагиле и реконструкцию выкупленных там ранее двух магазинов самообслуживания. В итоге к концу года есть планирует иметь в своем составе всего 47 магазинов и достигнуть запланированного оборота па уровне $135-140 млн в 2003 году.

«Купец» — наш семейный магазин» — это слоган самой многочисленной на сегодня сети Екатеринбурга, насчитывающей в своем составе 30 магазинов, из которых 10 — самообслуживания и 20 — прилавочного типа. Средняя проходимость магазинов 500-1000 человек в сутки, в зависимости от расположения и площади, которая в среднем колеблется по сети от 600 до 800 м. В 2002 году планировалось закрытие всех мелких магазинов (менее 300-400 метров), но при этом сеть ограничилась покупкой только двух магазинов. Принцип работы «Купца» — низкие цены. Изюминка сети — магазин в самом центре города с круглосуточным режимом работы и с парковкой на 300 машин, заполненной до 24.00, в котором покупают продукты все члены правительства Уральского региона с семьями. В этом году вполне реальной цифрой для сети может стать оборот в 1100-110 млн. Другие крупные города региона не отстают в развитии. Так в Перми ключевую роль играет торговая сеть «Семья», состоящая на сегодня из 18 магазинов и вполне по статусу и значимости сравнимая с «Кировским». Данный ритейлер постоянно привлекает внимание покупателей к сети, внедряя системы дисконтных карт, а также проводя различные промо-мероприятий. Сеть развивается, покупая лучшие помещения под свои магазины, что обусловлено административным ресурсом в лице местного губернатора Трутнева, являющегося основателем сети магазинов «Семья». Все магазины сети оснащены современными терминалами и рассчитаны на покупателей со средними доходами и выше. В настоящее время компания приступила к строительству В Магнитогорске безраздельно властвует сеть магазинов «Продукты-Класс», состоящая на сегодня из 16 магазинов самообслуживания, которые оснащены новейшими терминалами, позволяющими принимать к оплате все виды пластиковых карт. Огромная популярность магазинов вполне объяснима: сеть имеет долгосрочный контракт с градообразующим предприятием ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», по которому работники всех структур ОАО «ММК» (около 55000 человек) могут в кредит покупать продукты питания в этих магазинах (а кредитный лимит составляет двухмесячную зарплату сотрудника). Сеть постоянно растет, приобретая лучшие помещения в городе под свои магазины, а в настоящее время приступила к реализации проекта строительства крупнейшего торгового центра в городе. В Уфе явных лидера два — торговые сети «Матрица» (12 супермаркетов) и есть дискаунтеров «Полушка», состоящая из 7 магазинов самообслуживания.

Магазины «Полушка» были организованы из сети гастрономов ‘Турман» торговой компанией «Форвард», взявшей на этот проект большой кредит под поручительство правительства Башкирии. Весь ключевой персонал прошел обучение в Москве, да и весьма пригодился опыт материнской компании Форвард , являющейся одним из крупнейших оптовиков региона. Уровень обслуживания в магазинах крайне высокий для данного формата, что и дает в итоге огромную проходимость всех торговых точек сети. Сегодня компания готовится к реализации проекта открытия 5 магазинов с площадью от 1500 м’ на уже выделенных площадях.

Сибирь

В этом регионе явно выделяется сеть «Холидей», владеющая на сегодня 10 супермаркетами в Новосибирске и одним гипермаркетом на 20 касс в Барнауле. Для сети характерна низкая средневзвешенная наценка в пределах 11-19% (в зависимости от района города) на весь предлагаемый ассортимент (а это около 10000 позиций) и очень высокая посещаемость магазинов покупателями с достаточно высоким для региона средним чеком. Оборот сети можно оценить на уровне $22-25 млн. за прошлый год. В планах компании расширение сети до 15-18 объектов до конца нынешнего года и последующее развитие во всех крупных и малых городах Сибири. Кемеровская сеть «Кора» контролирует до 15% розничного рынка Кемерово, владея всего 7 супермаркетами в городе и одним дискаунтером в пригороде Полысаево. Оборот сети за 2002 год оценивается на уровне $20-22 млн., а в планах — открытие региональной сети дискаунтеров по всем малым городам Сибири и два новых объекта до конца текущего года в самом Кемерово. Третья по величине сеть супермаркетов в регионе — красноярский «Каравай», владеющая на сегодня 7 объектами в городе и планирующая к открытию еще 4 супермаркета в течение года. Прошлогодний оборот оценивается в $12-15 млн.

Из новых проектов для региона следует отметить развитие сети магазинов «Столичный», объединяющей в настоящий момент 57 торговых точек. Проект очень схож с московским «Самохвалом» по концепции и по формату магазинов. Сеть декларирует развитие уже в этом году до 100 объектов.

Южный регион

В регионе правила игры среди сетевиков. безусловно, определяет торговая компания «Тандер», владеющая сетью магазинов «Магнит». Про сеть пишут много, но оценки крайне противоречивы, от восторга относительно темпов роста (в составе сети более 300 магазинов) до весьма скептических оценок по поводу наличия какой-либо стратегии в развитии и ассортиментной политике. Истина, как обычно, где-то посредине, и нельзя не признать, что сеть является лидером на рынке по количеству торговых объектов, обойдя по этому показателю даже общепризнанную национальную сеть в лице «Пятерочки». Внутреннее содержание торговых точек действительно оставляет желать лучшего от банальной торговли через прилавок до весьма незатейливого ассортимента, с отсутствием ряда хитовых позиций по различным категориям продукции. Но и регионы, в которых представлены краснодарцы, отнюдь не самые высокопотенциальные с точки зрения покупательской способности населения, так что политика сети пока вполне оправдывает себя. Гораздо интереснее с точки зрения перспектив и уровня развития смотрится проект Волгоградской компании «Сервис-Продукт», образованной в 1995 году и имеющей в своем составе 10 оптовых складов под таким же названием, два cash&carry «Дельта Простор», 4 городских супермаркета класса премиум под торговой маркой «Радеж» и 14 магазинов формата дискаунтер также под торговой маркой «Радеж». Еще один пример очень удачного баланса между оптовым и розничным направлением развития бизнеса, дающего импульс всей компании и обеспечивающего ей стабильность и перспективы развития. Cash&carry «Простор» оформлен по европейским стандартам — с соответствующим внешним дизайном, выставкой стеллажей, мерчандайзингом высокого уровня. Оптовое направление компании осваивает новейшие технологии эксплуатации складских помещений, что позволит увеличить в будущем ассортимент до 15000 наименований, а также постоянно внедряет технические новинки, облегчающие работу клиентов, в частности электронную базу сертификатов. Это позволило сети выделить проект не только как альтернативу розничным сетям, но и как перспективу развития оптового рынка. В «Просторе» представлено около 5000 товарных позиций 35 товарных групп. планируемый поток покупателей — до 1000 человек в день, в супермаркетах «Радеж» ассортимент достигает 10000 наименований при средней площади магазинов около 1000 м- и дневной проходимости до 2000 человек в сутки. Целевая группа дискаунтеров «Радеж-эконом» — покупатели со средним и ниже среднего достатком. Площадь «экономов» в среднем занимает до 300 м-. Ассортимент колеблется в пределах 3000 наименований продукции, но востребован именно целевой аудиторией. И дискаунтсры, и супермаркеты «Радеж» имеют статус социально значимых розничных объектов в Волгограде, так как обслуживают все слои населения.

Северо-Западный регион

Наиболее интересные события в регионе происходят, безусловно, в Санкт-Петербурге и Калининградской области. В последней, к примеру, в руках 4 розничных сетевых структур сосредоточено до 65% розничного рынка всей области. В первую очередь речь идет, конечно, о компании «МДМ Виктория», владеющей одним cash&carry. 5 супермаркетами и 20 магазинами под торговой маркой «Дешево». В планах сети в этом году открытие трех магазинов под маркой «Дешево» в Санкт-Петербурге и расширение Московской сети с 12 существующих объектов до 25 к концу года. Компанию отличает строгое соблюдение рамок выбранных форматов и очень высокая организация уровня торгового процесса, и в частности практически идеальный мерчандайзинг в течение всего рабочего дня в любом из магазинов. Ассортиментная матрица, можно оценить по Москве, подобрана крайне продуманно и сбалансированно, что достаточно сложно при довольно ограниченных торговых площадях. Другой основной игрок рынка Калининграда — торговая сеть «Вестер» — до конца 2003 года будет иметь в своем составе 15 супермаркетов и 4 традиционных магазина. Описывать лидерские позиции «Пятерочки» и «Дикси» — занятие бессмысленное с точки зрения предельной ясности и определенности происходящих в компаниях процессов, а вот обратить внимание па развитие «Лепты», анонсировавшей недавно развитие сети до 5 cash?carry до конца года, и па развитие сети гипермаркетов «СГКЕЙ» (три объекта до конца 2003 года) поставщикам и специалистам, несомненно, стоит. Развитие «Ленты», каждый из торговых центров которой размером около 12000 м2 обходится компании в сумму И 2-13 млн., крайне интересно в свете начавшегося противостояния в рамках данного формата с появлением первого магазина «МЕТРО Кэш энд Кэрри» и планируемого к открытию второго магазина немцев. До прихода Metro в планах «Ленты» было создание до 10 торговых центров оптовой торговли в ближайшие 2-3 года.

Дальневосточный регион

Во Владивостоке доминирует сеть магазинов «Владхлеб», которая включает в себя 3 супермаркета, 23 продуктовых магазина и 31 специализированный хлебобулочный киоск. До конца года планируется открыть еще 2 супермаркета-. Оборот сети за 2002 год оценивается в $13-14 млн., запланированный на этот год — в районе 118 млн. Все торговые точки оформлены в едином стиле с фирменным логотипом «Владхлеб» -крупнейшим производителем и дистрибьютором хлебобулочных изделий в регионе, осуществляющим доставку по всей розничной сети Владивостока и Приморского края. В Хабаровске выделяются магазины с вывесками с изображением трех толстяков. Одноименная сеть включает в себя 5 магазинов и планирует открыть до конца года еще 3 объекта. Годовой оборот «Трех толстяков» оценивается в $11 млн. за 2002 год. а запланированный на текущий год — $ 1 б млн. В Благовещенске — городе, розница которого состоит в основном из сетевых магазинов, выделяется сеть продуктовых магазинов «Россия”, включающая 59 торговых точек, более половины из которых разбросаны по Амурской области. Сеть готовит к открытию в этом году ее 2 супермаркета и 4-5 магазинов. Оборот за 2002 год оценивается в $25 млн., запланированный на этот год — около $30 млн.

Украина

Говоря о региональных рынках, на мой взгляд, было бы любопытно взглянуть бегло и па состояние дел у ближайших соседей по СНГ. и в частности на самый потенциально богатый -рынок Украины. Здесь ярко выраженным лидером является национальная сеть «Сельпо», принадлежащая концерну «Фоззи» и имеющая в своем составе 15 магазинов. На текущий год запланировано открытие еще 5 объектов в формате супермаркета. В 2003 году компания параллельно начала развитие сети дискаунтеров «Фора» и планирует открыть до 10 объектов в этом формате до конца 2003 года. Сеть имеет тенденцию к развитию в рамках всего региона в целом (магазины в Днепропетровске, Одессе, Черкассах) и работе с покупателями со средними и ниже средних доходами. Декларируемый оборот за 2002 год составляет около 115 млн. К большому сожалению. Московский проект «Сельпо» оказался под большим вопросом. Другой явный лидер рынка -сеть «Фуршет», имеющая в своем составе 14 магазинов с годовым оборотом за прошлый год около $124 млн. Па текущий год запланировано открыть еще 10 магазинов в формате супермаркета, из которых открыт пока только один под брэндом «Фуршет Гурман». Сеть ориентирована на покупателей с уровнем дохода выше среднего и высокую долю продукции класса премиум в своем ассортименте но сравнению с конкурентами. За пределами Киева магазин открыт только в Симферополе. Сеть «Мегамаркст» — количество магазинов в составе сети — 3. но общий оборот сети за 2002 год — $43 млн! Все магазины расположены в Киеве и переоборудованы из цехов в промышленных зонах. Средняя площадь объектов 3000 м’ Около магазинов создается целая инфраструктура продажа бытовой техники, супермаркет, кинотеатр, кафе, химчистка и т.д., что и служит результатом очень высокого оборота в пересчете на магазин. «ЕКО» — первая интернациональная ласточка из Литвы. Сеть совместно с крупнейшим дистрибьютором алкогольной продукции «Баядера» открыла дискаунтер под одноименной торговой маркой в Чернигове. Первый опыт оказался удачным и готовится к запуску второй проект -магазин в формате супермаркета с площадью 155 м- в Вышгороде (пригороде Киева). Таким образом, сеть медленно, по верно движется по направлению к Киеву отрабатывая технологии на относительно дешевом провинциальном рынке и при отсутствии конкуренции.

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Региональный ответ обеим столицаммагазинов, сети, сеть, года, год, конца, торговых