15 апреля 2003, 00:00 4571 просмотр

История одного проекта

© Эксперт:Оборудование N10-2001

Как был спроектирован и оборудован один из столичных супермаркетов

Проект — супермаркет «Столица» в Братеево. Характеристика объекта: первый этаж — площадь торгового зала 1400 кв. м, площадь вспомогательных и складских помещений 600 кв. м, в том числе холодильных и морозильных камер 150 кв. м; второй этаж — торговый центр промышленных товаров. Этапы и сроки проведения работ: начало работы над проектом — январь 2001 г., начало ремонтных и строительных работ — май 2001 г., начало монтажа холодильной системы и оборудования — июль 2001 г., открытие магазина — 30 августа 2001 г. Проект и монтаж торгового оборудования осуществлен компанией «Олекс-холдинг-М», руководитель проекта — заместитель генерального директора В. Н. Анурьев.

Разработка и утверждение проекта

Об идеологии проектирования

Планировочное решение объекта розничной торговли, как, впрочем, и любого другого, должно быть оптимальным. В нашем случае это предполагает максимальный учет интересов продавца — руководителя и работников магазина — и покупателя (см. рисунок). Максимальная отдача с квадратного метра может быть обеспечена обоснованным планировочным решением, проходной способностью магазина, оптимизацией выкладки товаров, грамотным товарным соседством. При проектировании необходимо обеспечить удобное для покупателя расположение групп товаров, легкое ориентирование в торговом зале.

О технологии проектирования

При проектировании реального объекта архитектор всегда наталкивается на трудности и ограничения, вызванные конструктивными особенностями здания, несоответствием современных технологий торговли российским санитарным и строительным нормам. Как отмечает начальник отдела архитектурного проектирования и дизайна компании «Олекс холдинг-М» Арина Пономаренко, в последние годы серьезно изменилась структура ассортимента, количество ассортиментных позиций, упаковка товаров, логистика (появилась, например, продажа товара с паллет). Раньше не было такой разнообразной салатной кулинарии, отсутствовали мини-пекарни. Особенно сложно бывает расположить отдел сопутствующих товаров в связи с ограничениями санитарных норм.

В продовольственном магазине архитектор обеспечивает оптимальное размещение составляющих холодильной системы: холодильных агрегатов, выносных конденсаторов, холодильных камер и холодильных витрин в торговом зале для уменьшения общей длины трубопроводов. Выносные конденсаторы не следует размещать вблизи жилых помещений из-за производимого ими шума и вибрации.

Предлагается следующая последовательность проектирования от компании «Олекс холдинг-М»:

  • проводится обмер помещения и составляется точный план,
  • изучаются техническое задание заказчика, данные инженерных исследований, особенности данного района с точки зрения выбора формата магазина и типов оборудования для данной категории покупателей,
  • распределяются основные функциональные зоны и отделы по группам товаров,
  • проводится «расстановка» оборудования, намечаются потоки покупателей.

Архитектор предлагает до 15 вариантов планировочного решения, после консультаций с заказчиком выбирается наилучшее.

Проект «Ключевая, дом 6»

Торговый зал будущего супермаркета по этому адресу представляет собой близкий к квадрату прямоугольник. Колонн и других конструктивных ограничений на площади торгового зала немного. Эти начальные условия предоставили архитектору свободу творчества, свободу выбора планировочного решения.

Входная зона, по мнению А. Пономаренко, «это магнит, притягивающий покупателя». Площадь входной зоны составляет 180 кв. м, что позволит избежать встречных потоков покупателей и предоставить площади для арендаторов — поставщиков услуг. Пока покупатель проходит около 20 метров от входа в магазин до торгового зала у него есть возможность просмотреть расположение отделов в торговом зале и сориентироваться в покупках.

Очень хорошо, по мнению Пономаренко, будет смотреться центральная часть торгового зала, где будет расположен ряд невысоких морозильных бонет и холодильных горок. Взгляд покупателя будет останавливаться на высокой пирамиде, сложенной из мягких игрушек, расположенной точно в середине зала.

Выбор типа оборудования определяется местом расположения магазина. В спальном районе не требуется особого уровня отделки и дизайна торгового помещения, скорость принятия решения покупателем и его перемещения по залу меньше, чем в магазинах на оживленных магистралях, близ вокзалов, в центре. Поэтому оборудование не оснащалось специальными дорогостоящими имиджевыми аксессуарами.

Войдя в магазин, покупатель попадает в овощной и молочный отделы. «Как показывает практика, это увеличивает объем продаж данных групп товаров, кроме того, эти отделы оснащены дополнительной подсветкой, которая в сочетании с цветными упаковками и яркими фруктами, отражающимися в зеркалах, создает особое настроение при выборе покупок», — говорит Арина Пономаренко.

В глубине зала, вдоль стены, расположена линия витрин. В них будут находиться продукты, изготовленные в кулинарном цехе, мясная гастрономия. Кондитерский и хлебный отделы размещены отдельно, они замыкают линию витрин. Для создания теплой, домашней обстановки кондитерские витрины имеют деревянную отделку, хлеб выложен на деревянных стеллажах.

Все это владелец магазина смог увидеть еще на этапе проектирования при помощи программы трехмерной визуализации. «Побродив» словно будущий покупатель по торговому залу, он, внеся корректировки, поставил свою подпись под проектом. «Следует отметить, — говорит Пономаренко, — что создание концепции магазина это взаимный и очень ответственный труд, мы прошли все стадии проектирования и консультаций вместе с сотрудниками ‘Столицы’».

Монтаж холодильной системы

Особое значение для обеспечения нормальной работы имеет качество монтажа фреоновых трубопроводов. Для восходящих участков спроектировано устройство маслоподъемных петель, количество которых определено высотой подъема. Для конденсаторной линии соблюдены уклоны от холодильного агрегата к конденсатору на горизонтальных участках и от конденсатора к компрессору. Всасывающие трубопроводы проложены с уклоном в сторону холодильного агрегата на горизонтальных участках.

В этом супермаркете трубопроводы проложены в каналах (под торговым залом) и по стенам сооружения на специальных крепежах. Прокладка труб по каналам в толще пола торгового зала является наиболее простым способом, поскольку не требуется дополнительного крепления трубопроводов, а необходимо лишь соблюдение требований по величине уклонов. Соединение трубопроводов осуществлялось методом горячей пайки. Качество паяных соединений — одно из основных условий надежности холодильной системы.

Трубопроводы могут также проходить под перекрытием торгового зала или над подвесными потолками. Время монтажа для всех способов прокладки трубопроводов практически одинаковое.

После монтажа система трубопроводов проверялась в течение нескольких дней на герметичность методом опрессовки сухим азотом. Проверка показала требуемое качество монтажа.

Выбор холодильной установки был произведен, исходя из суммарного теплового баланса потребителей холода, с предварительной оценкой инвестиционных и эксплуатационных затрат, с учетом площади торгового зала и оптимизации энергозатрат (см. статью «Централизованное холодоснабжение», «Оборудование» N4, 2000 г.). Центральная холодильная станция была изготовлена в Финляндии фирмой-производителем торгового холодильного оборудования — компанией Norpe.

К помещению, где устанавливаются холодильные агрегаты, предъявляются особые требования. Оно должно быть вентилируемым для компенсации тепловых потоков через стенки корпуса компрессора. Полы в машинном отделении должны соответствовать массе установленного оборудования и уровню вибрации. Для предотвращения передачи вибрации от оборудования в соседние с машинным отделением помещения можно предусмотреть устройство «плавающих фундаментов». Проходы между стеной и выступающими частями оборудования должны быть не менее 1200 мм.

Открытие супермаркета

Супермаркет «Столица» был торжественно открыт 30 августа в присутствии руководителей торговой сети, представителей строительно-монтажных организаций, поставщиков оборудования и нескольких сотен местных жителей. На открытие приехали из Финляндии представители завода Norpe.

Мнения специалистов

Хорошее оборудование позволит работать долго и успешно

Беседа с руководителем торговой сети «Столица» Олегом Ивановичем Пасеновым

- Почему вы считаете нужным оснащать магазин качественным, но дорогим оборудованием?

- Хорошее оборудование дает возможность работать долго и успешно. Мы убеждены, что по соотношению «цена-качество» Norpe — самое лучшее оборудование. Седьмой магазин сети мы оснастили оборудованием этой фирмы. Но, поверьте, это не самое дорогое оборудование из того, что предлагают на рынке.

- Какова роль группы непродовольственных товаров в обороте супермаркета?

- Мы обращаем внимание на группу сопутствующих товаров, хотя раньше и не придавали им большого значения. Стеллажи Storebest способствуют продаже группы непродовольственных товаров.

- Кто будет вашим покупателем?

- Основную долю товарооборота обеспечивает покупатель со средним доходом. Но и другие группы населения смогут сделать здесь покупку — для пенсионеров предусмотрены хорошие скидки. На ряд продуктов цены будут установлены такие же, как на рынке.

- Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны других торговых сетей?

- Мы чувствуем конкуренцию со стороны других сетей, особенно, если магазины расположены на одной улице через дорогу, как говорится, «лоб в лоб». Но уже складываются группы покупателей со своими предпочтениями.

Беседу вел Алексей Шишков

Ассортимент шире, чем в финском супермаркете

Беседа с региональным руководителем по экспорту финской компании Norpe Пиркко Пааппанен

- Что вы можете сказать об этом магазине?

- В этом магазине ассортимент товаров шире, чем в финских супермаркетах. Например, длина линии витрин составляет в финских магазинах примерно десять метров, а здесь — все тридцать. Нет у нас и такого широкого ассортимента колбасных изделий. А здесь я бы не смогла выбрать себе колбасу!

- Является ли Россия стратегическим рынком для Norpe?

- Россия — очень важный рынок для Norpe. В этом году торговля оборудованием идет так же хорошо, как и перед кризисом.

- Чем отличаются поставки оборудования в Россию от поставок в другие европейские страны?

- В России особенно популярны витрины и бонеты большого объема. А шкафы Norpe или комбинированные горки (холодильные горки, с открытым морозильным отделением внизу) покупают в России немного.

- Какие новинки оборудования выпускает завод Norpe?

- Свои новинки мы представим в феврале будущего года на выставке EuroShop в Дюссельдорфе. Но сейчас уже могу сказать, что новые витрины отличаются улучшенным дизайном и большей площадью выкладки.

Беседу вел Алексей Шишков

Новости

Магазины промышленных товаров ждет неплохое будущее.

Это показал семинар «Перспективы развития сетей торговых предприятий непродовольственного сектора», организованного 22-23 августа компанией «Русский проект» при поддержке Европейского института торговли. Эти перспективы связаны с появлением новых форматов торговли промтоварами, а также франчайзинга.

Магазины формата «дрогери», о которых рассказали эксперты проектно-исследовательского центра «Русского проекта», успешно работают по классической формуле «20-80», правда, с небольшими поправками. 20% ассортимента составляют продовольственные товары длительного хранения в надежной упаковке и обеспечивают 70% оборота. Это могут быть минеральные воды и соки, витамины, печенье, конфеты в подарочных коробках, чай. Остальные товары — бытового предназначения: от банных принадлежностей до лекарств без рецепта. Ассортиментная матрица из 4-10 тысяч позиций представлена в торговом зале площадью от 100 до 300 кв. м, причем складские площади не нужны. В Германии подобный формат развивается в течение последних 25 лет, и количество магазинов достигло своего предела. «Дрогери» в Германии — это магазин у дома.

Опытом создания магазина-«дрогери» в России поделился Андрей Меркулов, руководитель проекта воронежской компании «Финист». С июля этого года работает пилотный магазин самообслуживания общей площадью 286 кв. м (площадью торгового зала 260 кв. м) с ассортиментной матрицей 8 тысяч позиций. В отличие от классического «дрогери» в нем не продают ничего съестного и, тем более, ничего из фармации — так решили коммерсанты при разработке проекта (о СЭС ни слова!). Тем не менее по расчетам руководителей компании, к концу года магазин будут ежедневно посещать 200 покупателей, обеспечивая магазину оборот в 50 тысяч долларов в месяц.

Компания «Рейтинг» занимается оптовой торговлей обувью. Ассортимент рассчитан на небогатых покупателей. Сейчас компания предлагает независимым магазинам франчайзинг. Потенциальный магазин-франчайзи должен удовлетворять ряду требований по площади, товарообороту (от 130 долларов в месяц с квадратного метра), количеству персонала (1 человек на 30 кв. м торгового зала) и некоторым другим.

Создает региональную дилерскую сеть на франчайзинговой основе и фирма «Доктор и Алекс» — владелец сети магазинов модной обуви «Обувь ХХI века». Уже работают фирменные магазины «Обувь ХХI века» в Твери, Самаре, Рязани, Якутске и Магадане.

Очень интересно рассказал об опыте работы магазинов TATI управляющий сети А. Строганов. Он привел статистику покупательского спроса и величину средней покупки в течение года. В компании российские и иностранные сотрудники консультируют друг друга, работая на общий результат.

Соб. инф.

В июле 2001 года состоялся совместный семинар московской компании «Термокул» и немецкого концерна Bitzer.

В Москве с лета этого года приступил к работе авторизованный сервис-центр Bitzer — «Термокул». Руководитель отдела международных продаж по Восточной Европе фирмы Bitzer Уве Зееман сообщил, что среднегодовой рост продаж оборудования Bitzer в России составляет 15%, а в этом году он достиг рекордного значения 30% — больше, чем в любой другой стране. Технический директор Bitzer Юрген Риш познакомил российских специалистов с поршневыми компрессорами нового поколения «Октагон» и проанализировал особенности применения поршневых и спиральных компрессоров, перспективы развития компрессорной техники.

Соб. инф.

Алексей Шишков

Статья относится к тематикам: Магазиностроение
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

История одного проектаоборудования, товаров, торгового, зала, norpe, магазин, компании