24 января 2007, 12:44 3996 просмотров

Обзор рынка розничной торговли России в 2006 году

© ИА «Инфолайн», 2007-01-22 

2007 год в российском розничном секторе пройдет под знаком одновременного развития различных форматов, а также движения сетей в регионы. Представляем вам анализ динамики розничного сектора России и прогнозы развития от ИА «Инфолайн».

На сегодняшний день рынок розничной торговли является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре розничного товарооборота происходит постепенное увеличение доли современных форматов торговли, которая за три года выросла почти в два с половиной раза и в 2006 году составила около 25%. Оборот розничной торговли в III квартале 2006 года составил 2203,8 млрд.руб, что в товарной массе на 13,6% больше чем в аналогичном периоде 2005 года. Следует отметить, что ряд крупных компаний развиваются гораздо динамичнее рынка в целом. Например, розничный товарооборот сети «Пятерочка» в 2006 году по оценкам ИА «ИНФОЛайн» увеличился по сравнению с 2005 годом на более чем на 40%, сети «Магнит» — более чем на 50%.

При этом структура розничного оборота по субъектам РФ отличалась существенной неравномерностью. Например, на Центральный федеральный округ приходилось 27% оборота розничной торговли, Северо-Западный — 9,5%, а на Дальневосточный федеральный округ — около 4%. Аналитики ИА «INFOLine» отмечают, что в 2006 году продолжалось снижение доли Центрального Федерального округа, обусловленное большей насыщенностью розничного рынка магазинами современных форматов по сравнению с другими округами.

Мультиформатность в российской рознице

Ужесточившаяся конкуренция на розничном рынке приводит к тому, что изменяется структура факторов, влияющих на выбор магазина потребителями. По-прежнему, фактор цены остается наиболее важным для 60% россиян, но его роль постепенно снижается. Исследования показывают, что наблюдается рост доли потребителей, которые при выборе магазина отдают предпочтение качеству товара и широкому ассортименту. В связи с этим, для увеличения количества потенциальных потребителей торговые сети активно развивают мультиформатность.

В отраслевом обзоре «Торговые сети: III квартал 2006 года» эксперты ИА «ИНФОЛайн» отметили, что в РФ, как и в развитых странах мира, для сетей характерно развитие одновременно в нескольких форматах — «магазина у дома», супермаркета и/или гипермаркета. Компания Auchan развивает сеть гипермаркетов Auchan и дискаунтеров Atac. Сеть «Дикси», изначально ориентировавшаяся на дискаунтеры, теперь также приняла решение открывать магазины и других форматов — гипермаркетов и «магазинов шаговой доступности». «Седьмой Континент» развивает сразу три формата — «магазин у дома», супермаркет («Пять Звезд», «Универсам») и гипермаркет («Наш Гипермаркет»).

Можно отметить следующую тенденцию — крупные торговые сети выводят на рынок проекты под новым брендом, что обусловлено опасением размывания образа бренда и стремлением охватить различные категории покупателей. Данная тенденция подтверждается примерами многих компаний, запустивших новые проекты. Крупнейший в России оператор ритейла Metro Group вывел на рынок гипермаркеты Real, сеть магазинов «Магнит» уже открыла супермаркеты «Тандер», а с 2007 начнет развивать формат гипермаркета, «Лента» открывает сеть «магазинов у дома» под названием «Норма».

Переход сети к мультиформатности может осуществляться и другим путем — в ходе сделок M&A (слияния и поглощения). Холдинг X5, созданный в ходе слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» развивает сеть экономичных супермаркетов «Пятерочка», а также супермаркетов и гипермаркетов «Перекресток».

В перспективе конкуренция между сетями ужесточится, что будет способствовать дальнейшему развитию как самих компаний, так и розничной торговли в целом. Сети начнут больше ориентироваться на потребителя как путем развития разных форматов торговли, так и путем реализации новых маркетинговых акций и программ лояльности.

Движение сетей в регионы в 2007 году останется доминантной тенденцией

Насыщение рынка мегаполисов способствует тому, что крупные сети продолжают широкую экспансию на региональные рынки, где им приходится конкурировать с местными операторами. Наиболее активно проводят региональную политику такие крупнейшие сети, как «Metro Group», «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и «Рамстор», которые, по данным исследования агентства «INFOLine», стали лидерами по общей торговой площади по итогам I полугодия 2006 года.

В 2006 году «Метро» открыло центры мелкорозничной торговли в Набережных Челнах, Перми, Оренбурге, Липецке, Рязани, Ульяновске, а в числе приоритетных городов для открытия определены Новосибирск, Томск, Кемерово и Барнаул.

«Пятерочка» в 2006 году вышла на рынок Азова, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ревды, Первоуральска, Вологды, Череповца, Сокола, Великого Устюга и Омска. «Перекресток» открыл супермаркеты в Ростове-на-Дону, Арзамасе, Тюмени, Пензе, Набережных Челнах.

Сеть «Рамстор» вышла на рынок Липецка, Ставрополя, Красноярска, Екатеринбурга, Мурманска, Смоленска, Саратова, а ближайших планах компании — открыть магазины в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Таганроге и Кемерово.

«Мосмарт» планирует развивать сеть гипермаркетов в Ижевске, Воронеже, Набережных Челнах, Волгограде, Самаре, Саратове, Уфе, Тамбове, Оренбурге и Липецке.

«Лента» открыла магазины в Астрахани и Новосибирске, а также планирует выйти на рынок Волгограда, Барнаула и Нижнего Новгорода.

В 2006 году наметилась следующая тенденция: компании считают наиболее перспективными для себя рынки не только крупных городов, но и городов с населением 200-500 тыс. человек. Причем экспансию в регионы ведут не только крупнейшие игроки рынка, но и другие операторы, независимо от размера сети.

Аналитики ИА «INFOLine» прогнозируют, что развитие ритейла будет происходить в основном за счет региональных рынков. Федеральные сети продолжат движение в регионы, а региональные операторы начнут выходить на федеральный уровень.

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Обзор рынка розничной торговли России в 2006 годусети, году, торговли, рынок, форматов, года, сеть