08.05.2007 17:34:00 8 мая 2007, 17:34 3967 просмотров

Закон для бизнеса или против него?

Журнал «Точка продаж» www.tp.eaim.ru

В настоящее время Министерство экономического развития и торговли занимается разработкой федерального закона, получившего пока рабочее название «О торговле». Определено 8 целей принятия закона, включая обеспечение экономической безопасности государства, установление государственной политики в сфере торговли, создание условий для обеспечения качественного и доступного обслуживания населения и др. Закон о торговле должен затронуть интересы его непосредственных участников.

«Каждому типу предпринимателей закон нужен в той части, которая соответствует размеру его бизнеса. Мелкий торговец будет иметь правила работы на рынке. Сетевая торговля получит, возможно, некоторые ограничения», – считает руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства движения «ОПОРА России» Дина Крылова. Новый закон послужит исходным документом, которым будут руководствоваться региональные и муниципальные органы власти, а также различныеконтролирующие органы.

Найдется ли управа на сети?

Текста закона еще нет, а на отраслевых конференциях часто можно слышать выступления экспертов, уверенно излагающих его будущее содержание. Главный мотив речей – закон будет носить ограничительный характер для розничных сетей.

Так, начальник Управления Федеральной антимонопольной службы России по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев не раз с трибуны заявлял, что в будущем законе о торговле будет ограничена для розничных сетей доля рынка, при котором субъект признается доминирующим, до 4 %. Аргументация чиновника заключается в том, что розничный рынок отличается от других сфер бизнеса, и поэтому даже относительно небольшая доля сетевой торговли приводит к значительному влиянию на рынок.

Директор Союза малых розничных сетей России Ирина Канунникова считает, что не нужно делать для розничной торговли исключения из правил: «Прежде чем устанавливать нормы, нужно все подкреплять объективными аргументами. Сегодня розничный рынок еще не развит, поэтому нельзя принимать ограничительные меры директивно без экспертных заключений. Необходим экономический анализ, который покажет, при какой доле рынка влияние игрока на рынок становится критическим».

Дина Крылова считает необходимым регулировать крупную сетевую торговлю: «В противном случае произойдет уничтожение мелких магазинов, а это альтернативные товаропроводящие сети. Гибель мелкой розницы в конечном счете приведет к тому, что покупатель останется с выбором из 4–5 товаров, потому что для остальных вход на полки магазинов будет закрыт». В «ОПОРЕ» считают, что регулирование крупной сетевой торговли может заключаться в ограничении часов работы магазинов и их концентрации.

Ирина Канунникова не находит предложение об ограничении часов работы магазинов правильным: «Чем выше сервис, предоставляемый розничной точкой, тем выше лояльность покупателей, тем больше посещаемость магазинов.  Все, кто был в Европе, смог ощутить дискомфорт от того, что двери магазинов закрываются рано вечером и продовольственные товары можно приобрести только в торговых точках при автозаправках. Зачем ограничивать покупателей? Другое дело супермаркеты и  гипермаркеты крупноформатной розницы – ограничение их работы это дополнительный инструмент поддержания мелких игроков».

Безусловно, самый больной вопрос, который обсуждают сегодня участники рынка, – запрет взимания розничными сетями бонусов и маркетинговых платежей. Негативный эффект налицо. Сети удушают производителей и поставщиков двумя руками: как с помощью бонусов и отсрочек платежей, так и понижением закупочных цен. Однако верный способ, который позволит реализовать запрет маркетинговых платежей, сегодня не знает даже самый ярый сторонник продажи магазинных полок. Дело в том, что любое административное ограничение неизбежно вступит в противоречие с действующим российским законодательством. «В Гражданском кодексе России закреплена свобода договора. Зачем нужна третья сторона, регулирующая отношение коммерческих сторон?» – вопрошает Ирина Канунникова.

Кнут – устаревшее орудие

Обсуждается также вопрос о включении в будущий закон норм достаточности обеспечения торговыми площадями и механизма разработки схем размещения торговых объектов. Известно, что потребность в торговых площадях зависит от дохода населения и степени экономического развития отрасли и экономики в целом. Ирина Канунникова не видит необходимости вводить этот сугубо экономический показатель в Федеральный закон: «Проектно-земельное планирование – специальная область знаний. В нашей стране показатель торговых площадей на душу населения 2–3 раза меньше, если сопоставлять с европейскими нормативами. А жесткие ограничения и нормативы могут значительно затормозить этот процесс».

А Дина Крылова, напротив, пришла к выводу, что описание схемы размещения торговых объектов необходимо: «Сегодня чиновник может одним росчерком пера запретить объект нестационарной торговли. Наличие ясных правил, прописанных в законе, не даст ему свободу действий».

Блок обсуждаемых вопросов относится к защите интересов национальных розничных сетей и производителей. Один из аргументов «за» лоббирование интересов российских компаний состоит в том, что приходящие в Россию интернациональные сети и производители с целью удушения конкурентов обладают мощными финансовыми возможностями для эффективного и длительного ценового демпинга. «Закон должен смягчить фактор глобализации для улучшения конкуренции», – говорит Дина Крылова.

Существует и жесткий аргумент «против». Иностранные деньги, которые приходят в Россию, часто имеют российское происхождение. Борьба с иностранцами может обернуться самобичеванием.

Следовательно, защита национальных компаний «в лоб» будет иметь негативные последствия для торгового бизнеса. Нужно искать более гибкие способы, которые может подсказать изучение зарубежных торговых законов. «В Ирландии, например, приняты законы о конкуренции и распределении земельной собственности. Локальные сети занимают 40 % рынка, и интернациональные игроки не заняли того положения, которые они занимают на других развитых рынках», – отмечает Ирина Канунникова.

Важно, чтобы новый закон стимулировал развитие рынка, а не стал очередной «дубиной» для предпринимателей. «Рынок не обманешь. Любое ограничение приблизит нас к годам советского прошлого. У нас всех в памяти, к чему может привести злоупотребление государственными рычагами. Негатив придется исправлять годами», – напоминает Ирина Канунникова.

Надежда Николаевна Кузнецова, начальник отдела прогнозирования и регулирования сферы внутренней торговли и платных услуг населению Министерства экономического развития и торговли, кандидат экономических наук, доцент.

В настоящее время торговля является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей, одним из главных локомотивов роста экономики страны. За 2006 год торговая деятельность обеспечила 19,3 % внутреннего валового продукта страны, превосходя по этому показателю все остальные виды экономической деятельности.

До сих пор мы уповали на то, что в отдельных федеральных законах отчасти прописаны отдельные регуляторы торговли, но на сегодняшний день возникла необходимость значительно расширить правовое поле. Мировая практика показывает, что законы, регулирующие сферу торговли или торговые кодексы приняты во многих странах мира с развитой рыночной экономикой. Это достаточно объемные документы, в которых подробно излагаются права и обязанности всех участников рынка. И наш закон должен стать таким комплексным документом, который будет затрагивать различные виды торговых операций.

Закон еще находится в стадии разработки, а в прессе и на деловых встречах уже обсуждается его возможное содержание, делаются какие-то выводы. Однако в настоящее время работа над законом о торговле находится в стадии разработки концепции, т.е. говорить о конкретном его содержании преждевременно. Отмечу, что на сегодняшний день пока окончательно не определено название  будущего закона.

Приказом Минэкономразвития России 12 декабря 2006 года образована межведомственная рабочая группа по организации работы по подготовке проекта федерального закона, в состав которой вошли представители департаментов Минэкономразвития России, федеральных министерств и ведомств, бизнес-сообщества, администраций субъектов Российской Федерация и т.д.

В ходе обсуждения вопросов на заседании рабочей группы можно сделать вывод, что единого мнения у участников по многим вопросам нет. Совершенно очевидно, что нам предстоит очень сложная, кропотливая работа, и по многим вопросам будет очень сложно найти приемлемый консенсус. Главное, чтобы принятый закон не принес негативных последствий для потребителей, не ущемил интересы производителей, создал благоприятную среду для развития предпринимательства в сфере торговли. Нужно найти «золотую середину».

Безусловно, обсуждается вопрос о взаимоотношениях сетевых компаний и товаропроизводителей. Эта тема часто затрагивается в прессе, на встречах и различных совещаниях. Производители резонно замечают, что их продукции затруднен доступ на полки сетевых магазинов, розничные сети требуют очень большую входную плату, различные платежи и т.д. Мы обязаны обратить внимание на этот аспект в новом законе. Хочу отметить, что речь идет не только об отечественных производителях, но и обо всех производителях, работающих на территории Российской Федерации и платящих налоги в консолидированный российский бюджет.

В свою очередь, розничные сети хотели бы затронуть в законе вопросы качества товаров, ассортиментный перечень, справедливо отмечая, что по отдельным группам товаров наши производители отстают от зарубежных. По мнению Федеральной антимонопольной службы,  целесообразно включение в проект закона отдельной главы «Антимонопольное регулирование розничной торговли», определяющей условия, случаи и порядок антимонопольного регулирования.

Предложение о включении указанных норм связано со спецификой правоотношений в сфере розничной торговли, а также социальной значимостью рассматриваемого вопроса.

Было бы желательно на стадии разработки концепции определиться по перечню мер, направленных на содействие развитию современных форматов торговли, поддержку формирования логистических центров, обеспечение доступности объектов торговли, развитие межрегиональных торговых связей и т.д. Возможно, в законе будет прописан механизм разработки схем размещения торговых объектов. Это очень важная мера регулирования розничного рынка, она будет определять доступность объектов торговли для потребителей и их достаточность. Органы исполнительной власти всех уровней выражают мнение о целесообразности внесение определенных корректив в действующую систему контрольно-надзорных функций, прежде всего Роспотребнадзора, это также будет обсуждаться в процессе разработки концепции.

Будет ставиться вопрос и об условиях и порядке регистрации торговых предприятий, учете и ведении реестров торговых предприятий, требованиях к обустройству и содержанию торговых предприятий, профессиональной подготовке кадров и т.д.

 

 

Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с тверского склада онлайн-ритейлера
456
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
476
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1569
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
439
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
531

Журнал «Точка продаж» www.tp.eaim.ru

В настоящее время Министерство экономического развития и торговли занимается разработкой федерального закона, получившего пока рабочее название «О торговле». Определено 8 целей принятия закона, включая обеспечение экономической безопасности государства, установление государственной политики в сфере торговли, создание условий для обеспечения качественного и доступного обслуживания населения и др. Закон о торговле должен затронуть интересы его непосредственных участников.

«Каждому типу предпринимателей закон нужен в той части, которая соответствует размеру его бизнеса. Мелкий торговец будет иметь правила работы на рынке. Сетевая торговля получит, возможно, некоторые ограничения», – считает руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства движения «ОПОРА России» Дина Крылова. Новый закон послужит исходным документом, которым будут руководствоваться региональные и муниципальные органы власти, а также различныеконтролирующие органы.

Найдется ли управа на сети?

Текста закона еще нет, а на отраслевых конференциях часто можно слышать выступления экспертов, уверенно излагающих его будущее содержание. Главный мотив речей – закон будет носить ограничительный характер для розничных сетей.

Так, начальник Управления Федеральной антимонопольной службы России по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев не раз с трибуны заявлял, что в будущем законе о торговле будет ограничена для розничных сетей доля рынка, при котором субъект признается доминирующим, до 4 %. Аргументация чиновника заключается в том, что розничный рынок отличается от других сфер бизнеса, и поэтому даже относительно небольшая доля сетевой торговли приводит к значительному влиянию на рынок.

Директор Союза малых розничных сетей России Ирина Канунникова считает, что не нужно делать для розничной торговли исключения из правил: «Прежде чем устанавливать нормы, нужно все подкреплять объективными аргументами. Сегодня розничный рынок еще не развит, поэтому нельзя принимать ограничительные меры директивно без экспертных заключений. Необходим экономический анализ, который покажет, при какой доле рынка влияние игрока на рынок становится критическим».

Дина Крылова считает необходимым регулировать крупную сетевую торговлю: «В противном случае произойдет уничтожение мелких магазинов, а это альтернативные товаропроводящие сети. Гибель мелкой розницы в конечном счете приведет к тому, что покупатель останется с выбором из 4–5 товаров, потому что для остальных вход на полки магазинов будет закрыт». В «ОПОРЕ» считают, что регулирование крупной сетевой торговли может заключаться в ограничении часов работы магазинов и их концентрации.

Ирина Канунникова не находит предложение об ограничении часов работы магазинов правильным: «Чем выше сервис, предоставляемый розничной точкой, тем выше лояльность покупателей, тем больше посещаемость магазинов.  Все, кто был в Европе, смог ощутить дискомфорт от того, что двери магазинов закрываются рано вечером и продовольственные товары можно приобрести только в торговых точках при автозаправках. Зачем ограничивать покупателей? Другое дело супермаркеты и  гипермаркеты крупноформатной розницы – ограничение их работы это дополнительный инструмент поддержания мелких игроков».

Безусловно, самый больной вопрос, который обсуждают сегодня участники рынка, – запрет взимания розничными сетями бонусов и маркетинговых платежей. Негативный эффект налицо. Сети удушают производителей и поставщиков двумя руками: как с помощью бонусов и отсрочек платежей, так и понижением закупочных цен. Однако верный способ, который позволит реализовать запрет маркетинговых платежей, сегодня не знает даже самый ярый сторонник продажи магазинных полок. Дело в том, что любое административное ограничение неизбежно вступит в противоречие с действующим российским законодательством. «В Гражданском кодексе России закреплена свобода договора. Зачем нужна третья сторона, регулирующая отношение коммерческих сторон?» – вопрошает Ирина Канунникова.

Кнут – устаревшее орудие

Обсуждается также вопрос о включении в будущий закон норм достаточности обеспечения торговыми площадями и механизма разработки схем размещения торговых объектов. Известно, что потребность в торговых площадях зависит от дохода населения и степени экономического развития отрасли и экономики в целом. Ирина Канунникова не видит необходимости вводить этот сугубо экономический показатель в Федеральный закон: «Проектно-земельное планирование – специальная область знаний. В нашей стране показатель торговых площадей на душу населения 2–3 раза меньше, если сопоставлять с европейскими нормативами. А жесткие ограничения и нормативы могут значительно затормозить этот процесс».

А Дина Крылова, напротив, пришла к выводу, что описание схемы размещения торговых объектов необходимо: «Сегодня чиновник может одним росчерком пера запретить объект нестационарной торговли. Наличие ясных правил, прописанных в законе, не даст ему свободу действий».

Блок обсуждаемых вопросов относится к защите интересов национальных розничных сетей и производителей. Один из аргументов «за» лоббирование интересов российских компаний состоит в том, что приходящие в Россию интернациональные сети и производители с целью удушения конкурентов обладают мощными финансовыми возможностями для эффективного и длительного ценового демпинга. «Закон должен смягчить фактор глобализации для улучшения конкуренции», – говорит Дина Крылова.

Существует и жесткий аргумент «против». Иностранные деньги, которые приходят в Россию, часто имеют российское происхождение. Борьба с иностранцами может обернуться самобичеванием.

Следовательно, защита национальных компаний «в лоб» будет иметь негативные последствия для торгового бизнеса. Нужно искать более гибкие способы, которые может подсказать изучение зарубежных торговых законов. «В Ирландии, например, приняты законы о конкуренции и распределении земельной собственности. Локальные сети занимают 40 % рынка, и интернациональные игроки не заняли того положения, которые они занимают на других развитых рынках», – отмечает Ирина Канунникова.

Важно, чтобы новый закон стимулировал развитие рынка, а не стал очередной «дубиной» для предпринимателей. «Рынок не обманешь. Любое ограничение приблизит нас к годам советского прошлого. У нас всех в памяти, к чему может привести злоупотребление государственными рычагами. Негатив придется исправлять годами», – напоминает Ирина Канунникова.

Надежда Николаевна Кузнецова, начальник отдела прогнозирования и регулирования сферы внутренней торговли и платных услуг населению Министерства экономического развития и торговли, кандидат экономических наук, доцент.

В настоящее время торговля является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей, одним из главных локомотивов роста экономики страны. За 2006 год торговая деятельность обеспечила 19,3 % внутреннего валового продукта страны, превосходя по этому показателю все остальные виды экономической деятельности.

До сих пор мы уповали на то, что в отдельных федеральных законах отчасти прописаны отдельные регуляторы торговли, но на сегодняшний день возникла необходимость значительно расширить правовое поле. Мировая практика показывает, что законы, регулирующие сферу торговли или торговые кодексы приняты во многих странах мира с развитой рыночной экономикой. Это достаточно объемные документы, в которых подробно излагаются права и обязанности всех участников рынка. И наш закон должен стать таким комплексным документом, который будет затрагивать различные виды торговых операций.

Закон еще находится в стадии разработки, а в прессе и на деловых встречах уже обсуждается его возможное содержание, делаются какие-то выводы. Однако в настоящее время работа над законом о торговле находится в стадии разработки концепции, т.е. говорить о конкретном его содержании преждевременно. Отмечу, что на сегодняшний день пока окончательно не определено название  будущего закона.

Приказом Минэкономразвития России 12 декабря 2006 года образована межведомственная рабочая группа по организации работы по подготовке проекта федерального закона, в состав которой вошли представители департаментов Минэкономразвития России, федеральных министерств и ведомств, бизнес-сообщества, администраций субъектов Российской Федерация и т.д.

В ходе обсуждения вопросов на заседании рабочей группы можно сделать вывод, что единого мнения у участников по многим вопросам нет. Совершенно очевидно, что нам предстоит очень сложная, кропотливая работа, и по многим вопросам будет очень сложно найти приемлемый консенсус. Главное, чтобы принятый закон не принес негативных последствий для потребителей, не ущемил интересы производителей, создал благоприятную среду для развития предпринимательства в сфере торговли. Нужно найти «золотую середину».

Безусловно, обсуждается вопрос о взаимоотношениях сетевых компаний и товаропроизводителей. Эта тема часто затрагивается в прессе, на встречах и различных совещаниях. Производители резонно замечают, что их продукции затруднен доступ на полки сетевых магазинов, розничные сети требуют очень большую входную плату, различные платежи и т.д. Мы обязаны обратить внимание на этот аспект в новом законе. Хочу отметить, что речь идет не только об отечественных производителях, но и обо всех производителях, работающих на территории Российской Федерации и платящих налоги в консолидированный российский бюджет.

В свою очередь, розничные сети хотели бы затронуть в законе вопросы качества товаров, ассортиментный перечень, справедливо отмечая, что по отдельным группам товаров наши производители отстают от зарубежных. По мнению Федеральной антимонопольной службы,  целесообразно включение в проект закона отдельной главы «Антимонопольное регулирование розничной торговли», определяющей условия, случаи и порядок антимонопольного регулирования.

Предложение о включении указанных норм связано со спецификой правоотношений в сфере розничной торговли, а также социальной значимостью рассматриваемого вопроса.

Было бы желательно на стадии разработки концепции определиться по перечню мер, направленных на содействие развитию современных форматов торговли, поддержку формирования логистических центров, обеспечение доступности объектов торговли, развитие межрегиональных торговых связей и т.д. Возможно, в законе будет прописан механизм разработки схем размещения торговых объектов. Это очень важная мера регулирования розничного рынка, она будет определять доступность объектов торговли для потребителей и их достаточность. Органы исполнительной власти всех уровней выражают мнение о целесообразности внесение определенных корректив в действующую систему контрольно-надзорных функций, прежде всего Роспотребнадзора, это также будет обсуждаться в процессе разработки концепции.

Будет ставиться вопрос и об условиях и порядке регистрации торговых предприятий, учете и ведении реестров торговых предприятий, требованиях к обустройству и содержанию торговых предприятий, профессиональной подготовке кадров и т.д.

 

 

Закон для бизнеса или против него?торговли, торговых, закон, рынка, России, закона, работки
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Закон для бизнеса или против него?
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18472/2017-05-22