Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
11 апреля 2017, 00:00 2112 просмотра

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Группа компаний «Пилот» продолжает рассказывать о том, как под влиянием изменений российского законодательства эволюционирует и инфраструктура любого магазина. Сегодня Алексей Шабанов, ведущий менеджер по продукции ГК «Пилот» расскажет, что изменилось в кассовых программах за последние два года.

Изменения под влиянием ЕГАИС

Как эволюционировали кассовые программы за последние два годаВсе знают, что за последние два года российский ритейл хорошенько тряхнуло дважды: в первый раз это произошло в 2016 году под влиянием Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). 

Для того, чтобы магазин смог передавать данные о закупке и реализации алкогольной продукции в Росалкогольрегулирование (РАР), интеграторам потребовалось внести серьезные изменения в кассовые решения. Что же было сделано — рассмотрим на примере кассовой программы «Профи-Т».

Изменение №1. Работа с акцизной маркой. Для начала каждому интегратору нужно было научить свое ПО передавать данные в ЕГАИС и отдавать на контрольно-кассовую технику (ККТ) информацию для печати QR-кода. Для кого-то это был сложный этап, однако наше «Профи-Т» к моменту начала действия ЕГАИС уже умело это делать, поэтому никаких проблем у клиентов компании в связи с этим не возникло.

Изменение №2. Запрет повторного сканирования акцизной марки. Развернутые пилотные проекты, моделирующие работу магазина, согласно требованиям ЕГАИС, выявили серьезную проблему: задвоение акцизной марки — информация о продаже алкогольной продукции по одной акцизной марке могла отравляться в РАР несколько раз. Как показал опыт наших клиентов, нерадивые сотрудники часто сканировали одну и ту же акцизную марку. 

Например, на кассу приходит клиент, решивший купить, допустим, бутылку виски. Однако у выбранного продукта не читается акцизная марка. Вместо того, чтобы заменить алкоголь, некоторые продавцы пытаются схитрить: берут аналогичную бутылку виски и, отсканировав ее акцизную марку, вновь возвращают ее на полку. 

Таким образом в РАР не уходят данные о приобретенном человеком алкоголе, зато впоследствии контролирующий орган получит дважды информацию об одной и той же бутылке. Также задвоение акцизной марки может возникать вследствие технических проблем. 

Например, продавец отсканировал марку, данные отправились в универсальный транспортный модуль (УТМ). Однако тот не дает ответа. Касса отправляет повторный запрос в УТМ с данными той же акцизной марки. В результате, после ответа УТМ в РАР дважды поступают данные об одной и той же акцизной марке. Это нарушение, за которое магазин может быть подвергнут наказанию.

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Изменение №3. Борьба с пересортицей. Любая акцизная марка алкогольной продукции содержит специальный код, определяющий вид алкоголя, учитывающий данные об объеме тары, в которую он разлит, и проценте содержания в нем спирта. Необходимо, чтобы в РАР поступали верные сведения о кодах. Соответственно, при приемке товара нужно, чтобы все коды поступили в базу данных, а затем были соотнесены с данными при продаже алкогольных напитков.

Изменение №4. Проверка возраста покупателя. Да, и раньше несовершеннолетним нельзя было продавать алкоголь. Поэтому кассовое ПО должно было уведомлять продавца о необходимости запросить возраст покупателя. В ответ на это ему было достаточно нажать кнопку на клавиатуре POS-терминала. Однако нерадивые сотрудники часто начали пренебрегать этим этапом: нажимать на кнопку уведомления, не проверив паспорт клиента. 

В рамках изменений ПО к ЕГАИС мы добавили в «Профи-Т» и еще одно изменение: теперь продавцу нужно вручную ввести дату рождения покупателя, посмотрев ее в паспорте. В противном случае кассовая программа не даст завершить покупку.

Изменения под влиянием ФЗ-54

Только работа с ЕГАИС начала потихоньку налаживаться, российский ритейл получил еще один ощутимый удар под дых: в 2017 году начали действовать изменения, обусловленные поправками в ФЗ-54. Согласно им, магазины должны передавать в ФНС РФ данные о своих продажах. Не удивительно, что для соответствия этим требованиям пришлось существенно изменять и работу кассовых программ. Рассмотрим, что же было сделано интеграторами.

Изменение №1. Много устройств, одна программа. В налоговой есть специальный реестр, куда вносится одобренная с точки зрения надзорного органа ККТ (к слову, на сегодняшний день реестр содержит две модели ККТ «Пилота» — POSprint FP410-Ф и POSprint FP510-Ф). 

Однако ни одни интегратор не имеет права навязывать клиенту требование использовать какое-то определенное устройство. Соответственно, кассовая программа должна уметь работать со всеми ККТ, перечисленными в реестре налоговой. Это необходимо в связи с тем, что существенно меняется протокол взаимодействия оборудования и софта. Чем больше устройств — тем больше протоколов.

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Изменение №2. Передача данных оператору фискальных данных (ОФД). Благодаря изменениям в ФЗ-54 в цепочке «ритейлер — налоговая» появился новый игрок — ОФД, на которого и легла обязанность корректной передачи данных о продаже магазина контролирующему органу. Помимо того, что теперь кассовая программа должна уметь передавать информацию новому игроку, обозначились и требования к передаваемым данным: появилось ряд параметров, не существовавших прежде. Так, в чеке должна потоварно указываться ставка НДС, скидка на каждый товар.

Изменение №3. Новые чеки. Под влиянием ФЗ-54 претерпели изменения и чеки — фискальные документы: теперь у этих документов новая регламентированная форма и реквизиты. Помимо старых параметров, теперь на чеке должны отражаться номер фискального документа, его фискальный признак, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения, QR-код. 

Соответственно, кассовая программа должна уметь составлять чек с учетом всех этих требований и отправлять его на ККТ. Отметим, что шаблон чека теперь зависит от самой ККТ, а его настройки по пожеланиям ритейлера стали ограничены.

Изменение №4. Отправка чеков через смс или по электронной почте. Согласно ФЗ-54, покупатель может потребовать у магазина отправить на его электронную почту или мобильный телефон электронную копию чека. Ритейлер, при наличии технической возможности, обязан это сделать. В связи с этим интеграторам кассовое ПО должно уметь вводить email-адрес покупателя и передавать его, к примеру, в ОФД.

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Как вы видите, кассовое ПО продолжает эволюционировать — изменения привносят как требования ритейлеров, так и необходимость соответствовать российскому законодательству. Благодаря этому магазины получают все более функциональный инструмент, грамотно используя который, можно сделать бизнес эффективным и прибыльным.

Если у вас остались вопросы о том, как ваш бизнес должен будет работать по правилам ФЗ-54, присылайте их на почту info@pilot.ru. Из ответов на них мы подготовим отдельную статью, которая станет заключительным материалом цикла, посвященного онлайн-кассам.

На правах рекламы
Поделиться публикацией:
Кто-то ушел совсем, а кто-то обещает вернуться
506
Новая статья бизнес-консультанта Сергея Илюхи
335
Мустафа Шахин, AR Fashion (бренды Cacharel и U.S. ...
1673
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
3572
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
3921
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
5573
Как в Сибири зарождается новый бренд премиальной в...
946
Сетевые операторы «РЖД» оптимизируют документообор...
852

Изменения под влиянием ЕГАИС

Как эволюционировали кассовые программы за последние два годаВсе знают, что за последние два года российский ритейл хорошенько тряхнуло дважды: в первый раз это произошло в 2016 году под влиянием Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). 

Для того, чтобы магазин смог передавать данные о закупке и реализации алкогольной продукции в Росалкогольрегулирование (РАР), интеграторам потребовалось внести серьезные изменения в кассовые решения. Что же было сделано — рассмотрим на примере кассовой программы «Профи-Т».

Изменение №1. Работа с акцизной маркой. Для начала каждому интегратору нужно было научить свое ПО передавать данные в ЕГАИС и отдавать на контрольно-кассовую технику (ККТ) информацию для печати QR-кода. Для кого-то это был сложный этап, однако наше «Профи-Т» к моменту начала действия ЕГАИС уже умело это делать, поэтому никаких проблем у клиентов компании в связи с этим не возникло.

Изменение №2. Запрет повторного сканирования акцизной марки. Развернутые пилотные проекты, моделирующие работу магазина, согласно требованиям ЕГАИС, выявили серьезную проблему: задвоение акцизной марки — информация о продаже алкогольной продукции по одной акцизной марке могла отравляться в РАР несколько раз. Как показал опыт наших клиентов, нерадивые сотрудники часто сканировали одну и ту же акцизную марку. 

Например, на кассу приходит клиент, решивший купить, допустим, бутылку виски. Однако у выбранного продукта не читается акцизная марка. Вместо того, чтобы заменить алкоголь, некоторые продавцы пытаются схитрить: берут аналогичную бутылку виски и, отсканировав ее акцизную марку, вновь возвращают ее на полку. 

Таким образом в РАР не уходят данные о приобретенном человеком алкоголе, зато впоследствии контролирующий орган получит дважды информацию об одной и той же бутылке. Также задвоение акцизной марки может возникать вследствие технических проблем. 

Например, продавец отсканировал марку, данные отправились в универсальный транспортный модуль (УТМ). Однако тот не дает ответа. Касса отправляет повторный запрос в УТМ с данными той же акцизной марки. В результате, после ответа УТМ в РАР дважды поступают данные об одной и той же акцизной марке. Это нарушение, за которое магазин может быть подвергнут наказанию.

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Изменение №3. Борьба с пересортицей. Любая акцизная марка алкогольной продукции содержит специальный код, определяющий вид алкоголя, учитывающий данные об объеме тары, в которую он разлит, и проценте содержания в нем спирта. Необходимо, чтобы в РАР поступали верные сведения о кодах. Соответственно, при приемке товара нужно, чтобы все коды поступили в базу данных, а затем были соотнесены с данными при продаже алкогольных напитков.

Изменение №4. Проверка возраста покупателя. Да, и раньше несовершеннолетним нельзя было продавать алкоголь. Поэтому кассовое ПО должно было уведомлять продавца о необходимости запросить возраст покупателя. В ответ на это ему было достаточно нажать кнопку на клавиатуре POS-терминала. Однако нерадивые сотрудники часто начали пренебрегать этим этапом: нажимать на кнопку уведомления, не проверив паспорт клиента. 

В рамках изменений ПО к ЕГАИС мы добавили в «Профи-Т» и еще одно изменение: теперь продавцу нужно вручную ввести дату рождения покупателя, посмотрев ее в паспорте. В противном случае кассовая программа не даст завершить покупку.

Изменения под влиянием ФЗ-54

Только работа с ЕГАИС начала потихоньку налаживаться, российский ритейл получил еще один ощутимый удар под дых: в 2017 году начали действовать изменения, обусловленные поправками в ФЗ-54. Согласно им, магазины должны передавать в ФНС РФ данные о своих продажах. Не удивительно, что для соответствия этим требованиям пришлось существенно изменять и работу кассовых программ. Рассмотрим, что же было сделано интеграторами.

Изменение №1. Много устройств, одна программа. В налоговой есть специальный реестр, куда вносится одобренная с точки зрения надзорного органа ККТ (к слову, на сегодняшний день реестр содержит две модели ККТ «Пилота» — POSprint FP410-Ф и POSprint FP510-Ф). 

Однако ни одни интегратор не имеет права навязывать клиенту требование использовать какое-то определенное устройство. Соответственно, кассовая программа должна уметь работать со всеми ККТ, перечисленными в реестре налоговой. Это необходимо в связи с тем, что существенно меняется протокол взаимодействия оборудования и софта. Чем больше устройств — тем больше протоколов.

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Изменение №2. Передача данных оператору фискальных данных (ОФД). Благодаря изменениям в ФЗ-54 в цепочке «ритейлер — налоговая» появился новый игрок — ОФД, на которого и легла обязанность корректной передачи данных о продаже магазина контролирующему органу. Помимо того, что теперь кассовая программа должна уметь передавать информацию новому игроку, обозначились и требования к передаваемым данным: появилось ряд параметров, не существовавших прежде. Так, в чеке должна потоварно указываться ставка НДС, скидка на каждый товар.

Изменение №3. Новые чеки. Под влиянием ФЗ-54 претерпели изменения и чеки — фискальные документы: теперь у этих документов новая регламентированная форма и реквизиты. Помимо старых параметров, теперь на чеке должны отражаться номер фискального документа, его фискальный признак, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения, QR-код. 

Соответственно, кассовая программа должна уметь составлять чек с учетом всех этих требований и отправлять его на ККТ. Отметим, что шаблон чека теперь зависит от самой ККТ, а его настройки по пожеланиям ритейлера стали ограничены.

Изменение №4. Отправка чеков через смс или по электронной почте. Согласно ФЗ-54, покупатель может потребовать у магазина отправить на его электронную почту или мобильный телефон электронную копию чека. Ритейлер, при наличии технической возможности, обязан это сделать. В связи с этим интеграторам кассовое ПО должно уметь вводить email-адрес покупателя и передавать его, к примеру, в ОФД.

Как эволюционировали кассовые программы за последние два года

Как вы видите, кассовое ПО продолжает эволюционировать — изменения привносят как требования ритейлеров, так и необходимость соответствовать российскому законодательству. Благодаря этому магазины получают все более функциональный инструмент, грамотно используя который, можно сделать бизнес эффективным и прибыльным.

Если у вас остались вопросы о том, как ваш бизнес должен будет работать по правилам ФЗ-54, присылайте их на почту info@pilot.ru. Из ответов на них мы подготовим отдельную статью, которая станет заключительным материалом цикла, посвященного онлайн-кассам.

На правах рекламы
Как эволюционировали кассовые программы за последние два годаэволюция, кассы, кассовые программы
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Как эволюционировали кассовые программы за последние два года
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/141944/2017-12-15