21 сентября 2018, 09:00 2121 просмотр

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

Компании IKEA исполнилось 75 лет. За это время ритейлер успел стать символом глобализма, выпустить больше экземпляров каталога, чем тираж Библии, создать коллекции одежды, запустить интернет-магазин и организовать целый комплекс экологических инициатив. Основной вопрос, который возникает в голове — «как»: как компания построила стабильный бизнес в нестабильные времена, как устроена изнутри, как работает с персоналом и создает универсальные товары, как оценивает спрос на изделия и как, в конце концов, придумывает столько непонятных названий для своих коллекций. Известные и неизвестные факты о шведском производителе мебели обсуждались на встрече в рамках программы «Бренды ходят в гости» - подробности читайте в материале Retail.ru.

бренды ходят в гости.jpg«Бренды ходят в гости» — программа обмена опытом между компаниями рынка, реализуемая Trends Research & Benchmarking Agency. Это уникальный формат закрытых бизнес-встреч прямо на территории компаний, получение реального опыта лучших игроков рынка «прямо в поле», общение с топ-менеджерами в формате «вопрос-ответ», посещение объектов розничного рынка и изучение бизнес-процессов «вживую». Встречи включают активную дискуссию всех участников о развитии бизнеса, перспективных инструментах и подходах. Расписание ближайших бизнес-встреч можно посмотреть на сайте, также есть опция заказать персональную встречу без ограничения географии (Россия, США, Европа, Юго-Восточная Азия).

Идея IKEA: основы бизнеса компании

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Как создать бренд на века?

«Каждой компании нужны корни: мы можем строить будущее, только если у нас есть прошлое», — писал в своей книге «Есть идея! История ИКЕА» Ингвар Кампрад, основатель компании. Не будем мучить читателя скучными фактами из истории, скажем кратко: IKEA развивалась скорее вопреки.

В 1940-е года Швеции едва ли была похожа на одну из самых благополучных стран мира, а мебель была предметом роскоши и стоила дорого. Ингвар Кампрад сделал такие товары доступными для любого кошелька, а идея разборной конструкции помогла сократить затраты на логистику и услуги сборщиков на фабрике. Предприниматель демпинговал рынок, чем спровоцировал бойкот местных производителей мебели, которые увидели нарастающую популярность компании и решили всячески ей помешать.

Сложная ситуация позволила основателю IKEA покинуть родную провинцию Смоланд на юге в Швеции и начать дистрибуцию товаров в другие страны, заставив свою команду из 6 человек «ещё теснее сплотить свои ряды». Так IKEA выросла в DIY-гиганта и открыла магазины в 49 странах мира (свыше 400 магазинов), в том числе и в России — первый комплекс IKEA открылся в Химках, Московской области в марте 2000 года.

Бизнес-идея ритейлера заключается в намерении предлагать широкий ассортимент эстетичных и функциональных товаров для обустройства дома по умеренным ценам, чтобы как можно большее число покупателей могло их приобрести. Руководство компании считает, что дом — это главное место для каждого человека: насколько комфортно человек чувствует себя дома, зависит его успех в других сферах жизни. Миссия IKEA — изменить к лучшему повседневную жизнь людей. Поскольку компания не фокусируется на определенной целевой аудитории, то ее задача предоставить предложение, которое удовлетворит запросы покупателей с разным уровнем дохода, в разных локациях и жизненных ситуациях.

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Какие принципы Ингвара Кампрада унаследовала IKEA?

  • Единство и значимость каждого сотрудника. «Важно думать и заботиться о других, ставить их интересы выше своих. Каждый должен чувствовать свою значимость, даже девушки и юноши, которые моют нашу посуду – ведь мы и дня не продержимся без чистой посуды», — говорит Ингвар Кампрад в одном из своих интервью, прогуливаясь по корпоративной столовой IKEA. Бизнес невозможно развить в одиночку, поэтому в современном офисе компании нет отдельных кабинетов для начальников, а структура open space помогает решать любые проблемы совместными усилиями.
  • Осознание расходов. «Дорогое решение проблемы — это прерогатива посредственности», — писал Ингвар Кампрад в своей брошюре «Завет продавца мебели» в 1976 году. Не секрет, что основатель IKEA, несмотря на то, что его состояние исчислялось миллионами долларов, ездил на стареньком Volvo, стригся в самых дешёвых парикмахерских и никогда не летал бизнес-классом. Сегодня IKEA старается осознанно подходить ко всем расходам, в том числе операционным, и ищет возможности сделать те или иные процессы дешевле, а топ-руководство по-прежнему летает только эконом-классом и останавливается в недорогих гостиницах.
  • Руководство личным примером и делегирование. Руководитель — это наставник, а не цербер, считал Ингвар Кампрад, работая наравне с линейным персоналом. В пиковые часы, когда сотрудников не хватает, руководители отделов могут встать за кассу или начать сбор тележек по территории магазина, провоцируя «культурный шок» у новых сотрудников компании, рассказывает Игорь Кисиль, руководитель  отдела корпоративных коммуникаций ИКЕА в России. А принцип делегирования в компании позволяет не только разгрузить менеджеров, но и развиваться линейным сотрудникам: брать на себя ответственность, учиться новому, предлагать варианты решения текущих задач.
  • Понятность и простота. В простоте — гениальность: если продукт простой, то он понятен тысячам людей, сложный товар поймут единицы. Задача IKEA разработать универсальный продукт по демократичным ценам, поэтому дизайн товаров практичный и лаконичный, с множеством прямых линий. Простота также определяет характер взаимоотношений в коллективе, организацию процессов и многие другие аспекты деятельности.

Как IKEA создает товары и отслеживает спрос?

Разработка товаров происходит в организации, которая называется IKEA of Sweden — небольшое подразделение компании, которое расположено в Швеции. Дизайнеры подразделения получают бриф — техническое задание, некий запрос на создание изделия. Задача дизайнеров не только обрисовать новый товар, но и уточнить технологию производства и его конечную стоимость, с учётом всех накладных и транспортных расходов.

Чтобы понять, какие товары будут востребованы в России, сотрудники IKEA проводят исследования — home-визиты, опросы, анкетирование, анализ покупок с картами лояльности. Home-визиты — непривычное для России, но показательное исследование, когда дизайнеры, сотрудники отдела продаж и маркетинга приходят домой к покупателям. Их цель — выяснить условия проживания конкретной семьи и ее потребности. Полученные данные позволяют корректировать ассортиментную матрицу и разрабатывать новые товары.

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Как IKEA придумывает названия для своих товаров?

Коллекции мебели и предметов интерьера компания называет скандинавскими топомимами (природные и рукотворные объекты на Земле) и обычными словами. Например, мягкая мебель носит названия шведских городов и сёл, садовая мебель — шведские острова, предметы ванной комнаты — озера, реки, и морские заливы Скандинавии, а названия детских вещей — это млекопитающие, птицы, разные прилагательные и глаголы. Сегодня названия товаров придумывают там же, где их разрабатывают — в подразделении IKEA of Sweden в Швеции. При этом компания не адаптирует название под разные страны, что является частью договора франшизы.

Как выглядит структура компании?

IKEA во всем мире разделена на две большие группы компаний: Inter IKEA Group и IKEA Group. В группу компаний Inter IKEA входит подразделение IKEA Industry, которая занимается разработкой и производством товаров, а также закупочная организация, которая сотрудничает с более чем 1 тыс. поставщиков по всему миру. В России группа компаний Inter IKEA представлена 4 собственными фабриками, а также закупочной организацией, которая сотрудничает с 60 российскими компаниями товары которых ритейлер реализует в своих магазинах как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме этого, Inter IKEA Group владеет самим брендом IKEA.

IKEA Group объединяет розничные направления бренда, являясь самым крупным франчайзи . Под эгидой группы компаний работают розничные подразделения, компании, управляющие торговыми центрами и организация снабжения.

В России IKEA Group представлена следующими подразделениями:

  • Магазины IKEA (14 объектов в 11 городах России и интернет-магазин, работающий на всей территории страны). Самый восточный магазин ритейлера расположен в Новосибирске.
  • Торговые центры «МЕГА» (14 объектов) и Бизнес-парк в Химках. Когда в конце 90-х Ингвар Кампрад приехал в Москву оценить возможность выхода на новый рынок, он понял, что в стране нет подходящей инфраструктуры для крупного ритейла. После его визита было принято решение развивать IKEA в России только в связке с ТЦ «МЕГА», хотя в мире практика иная: магазины сети — это либо отдельно стоящие здания за пределами городов, либо арендаторы помещений сторонних торговых комплексов. Сегодня «МЕГА» развивается как отдельный бизнес, а IKEA выступает в качестве «якорного» арендатора торгового комплекса.
  • Снабжение. Данное подразделение обеспечивает магазины товарами как российских, так и зарубежных поставщиков, курирует таможенные и логистические вопросы, управляет дистрибьюторским центром в д. Есипово в Подмосковье.

Как организована работа персонала IKEA?

Шведская структура управления основана на матричной форме организации, где вместо директоров процессами управляют  менеджеры функций: продаж, логистики, дизайна интерьеров и др. Каждый из них отвечает за определенное подразделение в компании и взаимодействует со своим матричным руководителем в Швеции. Менеджеры функций руководят процессами по всей стране из головного офиса IKEA в Химках — так называемого «сервис-офиса». Всего в сервис-офисе компании 10 основных отделов и самый большой из них — отдел продаж, в нем работает порядка 40 сейлз-менеджеров.

В задачи отдела входит работа с ассортиментом и обеспечение высокого уровня продаж. Также сотрудники отдела изучают рынок, потребности покупателей и отправляют запросы в IKEA of Sweden на разработку тех или иных товаров.

В компании есть отдел по улучшению покупательского опыта, ключевая задача которого делать процесс совершения покупок для покупателей максимально удобным и комфортным. В их обязанности входит коммуникация с покупателями, внедрение полезных инноваций (например касс самообслуживания, системы схем и условных обозначений в торговом зале), удобная установка кассовых линий, гибкая политика возврата/обмена товаров и т. д.

Также в компании есть отдел логистики, маркетинга, питания, планирования и контроля финансовой и операционной деятельности, отдел коммуникаций и интерьеров, отдел по работе с персоналом, центр поддержки клиентов и отдел, который занимается развитием и поддержкой интернет-магазина.

IKEA сегодня: инициативы и перспективы

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Как IKEA стала выпускать одежду?

С недавнего времени ритейлер активно сотрудничает с известными дизайнерами. Весной 2018 года IKEA впервые выпустила коллекцию одежды совместно с британским дизайнером Уильямом Хантом. Интересно, что костюмы-тройки для женщин и мужчин сделаны из тех же тканей, что и обивка мягкой мебели IKEA. По задумке дизайнера, такая коллаборация должна вдохновить покупателей на эксперименты. А в начале лета IKEA представила коллекцию одежды и аксессуаров для молодежи, которую разработал известный дизайнер одежды Крис Стэмп.

В коллекцию помимо привычных товаров для хранения вещей вошли и новые для компании изделия — кепка, толстовка, баскетбольное кольцо, мяч, спортивная сумка и даже скейтборд. «Это необычный для нас опыт, но мы понимаем, что обустройство дома не всегда ограничивается только мебелью и аксессуарами», — комментирует Игорь Кисиль.

Как компания развивает направление интернет-торговли?

18 апреля 2017 года компания запустила интернет-магазин, постепенно добавляя товары и доводя онлайн ассортимент до 100 %. Сегодня продажи в интернет-магазине компании составляют около 8 % от суммарного оборота IKEA и этот объем компания планирует наращивать и дальше, рассказал Понтус Эрнтелл, генеральный директор розничной сети. Улучшить покупательский опыт IKEA намерена за счет сотрудничества с Яндексом в части доставки и продажи своих товаров.

С помощью сервиса Яндекс.Курьер покупатель может отслеживать свой заказ в режиме реального времени и не тратить весь день на ожидание курьера. Также компания тестирует возможность продажи своих товаров через Яндекс.Маркет. Снизить стоимость доставки компания планирует в том числе за счет подключения дополнительных пунктов выдачи по стране, как на базе своих магазинов, так и за их пределами.

Как IKEA перешла на светодиодное освещение?

Одно из стратегических направлений ритейлера — устойчивое развитие и снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду. В 2015 году IKEA стала одной из первых компаний на российском рынке, которая полностью заменила свой ассортимент осветительных приборов на светодиоды несмотря на то, что они обходились в 2,5 раза дороже энергосберегающих ламп.

Между тем, переход на новый тип освещения имеет ряд преимуществ: уровень потребления электроэнергии снизился на 85 %, а долгий срок службы светодиода (около 20 лет) с лихвой компенсирует его стоимость. К тому же, светодиодные лампы не содержат ртуть, в отличие от энергосберегающих, поэтому отработанное изделие нанесет гораздо меньше вреда планете.

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

Фотография взята из презентации одно из участников проекта «Более экологичная жизнь дома».

Как IKEA помогает покупателям жить более экологичной жизнью?

Ритейлер не только отслеживает собственные процессы, но и предлагает покупателям заботиться об окружающей среде, к примеру в магазинах сети можно сдать отработанные батарейки и ртутные лампы, которые отправляются на переработку в Челябинск.

В 2017 году, в Год экологии в России, компания запустила проект «Более экологичная жизнь дома»: в течение 3 месяцев группа участников практиковала раздельный сбор отходов, экономила воду за счет установки смесителей с аэратором, хранила продукты в zip-пакетах и контейнерах (вместо привычных целлофановых), заменила обычные лампы на светодиодные.

В 2018 году IKEA запустила акцию по сбору постельного белья, часть комплектов отправилась нуждающимся семьям, а часть — на вторичную переработку. За несколько месяцев проекта компания собрала около 35 тонн постельного белья, отметил Игорь Кисиль.

Как компания ищет компромисс между экологичностью, качеством материалов и стоимостью конечного продукта?

Очевидно, что себестоимость экологичных материалов выше. К примеру ДСП (древесно-стружечная плита), которая идет на изготовление мебели, разделяется по классам в зависимости от содержания в ее составе свободного формальдегида — от E-0,5 до Е-4, где вместе с цифрой растет и концентрация вредного для человека вещества. Для производства товаров IKEA использует ДСП класса E-0,5 — наиболее безопасный, но дорогой материал на рынке (его цена примерно на 15 % выше, чем ДСП класса Е-1).

Что касается древесины, то компания старается закупать быстрорастущие сорта (сосна, бамбук). Снижать себестоимость товаров, не экономя на качестве материалов, IKEA помогают большие объемы производств, оптимизация процессов, продуманные дизайнерские решения. Основные способы снизить цену на конечное изделие — использовать меньший объем материалов, максимально упростив конструкцию или изменить технологию производства, увеличив его сроки.

Как компания «выращивает» сотрудников внутри компании?

В 2016 году журнал Fortune включил IKEA в список наиболее предпочитаемых работодателей. Одна из причин — компания дает возможность своим сотрудникам расти, развиваться и перемещаться в рамках компании как вертикальном (повышение по службе), так и в горизонтальном (другой отел, подразделение) направлении.

Руководители отделов раз в год проводят со своими сотрудниками performance evaluation (беседа по результатам работы за год) и development talk (постановка целей на ближайший год). Такая встреча длится около 2 часов и проводится со всеми сотрудниками, что позволяет не только оценить результаты их работы, но и наметить для каждого как личное, так и профессиональное направление развития.

Также IKEA активно привлекает людей с инвалидностью. К примеру, в прошлом году, после участия компании в Национальном чемпионате «Абилимпикс», ритейлер принял в штат сразу 4 молодых людей с инвалидностью, которые работают в отделе дизайна интерьеров. «Каких-то поблажек мы стараемся не делать: главная задача — создать условия для работы и обеспечить равный подход», — отмечает Игорь Кисиль.

Яна Морозова, Retail.ru 

Статья относится к тематикам: DIY, товары для дома, мебель
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.

Компании IKEA исполнилось 75 лет. За это время ритейлер успел стать символом глобализма, выпустить больше экземпляров каталога, чем тираж Библии, создать коллекции одежды, запустить интернет-магазин и организовать целый комплекс экологических инициатив. Основной вопрос, который возникает в голове — «как»: как компания построила стабильный бизнес в нестабильные времена, как устроена изнутри, как работает с персоналом и создает универсальные товары, как оценивает спрос на изделия и как, в конце концов, придумывает столько непонятных названий для своих коллекций. Известные и неизвестные факты о шведском производителе мебели обсуждались на встрече в рамках программы «Бренды ходят в гости» - подробности читайте в материале Retail.ru.

бренды ходят в гости.jpg«Бренды ходят в гости» — программа обмена опытом между компаниями рынка, реализуемая Trends Research & Benchmarking Agency. Это уникальный формат закрытых бизнес-встреч прямо на территории компаний, получение реального опыта лучших игроков рынка «прямо в поле», общение с топ-менеджерами в формате «вопрос-ответ», посещение объектов розничного рынка и изучение бизнес-процессов «вживую». Встречи включают активную дискуссию всех участников о развитии бизнеса, перспективных инструментах и подходах. Расписание ближайших бизнес-встреч можно посмотреть на сайте, также есть опция заказать персональную встречу без ограничения географии (Россия, США, Европа, Юго-Восточная Азия).

Идея IKEA: основы бизнеса компании

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Как создать бренд на века?

«Каждой компании нужны корни: мы можем строить будущее, только если у нас есть прошлое», — писал в своей книге «Есть идея! История ИКЕА» Ингвар Кампрад, основатель компании. Не будем мучить читателя скучными фактами из истории, скажем кратко: IKEA развивалась скорее вопреки.

В 1940-е года Швеции едва ли была похожа на одну из самых благополучных стран мира, а мебель была предметом роскоши и стоила дорого. Ингвар Кампрад сделал такие товары доступными для любого кошелька, а идея разборной конструкции помогла сократить затраты на логистику и услуги сборщиков на фабрике. Предприниматель демпинговал рынок, чем спровоцировал бойкот местных производителей мебели, которые увидели нарастающую популярность компании и решили всячески ей помешать.

Сложная ситуация позволила основателю IKEA покинуть родную провинцию Смоланд на юге в Швеции и начать дистрибуцию товаров в другие страны, заставив свою команду из 6 человек «ещё теснее сплотить свои ряды». Так IKEA выросла в DIY-гиганта и открыла магазины в 49 странах мира (свыше 400 магазинов), в том числе и в России — первый комплекс IKEA открылся в Химках, Московской области в марте 2000 года.

Бизнес-идея ритейлера заключается в намерении предлагать широкий ассортимент эстетичных и функциональных товаров для обустройства дома по умеренным ценам, чтобы как можно большее число покупателей могло их приобрести. Руководство компании считает, что дом — это главное место для каждого человека: насколько комфортно человек чувствует себя дома, зависит его успех в других сферах жизни. Миссия IKEA — изменить к лучшему повседневную жизнь людей. Поскольку компания не фокусируется на определенной целевой аудитории, то ее задача предоставить предложение, которое удовлетворит запросы покупателей с разным уровнем дохода, в разных локациях и жизненных ситуациях.

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Какие принципы Ингвара Кампрада унаследовала IKEA?

  • Единство и значимость каждого сотрудника. «Важно думать и заботиться о других, ставить их интересы выше своих. Каждый должен чувствовать свою значимость, даже девушки и юноши, которые моют нашу посуду – ведь мы и дня не продержимся без чистой посуды», — говорит Ингвар Кампрад в одном из своих интервью, прогуливаясь по корпоративной столовой IKEA. Бизнес невозможно развить в одиночку, поэтому в современном офисе компании нет отдельных кабинетов для начальников, а структура open space помогает решать любые проблемы совместными усилиями.
  • Осознание расходов. «Дорогое решение проблемы — это прерогатива посредственности», — писал Ингвар Кампрад в своей брошюре «Завет продавца мебели» в 1976 году. Не секрет, что основатель IKEA, несмотря на то, что его состояние исчислялось миллионами долларов, ездил на стареньком Volvo, стригся в самых дешёвых парикмахерских и никогда не летал бизнес-классом. Сегодня IKEA старается осознанно подходить ко всем расходам, в том числе операционным, и ищет возможности сделать те или иные процессы дешевле, а топ-руководство по-прежнему летает только эконом-классом и останавливается в недорогих гостиницах.
  • Руководство личным примером и делегирование. Руководитель — это наставник, а не цербер, считал Ингвар Кампрад, работая наравне с линейным персоналом. В пиковые часы, когда сотрудников не хватает, руководители отделов могут встать за кассу или начать сбор тележек по территории магазина, провоцируя «культурный шок» у новых сотрудников компании, рассказывает Игорь Кисиль, руководитель  отдела корпоративных коммуникаций ИКЕА в России. А принцип делегирования в компании позволяет не только разгрузить менеджеров, но и развиваться линейным сотрудникам: брать на себя ответственность, учиться новому, предлагать варианты решения текущих задач.
  • Понятность и простота. В простоте — гениальность: если продукт простой, то он понятен тысячам людей, сложный товар поймут единицы. Задача IKEA разработать универсальный продукт по демократичным ценам, поэтому дизайн товаров практичный и лаконичный, с множеством прямых линий. Простота также определяет характер взаимоотношений в коллективе, организацию процессов и многие другие аспекты деятельности.

Как IKEA создает товары и отслеживает спрос?

Разработка товаров происходит в организации, которая называется IKEA of Sweden — небольшое подразделение компании, которое расположено в Швеции. Дизайнеры подразделения получают бриф — техническое задание, некий запрос на создание изделия. Задача дизайнеров не только обрисовать новый товар, но и уточнить технологию производства и его конечную стоимость, с учётом всех накладных и транспортных расходов.

Чтобы понять, какие товары будут востребованы в России, сотрудники IKEA проводят исследования — home-визиты, опросы, анкетирование, анализ покупок с картами лояльности. Home-визиты — непривычное для России, но показательное исследование, когда дизайнеры, сотрудники отдела продаж и маркетинга приходят домой к покупателям. Их цель — выяснить условия проживания конкретной семьи и ее потребности. Полученные данные позволяют корректировать ассортиментную матрицу и разрабатывать новые товары.

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Как IKEA придумывает названия для своих товаров?

Коллекции мебели и предметов интерьера компания называет скандинавскими топомимами (природные и рукотворные объекты на Земле) и обычными словами. Например, мягкая мебель носит названия шведских городов и сёл, садовая мебель — шведские острова, предметы ванной комнаты — озера, реки, и морские заливы Скандинавии, а названия детских вещей — это млекопитающие, птицы, разные прилагательные и глаголы. Сегодня названия товаров придумывают там же, где их разрабатывают — в подразделении IKEA of Sweden в Швеции. При этом компания не адаптирует название под разные страны, что является частью договора франшизы.

Как выглядит структура компании?

IKEA во всем мире разделена на две большие группы компаний: Inter IKEA Group и IKEA Group. В группу компаний Inter IKEA входит подразделение IKEA Industry, которая занимается разработкой и производством товаров, а также закупочная организация, которая сотрудничает с более чем 1 тыс. поставщиков по всему миру. В России группа компаний Inter IKEA представлена 4 собственными фабриками, а также закупочной организацией, которая сотрудничает с 60 российскими компаниями товары которых ритейлер реализует в своих магазинах как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме этого, Inter IKEA Group владеет самим брендом IKEA.

IKEA Group объединяет розничные направления бренда, являясь самым крупным франчайзи . Под эгидой группы компаний работают розничные подразделения, компании, управляющие торговыми центрами и организация снабжения.

В России IKEA Group представлена следующими подразделениями:

  • Магазины IKEA (14 объектов в 11 городах России и интернет-магазин, работающий на всей территории страны). Самый восточный магазин ритейлера расположен в Новосибирске.
  • Торговые центры «МЕГА» (14 объектов) и Бизнес-парк в Химках. Когда в конце 90-х Ингвар Кампрад приехал в Москву оценить возможность выхода на новый рынок, он понял, что в стране нет подходящей инфраструктуры для крупного ритейла. После его визита было принято решение развивать IKEA в России только в связке с ТЦ «МЕГА», хотя в мире практика иная: магазины сети — это либо отдельно стоящие здания за пределами городов, либо арендаторы помещений сторонних торговых комплексов. Сегодня «МЕГА» развивается как отдельный бизнес, а IKEA выступает в качестве «якорного» арендатора торгового комплекса.
  • Снабжение. Данное подразделение обеспечивает магазины товарами как российских, так и зарубежных поставщиков, курирует таможенные и логистические вопросы, управляет дистрибьюторским центром в д. Есипово в Подмосковье.

Как организована работа персонала IKEA?

Шведская структура управления основана на матричной форме организации, где вместо директоров процессами управляют  менеджеры функций: продаж, логистики, дизайна интерьеров и др. Каждый из них отвечает за определенное подразделение в компании и взаимодействует со своим матричным руководителем в Швеции. Менеджеры функций руководят процессами по всей стране из головного офиса IKEA в Химках — так называемого «сервис-офиса». Всего в сервис-офисе компании 10 основных отделов и самый большой из них — отдел продаж, в нем работает порядка 40 сейлз-менеджеров.

В задачи отдела входит работа с ассортиментом и обеспечение высокого уровня продаж. Также сотрудники отдела изучают рынок, потребности покупателей и отправляют запросы в IKEA of Sweden на разработку тех или иных товаров.

В компании есть отдел по улучшению покупательского опыта, ключевая задача которого делать процесс совершения покупок для покупателей максимально удобным и комфортным. В их обязанности входит коммуникация с покупателями, внедрение полезных инноваций (например касс самообслуживания, системы схем и условных обозначений в торговом зале), удобная установка кассовых линий, гибкая политика возврата/обмена товаров и т. д.

Также в компании есть отдел логистики, маркетинга, питания, планирования и контроля финансовой и операционной деятельности, отдел коммуникаций и интерьеров, отдел по работе с персоналом, центр поддержки клиентов и отдел, который занимается развитием и поддержкой интернет-магазина.

IKEA сегодня: инициативы и перспективы

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

 

Как IKEA стала выпускать одежду?

С недавнего времени ритейлер активно сотрудничает с известными дизайнерами. Весной 2018 года IKEA впервые выпустила коллекцию одежды совместно с британским дизайнером Уильямом Хантом. Интересно, что костюмы-тройки для женщин и мужчин сделаны из тех же тканей, что и обивка мягкой мебели IKEA. По задумке дизайнера, такая коллаборация должна вдохновить покупателей на эксперименты. А в начале лета IKEA представила коллекцию одежды и аксессуаров для молодежи, которую разработал известный дизайнер одежды Крис Стэмп.

В коллекцию помимо привычных товаров для хранения вещей вошли и новые для компании изделия — кепка, толстовка, баскетбольное кольцо, мяч, спортивная сумка и даже скейтборд. «Это необычный для нас опыт, но мы понимаем, что обустройство дома не всегда ограничивается только мебелью и аксессуарами», — комментирует Игорь Кисиль.

Как компания развивает направление интернет-торговли?

18 апреля 2017 года компания запустила интернет-магазин, постепенно добавляя товары и доводя онлайн ассортимент до 100 %. Сегодня продажи в интернет-магазине компании составляют около 8 % от суммарного оборота IKEA и этот объем компания планирует наращивать и дальше, рассказал Понтус Эрнтелл, генеральный директор розничной сети. Улучшить покупательский опыт IKEA намерена за счет сотрудничества с Яндексом в части доставки и продажи своих товаров.

С помощью сервиса Яндекс.Курьер покупатель может отслеживать свой заказ в режиме реального времени и не тратить весь день на ожидание курьера. Также компания тестирует возможность продажи своих товаров через Яндекс.Маркет. Снизить стоимость доставки компания планирует в том числе за счет подключения дополнительных пунктов выдачи по стране, как на базе своих магазинов, так и за их пределами.

Как IKEA перешла на светодиодное освещение?

Одно из стратегических направлений ритейлера — устойчивое развитие и снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду. В 2015 году IKEA стала одной из первых компаний на российском рынке, которая полностью заменила свой ассортимент осветительных приборов на светодиоды несмотря на то, что они обходились в 2,5 раза дороже энергосберегающих ламп.

Между тем, переход на новый тип освещения имеет ряд преимуществ: уровень потребления электроэнергии снизился на 85 %, а долгий срок службы светодиода (около 20 лет) с лихвой компенсирует его стоимость. К тому же, светодиодные лампы не содержат ртуть, в отличие от энергосберегающих, поэтому отработанное изделие нанесет гораздо меньше вреда планете.

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней

Фотография взята из презентации одно из участников проекта «Более экологичная жизнь дома».

Как IKEA помогает покупателям жить более экологичной жизнью?

Ритейлер не только отслеживает собственные процессы, но и предлагает покупателям заботиться об окружающей среде, к примеру в магазинах сети можно сдать отработанные батарейки и ртутные лампы, которые отправляются на переработку в Челябинск.

В 2017 году, в Год экологии в России, компания запустила проект «Более экологичная жизнь дома»: в течение 3 месяцев группа участников практиковала раздельный сбор отходов, экономила воду за счет установки смесителей с аэратором, хранила продукты в zip-пакетах и контейнерах (вместо привычных целлофановых), заменила обычные лампы на светодиодные.

В 2018 году IKEA запустила акцию по сбору постельного белья, часть комплектов отправилась нуждающимся семьям, а часть — на вторичную переработку. За несколько месяцев проекта компания собрала около 35 тонн постельного белья, отметил Игорь Кисиль.

Как компания ищет компромисс между экологичностью, качеством материалов и стоимостью конечного продукта?

Очевидно, что себестоимость экологичных материалов выше. К примеру ДСП (древесно-стружечная плита), которая идет на изготовление мебели, разделяется по классам в зависимости от содержания в ее составе свободного формальдегида — от E-0,5 до Е-4, где вместе с цифрой растет и концентрация вредного для человека вещества. Для производства товаров IKEA использует ДСП класса E-0,5 — наиболее безопасный, но дорогой материал на рынке (его цена примерно на 15 % выше, чем ДСП класса Е-1).

Что касается древесины, то компания старается закупать быстрорастущие сорта (сосна, бамбук). Снижать себестоимость товаров, не экономя на качестве материалов, IKEA помогают большие объемы производств, оптимизация процессов, продуманные дизайнерские решения. Основные способы снизить цену на конечное изделие — использовать меньший объем материалов, максимально упростив конструкцию или изменить технологию производства, увеличив его сроки.

Как компания «выращивает» сотрудников внутри компании?

В 2016 году журнал Fortune включил IKEA в список наиболее предпочитаемых работодателей. Одна из причин — компания дает возможность своим сотрудникам расти, развиваться и перемещаться в рамках компании как вертикальном (повышение по службе), так и в горизонтальном (другой отел, подразделение) направлении.

Руководители отделов раз в год проводят со своими сотрудниками performance evaluation (беседа по результатам работы за год) и development talk (постановка целей на ближайший год). Такая встреча длится около 2 часов и проводится со всеми сотрудниками, что позволяет не только оценить результаты их работы, но и наметить для каждого как личное, так и профессиональное направление развития.

Также IKEA активно привлекает людей с инвалидностью. К примеру, в прошлом году, после участия компании в Национальном чемпионате «Абилимпикс», ритейлер принял в штат сразу 4 молодых людей с инвалидностью, которые работают в отделе дизайна интерьеров. «Каких-то поблажек мы стараемся не делать: главная задача — создать условия для работы и обеспечить равный подход», — отмечает Игорь Кисиль.

Яна Морозова, Retail.ru 

Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших днейIKEA, развитие, инициативы компании
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/153789/2018-10-16