Баннер ФЗ-54
3 апреля 2017, 00:00 2839 просмотров

Куда упал алкогольный рынок?

Алкогольный рынок падает. По данным Роспотребнадзора с 2009 года общее потребление алкоголя в РФ снизилось на треть, что подтверждается выкладками Минздрава. Игроки рынка требуют раздельного регулирования.

Падение рынка, как считают в Роспотребнадзоре, связано с мерами по ограничению розничной торговли, введением минимальных цен на алкоголь и запретом его рекламы. Однако отраслевые эксперты указывают на более весомые причины – падение благосостояния и массовый переход на нелегальную продукцию и спиртосодержащие жидкости. В начале 2017 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров определил объем теневого рынка алкоголя в 50% – по существу действует серый дублер отрасли. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «САН ИнБев» Ораз Дурдыев считает повышение акцизов одной из главных причин сокращения рынка легального алкоголя и переключения на контрафакт и суррогаты.

Куда упал алкогольный рынок?

Что касается легального рынка, то результаты его исследования в динамике за последние три года представлены в докладе главного специалиста отдела расследований контрольно-финансового управления ФАС Армена Меликбекяна.  Основной вывод: продолжается снижение производства всей алкогольной продукции. Да, в 2016 году зафиксирован рост рынка на 10%, но хитрость в том, что весь прирост дали крепкие напитки и то благодаря их выводу из тени, связанному с внедрением ЕГАИС. Доля пива и вина уменьшается, меры антиалкогольной кампании, направленные на снижение потребления крепких напитков, не привели к существенному изменению структуры потребления.

Раздельного регулирования длительно стагнирующего алкогольного рынка требуют все его субъекты за исключением водочного «оазиса». Чиновники, наконец,  разглядели проблему, но дело движется медленно. К тому же появляются все новые инициативы, способные ухудшить общую ситуацию. Так, глава Роспотребнадзора Алина Попова предложила запретить скидочные акции на алкоголь, а депутат Госдумы Владимир Сысоев, подготовил законопроект на эту тему, запрещающий «стимулирование покупок алкоголя». Предприниматели предупреждают, что такие инициативы совершенно избыточны и противоречат общим принципами и практике торговли.

Пивная драма

Наиболее драматичны дела в пивном сегменте. В РФ за последние годы закрылись в общей сложности 12 пивоваренных заводов, а производство этого напитка с 2010 года рухнуло на 40%. Такие данные привела член совета директоров «Московской пивоваренной компании» Ольга Аверьянова на XII АлкоКонгрессе. Как уточнил вышеупомянутый Ораз Дурдыев, в итоге столь плачевной ситуации потеряна 61 тысяча рабочих мест. Из-за роста фискальных платежей неуклонно увеличивается отпускная цена, падают продажи.

Куда упал алкогольный рынок?

Оба предпринимателя выступают за раздельное (относительно крепких напитков) правовое регулирование производства и оборота пива и вообще за ликвидацию нынешних избыточных требований к обороту слабоалкогольной продукции. Ораз Дурдыев считает, что в РФ теперь самое жесткое в Европе регулирование слабоалкогольных напитков, они фактически приравнены к водке. Вплоть до 2009 года продажи водки, по его словам, сокращались, а пива росли, падала смертность от алкоголя. Теперь же идет длительный обратный процесс, водка вытесняет пиво, приостановлена деалкоголизация населения (по исследованиям НИИ психиатрии влияние на здоровье при употреблении вина и пива разительно отличается от водочного).

Между тем, как подчеркивает Ораз Дурдыев в переводе на чистый спирт производить пиво в полтора раза дороже, чем водку, поэтому и нет подделок пива. Средняя стоимость пива в рознице составляет 50-60 рублей, а в регионах левая водка стоит почти столько же, и ее много. Поэтому те, кто занимаются пивом, весьма заинтересованы в выводе водочного оборота из тени. Все пивное производство локализовано в России, кроме хмеля, но его доля мала, и, следовательно, заказы пивоваров благоприятно сказываются на отечественном сельском хозяйстве. При этом собираемость акцизов от пива, по данным г-на Дурдыева, составляет половину акцизов от всех алкогольных напитков!

«Какой порядок и устойчивость могут обеспечивать отраслевые законы, если их редакция изменяется по 3-4 раза в год, а в поправках нет системности? – говорит Ольга Аверьянова. – Сохраняется немало юридических противоречий. Так, в одних нормах говорится о добровольном применении ГОСТов, но в основополагающем 171-м законе указывается на необходимость их соблюдения, например, на упаковку, а в пивном деле ее доля в общей стоимости высока. При этом отсылают к старым ГОСТам, не менявшимся с 80-х годов».

Русская триада: водка, коньяк, вино

В России издавна сформировался самый емкий в мире рынок водки, здесь же сосредоточены ее мощные производители, способные диктовать условия не только внутренней торговле, но и вести широкую внешнюю экспансию. Нынешнее единое регулирование алкогольного рынка выгодно как раз «водочным королям», среди которых компании «Кристалл», «Топаз», «Омсквинпром», «Татспиртпром».  «На сегодняшний день рынок крепкого алкоголя стабилен, – утверждает директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. – При этом 85% в натуральном выражении занимает водка». Падение ее продаж замедляется за счет перетекания объемов из среднего сегмента в дешевый и стабилизации минимальной розничной цены.

Куда упал алкогольный рынок?

А вот ситуация в коньячной отрасли с ее относительно дорогой продукцией в условиях падения доходов населения обострилась. Ирина Бушина, председатель Союза производителей коньяка (Союзконьяк) так обозначила основные проблемы:

  • Из-за повышения цен на коньяк усиливается фальсификация, поскольку мошенничество становится еще прибыльнее.
  • Отнесение коньячного дистиллята к этиловому спирту с соответствующими завышенными требованиями к учету и хранению нарушает работу складов, препятствует выходу на рынок новых игроков.
  • Упал платежеспособный спрос на самый затратный винодельческий продукт.
  • Запрет на рекламу всего алкоголя (в т.ч. информации о свойствах продукта) затрудняет продвижение концепции эксклюзивности коньяка и умеренности в его потреблении.

О плачевной ситуации в виноделии поведала Ванда Ботнарь, директор по производству ООО «Кубань-вино», принадлежащего крупному холдингу «Ариант». Холдинг имеет 10 тыс. гектаров виноградников. «По производству тихих вин мы на втором месте в РФ, по игристым – на 4-м, –рассказывает Ванда Ботнарь. – Вино не должно входить в 171-й ФЗ, нас следует регулировать отдельным законом, именно так обстоят дела во Франции, Италии, Молдове».

Дело в том, что для подъема виноделия, начиная с выращивания лозы, нужны очень большие средства. Процесс производства вина несравнимо сложнее, чем водки. Тем более что большие площади, бывшие под виноградом, ныне засажены зерновыми и другими культурами. А ведь лоза дает полноценный урожай лишь на 5-6 год. Что касается отошедших к РФ крымских виноградников, то они большей частью сильно запущены. Учитывая все это, Ванда Ботнарь  уверена, что отрасли остро необходимы долгосрочные гос. субсидии, не говоря уже о доступных кредитах. А пока идет активный импорт дешевых виноматериалов, что ослабляет отечественных виноградарей.

Но и в обороте готового вина в России велика доля импорта, хотя он в связи с российскими экономическими пертурбациями заметно снижается, но не за счет наращивания отечественного производства.

Опрос
Retail.ru опросил нескольких экспортеров из разных стран. Приводим их оценки и мнения относительно сотрудничества с Россией.

Герман Шенгелия, директор грузинской компании Badagoni: «У нас качественное дорогое вино – порядка 50 долларов в магазине. Для Badagoni российский рынок открылся в 2013 году. Хорошие были времена – в тот год отгрузили 2,5 млн бутылок с нового завода в Кахетии, теперь же наш экспорт упал на целых 40-45%. Для упомянутого большого завода российский рынок в его нынешнем виде стал узок. Больше рассчитываем на Европу и Украину. Так, на Украину уже идет миллион бутылок в год, а в Россию, куда более крупное государство, в 2016-м отгрузили лишь 0,5 млн».

Кристина Антюнес, собственница компании DFJ Vinhos, SA: «Мы производим сухие вина. За счет очень хорошего соотношения цена/качество (500-700 руб. в супермаркете) продажи в РФ даже возросли, однако наш экспорт всё еще небольшой – порядка 20 палет в год. Конечно, кризис не самое комфортное время, поэтому осторожничаем с наращиванием поставок и расширением круга партнеров. Мы торгуем с 52 странами, на РФ приходится малый процент продаж».

Клод Брюнель, гендиректор французской компании Nicolas International: «Мы оптимисты, поскольку 25 лет на вашем рынке, разное видели. Если политическая ситуация изменится, то и торговля восстановится. А пока тяжело, объемы упали».

Взгляд на отрасль со стороны ФАС

Разделение алкогольного рынка в целях администрирования на три сегмента (крепкие напитки, пиво и вино) как раз и призвано дать возможности развития для винодельческой, коньячной и пивной отраслей, зарегулированных, да еще в кризис, до полного падения. Коньяк с водкой нельзя оставлять в одной правовой упряжке крепких напитков – слишком различаются их себестоимости.

Идею раздельного подхода к обороту разных видов алкоголя наконец-то начинают воспринимать в государственных ведомствах – с этим согласны многие предприниматели. Появилась надежда, что вопрос будет законодательно решен, однако, процесс идёт весьма медленно, а ситуация требует принятия самых срочных мер. «Пока же, – сокрушается  начальник контрольно-финансового управления ФАС РФ Владимир Мишеловин, – производство российских вин и пива в 2016 году снизилось, также как и их импорт и розничная торговля. Не все выдерживают нынешние времена – растет концентрация игроков на этом рынке, пока еще высококонкуретном как по производству, так и по торговле. А ведь валютный шок привел поначалу к развитию виноделия в России». По данным ФАС, в сегменте крепких напитков (кроме водки) падение рубля снизило долю импорта с 1\2 до 1\3 от всего оборота.

Куда упал алкогольный рынок?

Владимир Мишеловин отметил, что нынешние исследования ФАС – максимально объективны, поскольку основываются на данных непосредственно от производителей и продавцов продукции, Росстата и Росалкогольрегулирования. Компании стали, наконец, предоставлять исчерпывающую информацию о себе, что позволяет качественно анализировать ситуацию. С учетом «новых знаний» Федеральная антимонопольная служба обновила предложения по регулированию рынка с упором на пресечение практики регионального протекционизма, когда «местные» за счет наработанных связей пытаются не допустить «федералов» в свои «вотчины». «О проблемах правового регулирования давно идет разговор, и есть сдвиги, а вот важность преобразований в техническом регламенте вообще не попадает в центр внимания», – заключил Владимир Мишеловин.

Начальник отдела научно-исследовательских и экспертных работ филиала УМЦ ФАС Борис Галеев полагает, что хозяйствующим субъектам следует создать внутреннюю систему соответствия требованиям антимонопольного законодательства (комплаенс), что позволит минимизировать риски, связанные с его нарушением. «Выгоднее предотвратить привлечение к ответственности, чем выплачивать штрафы и нести репутационные риски. Понятие комплаенса вносится в российское законодательство», – подчеркнул он.

Правовой взгляд

Приведу исчерпывающее заключение, предоставленное Еленой Овчаровой, заместителем директора Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ:

«Раздельного правового регулирования в алкогольной отрасли требуют особенности производства и оборота каждого из видов продукции, искусственно объединенных под обобщенным понятием «алкогольная и спиртосодержащая продукция» в ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции».

Во многом унифицированное регулирование производства и оборота данной продукции в указанном федеральном законе характеризуется излишними обязательными требованиями к процессам ее производства и оборота. Причем неисполнение этих требований чревато применением конфискационных и карательных санкций. Единое правовое регулирование не позволяет учесть технологию и технологический процесс производства, особенности формирования себестоимости, сезонность и конкурентную среду на рынке различных видов алкогольной продукции. Указанные проблемы могут быть решены только раздельным правовым регулированием производства, закупки, хранения и поставки различных её видов. А вот розничная продажа всех видов этой продукции после ее поставки в розничную сеть должна регулироваться унифицировано.

Куда упал алкогольный рынок?

Существуют две основные модели раздельного правового регулирования этого вопроса в общем кодифицированном законодательном акте. Это немецкая модель, предполагающая наличие общих положений, одинаковых для производства и оборота всех видов алкогольной продукции. И французская модель, которая этого не предполагает. Считаю французскую модель более предпочтительной.

Закон, подобный французскому, должен состоять из двух основных частей. Одна регулирует производство, закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции и состоит из глав по видам такой продукции, в каждой из них отдельно определяются особенности производства и оборота до поставки в розничную сеть конкретного вида продукции. Вторая часть такого закона должна унифицировано регулировать розничную продажу всей алкогольной и спиртосодержащей продукции после поставки в розницу».

Итак, возникла явная необходимость в новой редакции ФЗ от 22 ноября 1995 года № 171. Это теперь понимают не только игроки рынка, но и компетентные ведомства. Таким образом, основополагающий закон, судя по всему, неизбежно ждут изменения. Вопрос в том, когда это произойдет и насколько основательно.

Ерлан Журабаев, специально для Retail.ru
Статья относится к тематикам: Исследования
Поделиться публикацией:
Wi-Fi-аналитика ищет «зоны притяжения» покупателей
178
Фоторепортаж с производства косметической компании
383
Анна Образцова, коммерческий директор ADG group, о...
2414
Олег Еремин, генеральный директор ЗАО «АСД-ИМЭКС»
1932
Уровень обслуживания повысился, расходы сократилис...
1524

Падение рынка, как считают в Роспотребнадзоре, связано с мерами по ограничению розничной торговли, введением минимальных цен на алкоголь и запретом его рекламы. Однако отраслевые эксперты указывают на более весомые причины – падение благосостояния и массовый переход на нелегальную продукцию и спиртосодержащие жидкости. В начале 2017 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров определил объем теневого рынка алкоголя в 50% – по существу действует серый дублер отрасли. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «САН ИнБев» Ораз Дурдыев считает повышение акцизов одной из главных причин сокращения рынка легального алкоголя и переключения на контрафакт и суррогаты.

Куда упал алкогольный рынок?

Что касается легального рынка, то результаты его исследования в динамике за последние три года представлены в докладе главного специалиста отдела расследований контрольно-финансового управления ФАС Армена Меликбекяна.  Основной вывод: продолжается снижение производства всей алкогольной продукции. Да, в 2016 году зафиксирован рост рынка на 10%, но хитрость в том, что весь прирост дали крепкие напитки и то благодаря их выводу из тени, связанному с внедрением ЕГАИС. Доля пива и вина уменьшается, меры антиалкогольной кампании, направленные на снижение потребления крепких напитков, не привели к существенному изменению структуры потребления.

Раздельного регулирования длительно стагнирующего алкогольного рынка требуют все его субъекты за исключением водочного «оазиса». Чиновники, наконец,  разглядели проблему, но дело движется медленно. К тому же появляются все новые инициативы, способные ухудшить общую ситуацию. Так, глава Роспотребнадзора Алина Попова предложила запретить скидочные акции на алкоголь, а депутат Госдумы Владимир Сысоев, подготовил законопроект на эту тему, запрещающий «стимулирование покупок алкоголя». Предприниматели предупреждают, что такие инициативы совершенно избыточны и противоречат общим принципами и практике торговли.

Пивная драма

Наиболее драматичны дела в пивном сегменте. В РФ за последние годы закрылись в общей сложности 12 пивоваренных заводов, а производство этого напитка с 2010 года рухнуло на 40%. Такие данные привела член совета директоров «Московской пивоваренной компании» Ольга Аверьянова на XII АлкоКонгрессе. Как уточнил вышеупомянутый Ораз Дурдыев, в итоге столь плачевной ситуации потеряна 61 тысяча рабочих мест. Из-за роста фискальных платежей неуклонно увеличивается отпускная цена, падают продажи.

Куда упал алкогольный рынок?

Оба предпринимателя выступают за раздельное (относительно крепких напитков) правовое регулирование производства и оборота пива и вообще за ликвидацию нынешних избыточных требований к обороту слабоалкогольной продукции. Ораз Дурдыев считает, что в РФ теперь самое жесткое в Европе регулирование слабоалкогольных напитков, они фактически приравнены к водке. Вплоть до 2009 года продажи водки, по его словам, сокращались, а пива росли, падала смертность от алкоголя. Теперь же идет длительный обратный процесс, водка вытесняет пиво, приостановлена деалкоголизация населения (по исследованиям НИИ психиатрии влияние на здоровье при употреблении вина и пива разительно отличается от водочного).

Между тем, как подчеркивает Ораз Дурдыев в переводе на чистый спирт производить пиво в полтора раза дороже, чем водку, поэтому и нет подделок пива. Средняя стоимость пива в рознице составляет 50-60 рублей, а в регионах левая водка стоит почти столько же, и ее много. Поэтому те, кто занимаются пивом, весьма заинтересованы в выводе водочного оборота из тени. Все пивное производство локализовано в России, кроме хмеля, но его доля мала, и, следовательно, заказы пивоваров благоприятно сказываются на отечественном сельском хозяйстве. При этом собираемость акцизов от пива, по данным г-на Дурдыева, составляет половину акцизов от всех алкогольных напитков!

«Какой порядок и устойчивость могут обеспечивать отраслевые законы, если их редакция изменяется по 3-4 раза в год, а в поправках нет системности? – говорит Ольга Аверьянова. – Сохраняется немало юридических противоречий. Так, в одних нормах говорится о добровольном применении ГОСТов, но в основополагающем 171-м законе указывается на необходимость их соблюдения, например, на упаковку, а в пивном деле ее доля в общей стоимости высока. При этом отсылают к старым ГОСТам, не менявшимся с 80-х годов».

Русская триада: водка, коньяк, вино

В России издавна сформировался самый емкий в мире рынок водки, здесь же сосредоточены ее мощные производители, способные диктовать условия не только внутренней торговле, но и вести широкую внешнюю экспансию. Нынешнее единое регулирование алкогольного рынка выгодно как раз «водочным королям», среди которых компании «Кристалл», «Топаз», «Омсквинпром», «Татспиртпром».  «На сегодняшний день рынок крепкого алкоголя стабилен, – утверждает директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. – При этом 85% в натуральном выражении занимает водка». Падение ее продаж замедляется за счет перетекания объемов из среднего сегмента в дешевый и стабилизации минимальной розничной цены.

Куда упал алкогольный рынок?

А вот ситуация в коньячной отрасли с ее относительно дорогой продукцией в условиях падения доходов населения обострилась. Ирина Бушина, председатель Союза производителей коньяка (Союзконьяк) так обозначила основные проблемы:

  • Из-за повышения цен на коньяк усиливается фальсификация, поскольку мошенничество становится еще прибыльнее.
  • Отнесение коньячного дистиллята к этиловому спирту с соответствующими завышенными требованиями к учету и хранению нарушает работу складов, препятствует выходу на рынок новых игроков.
  • Упал платежеспособный спрос на самый затратный винодельческий продукт.
  • Запрет на рекламу всего алкоголя (в т.ч. информации о свойствах продукта) затрудняет продвижение концепции эксклюзивности коньяка и умеренности в его потреблении.

О плачевной ситуации в виноделии поведала Ванда Ботнарь, директор по производству ООО «Кубань-вино», принадлежащего крупному холдингу «Ариант». Холдинг имеет 10 тыс. гектаров виноградников. «По производству тихих вин мы на втором месте в РФ, по игристым – на 4-м, –рассказывает Ванда Ботнарь. – Вино не должно входить в 171-й ФЗ, нас следует регулировать отдельным законом, именно так обстоят дела во Франции, Италии, Молдове».

Дело в том, что для подъема виноделия, начиная с выращивания лозы, нужны очень большие средства. Процесс производства вина несравнимо сложнее, чем водки. Тем более что большие площади, бывшие под виноградом, ныне засажены зерновыми и другими культурами. А ведь лоза дает полноценный урожай лишь на 5-6 год. Что касается отошедших к РФ крымских виноградников, то они большей частью сильно запущены. Учитывая все это, Ванда Ботнарь  уверена, что отрасли остро необходимы долгосрочные гос. субсидии, не говоря уже о доступных кредитах. А пока идет активный импорт дешевых виноматериалов, что ослабляет отечественных виноградарей.

Но и в обороте готового вина в России велика доля импорта, хотя он в связи с российскими экономическими пертурбациями заметно снижается, но не за счет наращивания отечественного производства.

Опрос
Retail.ru опросил нескольких экспортеров из разных стран. Приводим их оценки и мнения относительно сотрудничества с Россией.

Герман Шенгелия, директор грузинской компании Badagoni: «У нас качественное дорогое вино – порядка 50 долларов в магазине. Для Badagoni российский рынок открылся в 2013 году. Хорошие были времена – в тот год отгрузили 2,5 млн бутылок с нового завода в Кахетии, теперь же наш экспорт упал на целых 40-45%. Для упомянутого большого завода российский рынок в его нынешнем виде стал узок. Больше рассчитываем на Европу и Украину. Так, на Украину уже идет миллион бутылок в год, а в Россию, куда более крупное государство, в 2016-м отгрузили лишь 0,5 млн».

Кристина Антюнес, собственница компании DFJ Vinhos, SA: «Мы производим сухие вина. За счет очень хорошего соотношения цена/качество (500-700 руб. в супермаркете) продажи в РФ даже возросли, однако наш экспорт всё еще небольшой – порядка 20 палет в год. Конечно, кризис не самое комфортное время, поэтому осторожничаем с наращиванием поставок и расширением круга партнеров. Мы торгуем с 52 странами, на РФ приходится малый процент продаж».

Клод Брюнель, гендиректор французской компании Nicolas International: «Мы оптимисты, поскольку 25 лет на вашем рынке, разное видели. Если политическая ситуация изменится, то и торговля восстановится. А пока тяжело, объемы упали».

Взгляд на отрасль со стороны ФАС

Разделение алкогольного рынка в целях администрирования на три сегмента (крепкие напитки, пиво и вино) как раз и призвано дать возможности развития для винодельческой, коньячной и пивной отраслей, зарегулированных, да еще в кризис, до полного падения. Коньяк с водкой нельзя оставлять в одной правовой упряжке крепких напитков – слишком различаются их себестоимости.

Идею раздельного подхода к обороту разных видов алкоголя наконец-то начинают воспринимать в государственных ведомствах – с этим согласны многие предприниматели. Появилась надежда, что вопрос будет законодательно решен, однако, процесс идёт весьма медленно, а ситуация требует принятия самых срочных мер. «Пока же, – сокрушается  начальник контрольно-финансового управления ФАС РФ Владимир Мишеловин, – производство российских вин и пива в 2016 году снизилось, также как и их импорт и розничная торговля. Не все выдерживают нынешние времена – растет концентрация игроков на этом рынке, пока еще высококонкуретном как по производству, так и по торговле. А ведь валютный шок привел поначалу к развитию виноделия в России». По данным ФАС, в сегменте крепких напитков (кроме водки) падение рубля снизило долю импорта с 1\2 до 1\3 от всего оборота.

Куда упал алкогольный рынок?

Владимир Мишеловин отметил, что нынешние исследования ФАС – максимально объективны, поскольку основываются на данных непосредственно от производителей и продавцов продукции, Росстата и Росалкогольрегулирования. Компании стали, наконец, предоставлять исчерпывающую информацию о себе, что позволяет качественно анализировать ситуацию. С учетом «новых знаний» Федеральная антимонопольная служба обновила предложения по регулированию рынка с упором на пресечение практики регионального протекционизма, когда «местные» за счет наработанных связей пытаются не допустить «федералов» в свои «вотчины». «О проблемах правового регулирования давно идет разговор, и есть сдвиги, а вот важность преобразований в техническом регламенте вообще не попадает в центр внимания», – заключил Владимир Мишеловин.

Начальник отдела научно-исследовательских и экспертных работ филиала УМЦ ФАС Борис Галеев полагает, что хозяйствующим субъектам следует создать внутреннюю систему соответствия требованиям антимонопольного законодательства (комплаенс), что позволит минимизировать риски, связанные с его нарушением. «Выгоднее предотвратить привлечение к ответственности, чем выплачивать штрафы и нести репутационные риски. Понятие комплаенса вносится в российское законодательство», – подчеркнул он.

Правовой взгляд

Приведу исчерпывающее заключение, предоставленное Еленой Овчаровой, заместителем директора Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ:

«Раздельного правового регулирования в алкогольной отрасли требуют особенности производства и оборота каждого из видов продукции, искусственно объединенных под обобщенным понятием «алкогольная и спиртосодержащая продукция» в ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции».

Во многом унифицированное регулирование производства и оборота данной продукции в указанном федеральном законе характеризуется излишними обязательными требованиями к процессам ее производства и оборота. Причем неисполнение этих требований чревато применением конфискационных и карательных санкций. Единое правовое регулирование не позволяет учесть технологию и технологический процесс производства, особенности формирования себестоимости, сезонность и конкурентную среду на рынке различных видов алкогольной продукции. Указанные проблемы могут быть решены только раздельным правовым регулированием производства, закупки, хранения и поставки различных её видов. А вот розничная продажа всех видов этой продукции после ее поставки в розничную сеть должна регулироваться унифицировано.

Куда упал алкогольный рынок?

Существуют две основные модели раздельного правового регулирования этого вопроса в общем кодифицированном законодательном акте. Это немецкая модель, предполагающая наличие общих положений, одинаковых для производства и оборота всех видов алкогольной продукции. И французская модель, которая этого не предполагает. Считаю французскую модель более предпочтительной.

Закон, подобный французскому, должен состоять из двух основных частей. Одна регулирует производство, закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции и состоит из глав по видам такой продукции, в каждой из них отдельно определяются особенности производства и оборота до поставки в розничную сеть конкретного вида продукции. Вторая часть такого закона должна унифицировано регулировать розничную продажу всей алкогольной и спиртосодержащей продукции после поставки в розницу».

Итак, возникла явная необходимость в новой редакции ФЗ от 22 ноября 1995 года № 171. Это теперь понимают не только игроки рынка, но и компетентные ведомства. Таким образом, основополагающий закон, судя по всему, неизбежно ждут изменения. Вопрос в том, когда это произойдет и насколько основательно.

Ерлан Журабаев, специально для Retail.ru
Куда упал алкогольный рынок? алкогольный рынок, алкогольная продукция
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Куда упал алкогольный рынок?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/141926/2017-06-25