Крупные мировые ритейлеры
Открытия и закрытия магазинов
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
22 февраля 2019, 12:45 83945 просмотров

Торговые сети Санкт-Петербурга: кто догонит лидера?

Санкт-Петербург – родина многих ритейлеров и одновременно самый консолидированный и конкурентный рынок в России. Как распределились доли лидеров и есть ли точки для входа? Кому и как удается вносить коррективы в расстановку сил среди ритейлеров Северной столицы и Ленинградской области?

SPb Retail.jpg

Санкт-Петербург — второй по величине город России, административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области, самостоятельный субъект РФ. Население Санкт-Петербурга — более 5 млн человек, население Ленобласти – около 2 млн человек (по данным на 2019 год).

На протяжении последних лет в Санкт-Петербурге самая высокая доля торговых сетей в общем обороте розничной торговли. По данным Санкт-Петербургского УФАС России, совокупная доля крупных торговых сетей в торговле продовольственными товарами в 2017 году вплотную приблизилась к 90 % (89,72 %).

Читайте также статью про розничные продуктовые сети в московском регионе:

Розничные сети Москвы и Московской области

Кто лидер?

В Санкт-Петербурге представлены международные, федеральные и местные сети (такие как «Сезон», «Лайм», «Лэнд», «РиоМаг», «РеалЪ»).

При этом самая крупная доля принадлежит X5 Retail Group — 23,86%. С учетом приобретенных в начале 2018 года супермаркетов «О’Кей-экспресс», доля X5 Retail Group на рынке региона, возможно, скоро превысит 25%.

Доли домашних сетей питерского рынка – почти вдвое меньше: «Лента» занимает 13,36%, «О’Кей» — 11,67 %, «Интерторг» («Народная 7Я», «идеЯ», SPAR) — 10,28%. Довольно значительная доля приходится на магазины «Дикси» — 6,70% и «Магнит» — 4,69% (источник: Санкт-Петербургский УФАС России, по итогам 2017 года).

Схожая ситуация сложилась и в Ленинградской области. Как рассказали в Ленинградском УФАС России, на основе данных, полученных в предыдущие периоды, можно сделать вывод, что самыми крупными и динамично растущими сетями на рынке Ленинградской области являются «Перекресток» и «Агроторг» (франшиза «Пятерочка»). Так, в Бокситогорском районе области доля этих сетей превысила 26 %, в остальных муниципалитетах – на грани 25 %.

Динамика на укрупнение

Среди аналитиков распространено мнение, что Санкт-Петербург — город гипермаркетов. По данным InfoLine, в 2018 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работал 121 гипермаркет (для сравнения — в Москве и МО — 143), при этом основная часть сосредоточена в черте города и характеризуется высокой скученностью.

Гипермаркеты Санкт-Петербурга, InfoLine, 2018 год

Гипермаркеты Санкт-Петербурга, InfoLine, 2018 год

«В Санкт-Петербурге и Ленинградской области наблюдается наиболее высокий показатель концентрации продовольственной розницы среди всех регионов России, — отмечает генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов» (г. Санкт-Петербург) Елена Пономарева. — Это связано с тем, что именно отсюда начали свое развитие такие крупные сети как «О’Кей», «Лента», «Пятерочка» и «Карусель».

Как и в целом на российском рынке, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области происходит усиление конкуренции за кошельки потребителей. При этом кризис и снижение покупательской способности привели к тому, что с рынка ушли мелкие неэффективные игроки, а в сетевом сегменте происходит укрупнение федеральных игроков за счет региональных сетей.

Доля топ-10 сетей составляет 75% рынка (данные MarketMedia).За последний год с рынка ушли сети «Нетто», «Смайл», «Гастроном 811» и «Лукошко», более 30 супермаркетов «О’Кей» куплены Х5 Retail Group под магазины «Перекресток».

В 2018 году на рынок города вышла сеть «ВкусВилл», которая заняла практически пустую нишу, поскольку игроков с позиционированием «магазин здорового питания» в Санкт-Петербурге практически нет. «Сможет ли сеть «ВкусВилл» задержаться на рынке, покажет время, — говорит Елена Пономарева. — Несмотря на растущий спрос в сегменте здорового питания, рынок Санкт-Петербурга более консервативен и этим сильно отличается от московского».

Елена Пономарева, генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов»Елена Пономарева, генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов», член Гильдии Маркетологов, доцент кафедры менеджмента БГТУ «Военмех» (г. Санкт-Петербург)

В ближайшее время в Санкт-Петербурге можно ожидать появления новых нишевых игроков, относящихся к малому бизнесу, специализирующихся на конкретных товарах (прежде всего, фермерские продукты питания) или имеющих выгодное местоположение, например, на первых этажах спальных районов, куда не может встать сетевой формат. Активно развиваются мини-пекарни, составляющие конкуренцию как производителям массового хлеба, так и хлеба, выпекаемого в гипермаркетах и супермаркетах.

Продолжается смещение части спроса в сторону онлайн-канала, в том числе, в продуктовой рознице, прежде всего, за счет выхода в этот сегмент крупных интернет-магазинов (например, «Озон»), а также за счет развития этого направления крупными сетями (например, «О’Кей»). В сегменте непродовольственной розницы растет доля маркетплейсов, за счет удобства переманивающих потребителей из традиционных магазинов. Этот же тренд может распространиться и на продуктовую розницу.

X5 Retail Group

К концу 2018 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работало более 900 магазинов X5 Retail Group, из них — 790 универсамов «Пятерочка», 94 супермаркета «Перекресток» и 19 гипермаркетов «Карусель».

«Лента»

Сети северной столицы

Домашний игрок рынка, сеть родилась в Санкт-Петербурге в 1993 году, и вышла за пределы города только в 2006 году, открыв магазины в Новосибирске, Астрахани и Тюмени. По данным Санкт-Петербургского УФАС, в городе работают 36 гипермаркетов и 30 супермаркетов бренда. Доля в 2017 году на рынке Питера — 13,36%.

«O’Кей»

Сети северной столицы

Третий по доле в товарообороте игрок рынка. В настоящее время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают 23 гипермаркета «О`Кей». Интересно, что сеть дискаунтеров «ДА!» — динамично растущий проект группы «О`Кей» — пока не представлена в этом регионе.

«ТД Интерторг»

Сети северной столицы

Продуктовая розничная компания, объединяющая несколько форматов магазинов в Северо-Западном регионе: универсамы «Народная 7Я семьЯ», супермаркеты «идеЯ», супермаркеты «SPAR». Самая крупная сеть группы «Народная 7Я семьЯ» в настоящее время насчитывает 229 универсамов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ассортимент магазинов сети — от 3500 до 6500 наименований. Доля «Интерторга» на рынке розничной торговли продовольственными товарами СПб по итогам 2017 года — 10,28%.

«Дикси»

По данным на март 2018 года, в городе работают 336 магазина (70 тыс. кв. м торговой площади), доля в обороте розничной торговли Санкт-Петербурга по итогам 2017 года — 6,70%.

«Ашан»

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают 9 магазинов сети, из них — 6 классических гипермаркетов и 3 магазина формата «Ашан Сити». Доля сети в товарообороте розничной торговли северной столицы по итогам 2017 года — 4,89%.

«Магнит»

По данным на март 2018 года, в Санкт-Петербурге работают 293 магазина сети, занимающие 62 тыс. м торговой площади, на сеть приходится всего 4% местного рынка. Доля на рынке СПб — 4,69%.

«Полушка»

Сети северной столицы

Входит в состав торгового холдинга «Продовольственная биржа». На начало 2019 года под управлением компании в Санкт-Петербурге и Ленинградской области находится около 70 магазинов «Полушка». Доля на рынке СПб – 2,79%. В январе 2019 года прошла информация, что «Продовольственная биржа» (развивает сети «Полушка», «Е-Да», «Лайм», «Всенародный») собирается уйти с рынка из-за высокой конкуренции с гигантами розничной торговли и распродает площади. В 2016 году «Полушка» закрылась в Москве.

К закрытию готовится и сеть фрешмаркетов «Лайм», объединяющая 25 фрешмаркетов в различных районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Метро Кэш энд Керри»

В столице и области работают 3 торговых центра сети. При этом активно развивается франчайзинговый проект «Метро» – сеть магазинов у дома «Фасоль», которая уже насчитывает 62 магазина в СПб и ЛО. Доля на рынке СПб по итогам 2017 года — 2,53%.

Prisma

Сети северной столицы

Финская сеть Prisma в России выбрала для локации исключительно рынок Санкт-Петербурга. Работает с 2008 года и насчитывает 13 магазинов: 2 гипер- и 11 супермаркетов со штатом 1200 сотрудников. Компания управляет собственным распределительным центром. Доля на рынке СПб по итогам 2017 года — 2,11%.

Сеть Prisma является частью финского холдинга S-Group, основанного в 1904 году. У себя на родине розничный бренд занимает лидирующие позиции в сфере розничной торговли, компания осуществляет торгово-розничную деятельность в Латвии, Литве и Эстонии.

«Лэнд»

Сети северной столицы

Премиальная сеть дислоцируется только в Санкт-Петербурге, объединяет 12 супермаркетов. Доля по итогам 2017 года – 1,05%. Развивает новые форматы, так осенью 2018 года сеть открыла фуд-улицу «Лэнд туннель» в центре Санкт-Петербурга на цокольном этаже торгового дома «Пассаж» на Невском проспекте. В атмосферных интерьерах представлен широкий гастрономический ассортимент и работают два тематических круглосуточных кафе — The Tunnel и FM Dostoevsky.

«РеалЪ»

Сеть супермаркетов шаговой доступности, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. За 2018 год компания увеличила количество точек в два раза и насчитывает уже более 60 магазинов. Политика компании направлена на расширение сети и улучшение качества обслуживания покупателей.

«Азбука Вкуса»

Сети северной столицы

Московская премиальная сеть вышла в Санкт-Петербург в декабре 2012 года. Тогда компания развивала только формат супермаркета и намеревалась открыть в северной столице около десяти супермаркетов. В феврале 2019 года работают 12 магазинов компании — 5 супермаркетов «Азбука Вкуса» и 7 минимаркетов АВ Daily.

Оптоклуб «Ряды»

Сети северной столицы

Сеть родилась в Питере, работает в формате складских клубов, объединяет 4 магазина, 2 из которых расположены в Санкт-Петербурге, один — в Ленинградской области. Отметим, что при запуске первого магазина компания «Биг-Бокс», развивающая « Оптоклуб «Ряды», анонсировала планы открыть до конца 2018 года 21 магазин.

«Фермер»

Сеть магазинов мясной и молочной продукции, начиналась с торговых точек на фермерских рынках. Объединяет более 50 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленобласти.

«Семишагофф»

Сеть дискаунтеров, которая в 2018 году объединяла 90 точек в Питере и Ленобласти под лозунгом «Низкие цены для всех без исключений каждый день с утра до ночи». До августа 2012 года сеть называлась «Семь шагов».

«Колхоз»

Сети северной столицы

Местная продовольственная сеть объединяет 18 продуктовых магазинов шаговой доступности. Образована в 2010 году. Ассортимент: мясо, птица, молоко, морская и речная охлажденная и замороженная рыба отечественных производителей, в том числе фермерских хозяйств Ленинградской области, а также — кондитерские изделия, овощи, фрукты и сухофрукты.

«Пловдив»

Сеть универсальных магазинов, работающих на Юго-Западе Санкт-Петербурга. В феврале 2019 года компания «Пловдив» включала в себя 12 магазинов площадью от 350 кв. м. до 1200 кв. м., расположенных в Кировском, Красносельском, Фрунзенском районах.

Stopexpress

Еще один ритейлер родом из Питера. Магазины импульсных покупок Stopexpress работают на АЗС «Газпромнефть» — 21 магазин в Санкт-Петербурге и 1 в аэропорту Пулково. Ассортимент – товары импульсного спроса: напитки, кондитерские и табачные изделия, готовые блюда, снэки и сопутствующие товары. Важной частью ассортимента являются свежемолотый кофе «с собой», свежая выпечка и блюда фастфуда.

«Нетто»

Сети северной столицы

Одна из старейших продуктовых сетей Санкт-Петербурга покинула рынок весной 2018 года, не выдержав конкуренции с федералами. Ритейлер управлял 50 универсамами.

«Технолог»

Сеть создана на базе научно-производственного комплекса «Технолог», работающего в формате кооператива. В настоящее время объединяет 17 магазинов экономкласса, в ассортименте — продовольственные товары первой необходимости. Имеет собственный оптовый склад площадью 3000 кв. м, к которому подведена эстакада.

«Удачный»

Возвращает формат прилавочной торговли: под одной крышей на площади 200 кв. м располагаются несколько прилавков отдельных продавцов. За каждый отдел отвечает индивидуальный предприниматель, координирует работу управляющая компания. Руководитель сети арендует помещения, а далее ищет субарендаторов. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сеть появилась в ноябре 2015 года. Инвестиции в один магазин составляют 3,5 млн руб., наценка на товары варьируется от 2 до 25%. В настоящее в Санкт-Петербурге работают 14 магазинов.

«Народный фермер»

Сеть фермерских продуктов нового поколения прилавочной торговли. Насчитывает 9 магазинов и намерена активно расти, для чего подбирает площади от 300 до 800 кв. м с витринными окнами.

«Сезон»

Сеть родом из Питера, объединяет 4 универсама средней площадью 12 тыс. кв. м, в ассортименте которых представлены не только продукты, но и одежда, товары для дома, бытовая химия. На площадях универсамов работают фудкорты.

«РиоМаг»

Сети северной столицы

Местная сеть супермаркетов, основана в 2003 году. Магазины располагаются в Санкт-Петербурге — 4, Пушкине — 1 и Гатчине — 2, имеют торговую площадь от 500 до 2000 кв. м. Для обеспечения супермаркетов товарами собственного производства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области функционируют производственные цеха. Сеть намерена укреплять позиций на рынке и открывать новые супермаркеты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

По данным Петростата, оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге в 2018 году составил 1396,6 млрд. руб. (+2,3% к показателю 2017 года). На продукты питания пришлось 34%, на непродовольственные товары — 66%. Для сравнения в 2017 году — 36% и 64% соответственно.

Изменение структуры розничной торговли происходит под влиянием медленного восстановления потребления на фоне угасания кризиса. Потребители не только совершают повседневные покупки продуктов питания, но и начинают тратить доходы и сбережения на непродовольственные товары.

Оборот розничной торговли в Ленинградской области в 2018 году — 387,8 млрд. руб. (+2,1%). На продукты питания пришлось 46 % (в 2017 году — 50%), на непродовольственные товары – 54% (50%). Отличие от структуры от Санкт-Петербурга связано с более низкими доходами населения в области.

Виктория Максимова, Retail.ru

Логотип X5 Group

X5 Group

X5 Group («Х5») — одна из ведущих российских мультиформатных продуктовых розничных ком...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Торговые сети Санкт-Петербурга: кто догонит лидера?

Санкт-Петербург – родина многих ритейлеров и одновременно самый консолидированный и конкурентный рынок в России. Как распределились доли лидеров и есть ли точки для входа? Кому и как удается вносить коррективы в расстановку сил среди ритейлеров Северной столицы и Ленинградской области?

SPb Retail.jpg

Санкт-Петербург — второй по величине город России, административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области, самостоятельный субъект РФ. Население Санкт-Петербурга — более 5 млн человек, население Ленобласти – около 2 млн человек (по данным на 2019 год).

На протяжении последних лет в Санкт-Петербурге самая высокая доля торговых сетей в общем обороте розничной торговли. По данным Санкт-Петербургского УФАС России, совокупная доля крупных торговых сетей в торговле продовольственными товарами в 2017 году вплотную приблизилась к 90 % (89,72 %).

Читайте также статью про розничные продуктовые сети в московском регионе:

Розничные сети Москвы и Московской области

Кто лидер?

В Санкт-Петербурге представлены международные, федеральные и местные сети (такие как «Сезон», «Лайм», «Лэнд», «РиоМаг», «РеалЪ»).

При этом самая крупная доля принадлежит X5 Retail Group — 23,86%. С учетом приобретенных в начале 2018 года супермаркетов «О’Кей-экспресс», доля X5 Retail Group на рынке региона, возможно, скоро превысит 25%.

Доли домашних сетей питерского рынка – почти вдвое меньше: «Лента» занимает 13,36%, «О’Кей» — 11,67 %, «Интерторг» («Народная 7Я», «идеЯ», SPAR) — 10,28%. Довольно значительная доля приходится на магазины «Дикси» — 6,70% и «Магнит» — 4,69% (источник: Санкт-Петербургский УФАС России, по итогам 2017 года).

Схожая ситуация сложилась и в Ленинградской области. Как рассказали в Ленинградском УФАС России, на основе данных, полученных в предыдущие периоды, можно сделать вывод, что самыми крупными и динамично растущими сетями на рынке Ленинградской области являются «Перекресток» и «Агроторг» (франшиза «Пятерочка»). Так, в Бокситогорском районе области доля этих сетей превысила 26 %, в остальных муниципалитетах – на грани 25 %.

Динамика на укрупнение

Среди аналитиков распространено мнение, что Санкт-Петербург — город гипермаркетов. По данным InfoLine, в 2018 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работал 121 гипермаркет (для сравнения — в Москве и МО — 143), при этом основная часть сосредоточена в черте города и характеризуется высокой скученностью.

Гипермаркеты Санкт-Петербурга, InfoLine, 2018 год

Гипермаркеты Санкт-Петербурга, InfoLine, 2018 год

«В Санкт-Петербурге и Ленинградской области наблюдается наиболее высокий показатель концентрации продовольственной розницы среди всех регионов России, — отмечает генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов» (г. Санкт-Петербург) Елена Пономарева. — Это связано с тем, что именно отсюда начали свое развитие такие крупные сети как «О’Кей», «Лента», «Пятерочка» и «Карусель».

Как и в целом на российском рынке, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области происходит усиление конкуренции за кошельки потребителей. При этом кризис и снижение покупательской способности привели к тому, что с рынка ушли мелкие неэффективные игроки, а в сетевом сегменте происходит укрупнение федеральных игроков за счет региональных сетей.

Доля топ-10 сетей составляет 75% рынка (данные MarketMedia).За последний год с рынка ушли сети «Нетто», «Смайл», «Гастроном 811» и «Лукошко», более 30 супермаркетов «О’Кей» куплены Х5 Retail Group под магазины «Перекресток».

В 2018 году на рынок города вышла сеть «ВкусВилл», которая заняла практически пустую нишу, поскольку игроков с позиционированием «магазин здорового питания» в Санкт-Петербурге практически нет. «Сможет ли сеть «ВкусВилл» задержаться на рынке, покажет время, — говорит Елена Пономарева. — Несмотря на растущий спрос в сегменте здорового питания, рынок Санкт-Петербурга более консервативен и этим сильно отличается от московского».

Елена Пономарева, генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов»Елена Пономарева, генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов», член Гильдии Маркетологов, доцент кафедры менеджмента БГТУ «Военмех» (г. Санкт-Петербург)

В ближайшее время в Санкт-Петербурге можно ожидать появления новых нишевых игроков, относящихся к малому бизнесу, специализирующихся на конкретных товарах (прежде всего, фермерские продукты питания) или имеющих выгодное местоположение, например, на первых этажах спальных районов, куда не может встать сетевой формат. Активно развиваются мини-пекарни, составляющие конкуренцию как производителям массового хлеба, так и хлеба, выпекаемого в гипермаркетах и супермаркетах.

Продолжается смещение части спроса в сторону онлайн-канала, в том числе, в продуктовой рознице, прежде всего, за счет выхода в этот сегмент крупных интернет-магазинов (например, «Озон»), а также за счет развития этого направления крупными сетями (например, «О’Кей»). В сегменте непродовольственной розницы растет доля маркетплейсов, за счет удобства переманивающих потребителей из традиционных магазинов. Этот же тренд может распространиться и на продуктовую розницу.

X5 Retail Group

К концу 2018 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работало более 900 магазинов X5 Retail Group, из них — 790 универсамов «Пятерочка», 94 супермаркета «Перекресток» и 19 гипермаркетов «Карусель».

«Лента»

Сети северной столицы

Домашний игрок рынка, сеть родилась в Санкт-Петербурге в 1993 году, и вышла за пределы города только в 2006 году, открыв магазины в Новосибирске, Астрахани и Тюмени. По данным Санкт-Петербургского УФАС, в городе работают 36 гипермаркетов и 30 супермаркетов бренда. Доля в 2017 году на рынке Питера — 13,36%.

«O’Кей»

Сети северной столицы

Третий по доле в товарообороте игрок рынка. В настоящее время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают 23 гипермаркета «О`Кей». Интересно, что сеть дискаунтеров «ДА!» — динамично растущий проект группы «О`Кей» — пока не представлена в этом регионе.

«ТД Интерторг»

Сети северной столицы

Продуктовая розничная компания, объединяющая несколько форматов магазинов в Северо-Западном регионе: универсамы «Народная 7Я семьЯ», супермаркеты «идеЯ», супермаркеты «SPAR». Самая крупная сеть группы «Народная 7Я семьЯ» в настоящее время насчитывает 229 универсамов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ассортимент магазинов сети — от 3500 до 6500 наименований. Доля «Интерторга» на рынке розничной торговли продовольственными товарами СПб по итогам 2017 года — 10,28%.

«Дикси»

По данным на март 2018 года, в городе работают 336 магазина (70 тыс. кв. м торговой площади), доля в обороте розничной торговли Санкт-Петербурга по итогам 2017 года — 6,70%.

«Ашан»

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают 9 магазинов сети, из них — 6 классических гипермаркетов и 3 магазина формата «Ашан Сити». Доля сети в товарообороте розничной торговли северной столицы по итогам 2017 года — 4,89%.

«Магнит»

По данным на март 2018 года, в Санкт-Петербурге работают 293 магазина сети, занимающие 62 тыс. м торговой площади, на сеть приходится всего 4% местного рынка. Доля на рынке СПб — 4,69%.

«Полушка»

Сети северной столицы

Входит в состав торгового холдинга «Продовольственная биржа». На начало 2019 года под управлением компании в Санкт-Петербурге и Ленинградской области находится около 70 магазинов «Полушка». Доля на рынке СПб – 2,79%. В январе 2019 года прошла информация, что «Продовольственная биржа» (развивает сети «Полушка», «Е-Да», «Лайм», «Всенародный») собирается уйти с рынка из-за высокой конкуренции с гигантами розничной торговли и распродает площади. В 2016 году «Полушка» закрылась в Москве.

К закрытию готовится и сеть фрешмаркетов «Лайм», объединяющая 25 фрешмаркетов в различных районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Метро Кэш энд Керри»

В столице и области работают 3 торговых центра сети. При этом активно развивается франчайзинговый проект «Метро» – сеть магазинов у дома «Фасоль», которая уже насчитывает 62 магазина в СПб и ЛО. Доля на рынке СПб по итогам 2017 года — 2,53%.

Prisma

Сети северной столицы

Финская сеть Prisma в России выбрала для локации исключительно рынок Санкт-Петербурга. Работает с 2008 года и насчитывает 13 магазинов: 2 гипер- и 11 супермаркетов со штатом 1200 сотрудников. Компания управляет собственным распределительным центром. Доля на рынке СПб по итогам 2017 года — 2,11%.

Сеть Prisma является частью финского холдинга S-Group, основанного в 1904 году. У себя на родине розничный бренд занимает лидирующие позиции в сфере розничной торговли, компания осуществляет торгово-розничную деятельность в Латвии, Литве и Эстонии.

«Лэнд»

Сети северной столицы

Премиальная сеть дислоцируется только в Санкт-Петербурге, объединяет 12 супермаркетов. Доля по итогам 2017 года – 1,05%. Развивает новые форматы, так осенью 2018 года сеть открыла фуд-улицу «Лэнд туннель» в центре Санкт-Петербурга на цокольном этаже торгового дома «Пассаж» на Невском проспекте. В атмосферных интерьерах представлен широкий гастрономический ассортимент и работают два тематических круглосуточных кафе — The Tunnel и FM Dostoevsky.

«РеалЪ»

Сеть супермаркетов шаговой доступности, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. За 2018 год компания увеличила количество точек в два раза и насчитывает уже более 60 магазинов. Политика компании направлена на расширение сети и улучшение качества обслуживания покупателей.

«Азбука Вкуса»

Сети северной столицы

Московская премиальная сеть вышла в Санкт-Петербург в декабре 2012 года. Тогда компания развивала только формат супермаркета и намеревалась открыть в северной столице около десяти супермаркетов. В феврале 2019 года работают 12 магазинов компании — 5 супермаркетов «Азбука Вкуса» и 7 минимаркетов АВ Daily.

Оптоклуб «Ряды»

Сети северной столицы

Сеть родилась в Питере, работает в формате складских клубов, объединяет 4 магазина, 2 из которых расположены в Санкт-Петербурге, один — в Ленинградской области. Отметим, что при запуске первого магазина компания «Биг-Бокс», развивающая « Оптоклуб «Ряды», анонсировала планы открыть до конца 2018 года 21 магазин.

«Фермер»

Сеть магазинов мясной и молочной продукции, начиналась с торговых точек на фермерских рынках. Объединяет более 50 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленобласти.

«Семишагофф»

Сеть дискаунтеров, которая в 2018 году объединяла 90 точек в Питере и Ленобласти под лозунгом «Низкие цены для всех без исключений каждый день с утра до ночи». До августа 2012 года сеть называлась «Семь шагов».

«Колхоз»

Сети северной столицы

Местная продовольственная сеть объединяет 18 продуктовых магазинов шаговой доступности. Образована в 2010 году. Ассортимент: мясо, птица, молоко, морская и речная охлажденная и замороженная рыба отечественных производителей, в том числе фермерских хозяйств Ленинградской области, а также — кондитерские изделия, овощи, фрукты и сухофрукты.

«Пловдив»

Сеть универсальных магазинов, работающих на Юго-Западе Санкт-Петербурга. В феврале 2019 года компания «Пловдив» включала в себя 12 магазинов площадью от 350 кв. м. до 1200 кв. м., расположенных в Кировском, Красносельском, Фрунзенском районах.

Stopexpress

Еще один ритейлер родом из Питера. Магазины импульсных покупок Stopexpress работают на АЗС «Газпромнефть» — 21 магазин в Санкт-Петербурге и 1 в аэропорту Пулково. Ассортимент – товары импульсного спроса: напитки, кондитерские и табачные изделия, готовые блюда, снэки и сопутствующие товары. Важной частью ассортимента являются свежемолотый кофе «с собой», свежая выпечка и блюда фастфуда.

«Нетто»

Сети северной столицы

Одна из старейших продуктовых сетей Санкт-Петербурга покинула рынок весной 2018 года, не выдержав конкуренции с федералами. Ритейлер управлял 50 универсамами.

«Технолог»

Сеть создана на базе научно-производственного комплекса «Технолог», работающего в формате кооператива. В настоящее время объединяет 17 магазинов экономкласса, в ассортименте — продовольственные товары первой необходимости. Имеет собственный оптовый склад площадью 3000 кв. м, к которому подведена эстакада.

«Удачный»

Возвращает формат прилавочной торговли: под одной крышей на площади 200 кв. м располагаются несколько прилавков отдельных продавцов. За каждый отдел отвечает индивидуальный предприниматель, координирует работу управляющая компания. Руководитель сети арендует помещения, а далее ищет субарендаторов. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сеть появилась в ноябре 2015 года. Инвестиции в один магазин составляют 3,5 млн руб., наценка на товары варьируется от 2 до 25%. В настоящее в Санкт-Петербурге работают 14 магазинов.

«Народный фермер»

Сеть фермерских продуктов нового поколения прилавочной торговли. Насчитывает 9 магазинов и намерена активно расти, для чего подбирает площади от 300 до 800 кв. м с витринными окнами.

«Сезон»

Сеть родом из Питера, объединяет 4 универсама средней площадью 12 тыс. кв. м, в ассортименте которых представлены не только продукты, но и одежда, товары для дома, бытовая химия. На площадях универсамов работают фудкорты.

«РиоМаг»

Сети северной столицы

Местная сеть супермаркетов, основана в 2003 году. Магазины располагаются в Санкт-Петербурге — 4, Пушкине — 1 и Гатчине — 2, имеют торговую площадь от 500 до 2000 кв. м. Для обеспечения супермаркетов товарами собственного производства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области функционируют производственные цеха. Сеть намерена укреплять позиций на рынке и открывать новые супермаркеты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

По данным Петростата, оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге в 2018 году составил 1396,6 млрд. руб. (+2,3% к показателю 2017 года). На продукты питания пришлось 34%, на непродовольственные товары — 66%. Для сравнения в 2017 году — 36% и 64% соответственно.

Изменение структуры розничной торговли происходит под влиянием медленного восстановления потребления на фоне угасания кризиса. Потребители не только совершают повседневные покупки продуктов питания, но и начинают тратить доходы и сбережения на непродовольственные товары.

Оборот розничной торговли в Ленинградской области в 2018 году — 387,8 млрд. руб. (+2,1%). На продукты питания пришлось 46 % (в 2017 году — 50%), на непродовольственные товары – 54% (50%). Отличие от структуры от Санкт-Петербурга связано с более низкими доходами населения в области.

Виктория Максимова, Retail.ru

продукты питания, продуктовый ритейл, сеть магазинов, санкт-петербургТорговые сети Санкт-Петербурга: кто догонит лидера?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/torgovye-seti-sankt-peterburga-kto-dogonit-lidera/2021-03-12


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052