21.01.2008 15:30:00 21 января 2008, 15:30 4005 просмотров

Кейс по процессу наставничества

Геннадий Ткаченкоretail-training.com.ua

Предлагаем Вашему вниманию кейс по разработке отзыва о прохождении испытательного срока новым сотрудником, как элемента системы наставничества. Прежде чем Вы рассмотрите пример отзыва, который указан ниже, рекомендуем Вам взять карандаш и делать пометки о том, каким бы Вы сделали его для своих продавцов-консультантов или кассиров. Ниже будут представлены мои заметки, которые Вы сможете сравнить со своими, что я надеюсь, в результате, приведет к созданию оптимального варианта. Начнем?

Итак, для начала несколько моментов : основанием для проведения наставничества, являются два момента:

 

  1. Новый сотрудник или стажер.
  2. Стандарт знаний, принятый в компании или другими словами, то, что должен знать/уметь продавец-консультант по окончании испытательного срока.

Период наставничества в розничном магазине, равен продолжительности испытательного срока, как правило, это два месяца. При приходе нового сотрудника необходимо провести оценку знаний имеющихся у стажера, т.к. он уже может иметь опыт розничной торговли и, определить, что ему необходимо будет узнать или научится. Составляется план развития и обучения и происходит закрепление за опытным сотрудником, который является наставником для стажера. Вариант стимулирования наставников приведен в Положении о наставничестве у нас на сайте.

По окончании испытательного срока — проводится вторая оценка, уже имеющихся знаний, что является одним из критериев принятия решения о принятии/непринятии в штат.

Именно для второй общей оценки мы и используем отзыв.

Когда не нужно использовать систему наставничества, как и отзыв о прохождении испытательного срока

  1. Если Вы принимали сотрудника, то отзыв, который составляете Вы совместно с наставником, должен помочь Вам принять более взвешенное решение по судьбе стажера. Если процесс заполнения отзыва, является лишь формальностью, то лучше его не заводить вообще.
  2. Если Вам необходимо срочно открыть магазин, и Вы готовы мириться (надеюсь, только непродолжительное время) с отсутствием четких знаний.
  3. Если Вы испытываете дефицит персонала по данной позиции, и берете тех, кто есть — то … обязательно использовать, т.к. Вам необходимо удерживать и развивать персонал! На это уйдет больше времени, но зато при необходимой мотивации с Вашей и их стороны, позитивные результаты обязательно будут!

ОБРАЗЕЦ ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА

Ф.И.О. сотрудника

Дата приема на работу «____» ____________________ 200__г.

Дата окончания испытательного срока «____» ____________________ 200__г.

Должность, магазин

Ф.И.О. директора (администратора) магазина

1. Дайте, пожалуйста, оценку выполнения работником порученных работ за время испытательного срока:

а) Обязанности выполнялись в соответствии со стандартами работ, самостоятельно, качественно и своевременно, дополнительные задания выполнялись ответственно и с интересом

 

б) Обязанности в основном выполнялись в соответствии со стандартами работ, иногда требовалась помощь более опытных сотрудников

 

в) Обязанности в основном выполнялись в соответствии со стандартами работ, часто требовалась помощь от более опытных сотрудников, требуется дополнительное время на усвоение требований

 

г) Обязанности редко выполнялись в соответствии со стандартами работы, постоянно требовалась помощь и контроль результатов, сотрудник не подготовлен для дальнейшей самостоятельной работы

 

2. Оцените, пожалуйста:

2.1. уровень знаний

а) Информация, полученная в ходе первичного обучения, усвоена полностью

 

б) Информация, полученная в ходе первичного обучения, усвоена не полностью, иногда обращается за советом к коллегам по работе, старается все выучить и запомнить, но требуется больше времени

 

в) Информация, полученная в ходе первичного обучения, не усвоена, может сказать «не знаю» покупателю, за советом к коллегам по работе обращается неохотно

 

2.2. уровень навыков

а) Базовый стандарт выполнения обязанностей усвоен на уровне навыков

 

б) Базовый стандарт выполнения обязанностей усвоен не полностью, сотрудник, хотя и старается, иногда допускает ошибки, обращается за помощью

 

в) Базовый стандарт выполнения обязанностей не усвоен, сотрудник отличается медлительностью, часто ошибается, постоянно испытывает потребность в посторонней помощи

 

2.3. отношение к работе. Соблюдение должностной инструкции и установленных порядков и правил

а) Неукоснительно соблюдает стандарты работы и трудовой дисциплины, проявляет активный интерес к работе, энергичен, инициативен

 

б) Добросовестно соблюдает стандарты работы и трудовой дисциплины, активность средняя

 

в) Часто действует в нарушение стандартов работ, отсутствует интерес к работе, пассивен и безынициативен

 

2.4. Способность к обучению

а) Хорошо усваивает новую информацию, мыслит и обучается быстро, задает дополнительные вопросы, стремится к повышению профессионального уровня

 

б) Усваивает новую информацию после подробных объяснений, приходится периодически проверять уровень знаний

 

в) Обучается медленно, без энтузиазма, вопросов не задает, часто делает ошибки даже после подробного разъяснения информации

 

2.5. Необходимость контроля

а) Способен работать самостоятельно без контроля, можно поручать дополнительные задания

 

б) Требует периодического контроля

 

в) Требует постоянного контроля

 

2.6. Взаимоотношения с коллегами по работе

а) Поддерживает хорошие отношения с коллегами, охотно работает в команде, тактичен, терпелив, доброжелателен

 

б) Поддерживает нейтральные отношения с коллегами, предпочитает работать самостоятельно, хотя и не отказывается работать с коллегами

 

в) С коллегами отношения сложные, может провоцировать конфликтную ситуацию, не способен работать в команде

 

3. Что у сотрудника при прохождении испытательного срока получалось лучше всего?

4. С какими трудностями пришлось столкнуться сотруднику во время прохождения испытательного срока?

5. Укажите необходимые мероприятия по повышению квалификации (укажите тематику семинаров, курсы, стажировку и др.)

6. Считаете ли Вы целесообразным:

Продолжить трудовые отношения с сотрудником по итогам испытательного срока

 

Расторгнуть трудовые отношения с сотрудником по итогам испытательного срока

 
Статья относится к тематикам: Торговый персонал
Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с тверского склада онлайн-ритейлера
115
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
459
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1556
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
429
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
514

Геннадий Ткаченкоretail-training.com.ua

Предлагаем Вашему вниманию кейс по разработке отзыва о прохождении испытательного срока новым сотрудником, как элемента системы наставничества. Прежде чем Вы рассмотрите пример отзыва, который указан ниже, рекомендуем Вам взять карандаш и делать пометки о том, каким бы Вы сделали его для своих продавцов-консультантов или кассиров. Ниже будут представлены мои заметки, которые Вы сможете сравнить со своими, что я надеюсь, в результате, приведет к созданию оптимального варианта. Начнем?

Итак, для начала несколько моментов : основанием для проведения наставничества, являются два момента:

 

  1. Новый сотрудник или стажер.
  2. Стандарт знаний, принятый в компании или другими словами, то, что должен знать/уметь продавец-консультант по окончании испытательного срока.

Период наставничества в розничном магазине, равен продолжительности испытательного срока, как правило, это два месяца. При приходе нового сотрудника необходимо провести оценку знаний имеющихся у стажера, т.к. он уже может иметь опыт розничной торговли и, определить, что ему необходимо будет узнать или научится. Составляется план развития и обучения и происходит закрепление за опытным сотрудником, который является наставником для стажера. Вариант стимулирования наставников приведен в Положении о наставничестве у нас на сайте.

По окончании испытательного срока — проводится вторая оценка, уже имеющихся знаний, что является одним из критериев принятия решения о принятии/непринятии в штат.

Именно для второй общей оценки мы и используем отзыв.

Когда не нужно использовать систему наставничества, как и отзыв о прохождении испытательного срока

  1. Если Вы принимали сотрудника, то отзыв, который составляете Вы совместно с наставником, должен помочь Вам принять более взвешенное решение по судьбе стажера. Если процесс заполнения отзыва, является лишь формальностью, то лучше его не заводить вообще.
  2. Если Вам необходимо срочно открыть магазин, и Вы готовы мириться (надеюсь, только непродолжительное время) с отсутствием четких знаний.
  3. Если Вы испытываете дефицит персонала по данной позиции, и берете тех, кто есть — то … обязательно использовать, т.к. Вам необходимо удерживать и развивать персонал! На это уйдет больше времени, но зато при необходимой мотивации с Вашей и их стороны, позитивные результаты обязательно будут!

ОБРАЗЕЦ ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА

Ф.И.О. сотрудника

Дата приема на работу «____» ____________________ 200__г.

Дата окончания испытательного срока «____» ____________________ 200__г.

Должность, магазин

Ф.И.О. директора (администратора) магазина

1. Дайте, пожалуйста, оценку выполнения работником порученных работ за время испытательного срока:

а) Обязанности выполнялись в соответствии со стандартами работ, самостоятельно, качественно и своевременно, дополнительные задания выполнялись ответственно и с интересом

 

б) Обязанности в основном выполнялись в соответствии со стандартами работ, иногда требовалась помощь более опытных сотрудников

 

в) Обязанности в основном выполнялись в соответствии со стандартами работ, часто требовалась помощь от более опытных сотрудников, требуется дополнительное время на усвоение требований

 

г) Обязанности редко выполнялись в соответствии со стандартами работы, постоянно требовалась помощь и контроль результатов, сотрудник не подготовлен для дальнейшей самостоятельной работы

 

2. Оцените, пожалуйста:

2.1. уровень знаний

а) Информация, полученная в ходе первичного обучения, усвоена полностью

 

б) Информация, полученная в ходе первичного обучения, усвоена не полностью, иногда обращается за советом к коллегам по работе, старается все выучить и запомнить, но требуется больше времени

 

в) Информация, полученная в ходе первичного обучения, не усвоена, может сказать «не знаю» покупателю, за советом к коллегам по работе обращается неохотно

 

2.2. уровень навыков

а) Базовый стандарт выполнения обязанностей усвоен на уровне навыков

 

б) Базовый стандарт выполнения обязанностей усвоен не полностью, сотрудник, хотя и старается, иногда допускает ошибки, обращается за помощью

 

в) Базовый стандарт выполнения обязанностей не усвоен, сотрудник отличается медлительностью, часто ошибается, постоянно испытывает потребность в посторонней помощи

 

2.3. отношение к работе. Соблюдение должностной инструкции и установленных порядков и правил

а) Неукоснительно соблюдает стандарты работы и трудовой дисциплины, проявляет активный интерес к работе, энергичен, инициативен

 

б) Добросовестно соблюдает стандарты работы и трудовой дисциплины, активность средняя

 

в) Часто действует в нарушение стандартов работ, отсутствует интерес к работе, пассивен и безынициативен

 

2.4. Способность к обучению

а) Хорошо усваивает новую информацию, мыслит и обучается быстро, задает дополнительные вопросы, стремится к повышению профессионального уровня

 

б) Усваивает новую информацию после подробных объяснений, приходится периодически проверять уровень знаний

 

в) Обучается медленно, без энтузиазма, вопросов не задает, часто делает ошибки даже после подробного разъяснения информации

 

2.5. Необходимость контроля

а) Способен работать самостоятельно без контроля, можно поручать дополнительные задания

 

б) Требует периодического контроля

 

в) Требует постоянного контроля

 

2.6. Взаимоотношения с коллегами по работе

а) Поддерживает хорошие отношения с коллегами, охотно работает в команде, тактичен, терпелив, доброжелателен

 

б) Поддерживает нейтральные отношения с коллегами, предпочитает работать самостоятельно, хотя и не отказывается работать с коллегами

 

в) С коллегами отношения сложные, может провоцировать конфликтную ситуацию, не способен работать в команде

 

3. Что у сотрудника при прохождении испытательного срока получалось лучше всего?

4. С какими трудностями пришлось столкнуться сотруднику во время прохождения испытательного срока?

5. Укажите необходимые мероприятия по повышению квалификации (укажите тематику семинаров, курсы, стажировку и др.)

6. Считаете ли Вы целесообразным:

Продолжить трудовые отношения с сотрудником по итогам испытательного срока

 

Расторгнуть трудовые отношения с сотрудником по итогам испытательного срока

 Кейс по процессу наставничестваиспытательного, срока, знаний, работе, коллегами, выполнялись, работ
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Кейс по процессу наставничества
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18516/2017-05-22