Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
19 апреля 2017, 00:00 3599 просмотров

Забыли про движок…

Или «Подводные камни» 54-ФЗ в российском e-commerce

Согласно экспертным оценкам, к переходу на онлайн-кассы сегодня готовы не более 40% российских интернет-магазинов. Если производители CMS (система управления сайтом) и сами магазины не примут мер в ближайшие месяцы, предпринимателям нужно будет либо менять движок сайта, либо учетную систему, либо попросту… отказываться от онлайн-оплаты.

По независимым экспертным оценкам, высказываемым представителями интернет-бизнеса, в российском сегменте интернета сегодня насчитывается от 45 тыс. до 100 тыс. интернет-магазинов. Впрочем, сторонники максимальной цифры в 100 тыс. признают, что реально генерируют хоть сколько-нибудь значимый поток заказов только половина из этого количества.

Абсолютно все интернет-магазины, вне зависимости от того, чем они торгуют – кроссовками или туристическими путевками, должны будут перейти на онлайн-кассы либо в этом, либо в следующем году. У собственников магазинов и их менеджмента эта необходимость, предписанная законом, несомненно, вызывает противоречивые чувства – дело в том, что многие из них просто не привыкли к любой кассовой технике, имея возможность получать деньги от клиента с помощью платежа банковской картой на сайте и не слишком задумываясь о чеках.

Поэтому дата 1 июля 2017 года уже сейчас является для многих их них головной болью – для e-commerce приведение своего бизнеса в соответствие новому закону сопряжена с куда большим количеством неясностей, сложностей и «подводных камней», чем для офлайновой сетевой розницы. И вот почему.

CMS – всему голова

Антон Солончук, коммерческий директор группы компаний UMI, отмечает, что сам по себе ФЗ-54 задумывался и разрабатывался для классического «наземного» ритейла, и для отрасли электронной коммерции оказался «ударом под дых» в ряде своих положений, так как разработчики во многом просто не учли специфики бизнес-процессов в этом сегменте.

Разберемся, в чем эта специфика состоит. Если условно разделить все предприятия сферы электронной коммерции на «типы» по отношению к 54-ФЗ, говорят эксперты, то можно сформировать следующую картину отрасли.

Во-первых, это магазины, которые  специализируются на продаже исключительно услуг и цифровых продуктов. Им будет достаточно онлайн-кассы без печати бумажного чека (интернет-кассы).

Во-вторых – подавляющее большинство моноканальных интернет-магазинов продают физические товары. Для них потребуется интегрировать онлайн-кассу со своим сайтом и обеспечить печать чеков.

В-третьих, это магазины, отгружающие заказы только по квитанциям оплаты ПД-4 (оплата через банк). Таких относительно немного, но они есть. Им тоже не нужны онлайн- кассы.

Наконец, самая большая группа отечественных интернет-магазинов представляет собой микс онлайна и офлайна (т.е. это либо сайт интернет-магазина, образовавшийся «в довесок» к традиционному онлайн-бизнесу, либо «материнский сайт» e-commerce компании, открывшей свои офлайновые точки). В этом случае проблему ФЗ-54 такой мультиканальный ритейлер может решить всего двумя основными способами – это либо отказ от онлайн-оплат (переход на модель онлайн-бронирования и самовывоза и оплаты в физическом магазине), либо интеграция кассы с сайтом.

Подводные камни 54-ФЗ в российском e-commerce

Почему у интернет-магазинов вообще стоит в повестке дня вариант отказа от онлайн-оплат? Из-за специфики их CMS.

CMS, или другими словами, «движки» у российских интернет магазинов также можно условно разделить на четыре основные группы. CMS бывают бесплатные, SaaS (конструкторы), платные CMS, самописные CMS.

Насколько эти CMS могут поддерживать функционал, требуемый от интернет-магазина 54-ФЗ?

«К обновлению и доработке с учетом требований 54-ФЗ реально готовы только последние два сегмента рынка – говорит г-н Солончук – но и здесь, по нашим оценкам, сегодня активно «шевелятся», чтобы адаптировать свои продукты к нормам 54-ФЗ только 5-6 компаний-разработчиков ПО, причем в основном это давно известные и крупные компании, такие как 1С».

В целом, по оценкам г-на Солончука, к работе в соответствии с требованиями ФЗ-54 – даже после обновления движков – готовы сегодня не более 40% интернет-магазинов. Что с остальными 60%-ми? У них есть два варианта. Они либо откажутся от онлайн-оплат, либо будут вынуждены поменять CMS. Что, разумеется, приведет к переделу и дальнейшей консолидации рынка CMS для интернет-магазинов.

Менять CMS или учетную систему?

Интересно, что большинство интернет-магазинов, реализующих сегодня комплекс мер для приведения платежной части своего бизнеса в соответствие требованиям 54-ФЗ, идут по пути прямой интеграции кассы и CMS сайта. По мнению Антона Солончука из UMI, это хоть и наиболее очевидный (на первый взгляд) путь, но путь неверный. Причем в самом своем основании.

Дело в том, что вебсайт не может выполнять полноценные функции бэк-офиса. Действительно, сайт – самое «слабое звено» интернет-магазина, и если на нем будет держаться процесс онлайн-фискализации – проблем не избежать. Сайт может «упасть» – либо из-за DDOS-атак, либо из-за некорректных настроек, неправильных действий разработчика, перегрузки от большого числа запросов в пиковый период и пр.

«Единственный путь, который позволит интернет-магазинам избежать проблем с оплатой и фискализацией чека в соответствии с требованиями 54-ФЗ – это интеграция кассы не с CMS сайта, а с внутренней учетной бэк-офисной системой – такой, как, например, «МойСклад», «1С» и т.п. А все что должен делать сайт – передавать в учетную систему заказы и оповещать ее об оплате, чтобы та выдавала команду кассе на фискализацию чека. При онлайн-оплате правильно настроенная CMS интернет-магазина должна проверять доступность бэк-офисной системы и в случае отсутствия связи с ней не позволять клиенту производить оплату банковской картой или электронными деньгами. Наконец, сайт должен уведомлять клиентов по e-mail и SMS об оплате, в том числе используя уведомления от курьеров», – поясняет г-н Солончук.

Таким образом, правильный выбор учетной системы интернет-магазина, которая готова к изменениям, предписанным 54-ФЗ, снимет сразу целый класс проблем, связанных с принципиальной неготовностью многих их «самописных» и бесплатных CMS к интеграции с кассой. Тем же, у кого CMS позволяет прямую интеграцию с кассой – уверены эксперты, опрошенные Retail.ru, все же следует учесть все нюансы и подводные камни такого сценария.

Какой должна быть учетная система для интернет-магазина, переходящего на онлайн-кассы?

Специфика розничного e-commerce в отношении применения онлайн-касс, заключается в нескольких важных особенностях, которые необходимо учитывать при выборе CMS и учетной системы.

«Применение онлайн-касс в e-commerce отличается от офлайновых моделей рядом принципиальных моментов. Во-первых, в интернет-магазине, по факту, онлайн-касса должна работать круглые сутки безе перерыва. Во-вторых, чек должен пробиваться сразу же – в момент поступления данных о списании с карты покупателя. В-третьих, (и это серьезно отличает работу онлайн-кассы интернет-магазина от таковой в офлайн-точках) нагрузка на нее распределяется неравномерно – «очередь» из чеков в пиковые периоды нуждается в правильной обработке», – рассказывает Сергей Кулешов, заместитель генерального директора компании «1С-Битрикс».

В связи с тем, что новая система требует фискализировать чек сразу же после расчета с покупателем, в силу специфики работы интернет-магазина, у него могут возникать сложности с несколькими распространенными на практике сценариями, требующими изменения в чеке – отмечает эксперт.

«Например, из оплаченного банковской картой заказа на три товара в данный момент в магазине одного (или вообще всех товаров) нет в наличии, а поэтому требуется отгрузка частями. Второй сценарий, связанный с первым – когда клиент просит отгрузить только то, что есть, а оставшуюся сумму оставить на внутреннем счете для последующих заказов. Во всех этих случаях у интернет-торговца возникает вопрос, как быть с авансами и соответствующей отчетностью», – поясняет г-н Кулешов.

Эксперт сходится в оценках с г-ном Солончуком из UMI в тезисе о том, что интеграция кассы с внутренней учетной системой самого магазина будет для магазина наиболее надежным и правильным решением.

«В этом случае заказ, оформленный в интернет-магазине, сразу же попадает в учетную систему, которая, используя связку с кассой, дает команду на выдачу чека», – подчеркивает г-н Кулешов.

И все же, по его мнению, сценарий, в котором CMS напрямую взаимодействует с кассой,  имеет право на жизнь, но опять-таки – только в случае веб-приложений крупных и серьезных вендоров.  По его словам, у магазинов, реализующих такую интеграцию с приложением «1С Битрикс», поддерживаются все сценарии работы с интернет-кассой – открытия\закрытия смен, формирование отчетов, автоматическая и ручная регистрация чеков.

Во сколько обойдется мелким и средним интернет-ритейлерами изменения в их учетных системах и CMS?

Это зависит от того, что требуется. По данным Сергея  Кулешова, сегодня стоимость пакета услуг, включающего консалтинг по выбору оборудования, обновление и настройку ПО, отладку сценариев работы сайта или приложения, подключение и настройку одной-двух касс, тестирование и запуск в эксплуатацию) начинается от 19 тыс. руб. Эта цена не включает стоимость самого оборудования.

Подводные камни 54-ФЗ в российском e-commerce

По информации Антона Солончука из UMI, стоимость заточенного под ФЗ-54 «коробочного» решения CMS готового интернет-магазина начинается от 22 900 рублей. В данные суммы не включена стоимость 1С и кассового оборудования.

Какие проблемы отмечает российская онлайн-розница с переходом на онлайн-кассы?

Ряд крупных онлайн-ритейлеров настроен оптимистично, но не все — многие вместе с плюсами, ожидаемыми от реализации норм 54-ФЗ, отмечают и проблемы. Основные из них — это нехватка оборудования и постоянные обновления ПО и процедур регистрации онлайн-касс, серьезные инвестиции в доработку учетных систем.

«Для перевода svyaznoy.ru будет установлено дополнительное кассовое оборудование, которое позволит фискализировать продажи в момент совершения расчетов клиентами, а также проведена доработка программного обеспечения интернет-магазина», — подчеркивают в «Связном», который одним из первых стал пилотировать онлайн-кассы. По информации компании, на конец 1 квартала свыше 40% касс офлайновой части ритейлера — это ККТ нового образца.

«К 1 июля 2017 года компания приведет весь парк контрольно-кассовой техники в соответствие с новыми требованиями. Перевод svyaznoy.ru также будет осуществлен в срок, установленный законодательством», — отмечают представители ритейлера. Они подчеркивают в комментарии Retail.ru, что новая система получения и обработки фискальных данных «позволит облегчить процесс налогового учета и для продавца, и для государственных органов». Ее внедрение, по мнению специалистов компании,  позволит сделать расчеты более прозрачными, снизит влияние человеческого фактора на процесс оплаты.

Финансовый директор электронного дискаунтера «Ситилинк» Сергей Потопнин подчеркивает, что сам процесс подключения онлайн-касс у этого онлайн-ритейлера мало чем отличается от классического ритейла и отмечает, что сегодня в «Ситилинке» идет активное подключение новых касс на точках продаж и выдачи.

«Есть особенности, связанные с кассами, которые мы должны подключить к нашему сайту до 01.07. На рынке сегодня присутствует всего одно сертифицированное и пока еще не оттестированное решение – отсюда есть риск по срокам и качеству реализации», – говорит г-н Потопнин.

С ним согласны и в компании Ozon.ru, где также сетуют на недостаток специфических решений для отрасли, которые бы могли использовать предприятия отрасли. «В целом, специфика перехода на онлайн-кассы в отрасли интернет-торговли состоит в том, что в настоящий момент нет технической базы, соответствующей потребностям рынка и удовлетворяющей требованиям закона. Надеемся, что в ближайшее время соответствующие технические и программные решения будут найдены, мы со своей стороны, конечно, готовы и ждем этих решений», – говорят представители онлайн-ритейлера.

Из основных «подводных камней», которые сопутствуют переходу, в «Ситилинке» также отмечают риски по поставке от производителя, частые обновления процедуры регистрации касс и постоянные обновления ПО самих касс, что вызывает сложности при интеграции. Представитель «Ситилинка» говорит, что в перспективе в компании ждут от реализации 54-ФЗ таких плюсов для бизнеса, как упрощение процедуры регистрации кассы, отмены обязательного обслуживания ЦТО и дополнительной аналитики по фактическим продажам в онлайне.

«В целом с принятием изменений в 54-ФЗ у интернет-ритейлеров действительно прибавилось работы. К примеру, если интернет-магазин решил закупить кассы и фискальные накопители, то надо спешить: у поставщиков кассовой техники дефицит оборудования. Не так проста и ситуация с электронным чеком. Покупать стационарную кассу для онлайн-оплаты – большая сложность. Придется обеспечить бесперебойность работы, «отучить» печатать бумажные чеки и вовремя закрывать-открывать смену в автоматическом режиме. Новые нормы закона влекут за собой серьезные капитальные затраты. По нашим расчетам, переменные издержки не вырастут. С одной стороны, теперь закон обязывает юридических лиц заключать договоры с операторами фискальных данных, с другой, исчезает зависимость от центров технического обслуживания. Часть функций последних мы рассчитываем взять на себя», — так обрисовывает сегодняшнюю ситуацию с переходом на онлайн-кассы Олег Никитин, руководитель проектов направления «Финансовые сервисы» компании «Юлмарт».

В компании уверены в том, что все работы удастся довести до конца раньше крайнего срока, требуемого законом. «В течение полугода мы вели работу по изменению бизнес-процессов компании для соответствия требованиям 54 Федерального закона. Проект также потребовал закупки нового оборудования и доработки внутренних учетных систем, которые заняли 4 месяца. Мы рассчитываем перейти на онлайн-фискализацию по всем кассам не позднее мая 2017 года», – говорит эксперт.

В «Юлмарте» планируют использовать электронные чеки как инструмент общения с потребителем. «Каждый наш заказ оформляется через сайт или терминалы, которые расположены в Центрах исполнения заказов и пунктах выдачи Юлмарт Оutpost. Мы надеемся избавить клиентов от бумажных чеков и полностью перейти на электронные. К сожалению, сегодняшняя редакция закона не позволяет сделать этого, но мы приложим все усилия, чтобы это изменить» — резюмирует г-н Никитин.

Дмитрий Середа, специально для Retail.ru
Поделиться публикацией:
Инвестиции в развитие за рубежом составят 1,5 млрд...
675
Динамика роста онлайн-торговли опережает офлайн-ма...
1286
Как законы, направленные на легализацию торговли, ...
1809
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4513
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
8649

Или «Подводные камни» 54-ФЗ в российском e-commerce

Согласно экспертным оценкам, к переходу на онлайн-кассы сегодня готовы не более 40% российских интернет-магазинов. Если производители CMS (система управления сайтом) и сами магазины не примут мер в ближайшие месяцы, предпринимателям нужно будет либо менять движок сайта, либо учетную систему, либо попросту… отказываться от онлайн-оплаты.

По независимым экспертным оценкам, высказываемым представителями интернет-бизнеса, в российском сегменте интернета сегодня насчитывается от 45 тыс. до 100 тыс. интернет-магазинов. Впрочем, сторонники максимальной цифры в 100 тыс. признают, что реально генерируют хоть сколько-нибудь значимый поток заказов только половина из этого количества.

Абсолютно все интернет-магазины, вне зависимости от того, чем они торгуют – кроссовками или туристическими путевками, должны будут перейти на онлайн-кассы либо в этом, либо в следующем году. У собственников магазинов и их менеджмента эта необходимость, предписанная законом, несомненно, вызывает противоречивые чувства – дело в том, что многие из них просто не привыкли к любой кассовой технике, имея возможность получать деньги от клиента с помощью платежа банковской картой на сайте и не слишком задумываясь о чеках.

Поэтому дата 1 июля 2017 года уже сейчас является для многих их них головной болью – для e-commerce приведение своего бизнеса в соответствие новому закону сопряжена с куда большим количеством неясностей, сложностей и «подводных камней», чем для офлайновой сетевой розницы. И вот почему.

CMS – всему голова

Антон Солончук, коммерческий директор группы компаний UMI, отмечает, что сам по себе ФЗ-54 задумывался и разрабатывался для классического «наземного» ритейла, и для отрасли электронной коммерции оказался «ударом под дых» в ряде своих положений, так как разработчики во многом просто не учли специфики бизнес-процессов в этом сегменте.

Разберемся, в чем эта специфика состоит. Если условно разделить все предприятия сферы электронной коммерции на «типы» по отношению к 54-ФЗ, говорят эксперты, то можно сформировать следующую картину отрасли.

Во-первых, это магазины, которые  специализируются на продаже исключительно услуг и цифровых продуктов. Им будет достаточно онлайн-кассы без печати бумажного чека (интернет-кассы).

Во-вторых – подавляющее большинство моноканальных интернет-магазинов продают физические товары. Для них потребуется интегрировать онлайн-кассу со своим сайтом и обеспечить печать чеков.

В-третьих, это магазины, отгружающие заказы только по квитанциям оплаты ПД-4 (оплата через банк). Таких относительно немного, но они есть. Им тоже не нужны онлайн- кассы.

Наконец, самая большая группа отечественных интернет-магазинов представляет собой микс онлайна и офлайна (т.е. это либо сайт интернет-магазина, образовавшийся «в довесок» к традиционному онлайн-бизнесу, либо «материнский сайт» e-commerce компании, открывшей свои офлайновые точки). В этом случае проблему ФЗ-54 такой мультиканальный ритейлер может решить всего двумя основными способами – это либо отказ от онлайн-оплат (переход на модель онлайн-бронирования и самовывоза и оплаты в физическом магазине), либо интеграция кассы с сайтом.

Подводные камни 54-ФЗ в российском e-commerce

Почему у интернет-магазинов вообще стоит в повестке дня вариант отказа от онлайн-оплат? Из-за специфики их CMS.

CMS, или другими словами, «движки» у российских интернет магазинов также можно условно разделить на четыре основные группы. CMS бывают бесплатные, SaaS (конструкторы), платные CMS, самописные CMS.

Насколько эти CMS могут поддерживать функционал, требуемый от интернет-магазина 54-ФЗ?

«К обновлению и доработке с учетом требований 54-ФЗ реально готовы только последние два сегмента рынка – говорит г-н Солончук – но и здесь, по нашим оценкам, сегодня активно «шевелятся», чтобы адаптировать свои продукты к нормам 54-ФЗ только 5-6 компаний-разработчиков ПО, причем в основном это давно известные и крупные компании, такие как 1С».

В целом, по оценкам г-на Солончука, к работе в соответствии с требованиями ФЗ-54 – даже после обновления движков – готовы сегодня не более 40% интернет-магазинов. Что с остальными 60%-ми? У них есть два варианта. Они либо откажутся от онлайн-оплат, либо будут вынуждены поменять CMS. Что, разумеется, приведет к переделу и дальнейшей консолидации рынка CMS для интернет-магазинов.

Менять CMS или учетную систему?

Интересно, что большинство интернет-магазинов, реализующих сегодня комплекс мер для приведения платежной части своего бизнеса в соответствие требованиям 54-ФЗ, идут по пути прямой интеграции кассы и CMS сайта. По мнению Антона Солончука из UMI, это хоть и наиболее очевидный (на первый взгляд) путь, но путь неверный. Причем в самом своем основании.

Дело в том, что вебсайт не может выполнять полноценные функции бэк-офиса. Действительно, сайт – самое «слабое звено» интернет-магазина, и если на нем будет держаться процесс онлайн-фискализации – проблем не избежать. Сайт может «упасть» – либо из-за DDOS-атак, либо из-за некорректных настроек, неправильных действий разработчика, перегрузки от большого числа запросов в пиковый период и пр.

«Единственный путь, который позволит интернет-магазинам избежать проблем с оплатой и фискализацией чека в соответствии с требованиями 54-ФЗ – это интеграция кассы не с CMS сайта, а с внутренней учетной бэк-офисной системой – такой, как, например, «МойСклад», «1С» и т.п. А все что должен делать сайт – передавать в учетную систему заказы и оповещать ее об оплате, чтобы та выдавала команду кассе на фискализацию чека. При онлайн-оплате правильно настроенная CMS интернет-магазина должна проверять доступность бэк-офисной системы и в случае отсутствия связи с ней не позволять клиенту производить оплату банковской картой или электронными деньгами. Наконец, сайт должен уведомлять клиентов по e-mail и SMS об оплате, в том числе используя уведомления от курьеров», – поясняет г-н Солончук.

Таким образом, правильный выбор учетной системы интернет-магазина, которая готова к изменениям, предписанным 54-ФЗ, снимет сразу целый класс проблем, связанных с принципиальной неготовностью многих их «самописных» и бесплатных CMS к интеграции с кассой. Тем же, у кого CMS позволяет прямую интеграцию с кассой – уверены эксперты, опрошенные Retail.ru, все же следует учесть все нюансы и подводные камни такого сценария.

Какой должна быть учетная система для интернет-магазина, переходящего на онлайн-кассы?

Специфика розничного e-commerce в отношении применения онлайн-касс, заключается в нескольких важных особенностях, которые необходимо учитывать при выборе CMS и учетной системы.

«Применение онлайн-касс в e-commerce отличается от офлайновых моделей рядом принципиальных моментов. Во-первых, в интернет-магазине, по факту, онлайн-касса должна работать круглые сутки безе перерыва. Во-вторых, чек должен пробиваться сразу же – в момент поступления данных о списании с карты покупателя. В-третьих, (и это серьезно отличает работу онлайн-кассы интернет-магазина от таковой в офлайн-точках) нагрузка на нее распределяется неравномерно – «очередь» из чеков в пиковые периоды нуждается в правильной обработке», – рассказывает Сергей Кулешов, заместитель генерального директора компании «1С-Битрикс».

В связи с тем, что новая система требует фискализировать чек сразу же после расчета с покупателем, в силу специфики работы интернет-магазина, у него могут возникать сложности с несколькими распространенными на практике сценариями, требующими изменения в чеке – отмечает эксперт.

«Например, из оплаченного банковской картой заказа на три товара в данный момент в магазине одного (или вообще всех товаров) нет в наличии, а поэтому требуется отгрузка частями. Второй сценарий, связанный с первым – когда клиент просит отгрузить только то, что есть, а оставшуюся сумму оставить на внутреннем счете для последующих заказов. Во всех этих случаях у интернет-торговца возникает вопрос, как быть с авансами и соответствующей отчетностью», – поясняет г-н Кулешов.

Эксперт сходится в оценках с г-ном Солончуком из UMI в тезисе о том, что интеграция кассы с внутренней учетной системой самого магазина будет для магазина наиболее надежным и правильным решением.

«В этом случае заказ, оформленный в интернет-магазине, сразу же попадает в учетную систему, которая, используя связку с кассой, дает команду на выдачу чека», – подчеркивает г-н Кулешов.

И все же, по его мнению, сценарий, в котором CMS напрямую взаимодействует с кассой,  имеет право на жизнь, но опять-таки – только в случае веб-приложений крупных и серьезных вендоров.  По его словам, у магазинов, реализующих такую интеграцию с приложением «1С Битрикс», поддерживаются все сценарии работы с интернет-кассой – открытия\закрытия смен, формирование отчетов, автоматическая и ручная регистрация чеков.

Во сколько обойдется мелким и средним интернет-ритейлерами изменения в их учетных системах и CMS?

Это зависит от того, что требуется. По данным Сергея  Кулешова, сегодня стоимость пакета услуг, включающего консалтинг по выбору оборудования, обновление и настройку ПО, отладку сценариев работы сайта или приложения, подключение и настройку одной-двух касс, тестирование и запуск в эксплуатацию) начинается от 19 тыс. руб. Эта цена не включает стоимость самого оборудования.

Подводные камни 54-ФЗ в российском e-commerce

По информации Антона Солончука из UMI, стоимость заточенного под ФЗ-54 «коробочного» решения CMS готового интернет-магазина начинается от 22 900 рублей. В данные суммы не включена стоимость 1С и кассового оборудования.

Какие проблемы отмечает российская онлайн-розница с переходом на онлайн-кассы?

Ряд крупных онлайн-ритейлеров настроен оптимистично, но не все — многие вместе с плюсами, ожидаемыми от реализации норм 54-ФЗ, отмечают и проблемы. Основные из них — это нехватка оборудования и постоянные обновления ПО и процедур регистрации онлайн-касс, серьезные инвестиции в доработку учетных систем.

«Для перевода svyaznoy.ru будет установлено дополнительное кассовое оборудование, которое позволит фискализировать продажи в момент совершения расчетов клиентами, а также проведена доработка программного обеспечения интернет-магазина», — подчеркивают в «Связном», который одним из первых стал пилотировать онлайн-кассы. По информации компании, на конец 1 квартала свыше 40% касс офлайновой части ритейлера — это ККТ нового образца.

«К 1 июля 2017 года компания приведет весь парк контрольно-кассовой техники в соответствие с новыми требованиями. Перевод svyaznoy.ru также будет осуществлен в срок, установленный законодательством», — отмечают представители ритейлера. Они подчеркивают в комментарии Retail.ru, что новая система получения и обработки фискальных данных «позволит облегчить процесс налогового учета и для продавца, и для государственных органов». Ее внедрение, по мнению специалистов компании,  позволит сделать расчеты более прозрачными, снизит влияние человеческого фактора на процесс оплаты.

Финансовый директор электронного дискаунтера «Ситилинк» Сергей Потопнин подчеркивает, что сам процесс подключения онлайн-касс у этого онлайн-ритейлера мало чем отличается от классического ритейла и отмечает, что сегодня в «Ситилинке» идет активное подключение новых касс на точках продаж и выдачи.

«Есть особенности, связанные с кассами, которые мы должны подключить к нашему сайту до 01.07. На рынке сегодня присутствует всего одно сертифицированное и пока еще не оттестированное решение – отсюда есть риск по срокам и качеству реализации», – говорит г-н Потопнин.

С ним согласны и в компании Ozon.ru, где также сетуют на недостаток специфических решений для отрасли, которые бы могли использовать предприятия отрасли. «В целом, специфика перехода на онлайн-кассы в отрасли интернет-торговли состоит в том, что в настоящий момент нет технической базы, соответствующей потребностям рынка и удовлетворяющей требованиям закона. Надеемся, что в ближайшее время соответствующие технические и программные решения будут найдены, мы со своей стороны, конечно, готовы и ждем этих решений», – говорят представители онлайн-ритейлера.

Из основных «подводных камней», которые сопутствуют переходу, в «Ситилинке» также отмечают риски по поставке от производителя, частые обновления процедуры регистрации касс и постоянные обновления ПО самих касс, что вызывает сложности при интеграции. Представитель «Ситилинка» говорит, что в перспективе в компании ждут от реализации 54-ФЗ таких плюсов для бизнеса, как упрощение процедуры регистрации кассы, отмены обязательного обслуживания ЦТО и дополнительной аналитики по фактическим продажам в онлайне.

«В целом с принятием изменений в 54-ФЗ у интернет-ритейлеров действительно прибавилось работы. К примеру, если интернет-магазин решил закупить кассы и фискальные накопители, то надо спешить: у поставщиков кассовой техники дефицит оборудования. Не так проста и ситуация с электронным чеком. Покупать стационарную кассу для онлайн-оплаты – большая сложность. Придется обеспечить бесперебойность работы, «отучить» печатать бумажные чеки и вовремя закрывать-открывать смену в автоматическом режиме. Новые нормы закона влекут за собой серьезные капитальные затраты. По нашим расчетам, переменные издержки не вырастут. С одной стороны, теперь закон обязывает юридических лиц заключать договоры с операторами фискальных данных, с другой, исчезает зависимость от центров технического обслуживания. Часть функций последних мы рассчитываем взять на себя», — так обрисовывает сегодняшнюю ситуацию с переходом на онлайн-кассы Олег Никитин, руководитель проектов направления «Финансовые сервисы» компании «Юлмарт».

В компании уверены в том, что все работы удастся довести до конца раньше крайнего срока, требуемого законом. «В течение полугода мы вели работу по изменению бизнес-процессов компании для соответствия требованиям 54 Федерального закона. Проект также потребовал закупки нового оборудования и доработки внутренних учетных систем, которые заняли 4 месяца. Мы рассчитываем перейти на онлайн-фискализацию по всем кассам не позднее мая 2017 года», – говорит эксперт.

В «Юлмарте» планируют использовать электронные чеки как инструмент общения с потребителем. «Каждый наш заказ оформляется через сайт или терминалы, которые расположены в Центрах исполнения заказов и пунктах выдачи Юлмарт Оutpost. Мы надеемся избавить клиентов от бумажных чеков и полностью перейти на электронные. К сожалению, сегодняшняя редакция закона не позволяет сделать этого, но мы приложим все усилия, чтобы это изменить» — резюмирует г-н Никитин.

Дмитрий Середа, специально для Retail.ru
Забыли про движок…Онлайн-ритейл, рынок, тренды, законы, сервис, 54-фз, фз-54
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Забыли про движок…
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/142160/2017-11-19