19 июня 2007, 16:21 2073 просмотра

Опустошение кубышек

Современные розничные форматы продолжат завоевывать российский рынок. Гипермаркеты — успешнее других

Андрей Никитин старший аналитик УК «Уралсиб» SM22 (63) 18 июня 2007

Страсть к накоплению — это точно не про современного россиянина. Поэтому у нашего розничного рынка отличный потенциал. До 2010 г. сегмент продовольственной розницы будет расти в среднем на 14,1% в год, непродовольственной — на 16,4%

увеличить

Если российская экономика продолжит расти в среднем на 5,5-6% ежегодно, то можно ожидать, что среднегодовой рост доходов населения будет на уровне 9-10%. А это значит, что у российского розничного рынка блестящие перспективы.

В прошлом году объем продовольственной розницы составил $146 млрд. А с учетом серого рынка, по нашим оценкам, он превысил $235 млрд. При этом на продукты питания россияне продолжали тратить до 46% своего располагаемого дохода. Это много. Для сравнения: французы тратят на продукты питания 34% своего бюджета, а немцы — 27%. Впрочем, по мере роста доходов населения изменений в структуре потребления не избежать. Уже к 2010 г. доля непродовольственных товаров в реальных располагаемых доходах населения вырастет с сегодняшних 54 до 56%.

Сам рынок тоже будет меняться. Современные торговые форматы продолжат увеличивать свою рыночную долю. Ведь сегодня доля традиционных продовольственных точек вроде открытых рынков, киосков, продовольственных магазинов «советского типа» сохраняется на уровне 75%. Значит, гипер-, супермаркеты и дискаунтеры продолжат расти быстрее рынка. Наши прогнозы по скорости роста современных форматов подтверждаются и статистикой восточноевропейских стран, в которых показатели развития продуктовой розницы во времена СССР были сопоставимы с современными российскими. Сегодня уровень проникновения крупноформатных магазинов (супер-, гипермаркетов и дискаунтеров) там намного выше. По данным AT Kearney, в Чехии на каждый миллион человек приходится 112 таких магазинов, в Венгрии — 76, в Польше — 61. В России на миллион человек — пока только 11. Из трех предложенных форматов наибольший потенциал, на наш взгляд, именно у гипермаркетов. Так, в 2002-2005 гг. они показали среднегодовой рост на 137%. Хотя и у магазинов шаговой доступности неплохие перспективы. Дело в том, что средний класс в России формируется довольно медленно. В 42% российских городов с населением менее 50 000 человек доходы населения ниже средних. У 80% населения страны среднедушевой доход — около $300 в месяц. При этом около 61% потребителей до сих пор ходят за покупками пешком. Так что есть вероятность, что именно магазины, расположенные рядом с домом, на ближайшие годы станут самыми популярными.

Ложкой дегтя станет обостряющаяся конкуренция. С приходом иностранных игроков, которые могут появиться на рынке уже в ближайшие годы, рентабельность розничной торговли начнет снижаться. Чтобы удержать покупателей, придется искать маркетинговые решения или сливаться с другими игроками. Консолидация неизбежна, ведь сегодня рынок продовольственного ритейла чересчур фрагментирован. В стране существует около 100 торговых сетей, при этом пять крупнейших игроков контролируют только 6% рынка.

Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Опустошение кубышекнаселения, рынка, магазинов, около, рынок, розницы, расти