Прибыльнее всего заниматься ретейловым бизнесом в Латинской Америке выручка местных компаний превышает европейские показатели
Самые богатые розничные компании в Латинской Америке. Такие данные содержатся в исследовании аудиторской компании Deloitte & Touche. Выручка местных ретейлеров составила рекордные 20,3% против 8,6% в Европе. Всего в исследовании принимали участие 250 крупнейших в мире розничных компаний. Российских среди них пока нет из-за невысокой прозрачности финансовой отчетности.
Мировыми лидерами по уровню и темпам роста среди ретейлеров стали розничные предприятия Латинской Америки.
Общий объем продаж 250 мировых лидеров розничной торговли достиг рекордного значения. С 1 июля 2005 года по 30 июня 2006 года компаниям удалось заработать 3,01 трлн долларов. Это на 6% больше, чем годом ранее (2,84 трлн долларов).
Такие данные содержатся в последнем отчете, подготовленном компанией Deloitte совместно с журналом STORES. По мнению экспертов, показатели объема розничных продаж говорят о впечатляющем росте потребительских расходов в мировом масштабе. В исследовании «Мировой сектор розничной торговли, 2007» говорится, что потребители тратят до 90 тыс. долларов США в секунду, или 5,4 млн долларов США в минуту.
«Несмотря на стрессовое состояние мировой экономики, для большинства лидеров розничной торговли год, завершившийся в июне 2006 года, был весьма удачным. Однако поддержание подобных темпов роста потребует от розничных компаний значительных усилий», говорит директор направления по обслуживанию розничных компаний исследовательского подразделения компании Deloitte Айра Калиш.
Исследование показало, что 10 крупнейших в мире розничных предприятий, среди которых Home Depot, Tesco, Costco и немецкая сеть дискаунтеров Schwartz, существенно улучшили свои позиции в рейтинге после 10 лет стабильных результатов. На первом месте уже десять лет американская сеть супермаркетов Wal-Mart, на втором с 2000 года французская компания Carrefour, а американская Home Depot в 2005 году заняла третье место.
По словам Айры Калиш, «рост выручки является ключевым показателем того, насколько эффективно предприятие определяет и удовлетворяет потребности потребителей. В 2007 году розничные компании столкнутся с проблемой сохранения существующих темпов роста».
Несмотря на общую тенденцию, результаты некоторых компаний свидетельствуют об отсутствии роста, отмечается в докладе. Так, 49 предприятий, или 20% от 250 крупнейших розничных компаний, участвовавших в исследовании, продемонстрировали сокращение объемов продаж.
Почти половина из них ведут дела в Европе, где операции по разделению предприятий (как в случае с компаниями Ahold, Littlewoods, Modelo Continente и KarstadtQuelle) привели к снижению объемов выручки. Это частично объясняет невысокий средний уровень выручки европейских компаний из списка мировых лидеров 8,6%. Для сравнения, объем выручки розничного сектора Латинской Америки достиг рекордных показателей (20,3%), что более чем в два раза превышает средний показатель 250 мировых лидеров (8,4%).
По данным отчета, средняя доходность по чистой прибыли 250 крупнейших компаний розничного сектора увеличилась до 3,5% по сравнению с 2,7% в прошлом году, что значительно выше среднего коэффициента доходности в 2000 году (1,7%).
Самую большую прибыль получают ретейловые компании Латинской Америки. Показатель чистой прибыли в регионе составляет в среднем 4,4% от объема продаж, тогда как в Азиатско-Тихоокеанском регионе показатель составляет 2,9%.
В Европе лидируют английские предприятия. Их средняя доходность по чистой прибыли составляет 5,5%. Германия заняла последнее место в рейтинге, не сумев преодолеть отметку 2%.
Группа, лидирующая по объемам продаж, включает 133 компании, реализующие товары широкого потребления, такие как Wal-Mart, Carrefour и Metro.
Но эффективность их деятельности оказывается ниже среднего показателя остальных участников исследования.
Сейчас в группе лидеров обосновались компании, которые занимаются реализацией товаров специального назначения. До этого преобладали представители сектора продовольственных товаров (включая супермаркеты, магазины формата Cash & Carry, дискаунтеры и т. н. «магазины у дома»). По данным исследования, количество таких компаний сократилось вследствие глобального распространения специализированных магазинов.
«Увеличение числа специализированных ретейлеров среди лидеров рынка свидетельствует о развитии среднего класса во всем мире, росте объема свободных средств, которые тратятся на одежду и предметы домашнего обихода, а также о глобализации моды. Это, вероятно, приведет к еще большему расширению специализированных розничных сетей во всем мире с целью удовлетворения потребностей растущей категории потребителей», уверен партнер компании Deloitte в Великобритании и руководитель направления по обслуживанию предприятий отрасли потребительских товаров Лоренс Хаттер.
В списке 250 крупнейших розничных компаний мира пока нет российских лидеров розничной торговли, таких как X5 Retail Group, «Эльдорадо», «Евросеть», «Магнит», констатирует партнер, руководитель группы по работе с розничными компаниями «Делойт СНГ» Александр Дорофеев.
«Эти компании ближайшие кандидаты на вхождение в элиту мировой розничной торговли среди компаний СНГ, по крайней мере по заявляемой ими выручке. Единственное, что может быть препятствием для их вхождения в список 250 в следующем году отсутствие надежной информации об их финансовых показателях».
За исключением X5 Retail Group и «Магнита», компании не публикуют аудируемой финансовой отчетности. «Российский рынок организованной торговли последние годы растет рекордными темпами, а это значит, что скоро многим компаниям в списке придется потесниться», предупредил Александр Дорофеев.