Баннер ФЗ-54
29.03.2005 29 марта 2005, 00:00 4179 просмотров

Комплексы торговли

© Елена Костюк, Профиль / Мониторинг СМИ, 28.03.2005

В этом году отечественный ритейл отмечает пятилетие призрака, который бродит по России, — призрака нашествия западных продовольственных сетей.

Вроде бы налицо все признаки того, что оккупация родных просторов иностранными ритейлерами вот-вот начнется. Тем более что последние четыре года Россия показывает одни из самых высоких темпов роста розничного рынка в мире — 9,2% ежегодно. Иностранным ритейлерам такие цифры даже в самых радужных снах не снятся. Не случайно в авторитетном индексе развития розничной торговли от A.T. Kearney второй год подряд Россия называется наиболее привлекательным рынком для инвестиций в розничную торговлю.

Руслан Корж, директор московского представительства A.T. Kearney, пояснил, что в последние годы в России совпало несколько важных положительных факторов: опережающий рост розничного товарооборота (даже по сравнению с ВВП), ненасыщенность рынка сильными, в том числе международными, конкурентами и, наконец, политическая и экономическая стабильность.

Хотя эксперты A.T. Kearney настоятельно рекомендуют иностранцам инвестировать в российский ритейл, вняли их советам всего шесть игроков продуктового сектора. Это капля в море в сравнении с волной, десять лет назад захлестнувшей Восточную Европу. По мнению экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), медлительность иностранцев может объясняться тем, что политическая, экономическая и социальная ситуация в РФ остается неустойчивой. В отличие от A.T. Kearney, эксперты PwC предлагают инвестировать в нашу страну осторожно.

Правда, Руслан Корж подчеркивает, что приход глобальных игроков в Россию сдерживается еще одним фактором: «Посмотрите, насколько выросли в масштабе и конкурентной силе отечественные ритейлеры за это время. В той же самой Восточной Европе основные строчки рейтингов занимают «иностранцы», а в России мы уже имеем несколько отечественных сетей с оборотом более $1 млрд. на 2005 год».

Восточно-европейский рынок привлекательнее для международных сетей еще и потому, что, как считает президент холдинга «Марта» (сети Billa и Grossmart) Георгий Трефилов, «он понятнее западноевропейским компаниям. Поэтому я сомневаюсь, что к нам пойдет такое же количество компаний, как это было в Восточной Европе. Конечно, на наш рынок придет кто-то из крупных игроков, но вряд ли ситуация будет носить такой же массовый характер». В Россию, по мнению Трефилова, приходят только те, кто смел и может быстро принимать решения.

Генеральный директор «IKEA Россия» Леннарт Дальгрен рассказал, что, поскольку его компания была пионером на российском рынке, к нему, как к гуру, идут советоваться колеблющиеся иностранные коллеги. «Одна очень известная компания каждые полгода приезжает сюда, изучает статистику. Я им говорю: прекратите вы приезжать. Вы не верите в эту страну. И статистику читать не надо. Выйдите на улицу и посмотрите, на каких машинах люди ездят, как они одеты, в какие рестораны, магазины ходят, что покупают. Да, в России есть проблемы, но Россия — это огромная страна, это будущее. Если вы хотите быть частью этого будущего, надо начинать работать здесь уже сегодня».

Пока иностранцы переваривают увещевания Дальгрена, россияне времени даром не теряют. Они разрабатывают современные цепочки снабжения, создают новые розничные стратегии, скупают мелких конкурентов. Весь 2004 год прошел под знаком бурного освоения регионов. Если долгое время единственной работавшей в регионах компанией был «Тандер» (сеть «Магнит»), то сейчас региональный рынок активно осваивают «Перекресток», «Пятерочка», «Рамстор», «Патэрсон», Мetro. А некоторые даже нацелились на зарубежные рынки. «Пятерочка» продала франшизу на Украину и в Казахстан, «Патэрсон» открыл магазин на Украине. Региональная активность обусловлена дефицитом торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге, а также, по утверждению самих игроков, вероятностью выхода на рынок крупных иностранных ритейлеров. Правда, генеральный директор российского Metro д-р Мартинелли считает такую подготовку к «решающему бою» с ожидаемым иностранным вторжением ошибкой.

Большое значение для будущего отечественного ритейла имеет то, какую стратегию выхода на наш рынок предпочтут глобальные игроки — начинать с нуля или кооперироваться с россиянами.

Егор Метелкин, партнер компании Deloitte, поясняет, что для зарубежной сети одним из факторов при выборе потенциального объекта приобретения является совпадение формата покупаемой сети с ее собственным форматом.

Но практически все российские сети разноформатные. «Более-менее близкое приближение — это схожий с форматом Carrefour формат «Мосмарта». Но у «Мосмарта» пока только два открытых магазина (на самом деле сеть гипермаркетов «Мосмарт» объединяет три объекта: на Ярославском шоссе, на Дмитровском шоссе и на 71 км МКАД – прим. Retail.Ru). Поэтому трудно сказать, кто из зарубежных игроков станет приобретать что-либо из уже работающих локальных ритейлеров. Одним из возможных решений будет франшиза или капиталовложения в строительство», — полагает Метелкин.

Руслан Корж считает, что на данном этапе самостоятельный путь наиболее логичен. Большинство из уже рискнувших прийти в Россию иностранцев — Migros, Metro, Auchan, Edeka/AVA, IКЕА, OBI, Leroy Merlin — так и делают. «Если входить самостоятельно, — говорит Георгий Трефилов, — то возможно длительное изучение менталитета рынка, много ошибок, серьезные потери. Иностранцам работать в России легче через партнерские связи. Россия — это не Германия, не Польша и даже не Украина». Кстати, «Марта» и сама избрала партнерскую тактику входа в рынок. В 2001 году специализировавшаяся на дистрибуции и продажах строительных материалов компания решила диверсифицировать бизнес и купила франшизу у голландского ритейлера Spar. Правда, дела с голландцами не заладились, и в прошлом году «Марта» начала поиск уже не франчайзи, а стратегического партнера и наконец ударила по рукам с немецкой Rewe group (сеть супермаркетов Billa).

Третий путь освоения России — покупка местных игроков. Как говорит генеральный директор компании «Мосмарт» Эрик Блондо, ведущие мировые ритейлеры по определению являются лидерами на своем рынке, и если они придут в Россию, то сразу постараются попасть в тройку ведущих сетей. «Учитывая существующее состояние развития российского рынка, когда товарооборот основных операторов превышает $1 млрд, становится абсолютно ясно, что ни Wal-Mart, ни Carrefour не начнут с нуля — это потребует пяти лет неустанной работы для достижения такого же уровня товарооборота. Предпочтение будет отдано варианту поглощения местной сети», — считает Блондо.

Слухи о ведущихся переговорах всплывают с завидной регулярностью, но результатов пока не видно. Партнер PwC Кристофер Скирроу рассказал, что ему известен пример несостоявшейся покупки российского ритейлера иностранной компанией. «Во-первых, многие российские компании непрозрачны и закрыты. У них может не быть отчетности по международным стандартам. И они могут быть не готовы предоставить нужную для оценки бизнеса информацию, ссылаясь на коммерческую тайну. Еще одна проблема — разница между ценовыми ожиданиями российских ритейлеров и инвесторов. Высокие ожидания первых базируются на оптимистичных долгосрочных прогнозах будущего своих компаний на рынке ритейла. Инвесторы же не готовы платить высокую цену из-за недостаточной прозрачности бизнеса и более беспристрастной оценки перспектив».

Имеющий богатый опыт общения с иностранцами Трефилов подтверждает, что западный ритейлер хочет в первую очередь прозрачности (многие отечественные ритейлеры не могут похвастаться открытостью, и первая среди застегнутых на все пуговицы — лидер рынка, «Пятерочка»). И продаваться отечественный бизнес, по мнению Трефилова, в большинстве своем пока не умеет. «Иностранцы такой логики — у меня 40 магазинов, и я считаю, что они стоят $500 млн, — не поймут. С ними нужно разговаривать по-другому: вот наша отчетность, вот наши технологии, вот наш бизнес-план, вот наша доля рынка».

Кроме того, иностранцы часто хотят купить только стены, поскольку это самый простой способ решить проблему свободных торговых площадей, например, в Москве. Естественно, стены стоят в разы дешевле, чем бренд плюс технология и персонал. Самые привлекательные «стены» в столице у «Седьмого континента» и «Перекрестка». Но понятно, что продавать их отдельно от всего остального не пожелают ни при каких обстоятельствах.

Главный вопрос, существует ли в России сеть, которая бы полностью соответствовала требованиям первых мировых игроков — была бы, как выразился Эрик Блондо, «привлекательной, чтобы их заинтересовать, и еще «хотела бы выйти замуж». По слухам, Wal-Mart после долгих лет смотрин все же нашел себе в России подходящую «пару». Правда, она — иностранка. Поговаривают, что американцы ведут переговоры о покупке Auchan. Естественно, ни Wal-Mart, ни Auchan эту информацию не подтверждают. Что до Carrefour, то еще недавно СМИ пестрели заголовками: до конца года магазины Carrefour откроются в России на условиях франшизы. В парижском офисе Carrefour отказались рассказывать о планах по «освоению» России, заявив лишь, что компании интересны любые новые рынки и что никаких договоренностей о предоставлении франшизы ни с одной из российских сетей не было. Это похоже на правду, так как Carrefour в формате гипермаркета никогда и нигде в мире не работал по франшизе. У Carrefour и Wal-Mart есть магазины, работающие по франшизе, но это формат маленьких супермаркетов. И вряд ли гиганты пойдут в Россию с такой «мелочовкой». К тому же Carrefour после ряда неудач недавно была вынуждена ретироваться с рынков Японии и Мексики. Трудно представить, что после такого поражения менеджмент сразу же бросится в Россию.

Самое бурное развитие на нашем рынке демонстрируют дискаунтные сети. Могут ли они стать объектом поглощения? Эксперты предполагают, что вполне. Индекс развития розничной торговли 2004 года A.T. Kearney прочит этому формату самые светлые перспективы.

Однако Егор Метелкин не согласен с позитивными прогнозами о появлении в России иностранных дискаунтных сетей. «На мой взгляд, зарубежным дискаунтерам в России будет сложно работать. Им нужно очень жестко следить за стоимостной структурой, постоянно поддерживать очень низкие цены. Конкурировать с российскими игроками, которые уже прочно стоят здесь на ногах — «Пятерочкой», «Копейкой», «Магнитом», — им будет очень трудно».

Ну а если купить их? И здесь главная интрига: возможна ли продажа иностранцам «Пятерочки» — самой успешной, замелькавшей в международных рейтингах наиболее перспективных сетей? Управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий сообщил, что никаких переговоров по поводу продажи «мы не вели и не ведем». Он также заявил, что в настоящее время компания не планирует поиск международного или иностранного стратегического инвестора.

Что касается «Копейки», то, по мнению экспертов, она вполне может приглянуться немецкой Aldi, по образу и подобию которой и создавал «Копейку» ее основатель Александр Самонов.

Серьезный интерес у инвесторов может возникнуть и к сети магазинов «Магнит» (управляющая компания «Тандер»), оборот которой по итогам прошлого года составил $997 млн, на 01 марта 2005 года количество магазинов сети достигло 1088, а к концу года их планируется увеличить до 2000.

Как оказалось, «Пятерочка» не одинока в своем стремлении быть самостоятельной. Из всех опрошенных ритейлоров ни один, за исключением «Мосмарта», не признался, что рассматривал для себя вариант продажи. Эрик Блондо рассказал, что его компания регулярно получает предложения подобного рода, но данный вопрос сегодня неактуален.

Если точные сроки прихода в Россию глобальных игроков эксперты прогнозировать не берутся, то в их первоочередных шагах никто не сомневается: крупнейшие иностранные ритейлоры сразу постараются «прогнуть» под себя отечественный рынок. Можно не сомневаться, что подобная тактика заставит российских торговцев предпринять ответные действия.

Руслан Корж прогнозирует: западные сети поспособствуют тому, что процесс укрупнения российского ритейла ускорится. «Мы станем свидетелями альянсов и партнерств между игроками, прежде всего по географическому покрытию. Увидим поглощения лидерами мелких игроков, особенно в регионах. Наконец, мы сможем наблюдать и слияния между ведущими сетями». Представители лидеров ритейла наотрез отказываются обсуждать возможные слияния в «первом эшелоне», зато не отрицают своих намерений скупать мелких конкурентов. Планы по поглощению более слабых игроков подтвердили гендиректор компании «Седьмой континент» Галина Ильяшенко и гендиректор сети универсамов «Патэрсон» Юрий Яковчик.

Усиление позиций на рынке через слияния и поглощения и собственно развитие сетей требует немалых средств. Как считают эксперты, для решения этой проблемы розничный сектор, скорее всего, использует механизм IPO. На это всех вдохновляет удачное размещение акций «Седьмого континента», получившего за 13% $80 млн. Недавно и «Копейка» объявила о планах проведения IPO. Причем сеть рассчитывает превзойти результат «Седьмого континента» и привлечь за 15—20% своих акций $100 млн.

А глава российского офиса Metro д-р Мартинелли предлагает российским бизнесменам создавать альянсы с целью сбить закупочные цены поставщиков. Надо заметить, что теоретическое понимание необходимости такого партнерства есть. В 2001 году, сразу после открытия того же Metro, «Перекресток», «Копейка», «Седьмой континент» и «Дикси» создали закупочный Российский розничный альянс в расчете добиться от поставщиков скидок в 5-15%, которые те предоставили Metro. Особых успехов союз тогда не добился и довольно быстро распался. В апреле 2004 года был создан новый альянс — «Перекресток»-«Копейка».

В сентябре к ним присоединилась питерская «Лента». На этот раз союзники пытаются заставить производителей отказаться от услуг своих дистрибьюторов. Им уже удалось уговорить работать без посредников около 70% производителей. Оптовые цены при этом, по уверениям участников альянса, снизились на 7-12%.

Между тем опасения российских ритейлоров по поводу неспособности противостоять крупнейшим иностранным игрокам могут быть преждевременными. Например, тот же легендарный и непобедимый Wal-Mart недавно фактически потерпел поражение на рынке Германии от локальных сетей. Так что не так страшен черт, как его малюют.

 

 

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1270
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
1211
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
840
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1877
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
662
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
651

© Елена Костюк, Профиль / Мониторинг СМИ, 28.03.2005

В этом году отечественный ритейл отмечает пятилетие призрака, который бродит по России, — призрака нашествия западных продовольственных сетей.

Вроде бы налицо все признаки того, что оккупация родных просторов иностранными ритейлерами вот-вот начнется. Тем более что последние четыре года Россия показывает одни из самых высоких темпов роста розничного рынка в мире — 9,2% ежегодно. Иностранным ритейлерам такие цифры даже в самых радужных снах не снятся. Не случайно в авторитетном индексе развития розничной торговли от A.T. Kearney второй год подряд Россия называется наиболее привлекательным рынком для инвестиций в розничную торговлю.

Руслан Корж, директор московского представительства A.T. Kearney, пояснил, что в последние годы в России совпало несколько важных положительных факторов: опережающий рост розничного товарооборота (даже по сравнению с ВВП), ненасыщенность рынка сильными, в том числе международными, конкурентами и, наконец, политическая и экономическая стабильность.

Хотя эксперты A.T. Kearney настоятельно рекомендуют иностранцам инвестировать в российский ритейл, вняли их советам всего шесть игроков продуктового сектора. Это капля в море в сравнении с волной, десять лет назад захлестнувшей Восточную Европу. По мнению экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), медлительность иностранцев может объясняться тем, что политическая, экономическая и социальная ситуация в РФ остается неустойчивой. В отличие от A.T. Kearney, эксперты PwC предлагают инвестировать в нашу страну осторожно.

Правда, Руслан Корж подчеркивает, что приход глобальных игроков в Россию сдерживается еще одним фактором: «Посмотрите, насколько выросли в масштабе и конкурентной силе отечественные ритейлеры за это время. В той же самой Восточной Европе основные строчки рейтингов занимают «иностранцы», а в России мы уже имеем несколько отечественных сетей с оборотом более $1 млрд. на 2005 год».

Восточно-европейский рынок привлекательнее для международных сетей еще и потому, что, как считает президент холдинга «Марта» (сети Billa и Grossmart) Георгий Трефилов, «он понятнее западноевропейским компаниям. Поэтому я сомневаюсь, что к нам пойдет такое же количество компаний, как это было в Восточной Европе. Конечно, на наш рынок придет кто-то из крупных игроков, но вряд ли ситуация будет носить такой же массовый характер». В Россию, по мнению Трефилова, приходят только те, кто смел и может быстро принимать решения.

Генеральный директор «IKEA Россия» Леннарт Дальгрен рассказал, что, поскольку его компания была пионером на российском рынке, к нему, как к гуру, идут советоваться колеблющиеся иностранные коллеги. «Одна очень известная компания каждые полгода приезжает сюда, изучает статистику. Я им говорю: прекратите вы приезжать. Вы не верите в эту страну. И статистику читать не надо. Выйдите на улицу и посмотрите, на каких машинах люди ездят, как они одеты, в какие рестораны, магазины ходят, что покупают. Да, в России есть проблемы, но Россия — это огромная страна, это будущее. Если вы хотите быть частью этого будущего, надо начинать работать здесь уже сегодня».

Пока иностранцы переваривают увещевания Дальгрена, россияне времени даром не теряют. Они разрабатывают современные цепочки снабжения, создают новые розничные стратегии, скупают мелких конкурентов. Весь 2004 год прошел под знаком бурного освоения регионов. Если долгое время единственной работавшей в регионах компанией был «Тандер» (сеть «Магнит»), то сейчас региональный рынок активно осваивают «Перекресток», «Пятерочка», «Рамстор», «Патэрсон», Мetro. А некоторые даже нацелились на зарубежные рынки. «Пятерочка» продала франшизу на Украину и в Казахстан, «Патэрсон» открыл магазин на Украине. Региональная активность обусловлена дефицитом торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге, а также, по утверждению самих игроков, вероятностью выхода на рынок крупных иностранных ритейлеров. Правда, генеральный директор российского Metro д-р Мартинелли считает такую подготовку к «решающему бою» с ожидаемым иностранным вторжением ошибкой.

Большое значение для будущего отечественного ритейла имеет то, какую стратегию выхода на наш рынок предпочтут глобальные игроки — начинать с нуля или кооперироваться с россиянами.

Егор Метелкин, партнер компании Deloitte, поясняет, что для зарубежной сети одним из факторов при выборе потенциального объекта приобретения является совпадение формата покупаемой сети с ее собственным форматом.

Но практически все российские сети разноформатные. «Более-менее близкое приближение — это схожий с форматом Carrefour формат «Мосмарта». Но у «Мосмарта» пока только два открытых магазина (на самом деле сеть гипермаркетов «Мосмарт» объединяет три объекта: на Ярославском шоссе, на Дмитровском шоссе и на 71 км МКАД – прим. Retail.Ru). Поэтому трудно сказать, кто из зарубежных игроков станет приобретать что-либо из уже работающих локальных ритейлеров. Одним из возможных решений будет франшиза или капиталовложения в строительство», — полагает Метелкин.

Руслан Корж считает, что на данном этапе самостоятельный путь наиболее логичен. Большинство из уже рискнувших прийти в Россию иностранцев — Migros, Metro, Auchan, Edeka/AVA, IКЕА, OBI, Leroy Merlin — так и делают. «Если входить самостоятельно, — говорит Георгий Трефилов, — то возможно длительное изучение менталитета рынка, много ошибок, серьезные потери. Иностранцам работать в России легче через партнерские связи. Россия — это не Германия, не Польша и даже не Украина». Кстати, «Марта» и сама избрала партнерскую тактику входа в рынок. В 2001 году специализировавшаяся на дистрибуции и продажах строительных материалов компания решила диверсифицировать бизнес и купила франшизу у голландского ритейлера Spar. Правда, дела с голландцами не заладились, и в прошлом году «Марта» начала поиск уже не франчайзи, а стратегического партнера и наконец ударила по рукам с немецкой Rewe group (сеть супермаркетов Billa).

Третий путь освоения России — покупка местных игроков. Как говорит генеральный директор компании «Мосмарт» Эрик Блондо, ведущие мировые ритейлеры по определению являются лидерами на своем рынке, и если они придут в Россию, то сразу постараются попасть в тройку ведущих сетей. «Учитывая существующее состояние развития российского рынка, когда товарооборот основных операторов превышает $1 млрд, становится абсолютно ясно, что ни Wal-Mart, ни Carrefour не начнут с нуля — это потребует пяти лет неустанной работы для достижения такого же уровня товарооборота. Предпочтение будет отдано варианту поглощения местной сети», — считает Блондо.

Слухи о ведущихся переговорах всплывают с завидной регулярностью, но результатов пока не видно. Партнер PwC Кристофер Скирроу рассказал, что ему известен пример несостоявшейся покупки российского ритейлера иностранной компанией. «Во-первых, многие российские компании непрозрачны и закрыты. У них может не быть отчетности по международным стандартам. И они могут быть не готовы предоставить нужную для оценки бизнеса информацию, ссылаясь на коммерческую тайну. Еще одна проблема — разница между ценовыми ожиданиями российских ритейлеров и инвесторов. Высокие ожидания первых базируются на оптимистичных долгосрочных прогнозах будущего своих компаний на рынке ритейла. Инвесторы же не готовы платить высокую цену из-за недостаточной прозрачности бизнеса и более беспристрастной оценки перспектив».

Имеющий богатый опыт общения с иностранцами Трефилов подтверждает, что западный ритейлер хочет в первую очередь прозрачности (многие отечественные ритейлеры не могут похвастаться открытостью, и первая среди застегнутых на все пуговицы — лидер рынка, «Пятерочка»). И продаваться отечественный бизнес, по мнению Трефилова, в большинстве своем пока не умеет. «Иностранцы такой логики — у меня 40 магазинов, и я считаю, что они стоят $500 млн, — не поймут. С ними нужно разговаривать по-другому: вот наша отчетность, вот наши технологии, вот наш бизнес-план, вот наша доля рынка».

Кроме того, иностранцы часто хотят купить только стены, поскольку это самый простой способ решить проблему свободных торговых площадей, например, в Москве. Естественно, стены стоят в разы дешевле, чем бренд плюс технология и персонал. Самые привлекательные «стены» в столице у «Седьмого континента» и «Перекрестка». Но понятно, что продавать их отдельно от всего остального не пожелают ни при каких обстоятельствах.

Главный вопрос, существует ли в России сеть, которая бы полностью соответствовала требованиям первых мировых игроков — была бы, как выразился Эрик Блондо, «привлекательной, чтобы их заинтересовать, и еще «хотела бы выйти замуж». По слухам, Wal-Mart после долгих лет смотрин все же нашел себе в России подходящую «пару». Правда, она — иностранка. Поговаривают, что американцы ведут переговоры о покупке Auchan. Естественно, ни Wal-Mart, ни Auchan эту информацию не подтверждают. Что до Carrefour, то еще недавно СМИ пестрели заголовками: до конца года магазины Carrefour откроются в России на условиях франшизы. В парижском офисе Carrefour отказались рассказывать о планах по «освоению» России, заявив лишь, что компании интересны любые новые рынки и что никаких договоренностей о предоставлении франшизы ни с одной из российских сетей не было. Это похоже на правду, так как Carrefour в формате гипермаркета никогда и нигде в мире не работал по франшизе. У Carrefour и Wal-Mart есть магазины, работающие по франшизе, но это формат маленьких супермаркетов. И вряд ли гиганты пойдут в Россию с такой «мелочовкой». К тому же Carrefour после ряда неудач недавно была вынуждена ретироваться с рынков Японии и Мексики. Трудно представить, что после такого поражения менеджмент сразу же бросится в Россию.

Самое бурное развитие на нашем рынке демонстрируют дискаунтные сети. Могут ли они стать объектом поглощения? Эксперты предполагают, что вполне. Индекс развития розничной торговли 2004 года A.T. Kearney прочит этому формату самые светлые перспективы.

Однако Егор Метелкин не согласен с позитивными прогнозами о появлении в России иностранных дискаунтных сетей. «На мой взгляд, зарубежным дискаунтерам в России будет сложно работать. Им нужно очень жестко следить за стоимостной структурой, постоянно поддерживать очень низкие цены. Конкурировать с российскими игроками, которые уже прочно стоят здесь на ногах — «Пятерочкой», «Копейкой», «Магнитом», — им будет очень трудно».

Ну а если купить их? И здесь главная интрига: возможна ли продажа иностранцам «Пятерочки» — самой успешной, замелькавшей в международных рейтингах наиболее перспективных сетей? Управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий сообщил, что никаких переговоров по поводу продажи «мы не вели и не ведем». Он также заявил, что в настоящее время компания не планирует поиск международного или иностранного стратегического инвестора.

Что касается «Копейки», то, по мнению экспертов, она вполне может приглянуться немецкой Aldi, по образу и подобию которой и создавал «Копейку» ее основатель Александр Самонов.

Серьезный интерес у инвесторов может возникнуть и к сети магазинов «Магнит» (управляющая компания «Тандер»), оборот которой по итогам прошлого года составил $997 млн, на 01 марта 2005 года количество магазинов сети достигло 1088, а к концу года их планируется увеличить до 2000.

Как оказалось, «Пятерочка» не одинока в своем стремлении быть самостоятельной. Из всех опрошенных ритейлоров ни один, за исключением «Мосмарта», не признался, что рассматривал для себя вариант продажи. Эрик Блондо рассказал, что его компания регулярно получает предложения подобного рода, но данный вопрос сегодня неактуален.

Если точные сроки прихода в Россию глобальных игроков эксперты прогнозировать не берутся, то в их первоочередных шагах никто не сомневается: крупнейшие иностранные ритейлоры сразу постараются «прогнуть» под себя отечественный рынок. Можно не сомневаться, что подобная тактика заставит российских торговцев предпринять ответные действия.

Руслан Корж прогнозирует: западные сети поспособствуют тому, что процесс укрупнения российского ритейла ускорится. «Мы станем свидетелями альянсов и партнерств между игроками, прежде всего по географическому покрытию. Увидим поглощения лидерами мелких игроков, особенно в регионах. Наконец, мы сможем наблюдать и слияния между ведущими сетями». Представители лидеров ритейла наотрез отказываются обсуждать возможные слияния в «первом эшелоне», зато не отрицают своих намерений скупать мелких конкурентов. Планы по поглощению более слабых игроков подтвердили гендиректор компании «Седьмой континент» Галина Ильяшенко и гендиректор сети универсамов «Патэрсон» Юрий Яковчик.

Усиление позиций на рынке через слияния и поглощения и собственно развитие сетей требует немалых средств. Как считают эксперты, для решения этой проблемы розничный сектор, скорее всего, использует механизм IPO. На это всех вдохновляет удачное размещение акций «Седьмого континента», получившего за 13% $80 млн. Недавно и «Копейка» объявила о планах проведения IPO. Причем сеть рассчитывает превзойти результат «Седьмого континента» и привлечь за 15—20% своих акций $100 млн.

А глава российского офиса Metro д-р Мартинелли предлагает российским бизнесменам создавать альянсы с целью сбить закупочные цены поставщиков. Надо заметить, что теоретическое понимание необходимости такого партнерства есть. В 2001 году, сразу после открытия того же Metro, «Перекресток», «Копейка», «Седьмой континент» и «Дикси» создали закупочный Российский розничный альянс в расчете добиться от поставщиков скидок в 5-15%, которые те предоставили Metro. Особых успехов союз тогда не добился и довольно быстро распался. В апреле 2004 года был создан новый альянс — «Перекресток»-«Копейка».

В сентябре к ним присоединилась питерская «Лента». На этот раз союзники пытаются заставить производителей отказаться от услуг своих дистрибьюторов. Им уже удалось уговорить работать без посредников около 70% производителей. Оптовые цены при этом, по уверениям участников альянса, снизились на 7-12%.

Между тем опасения российских ритейлоров по поводу неспособности противостоять крупнейшим иностранным игрокам могут быть преждевременными. Например, тот же легендарный и непобедимый Wal-Mart недавно фактически потерпел поражение на рынке Германии от локальных сетей. Так что не так страшен черт, как его малюют.

 

 

Комплексы торговлиРоссии, сети, игроков, сетей, carrefour, рынок, Россию
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Комплексы торговли
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18521/2017-05-28