26 июня 2003, 00:00 2884 просмотра

Биржевая лихорадка

© Елена СУХАРЕВА, Новости Торговли, N6-2003

Нехватка ресурсов — одна из самых острых проблем практически для любой российской розничной сети. Некоторые операторы заявляют, что в перспективе они смогут решить ее за счет первичного размещения акций. Если учесть, что в России осуществление IPO — единичные случаи, то заявления звучат очень смело. Впрочем, все хорошо понимают, что пока подобные обещания — всего лишь попытка узнать, как отреагируют на них потенциальные инвесторы.

Внимание к рынку ценных бумаг в России крупные российские компании проявили после того, как два ведущих оператора сотовой связи — МТС и «Вымпелком» вышли на крупнейшую мировую фондовую арену — NYSE и привлекли серьезные финансовые ресурсы. Еще больше впечатлили деловые круги успехи холдинга «Вимм-Билль-Данн», продавшего через ту же Нью-Йоркскую фондовую биржу 28% акций и выручивших за одно размещение примерно треть своего годового дохода. Аналитики инвестиционных компаний утверждали, что их опыт — большая удача, которая вряд ли станет правилом. Однако перспектива привлечь сотни миллионов долларов полностью затмила не слишком обнадеживающие прогнозы. Руководители компаний начали активно обсуждать детали возможного размещения и оценивать свои шансы на привлечение солидного капитала. Планами выхода на европейские биржи охотно делятся топ-менеджеры мясоперерабатывающего завода «Черкизовский», парфюмерно-косметического концерна «Калина» и других компаний, представляющих разные сферы бизнеса.

Имидж, деньги, статус

У розничных операторов тема фондовых рынков стала популярной несколько месяцев назад. Первой о намерении выйти на фондовый рынок заявила «Аптечная сеть 36,6» еще летом прошлого года. Тогда это сообщение осталось практически незамеченным. Видимо, мало кто поверил, что оно выльется во что-то конкретное. Теперь о возможном выходе на биржу рассуждают руководители сети «М.видео». О прибыльности рынка ценных бумаг заговорили в сети «Седьмой Континент». «Опыт российских компаний подтвердил, что таким образом можно привлечь серьезный мировой капитал», — отмечает генеральный директор сети «Седьмой Континент» Владимир Ярошевский. О том, что через какое-то время такой инструмент как IPO будет обязательно задействован, заявляют и в сети «Патэрсон». В конце апреля этого года о публичном размещении акций впервые заявил торговый дом «Перекресток», в составе акционеров которого появился международный фонд Templeton Strategic Emerging Markets Fund, управляющий активами в размере $252 млрд. Фонд приобрел 7,7% дополнительно выпущенных акций торгового дома (чуть больше, чем ожидалось) почти за $20 млн. Как сообщил председатель совета директоров «Перекрестка» Лев Хасис, публичное размещение «Перекрестка» на бирже — одно из условий сделки с Templeton. В компании рассчитывают осуществить его в ближайшие 2-3 года. На данный момент финансовый консультант сделки ING Investment Banking оценивает рыночную стоимость всего торгового дома в $240 млн. Как говорится в бизнес-плане, к 2006 году годовой оборот сети должен увеличиться до $900 млн. Если «Перекресток» будет стабильно развиваться и достигнет запланированных финансовых показателей, считают аналитики, то через 2-3 года он может реально претендовать на привлечение серьезных инвестиций. В том числе и на западных биржевых площадках. Наличие среди акционеров крупного международного фонда — отличный имиджевый плюс, который способен принести даже больше пользы, чем вырученные средства. Такие нематериальные активы инвесторы всегда ценят.

Всплеск интереса к новому источнику ресурсов аналитики объясняют одинаково. «Компаниям необходимы «длинные дешевые» инвестиции, — говорит вице-президент корпоративно-финансовой компании «АТОН» Игорь Бондаренко. — Их можно заимствовать только на бирже». «Длинные инвестиции» операторам действительно очень нужны, в противном случае шансы выстоять в конкурентной борьбе с западными ритейлерами невелики. Доступа к ним у компаний нет, а имеющийся арсенал привлечения средств не позволяет развиваться желаемыми темпами. Интересно, что это ощущают даже компании, находящиеся под влиянием крупных финансовых структур. «Банковские кредиты — далеко не панацея. Это краткосрочные инвестиции, процентные ставки за пользование которыми довольно высоки, — рассказывает Владимир Ярошевский. — Существует такой инструмент как облигационные займы. Но их тоже нельзя назвать 100-процентным ресурсом, в ряде случаев они обходятся дороже, чем кредиты. Поэтому в среднесрочной перспективе мы не исключаем варианта первичного размещения на западных биржах». Для «Седьмого Континента» IPO — еще один шаг к осуществлению давней мечты: продажи контрольного пакета акций иностранному стратегическому инвестору. «Если мы решим выйти на рынок международного капитала, то с совершенно конкретной целью: найти инвестора, специализирующегося на розничной торговле, получить ресурсы и технологии более высокого уровня», — продолжает Владимир Ярошевский.

Первое подтверждение того, что эти прагматичные рассуждения могут стать реальностью, появилось в начале этого года. Продав 20-процентный пакет акций на ММВБ, «Аптечная сеть 36,6» получила статус публичной компании. Правда, чтобы обрести его, компании пришлось пожертвовать амбициями на получение гораздо большей суммы.

Жертва публичности

К разработке проекта в «Аптечной сети 36,6» приступили в июле прошлого года. «Мы давно хотели привлечь акционерный капитал, поэтому из разных финансовых источников выбрали первичное размещение акций, — рассказывает директор по развитию «Аптечной сети 36,6» Виктор Сакс. — Помимо собственно капитала IPO дает много других плюсов: формирует положительный имидж компании и выводит ее на абсолютно новый уровень игры».

Обычно подготовка к IPO занимает около года. Столько времени необходимо для приведения отчетной документации в порядок, а финансовому консультанту — для качественной всесторонней оценки эмитента, определения его сильных и слабых сторон и подбора подходящих инвесторов. В аптечной сети все подготовительные этапы завершили за 8 месяцев. «Это был очень интенсивный и сложный процесс», — говорит Виктор Сакс. В ходе реструктуризации было создано ОАО «Аптечная сеть 36,6», объединившее розничный и производственный сектор — «Аптеки 36,6» и компанию «Верофарм». Аудиторской оценкой экономических результатов сети за первое полугодие 2002 года занималась Deloitte&Touch. За два года работы с аптечной сетью специалисты Deloitte&Touch представили первое заключение, имеющее статус аудита.

Торги должны были состояться 23 января. Однако за день до начала торгов банк-андеррайтер (ING Baring Investment Bank) порекомендовал руководству сети отложить их из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры. К тому же произошло еще одно неприятное событие. Накануне размещения биржевые аналитики опубликовали отчет, в котором первоначальная стоимость акций, установленная в диапазоне $11-16, была названа явно завышенной. Несмотря на неблагоприятный фон размещение все-таки состоялось, 20-процентный пакет был продан по цене $9 за акцию. В итоге компания привлекла $14,4 млн. Почти вдвое меньше, чем планировалось. Столь заметное снижение номинальной стоимости акций в аптечной сети объясняют мини-кризисом, вызванным неопределенностью с иракским вопросом, крайней осторожностью инвесторов и худшей с точки зрения мировых индексов неделей. В таких условиях отсрочка выглядела бы вполне логичным шагом, но в компании предпочли не дожидаться лучших времен. «Пусть мы выручили меньше средств, чем планировалось сначала, но зато мы завершили проект и первыми в российском розничном секторе получили статус публичной компании, — поясняет Виктор Сакс. — Учитывая нестабильность на мировых рынках, мы считаем размещение успешным. Кстати, оно было одним из немногих с начала года во всем мире».

До того, как у инвесторов появилась уверенность в быстрой победе антииракской коалиции, они действительно демонстрировали невероятную осторожность. Даже в Америке, где капитал традиционно был наиболее активен, вкладчики заняли наблюдательную позицию. Поэтому доводы руководства сети на первый взгляд звучат вполне убедительно. Тем не менее аналитики не согласны с тем, что все дело в неблагоприятной конъюнктуре. «Недостаточным был интерес потенциальных инвесторов. Хороший показатель спроса на акции — их цена после размещения. Например, Вимм-Билль-Данн размещал акции по цене $19,5. Спустя неделю стоимость поднялась до $25,5 за акцию, что свидетельствует о неудовлетворенном спросе. После размещения «Аптечной сети 36,6» никакой активности не было, — говорит Андрей Иванов, старший аналитик «Тройки-Диалог». — Мне кажется, что выбранная модель привлечения средств не соответствовала уровню компании. Оптимальным решением для сети было бы привлечение прямых инвесторов». «Но скорее всего снижение стоимости акций обусловлено недоработкой проекта, — считает аналитик другой инвестиционной компании. — Если выход на биржу предваряют тщательные консультации с банком-андеррайтером и грамотная PR-кампания, то, как правило, шансы привлечь серьезные средства высоки. В качестве примера можно привести РБК. В данном случае проект был явно не проработан. Акционеры ценят, когда им представляют тщательно составленный бизнес-план, подробное описание принципов работы компании, ее цели. Вполне прогнозируемо, какой будет их реакция, если в аудиторских отчетах фигурирует офшорная компания-владелец марки «36,6», которой необходимо выплачивать роялти».

Можно назвать еще одну причину, из-за которой, по всей видимости, в сети решили не переносить торги. Как сообщил Виктор Сакс, привлеченные средства пойдут на развитие сети, а также финансирование долгового портфеля и выплаты по «дорогим обязательствам». Вероятно, срок погашения обязательств подходил к концу. «Такие ситуации типичны для нашего рынка. Чем динамичнее и быстрее развивается сеть, тем больше вероятность того, что у нее много финансовых проблем», — говорит управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский.

Все затраты на подготовку, включая комиссию банка-андеррайтера, в аптечной сети оценивают примерно в 10% от привлеченных средств, то есть около $1,4 млн. Прибыль от размещения составила $13 млн, капитализация увеличилась до $72 млн. По мнению экспертов инвестиционной компании «Тройка-Диалог», это совсем неплохой результат. А главное — ценный опыт для других участников рынка.

Ваш выход

Опыт «Аптечной сети 36,6» безусловно пригодится, но повторить его в розничном секторе в ближайшие 1,5-2 года вряд ли кто-то сможет. Конкретных планов выхода на фондовый рынок нет ни у одной сети, что можно назвать трезвой оценкой своих возможностей. На данном этапе развития компании объективно не готовы к осуществлению столь сложных проектов.

«Продавать нужно готовый продукт», — говорит президент «М.видео» Александр Тынкован. «Поэтому мы приводим магазины к единому стандарту, продолжаем оптимизацию управленческой структуры и постепенно внедряем международные стандарты отчетности, — рассказывает Мария Белан, пресс-секретарь «М.видео». — Сейчас сеть развивается за счет собственной операционной прибыли и коротких кредитов. Когда этого будет недостаточно, мы попытаемся получить доступ к длинным деньгам». «М.видео» надеется довести к 2005 году количество магазинов до 60, а оборот — до $1 млрд, приблизившись таким образом к параметрам «готового продукта».

По мнению начальника отдела инвестиционной компании «Проспект» Александра Корчагина, реальный интерес для инвесторов розничные операторы будут представлять после того, как произойдет консолидации капитала и обороты операторов увеличатся хотя бы до $1 млрд. «Пока компании не достигли соответствующего уровня, все разговоры об IPO — не более чем эффектный имиджевый ход и попытка повысить свою инвестиционную привлекательность», — считает эксперт. Однако в целом наблюдатели отмечают, что через пару лет перспективы розничных компаний на фондовом рынке будут выглядеть весьма многообещающими. «За год обороты российских сетей в среднем увеличиваются на 30-40%, тогда как на Западе рост не превышает 5-7%, — говорит заместитель начальника отдела развития сети «Седьмой Континент» Николай Журавлев. — Естественно, такой потенциал не может не привлекать».

Степень привлекательности потенциала будет напрямую зависеть от уровня подготовленности эмитента, его управленческой культуры, профессионализма менеджмента и, самое главное, прозрачности намерений собственника бизнеса. «Размещения на бирже в России столь редки потому, что собственники плохо представляют себе перемены, связанные с привлечением акционерного капитала, — считает Игорь Бондаренко. — Из «частной лавочки» компания превращается в прозрачный бизнес. Это означает, что владельцам необходимо раскрыть структуру собственности компании, поделиться частью бизнеса и рычагами управления. Большинство владельцев к этому просто не готовы и всегда стараются оставить себе возможность для увода активов».

Впрочем, на данном этапе даже разговоры об IPO можно рассматривать как беспроигрышный вариант. Во-первых, отказ от проекта или его «заморозка» ни к чему не обязывают — в любой момент можно сослаться на неблагоприятную экономическую обстановку. Во-вторых, даже нереализованное намерение стать публичной компанией позволяет владельцам бизнеса при продаже добавить к стоимости несколько миллионов долларов. Но это уже совсем другая торговля.

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Биржевая лихорадкасети, компании, года, акций, мния, ipo, говорит