20 июня 2017, 00:00 7924 просмотра

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

Аналитики и ритейлеры прогнозируют рост топовых игроков рынка DIY в 2017 году и постепенную смену форматов розничных магазинов в сторону уменьшения площади.

Тенденции рынка DIY

В 2017 году ожидается рост топовых DIY ритейлеров за счет их инвестиционной активности, закрытия торговых площадей конкурентов и роста ипотечного кредитования, считает Иван Федяков, генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine.

Представители крупных компании DIY сектора дают похожие прогнозы: топовые сети будут расти, а небольшие ритейлеры продолжат уходить с рынка. «Тенденция того, что некоторые игроки будут нас покидать, я думаю, сохранится. Рынок будет консолидироваться, и еще кто-то наверняка уйдет в обозримом будущем», — считает Мария Евневич, член совета директоров «Максидом».

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

Среди основных причин роста крупных DIY ритейлеров называют финансовое обеспечение компаний, увеличение доли омниканальности, возрастающую роль интернет-продаж. «Для компаний, у которых сильные финансовые позиции, кризис — это возможность строиться и открываться», — считает Михаил Кучмент, вице-президент Hoff. А преимущество от местоположения торговых точек будет ослабевать, перед преимуществами омниканальности, отмечает Мария Евневич, член совета директоров «Максидом». На рост ритейлеров оказывает влияние также сервисная составляющая и выигрышная ассортиментно-ценовая политика. «Важно найти правильный микс категорий, которые будешь развивать, плюс сервисная оболочка. Искать надо правильную адаптацию под рынок», — считает Михаил Ахмедов, коммерческий директор «К-Раута».

При этом розничный ритейл продолжает меняться в том числе за счет реформации торговых площадей. Крупные сети все чаще смотрят в сторону малых форматов. Одним из примеров является проект сети Hoff — магазины Hoff Home, где представлены предметы интерьера и дизайна. Мебель можно заказать через специальные терминалы в торговом зале. Основная цель проекта — повышение узнаваемости бренда, выход на новые рынки, в новые регионы. «Малые форматы начнут открываться, и их доля увеличится», — считает Мария Евневич. Однако для «Максидома» довольно сложно понять, какой именно ассортимент предлагать в таких магазинах.

Ритейлеры отмечают, что малые форматы — скорее дополняют гипермаркеты, но не заменят их в будущем, ведь в большие магазины покупатели ездят прежде всего за ассортиментом, считает Даниил Хохлов, директор дивизиона ЦФО СТД «Петрович». Современному рынку нужна комбинация форматов розничных магазинов, отмечает Джон Херберт, генеральный секретарь EDRA (Европейской ассоциации DIY розничных сетей). Это европейская тенденция, российский рынок DIY идет похожим путем развития.

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

По прогнозам представителей сетей, DIY рынок входит в стадию стабилизации, после кризисного 2016 года. «Есть ощущение, что темпы падения рынка снизились», — считает Мария Евневич. DIY сектор ждет медленное падение, считает Павел Кочетков, заместитель генерального директора «Люблинское поле»: «Затраты на транспорт, налоги — все это не в пользу роста рынка DIY». Шамиль Мурадов, исполнительный директор «Твой дом», дает более оптимистичный прогноз, сравнивая ситуацию на рынке с синусоидой, где за спадом обязательно идет рост.

Планы DIY-ритейлеров

В 2017 году крупные сети планируют строиться и развиваться. «Я думаю, что Hoff в течение ближайших трех лет будет ежегодно показывать рост в 40%», — прогнозирует Михаил Кучмент, вице-президент Hoff.

Существенной рост ожидается также у компании ЦФО СТД «Петрович». Даниил Хохлов, директор дивизиона говорит о двукратном приросте в 2017-2018 гг., по сравнению с 2016 годом в Московском регионе: «В 2016 году по динамике роста, наше московское отделение приросло в 2 раза, по сравнению с 2015 годом. То, что происходит в 2017, позволяет говорить, что мы эту же динамику роста повторим».

«Будем искать новые форматы магазинов, например, средние, но для профессионалов», — рассказал Михаил Ахмедов, коммерческий директор «К-Раута». Также компания планирует расширять штат строй-экспертов, которые будут помогать покупателям с выбором интерьерных решений для дома.

Будет расти и сеть магазинов «Твой дом». «Широкий ассортимент не утратит своей актуальности, — отмечает Шамиль Мурадов, исполнительный директор компании, — пока «доля скучающих людей, которые ходят в магазины, растет».

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

«Мы потеряли наших коллег, и это нас поддержало: долю тех, кто ушел, поделили те, кто остались», — заявила Мария Евневич, член совета директоров «Максидом». В 2016 году компания «Максидом» выросла на 10% в условиях падающего рынка. Сеть планирует увеличить долю интернет-продаж, сейчас она на уровне 5% от общей выручки.

Несмотря на то, что кризисный год для отрасли позади, традиционная торговля стоит на этапе своей трансформации, отмечают топ-менеджеры DIY-сетей. Роль гипермаркетов ослабевает, но актуальности своей не теряет: люди продолжат ездить в магазины большого формата за возможностью выбора и в качестве развлечения. Увеличивается доля интернет продаж и омниканальности в компаниях. Все больше сети говорят о возможности размещать усечённую товарную матрицу в магазинах «у дома» и смотрят в сторону проектов малого формата. Крупные сети продолжат рост, в основном, за счет своих финансовых возможностей. Небольшие сети будут покидать рынок, в связи с жесткими условиями ценовой конкуренции и отсутствием устойчивого финансового обеспечения.

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов менятьсяВзгляд аналитиков на рынок и позиции лидеров DIY ритейла

В 2017 году ожидается прирост рынка DIY на 2%, по сравнению с убыточным 2016 годом, где падение составило 6%, по данным Ивана Федякова, генерального директора информационно-аналитического агентства InfoLine.

Покупательская способность в прошлом году снизилась за счет снижения доходов населения на 5,9% и реализации сберегательной модели поведения. Вклады и депозиты физических лиц за 2015-2016 гг. увеличились на 5,5 трлн рублей. При этом, население стало активно погашать потребительские кредиты и отказываться от новых, сокращение в этом секторе составило 1,4 трлн рублей. «Это те деньги, которые мы не досчитались в магазинах», — рассказал Иван Федяков.

Аналитик отмечает прямую зависимость роста топовых DIY ритейлеров от их инвестиционной активности. В качестве наиболее яркого примера, спикер приводит данные по сети Leroy Merlin, которая открыла более 600 тыс. кв. м торговых площадей в России, это 17 гипермаркетов, показав тем самым 40% прирост за 2016 год. Закрытия также были: 29% торговых площадей потеряла сеть строительных магазинов «Строй-Арсенал», 28% — сеть «Метрика». При этом, ипотечный портфель банков вырос на 16% за 3 года и составил 2 трлн руб. По мнению аналитика, это положительно скажется на строительном секторе.

По данным InfoLine, доля 10 крупнейших DIY-сетей на рынке составляет 33%, по данным на 2016 год по России. Лидерам рынка принадлежат 300 магазинов, общей площадью 1,79 млн кв. м. Суммарная выручка составляет 385 млрд руб. Возглавляет топ-10 DIY ритейлеров сеть Leroy Merlin, которая показала за 2016 год увеличение выручки на 24%. За лидером по рынку следуют сети гипермаркетов OBI, «Петрович», Castorama, «Сатурн Строймаркет», «Максидом», «Бауцентр», «Строительный двор», «К-Раута», «Аксон».

По материалам бизнес-конгресса DIY&Household Retail Russia 2017
Яна Морозова, Retail.ru
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Аналитический обзор Stora Enso, разработчика решен...
336
Перспективные решения и примеры использования
796
Роман Роменский, директор по продажам «Столото»
361
Об открытиях в новых городах и о том, как ситуация...
2108
Об СТМ органической и фермерской продукции и о том...
722
Результат автоматизации: в 6 раз выросла выручка ...
1320

Тенденции рынка DIY

В 2017 году ожидается рост топовых DIY ритейлеров за счет их инвестиционной активности, закрытия торговых площадей конкурентов и роста ипотечного кредитования, считает Иван Федяков, генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine.

Представители крупных компании DIY сектора дают похожие прогнозы: топовые сети будут расти, а небольшие ритейлеры продолжат уходить с рынка. «Тенденция того, что некоторые игроки будут нас покидать, я думаю, сохранится. Рынок будет консолидироваться, и еще кто-то наверняка уйдет в обозримом будущем», — считает Мария Евневич, член совета директоров «Максидом».

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

Среди основных причин роста крупных DIY ритейлеров называют финансовое обеспечение компаний, увеличение доли омниканальности, возрастающую роль интернет-продаж. «Для компаний, у которых сильные финансовые позиции, кризис — это возможность строиться и открываться», — считает Михаил Кучмент, вице-президент Hoff. А преимущество от местоположения торговых точек будет ослабевать, перед преимуществами омниканальности, отмечает Мария Евневич, член совета директоров «Максидом». На рост ритейлеров оказывает влияние также сервисная составляющая и выигрышная ассортиментно-ценовая политика. «Важно найти правильный микс категорий, которые будешь развивать, плюс сервисная оболочка. Искать надо правильную адаптацию под рынок», — считает Михаил Ахмедов, коммерческий директор «К-Раута».

При этом розничный ритейл продолжает меняться в том числе за счет реформации торговых площадей. Крупные сети все чаще смотрят в сторону малых форматов. Одним из примеров является проект сети Hoff — магазины Hoff Home, где представлены предметы интерьера и дизайна. Мебель можно заказать через специальные терминалы в торговом зале. Основная цель проекта — повышение узнаваемости бренда, выход на новые рынки, в новые регионы. «Малые форматы начнут открываться, и их доля увеличится», — считает Мария Евневич. Однако для «Максидома» довольно сложно понять, какой именно ассортимент предлагать в таких магазинах.

Ритейлеры отмечают, что малые форматы — скорее дополняют гипермаркеты, но не заменят их в будущем, ведь в большие магазины покупатели ездят прежде всего за ассортиментом, считает Даниил Хохлов, директор дивизиона ЦФО СТД «Петрович». Современному рынку нужна комбинация форматов розничных магазинов, отмечает Джон Херберт, генеральный секретарь EDRA (Европейской ассоциации DIY розничных сетей). Это европейская тенденция, российский рынок DIY идет похожим путем развития.

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

По прогнозам представителей сетей, DIY рынок входит в стадию стабилизации, после кризисного 2016 года. «Есть ощущение, что темпы падения рынка снизились», — считает Мария Евневич. DIY сектор ждет медленное падение, считает Павел Кочетков, заместитель генерального директора «Люблинское поле»: «Затраты на транспорт, налоги — все это не в пользу роста рынка DIY». Шамиль Мурадов, исполнительный директор «Твой дом», дает более оптимистичный прогноз, сравнивая ситуацию на рынке с синусоидой, где за спадом обязательно идет рост.

Планы DIY-ритейлеров

В 2017 году крупные сети планируют строиться и развиваться. «Я думаю, что Hoff в течение ближайших трех лет будет ежегодно показывать рост в 40%», — прогнозирует Михаил Кучмент, вице-президент Hoff.

Существенной рост ожидается также у компании ЦФО СТД «Петрович». Даниил Хохлов, директор дивизиона говорит о двукратном приросте в 2017-2018 гг., по сравнению с 2016 годом в Московском регионе: «В 2016 году по динамике роста, наше московское отделение приросло в 2 раза, по сравнению с 2015 годом. То, что происходит в 2017, позволяет говорить, что мы эту же динамику роста повторим».

«Будем искать новые форматы магазинов, например, средние, но для профессионалов», — рассказал Михаил Ахмедов, коммерческий директор «К-Раута». Также компания планирует расширять штат строй-экспертов, которые будут помогать покупателям с выбором интерьерных решений для дома.

Будет расти и сеть магазинов «Твой дом». «Широкий ассортимент не утратит своей актуальности, — отмечает Шамиль Мурадов, исполнительный директор компании, — пока «доля скучающих людей, которые ходят в магазины, растет».

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться

«Мы потеряли наших коллег, и это нас поддержало: долю тех, кто ушел, поделили те, кто остались», — заявила Мария Евневич, член совета директоров «Максидом». В 2016 году компания «Максидом» выросла на 10% в условиях падающего рынка. Сеть планирует увеличить долю интернет-продаж, сейчас она на уровне 5% от общей выручки.

Несмотря на то, что кризисный год для отрасли позади, традиционная торговля стоит на этапе своей трансформации, отмечают топ-менеджеры DIY-сетей. Роль гипермаркетов ослабевает, но актуальности своей не теряет: люди продолжат ездить в магазины большого формата за возможностью выбора и в качестве развлечения. Увеличивается доля интернет продаж и омниканальности в компаниях. Все больше сети говорят о возможности размещать усечённую товарную матрицу в магазинах «у дома» и смотрят в сторону проектов малого формата. Крупные сети продолжат рост, в основном, за счет своих финансовых возможностей. Небольшие сети будут покидать рынок, в связи с жесткими условиями ценовой конкуренции и отсутствием устойчивого финансового обеспечения.

Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов менятьсяВзгляд аналитиков на рынок и позиции лидеров DIY ритейла

В 2017 году ожидается прирост рынка DIY на 2%, по сравнению с убыточным 2016 годом, где падение составило 6%, по данным Ивана Федякова, генерального директора информационно-аналитического агентства InfoLine.

Покупательская способность в прошлом году снизилась за счет снижения доходов населения на 5,9% и реализации сберегательной модели поведения. Вклады и депозиты физических лиц за 2015-2016 гг. увеличились на 5,5 трлн рублей. При этом, население стало активно погашать потребительские кредиты и отказываться от новых, сокращение в этом секторе составило 1,4 трлн рублей. «Это те деньги, которые мы не досчитались в магазинах», — рассказал Иван Федяков.

Аналитик отмечает прямую зависимость роста топовых DIY ритейлеров от их инвестиционной активности. В качестве наиболее яркого примера, спикер приводит данные по сети Leroy Merlin, которая открыла более 600 тыс. кв. м торговых площадей в России, это 17 гипермаркетов, показав тем самым 40% прирост за 2016 год. Закрытия также были: 29% торговых площадей потеряла сеть строительных магазинов «Строй-Арсенал», 28% — сеть «Метрика». При этом, ипотечный портфель банков вырос на 16% за 3 года и составил 2 трлн руб. По мнению аналитика, это положительно скажется на строительном секторе.

По данным InfoLine, доля 10 крупнейших DIY-сетей на рынке составляет 33%, по данным на 2016 год по России. Лидерам рынка принадлежат 300 магазинов, общей площадью 1,79 млн кв. м. Суммарная выручка составляет 385 млрд руб. Возглавляет топ-10 DIY ритейлеров сеть Leroy Merlin, которая показала за 2016 год увеличение выручки на 24%. За лидером по рынку следуют сети гипермаркетов OBI, «Петрович», Castorama, «Сатурн Строймаркет», «Максидом», «Бауцентр», «Строительный двор», «К-Раута», «Аксон».

По материалам бизнес-конгресса DIY&Household Retail Russia 2017
Яна Морозова, Retail.ru
Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов менятьсяРитейлеры, аналитики, рынок, DIY, тенденции, форматы магазинов
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Топ ритейлеры рынка DIY будут расти, а форматы магазинов меняться
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/143282/2018-12-14