16 апреля 2008, 13:15 3964 просмотра

Борьба с ценами или розницей?

Yarmarka.net

Подводя итоги политики госорганов в розничном секторе последних недель, можно констатировать — в отрасли не складывается настоящий диалог, растет недоверие бизнеса к власти, а общества – к бизнесу, ухудшается бизнес-климат. Отрасль оказалась бессильной перед агрессивной информационной волной, подогреваемой политическими противостояниями, — считают авторы позиционной отраслевой записки «Меморандум о взаимопонимании с Кабмином. Что получила розница за понимание?» исследовательской компании RetailStudio.

Пытаясь совладать с галопирующей инфляцией (за 3 месяца года рост цен составил 9,7%), 28 марта Кабмин и семь крупных розничных сетей страны подписали меморандум о взаимопонимании, в котором ритейлеры гарантировали недопущение сокращения объемов продаж социальных товаров, а также зафиксировали торговую наценку на них. Сразу же после подписания меморандума в регионах началась массированная информационная атака на розничный сектор со стороны территориальных отделений АМКУ и облгосадминистраций. Розничников обвинили в монополизме в гг. Киев, Черновцы, Житомир, Кировоград Луцк, Николаев.

Подписание меморандума и действия АМКУ в регионах вызвали волну сообщений о ценах, дефиците, проверках, «сговорах», монополизации. Негативную информационную волну подогревают выступления политиков и экспертов, вовлеченных в политические противостояния. В итоге, наносится ощутимый урон инвестиционному климату, который в ближайшей перспективе будет усиливаться. Ведь, с одной стороны, правительство будет рапортовать об успехах административной войны с ценами (что заставит в лишний раз задуматься международных розничников о перспективности выхода на украинский рынок). С другой стороны, политические оппоненты действующего правительства всячески будут подогревать опасения инвесторов, указывая на «нерыночность» правительства.

В результате активности властей в ценовой сфере у розницы образовались значительные имиджевые проблемы. В стране с одним из самых низких показателей концентрации розничного рынка формируется общественное сознание о монопольном положении супермаркетов. Отрасль, в которой нормальной считается наценка в размере 10-15%, обвиняют в 50-процентной рентабельности.

«Это не соответствует реальному положению вещей. Развитие продовольственных розничных сетей – одна из позитивных тенденций развития украинской экономики. Сегодня это одна из прозрачных и конкурентных отраслей, лидеры которой уже осуществили (среди немногих украинских компаний) выход на международные публичные финансовые площадки», — считает Михаил Грищенко, директор RetailStudio.

По его словам, розничный бизнес инвестирует средства в развитие транспортной и логистической инфраструктуры страны, самые современные информационные технологии, а также знания своих менеджеров и квалификации работников. При этом, подавляющее большинство розничных компаний принадлежат украинскому капиталу.

Михаил Грищенко обращает внимание, что информационную кампанию Кабмина и АМКУ подхватили журналисты, эксперты и политики, которые увидели возможность использовать ситуацию в своих политических целях. При этом, на фоне хора заявлений о «монополизации» розничного рынка отрасль не нашла в себе силы и возможностей выровнять ситуацию и предоставить на суд общества альтернативный взгляд на проблему, а заодно стабилизировать ценовые ожидания.

По мнению эксперта, форматная сетевая розница – одна из немногих отраслей экономики Украины, появившаяся после распада командной экономики «с нуля», не на основе осколков структур советского управления. Поэтому в отрасли практически отсутствуют или не работают эффективно структуры представления групповых интересов – по разным сегментам, форматам, формам собственности и пр.

Получается, что розничники поодиночке ведут конструктивный диалог с центральными и местными органами власти, но в замен получают лишь обвинения. «Рознице необходим открытый публичный диалог с властью, а в будущем – с профсоюзами, экологическими и этическими гражданскими группами (которые вот-вот начнут предъявлять свои претензии сетевой торговле). Но диалог не должен вестись в интересах одной стороны. Розничные сети должны научиться убеждать общество в том, что их бизнес не менее важен и полезен для развития национальной экономики и местных общин, чем публичные акции властей», — считает Михаил Грищенко.
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Борьба с ценами или розницей?экмики, диалог, стороны, Михаил, Грищенко, розничных, одна