Баннер ФЗ-54
28 марта 2006, 00:00 2289 просмотров

Знак хорошего рынка

© Зарина Хисамова, ГЛАВНОЕ | Журнал «Эксперт», №11, 20 марта 2006

«Аптека-Холдинг» продан британской компании Alliance Unichem. Это первая крупная сделка с участием западного профильного инвестора на рынке фармацевтической дистрибуции

Alliance Unichem — третья по величине европейская компания, занимающаяся распространением товаров для здоровья, с оборотом 12,7 млрд евро — приобрела 96% акций российского фармдистрибутора «Аптека-Холдинг» у американского инвестиционного фонда Carlyle. Сумма сделки составила 31 млн долларов.

Эксперты считают выбор британцев очень удачным. «»Аптека-Холдинг» — успешная прозрачная компания с очень сильной командой», — заявил Вениамин Мунблит, директор по исследованиям CET. Это седьмой по объему выручки отечественный фармдистрибутор. В прошлом году оборот компании вырос на 40%, превысив 300 млн долларов.

Новые хозяева «Аптека-Холдинга» заявили, что в течение двух-трех лет они намерены вывести компанию в тройку лидеров российского рынка. Для этого они инвестируют в расширение самой дистрибуторской сети, строительство новых складов и офисов (объем инвестиций пока не определен). Кроме того, российской компании будут переданы технологии, которые, по общему мнению, на несколько шагов опережают отечественные.

Требуется взрывной рост

Сама по себе задача вхождения в тройку лидеров рынка легко решаема для «Аптека-Холдинга»: требуется удвоить оборот. Учитывая высокие темпы роста компании, это вопрос двух-трех лет и без иностранной помощи. Другое дело — существенно сократить гигантский разрыв между первой двойкой и всеми остальными. Чтобы потеснить монстров рынка «Протек» и «СИА Интернешнл». «Аптека-Холдингу» необходимо нарастить обороты в пять-шесть раз.

Некоторые эксперты такое развитие событий считают маловероятным даже при участии западного инвестора. «Чтобы «Аптека-Холдинг» смог настолько увеличить доходы, нужно, чтобы большая часть аптек почему-то вдруг отказалась от услуг «Протека» и «СИА Интернешнл» и ушла к «Аптека-Холдингу». Это возможно только в том случае, если «Аптека-Холдинг». допустим, враз снизит цены на тридцать процентов. Это нереально. «Аптека-Холдинг» будет постепенно улучшать сервис, ну и другие сделают то же самое. Массового перехода не будет», — считает Вениамин Мунблит.

Однако высказывается и такое мнение, что союз с западным инвестором приведет к взрывному росту конкурентоспособности «Аптека-Холдинга». «Действуя через Alliance Unichem, «Аптека-Холдинг» сможет получать более крупные товарные кредиты от фармпроизводителей, а значит, увеличатся объемы лекарств, которые компания везет в Россию, и ассортимент. Только за счет этого дистрибутор имеет возможность уже в течение одного года в три раза увеличить обороты», — уверен Андрей Младенцев, генеральный директор «Нижфарма». Он считает, что повысится и эффективность бизнеса российской компании, поскольку Alliance Unichem, приобретая большие объемы лекарств у производителей, имеет от них значительные скидки, которыми он поделится с «Аптека-Холдингом».

Что касается технологий, то, по словам Александра Кузина, гендиректора консалтинговой фирмы DSM Group, Alliance Unichem поставляет лекарства в свои аптеки до четырех раз в день. Возможно, сейчас российские аптеки и не готовы к такому сервису. Однако это может стать рыночной реальностью после покупки Alliance Unichem отечественной розничной сети.

От дистрибуции к рознице

Практически во всех странах, где работает британский холдинг, он присутствует и в дистрибуции, и в ритейле. Вот и в России, как только Alliance Unichem «переварит» нынешнюю покупку, стоит ожидать новых приобретений.

Очевидно, одним из главных критериев, которым будет руководствоваться при покупке Alliance Unichem, является размер сети. «Это должна быть федеральная либо крупная межрегиональная сеть, на основе которой можно будет расширять бизнес», — считает Вениамин Мунблит. Наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы быть купленным британцами, аналитики считают «Аптеки 36,6». Во-первых, это крупнейшая российская сеть, а европейцев явно интересуют масштабные приобретения. Во-вторых, Alliance Unichem находится сейчас в процессе слияния с крупной британской аптечной сетью Boots, которая работает в формате аптечного супермаркета, очень близком «Аптекам 36,6»«.

Впрочем, собственные аптеки Alliance Unichem в Европе работают по-другому: парафармацевтика составляет небольшую часть ассортимента, а лекарства покупатель берет не с открытой полки, а получает от продавца-фармацевта. Так, кстати, работает большинство российских сетей, в том числе «Первая помощь», «Ригла», «Старый лекарь«.

Других гостей пока не ждем

Нынешняя сделка — знак, который, по словам Вениамина Мунблита, зафиксировал, что «рынок хороший и люди там хорошие». Действительно, рост фармдистрибуции в прошлом году составил, по оценке «Фармэксперта», около 30%. В нынешнем году, как ожидается, он тоже будет на высоком уровне — 19–20%.

При этом не следует ждать дальнейшего притока иностранцев. «Покупку российского дистрибутора могут позволить себе только три профильные компании — Alliance Unichem, Celesio и Phoenix. Phoenix владеет небольшой долей в дистрибуторской компании РОСТА, он имел возможность ее увеличить, но не использовал. Значит, наращивать присутствие в России пока не собирается», — рассуждает Вениамин Мунблит. Остается Celesio, которая пока никак не показала своего интереса к России.

«Все-таки для западных компаний объем рынка маловат (в 2005 году он составил, по оценке «Фармэксперта». 8,25 млрд долларов в розничных ценах. — «Эксперт«), — объясняет Игорь Рудинский, генеральный директор «СИА Интернешнл». — К тому же на первом месте у них другие интересы. В Евросоюзе много новых стран-участниц. Для западных компаний такие страны, как Литва и Латвия, сейчас приоритетнее, чем Россия, потому что они «свои«».

Тем не менее для качественного изменения рынка достаточно и прихода Alliance Unichem. Его уже сравнивают с появлением в России IKEA, которая сильно изменила представления о мебельном ритейле и рознице вообще.

 
Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Мнение экспертов: возможно ли такое в России?
242
Новое на рынке: первые проекты запущены и успешно ...
419
Ярослав Шиллер, исполнительный директор иркутской ...
313
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
2021
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2555
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5962
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
768
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
932
© Зарина Хисамова, ГЛАВНОЕ | Журнал «Эксперт», №11, 20 марта 2006

«Аптека-Холдинг» продан британской компании Alliance Unichem. Это первая крупная сделка с участием западного профильного инвестора на рынке фармацевтической дистрибуции

Alliance Unichem — третья по величине европейская компания, занимающаяся распространением товаров для здоровья, с оборотом 12,7 млрд евро — приобрела 96% акций российского фармдистрибутора «Аптека-Холдинг» у американского инвестиционного фонда Carlyle. Сумма сделки составила 31 млн долларов.

Эксперты считают выбор британцев очень удачным. «»Аптека-Холдинг» — успешная прозрачная компания с очень сильной командой», — заявил Вениамин Мунблит, директор по исследованиям CET. Это седьмой по объему выручки отечественный фармдистрибутор. В прошлом году оборот компании вырос на 40%, превысив 300 млн долларов.

Новые хозяева «Аптека-Холдинга» заявили, что в течение двух-трех лет они намерены вывести компанию в тройку лидеров российского рынка. Для этого они инвестируют в расширение самой дистрибуторской сети, строительство новых складов и офисов (объем инвестиций пока не определен). Кроме того, российской компании будут переданы технологии, которые, по общему мнению, на несколько шагов опережают отечественные.

Требуется взрывной рост

Сама по себе задача вхождения в тройку лидеров рынка легко решаема для «Аптека-Холдинга»: требуется удвоить оборот. Учитывая высокие темпы роста компании, это вопрос двух-трех лет и без иностранной помощи. Другое дело — существенно сократить гигантский разрыв между первой двойкой и всеми остальными. Чтобы потеснить монстров рынка «Протек» и «СИА Интернешнл». «Аптека-Холдингу» необходимо нарастить обороты в пять-шесть раз.

Некоторые эксперты такое развитие событий считают маловероятным даже при участии западного инвестора. «Чтобы «Аптека-Холдинг» смог настолько увеличить доходы, нужно, чтобы большая часть аптек почему-то вдруг отказалась от услуг «Протека» и «СИА Интернешнл» и ушла к «Аптека-Холдингу». Это возможно только в том случае, если «Аптека-Холдинг». допустим, враз снизит цены на тридцать процентов. Это нереально. «Аптека-Холдинг» будет постепенно улучшать сервис, ну и другие сделают то же самое. Массового перехода не будет», — считает Вениамин Мунблит.

Однако высказывается и такое мнение, что союз с западным инвестором приведет к взрывному росту конкурентоспособности «Аптека-Холдинга». «Действуя через Alliance Unichem, «Аптека-Холдинг» сможет получать более крупные товарные кредиты от фармпроизводителей, а значит, увеличатся объемы лекарств, которые компания везет в Россию, и ассортимент. Только за счет этого дистрибутор имеет возможность уже в течение одного года в три раза увеличить обороты», — уверен Андрей Младенцев, генеральный директор «Нижфарма». Он считает, что повысится и эффективность бизнеса российской компании, поскольку Alliance Unichem, приобретая большие объемы лекарств у производителей, имеет от них значительные скидки, которыми он поделится с «Аптека-Холдингом».

Что касается технологий, то, по словам Александра Кузина, гендиректора консалтинговой фирмы DSM Group, Alliance Unichem поставляет лекарства в свои аптеки до четырех раз в день. Возможно, сейчас российские аптеки и не готовы к такому сервису. Однако это может стать рыночной реальностью после покупки Alliance Unichem отечественной розничной сети.

От дистрибуции к рознице

Практически во всех странах, где работает британский холдинг, он присутствует и в дистрибуции, и в ритейле. Вот и в России, как только Alliance Unichem «переварит» нынешнюю покупку, стоит ожидать новых приобретений.

Очевидно, одним из главных критериев, которым будет руководствоваться при покупке Alliance Unichem, является размер сети. «Это должна быть федеральная либо крупная межрегиональная сеть, на основе которой можно будет расширять бизнес», — считает Вениамин Мунблит. Наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы быть купленным британцами, аналитики считают «Аптеки 36,6». Во-первых, это крупнейшая российская сеть, а европейцев явно интересуют масштабные приобретения. Во-вторых, Alliance Unichem находится сейчас в процессе слияния с крупной британской аптечной сетью Boots, которая работает в формате аптечного супермаркета, очень близком «Аптекам 36,6»«.

Впрочем, собственные аптеки Alliance Unichem в Европе работают по-другому: парафармацевтика составляет небольшую часть ассортимента, а лекарства покупатель берет не с открытой полки, а получает от продавца-фармацевта. Так, кстати, работает большинство российских сетей, в том числе «Первая помощь», «Ригла», «Старый лекарь«.

Других гостей пока не ждем

Нынешняя сделка — знак, который, по словам Вениамина Мунблита, зафиксировал, что «рынок хороший и люди там хорошие». Действительно, рост фармдистрибуции в прошлом году составил, по оценке «Фармэксперта», около 30%. В нынешнем году, как ожидается, он тоже будет на высоком уровне — 19–20%.

При этом не следует ждать дальнейшего притока иностранцев. «Покупку российского дистрибутора могут позволить себе только три профильные компании — Alliance Unichem, Celesio и Phoenix. Phoenix владеет небольшой долей в дистрибуторской компании РОСТА, он имел возможность ее увеличить, но не использовал. Значит, наращивать присутствие в России пока не собирается», — рассуждает Вениамин Мунблит. Остается Celesio, которая пока никак не показала своего интереса к России.

«Все-таки для западных компаний объем рынка маловат (в 2005 году он составил, по оценке «Фармэксперта». 8,25 млрд долларов в розничных ценах. — «Эксперт«), — объясняет Игорь Рудинский, генеральный директор «СИА Интернешнл». — К тому же на первом месте у них другие интересы. В Евросоюзе много новых стран-участниц. Для западных компаний такие страны, как Литва и Латвия, сейчас приоритетнее, чем Россия, потому что они «свои«».

Тем не менее для качественного изменения рынка достаточно и прихода Alliance Unichem. Его уже сравнивают с появлением в России IKEA, которая сильно изменила представления о мебельном ритейле и рознице вообще.

 
Знак хорошего рынкаunichem, alliance, компании, АптекаХолдинг, Это, рынка, году
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Знак хорошего рынка
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/18480/2017-09-26