Баннер ФЗ-54
15 декабря 2016, 15:36 3282 просмотра

Как подготовиться к внедрению B2B-портала или оптового интернет-магазина внутри компании?

За 3 года мы в Compo разработали 12 оптовых порталов. На переговорах клиенты говорят: “Что делаете вы - понятно. Объясните, что придётся делать нам и кого задействовать внутри компании?” Мы подготовили список из 6 обязательных задач, выполнение которых поможет запустить B2B-систему и быстро, и корректно. Важно, что очерёдность действий не принципиальна. (Например, выбор разработчика указан последним пунктом, хотя компания может с этого начать или решить задачи 1 и 3, а потом найти подрядчика, который поможет дальше.)

Зачем нужен B2B-портал?

Главная задача B2B-платформы –  автоматизация сделок, которые во многих компаниях до сих пор проходят по старинке:

Звонок – Запрос прайса – Отправка прайса менеджеру с указанием количества – Уточнение остатков…

Менеджеры каждому контрагенту называют одинаковую информацию: из часа в час, изо дня в день. Рационально ли? Имеем раздутый штат псевдо-продажников.

Как на практике система B2B автоматизирует отдел продаж, смотрите на сайте компании Compo.

Переходим к 6 задачам, которые придётся решать внутри компании.      

Задача 1 – определяем бизнес-задачи и ставим приоритеты

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Для каких бизнес-целей вам нужен B2B-портал?

  • Упростить документооборот по сделке?

  • Сократить отдел продаж?

  • Увеличить эффективность отдела продаж?

  • Повысить лояльность клиентов за счёт современного, удобного инструментария?

  • Создать оперативную связь с клиентами?

 

Полный набор возможностей оптового сайта смотрите по ссылке выше. Но постарайтесь отталкиваться от задач бизнеса, а уже после связывать их с возможностями B2B-площадки. Это помогает взглянуть на собственное дело свежим взглядом.

Каждой цели присвойте оценку от 1 до 10 по принципу, насколько она важна в рамках деятельности компании и какую выгоду обеспечит?

Пример из письма наших клиентов:

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Зачем расставлять приоритеты?» – спросите вы. Об этом ниже.

 

Задача 2 – определяем требования к порталу и очерёдность их выполнения

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Смотрите, если мы покупаем автомобиль, то у нас к нему есть некие требования, так? Они у каждого свои, зависят от задач (кому-то транспорт нужен, чтобы картошку с дачи возить, а кому-то - на девушек впечатление производить). Но некоторые функции должны быть по умолчанию: как минимум надо, чтобы автомобиль ездил, была исправна коробка передач, работал «ручник» и дворники, стояли зеркала...

А дальше уже можно тюнинговать до бесконечности.

  • С B2B-порталом всё ровно то же самое. Главное, чтобы бизнес-процессы не вступали в конфликт друг с другом, а реализовать можно любую идею.

Тут фишка в том, что разработка и внедрение оптового интернет-магазина – процесс, занимающий не 1 месяц. Поэтому надо прописать минимальные требования к порталу (как к автомобилю), чтобы он «поехал».

Подключите и рядовых сотрудников, ведь с B2B-системой им работать. Составьте опросник, который покажет, как сотрудники того или иного отдела работают сейчас, какой функционал им нужен в первую очередь, и чего они хотят в будущем.

Например, руководитель отдела продаж желает получать смс-сообщение, когда менеджер, закреплённый за контрагентом, в течение 30 минут не отреагировал на новый заказ в системе. Это можно сделать. Но это уже тюнинг: желательный и возможный, но не обязательный функционал.

Сначала прорисовываем скелет – общие бизнес-процессы компании. Переносим их на B2B-площадку, тестируем, запускаем в работу, а уже потом наращиваем на скелет мышцы.

Компания может прописать этапы внедрения своими силами, хотя мы в Compo считаем, что быстрее и результативнее работать вместе с разработчиком.

Пример того, как может выглядеть такой документ требований:

 Screenshot_10.png

 

Задача 3 – выбираем команду и руководителя проекта по внедрению портала

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Обратите внимание: не «назначаем», а «выбираем»! Суть не в том, чтобы поставить крайнего и требовать еженедельные отчеты по пятницам. Но начнём с команды:

Обязательно включите в состав:

  • Руководителей профильных отделов: сбыта, маркетинга, закупок и пр. (иногда в команду входят даже бухгалтера, это нужно, когда у компании специфичные расчёты с контрагентами). Руководители отделов дают данные по бизнес-процессам, выписывают требования к оптовому порталу, дают обратную связь.

  • Программиста учётно-складской системы. Даже если он внештатный сотрудник. Это критически важное звено, обеспечивает корректность данных в системе и играет ключевую роль при интеграции учётной программы с B2B-порталом. Подробней об этом дальше.

Теперь по руководителю проекта:

Он «свяжет» вашу компанию с разработчиком. Это серьёзный пласт работы и, возможно, такого сотрудника придётся освободить от других задач (всё зависит от размера компании и сложности бизнес-процессов).

Какие знания нужны руководителю проектов?

Во-первых, он должен разбираться в бизнес-процессах компании. Поэтому на роль не подходит обычный менеджер, который «видит улицу только из своего окна». Нет, нужен человек, знающий весь район.

Во-вторых, руководитель проекта по внедрению оптового портала должен обладать компетенцией в сфере IT. Может, не такой сильной, как в бизнес-процессах компании, но с базовым пониманием принципов работы учётных систем и проектов электронной коммерции.

Например, он понимает, что обмен данными с учетной системой может производиться с помощью любых структурированных файлов с заданным набором полей – csv, xml, json и т.д.

Подобные IT-знания защитят руководителя от “развода” со стороны разработчиков и помогут правильно оценивать сроки работы.

Проще говоря, руководителю не должен требоваться переводчик, чтобы понять такую речь разработчика:

«Также реализация зависит от источников данных. Если мы хотим быстрый конструктор, то агрегировать данные из различных источников, серверов, служб лучше в одном месте, например, в служебной базе. Допустим, один набор данных у нас находится во внешней базе, другой – мы получаем через RESTARI от службы, третий, например, справочники, получаемые по SOAP-протоколу. Не факт, конечно, что все прямо так, но такое бывает. И эти разнородные данные лучше консолидировать в одном месте.

Также может быть, что данные однородны и уже как-то структурированы и с ними можно работать в реальном времени. Хотя у вас написано, что это как раз и является слабым местом текущей системы.

Если мы получаем и обмениваемся данными асинхронно, это дает возможность не зависеть от каналов и ограничений протоколов в рабочий момент времени, что хорошо. Это пока только навскидку говорю.

 И может на это ответить:

Владимир, спасибо за комментарии. В таком случае вопросы:

Какие BI-средства вы используете или планируете?

Формат excel, насколько знаю, используют некоторые зарубежные компании в своих комплексных продуктах, ПО. Об этом вам что-то известно?

Вы отметили, что есть несколько наработок по обработке данных. Все связаны с форматом excel?

Описывая стек технологий, вы указали, что основой служит LAMP, ок, а что конкретно в данном случае подразумевается под Apache?

В-третьих, руководитель проекта должен обладать авторитетом в компании. Ему придётся взаимодействовать с другими отделами. И если его начнут “динамить”, то сроки внедрения увеличиваются прямо пропорционально количеству “ой, давай позже”.

Реальный пример. Нам, разработчикам, нужны ответы на вопросы:

  • Процесс работы компании с контрагентом: за каждым закреплён один менеджер или группа? Каковы их роли?

Но в компании директор (он же руководитель проекта) в отпуске, его заместитель «спихивает» всё на менеджера, а менеджер ответ разработчику ставит в последнюю очередь среди рабочих задач. Проект встал. Банально на элементарных деталях.

Следующее. Важнейший этап разработки B2B-площадки – организация правильного каталога. «Правильный» это когда он улучшает продажи. А улучшает он их тогда, когда настроен под потребности целевой аудитории. И это задача руководителя проекта: разбираться в ассортименте, знать потребности клиентов и пр.

Часто в учетных системах номенклатура организована, исходя из целей учета. Но на портале она должна быть организована в соответствии с целями электронной коммерции, при этом синхронизирована с учетной системой. Вопрос, как именно подгоняется учетная структура под торговую и наоборот решается всегда по-разному:

  • Либо номенклатура приводится в порядок на стороне учетных систем

  • Либо организуются две разных структуры учетная и торговая - синхронизированная по ключам

Руководитель проекта у нас получился словно Супермен, но из песни слов не выкинешь.

Если такой человек в компании есть – отлично. Если нет – подберите по первому критерию (знание общих бизнес-процессов), а для решения «программистских» вопросов прикрепите к руководителю IT-сотрудника.

Задача 4 – выбираем базу (CMS): коробочное решение или индивидуальная разработка?

На рынке розничных интернет-магазинов балом правят коробочные решения. Они позволяют запустить проект быстро и недорого. На рынке B2B-сайтов готовые решения тоже предлагают, хотя в меньших количествах. Почему? Подробный ответ мы давали в статье «19 отличий розничного интернет-магазина от B2B-портала».

Суть в том, что в B2B-отрасли сложные бизнес-процессы. И даже у прямых конкурентов они могут кардинально отличаться. Поэтому крайне сложно подогнать их под шаблонное решение.

Пример: два оптовых магазина по продаже сантехники.

  • В первом магазине после формирования заказа клиенту автоматически выставляется счет и заказ уходит в обработку одному из менеджеров.

  • Во втором случае товар ставится “в резерв”, менеджер вручную подтверждает наличие и готовность отгрузить в запрашиваемую дату, после чего подгружает счет из 1С. Заказ при этом автоматически разбивается на части и отправляется профильным отделам на дальнейшую обработку.

В чём плюсы и минусы «коробки»?

  • Скорость. «Коробочное» решение позволяет быстро запустить портал (воплотить тот самый минимальный функционал) и проверить гипотезы.

  • Минусы в том, что “коробка” не сможет реализовать нестандартный функционал, и придётся её серьёзно дорабатывать, а это зачастую дольше, чем работа с нуля. Но есть и главный минус.

При разработке оптового сайта с нуля разработчики делают систему под существующие бизнес-процессы. В случае же коробочного решения придётся подстраиваться бизнесу. И чем масштабней компания, тем сложнее это сделать. Ведь такое изменение больно бьёт по привычкам коллектива (а это сила, с которой надо считаться). Доходит до того, что сотрудники саботируют внедрение портала, как футболисты “сливают” неугодного тренера.

Какое решение выбрать? Нужно сравнить затраты и действия внутри компании. Мы против того, чтобы из-за B2B-портала компания перестраивала бизнес-процесс. Считаем, что B2B-портал должен этот процесс автоматизировать, но не изменять.

 

Задача 5 – подготавливаем учётно-складскую систему (1С) и CRM

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Пожалуй, самый важный пункт. Интеграция системы с порталом не нужна только в одном случае – если вы планируете использовать универсальные enterprise-системы (ERP) «всё-в-одном»: к примеру, SAP или Oracle. Вопрос в том – нужны ли они вашей компании с её масштабами и процессами? Впрочем, это уже другая тема.

Почему так важна интеграция учётно-складских систем с B2B-порталом?

Потому что это основа автоматизации. И если интеграция с CRM проходит как «рекомендуемая задача», то с 1С (или с другой системой, которую вы используете) – обязательная!

Проблема в том, что часто CRM купили для галочки «потому что конкурент поставил», а в 1С не всегда просто разобраться.

Из письма клиента

«По вопросу номенклатуры могу сказать следующее: в нашей текущей базе в этом вопросе сплошной бардак, но для нас это не критично, так как мы не продаем крупным оптом, и в основном наши клиенты знают, что именно они хотят. Подбор картриджа по модели принтера актуален в розничных продажах. Второй момент – это грядущий переход на 1С 8.0. В данный момент мы работаем на версии 7.7.

В любом случае, вы правы, что процесс номенклатуры и фильтров крайне важен, и он будет обсуждаться. Мы готовы рассказать, как обстоит дело на данный момент, чтобы вместе найти наилучший способ работы».

Начните с «малого» – приведите в порядок данные по ценам и наличию. Именно это «стопорит» интеграцию систем с порталом. Дальше уже можно работать.  Учитывайте, что чем больше данных, которые соответствуют целям раздела 1, вы корректно внесёте в учётно-складские системы, тем больше возможностей будет у B2B-портала, и тем быстрее мы его внедрим.

Пример:

Один из наших клиентов, компания, занимающаяся поставкой мототехники, квадроциклов и запчастей к ним. Из учетной системы обмениваемся данными по следующим выгрузкам:

  • категории товаров

  • номенклатура

  • цены

  • склады и наличие

  • контрагенты-связки клиентов и используемых ими юр.лиц

  • связки клиентов и их менеджеров

  • рекламации

  • заказы

  • сверки

  • взрыв-схемы

В этой задаче есть одна хитрость – можно сначала выбрать подрядчика, а потом приводить в порядок учётно-складскую систему. Это практичней, потому что разработчик с высоты своего опыта подскажет, как сделать работу быстро и грамотно (а, возможно, даст своего программиста для этого).

Если вы прошли все этапы, которые мы рассмотрели:

  • определили задачи

  • выбрали руководителя и команду

  • подготовили требования к порталу

  • решили, использовать «коробку» или разрабатывать с нуля
  • привели в порядок 1С и CRM

...то дело за малым…

  

Задача 6 – выбираем подрядчика

Главный вопрос здесь не столько в технической квалификации и каких-то заслуг IT-специалистов, сколько в их опыте разработки именно оптовых проектов! Иначе сроки внедрения могут затянуться на месяцы. Просто потому, что разработчик не в состоянии оценить сложность бизнес-процессов в B2B.

Простой пример. Мы создаем интернет-магазины уже 15 лет, а к разработке оптовых проектов подключились 3 года назад. И первый проект делали около года. Зато сейчас укладываемся в 3-4 месяца. Кстати, в ноябре 2016 сделали новую версию для того самого первого B2B-клиента, вот она: itapel.ru

Понимание бизнес-процессов B2B - это одно требование из многих, которому разработчик обязан соответствовать.

По каким критериям выбирать подрядчика и как его проверять – большая тема. Мы рассмотрим её в материалах B2B-рассылки Compo. Подпишитесь, чтобы получать их.

 

Алексей Комраков, руководитель проектов компании Compo

 Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

На правах рекламы
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
496
Как начать производить товары под собственной торг...
414
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
3035
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
504
О нестандартных решениях международной компании
1667
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8222
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
6315
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2396

Зачем нужен B2B-портал?

Главная задача B2B-платформы –  автоматизация сделок, которые во многих компаниях до сих пор проходят по старинке:

Звонок – Запрос прайса – Отправка прайса менеджеру с указанием количества – Уточнение остатков…

Менеджеры каждому контрагенту называют одинаковую информацию: из часа в час, изо дня в день. Рационально ли? Имеем раздутый штат псевдо-продажников.

Как на практике система B2B автоматизирует отдел продаж, смотрите на сайте компании Compo.

Переходим к 6 задачам, которые придётся решать внутри компании.      

Задача 1 – определяем бизнес-задачи и ставим приоритеты

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Для каких бизнес-целей вам нужен B2B-портал?

  • Упростить документооборот по сделке?

  • Сократить отдел продаж?

  • Увеличить эффективность отдела продаж?

  • Повысить лояльность клиентов за счёт современного, удобного инструментария?

  • Создать оперативную связь с клиентами?

 

Полный набор возможностей оптового сайта смотрите по ссылке выше. Но постарайтесь отталкиваться от задач бизнеса, а уже после связывать их с возможностями B2B-площадки. Это помогает взглянуть на собственное дело свежим взглядом.

Каждой цели присвойте оценку от 1 до 10 по принципу, насколько она важна в рамках деятельности компании и какую выгоду обеспечит?

Пример из письма наших клиентов:

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Зачем расставлять приоритеты?» – спросите вы. Об этом ниже.

 

Задача 2 – определяем требования к порталу и очерёдность их выполнения

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Смотрите, если мы покупаем автомобиль, то у нас к нему есть некие требования, так? Они у каждого свои, зависят от задач (кому-то транспорт нужен, чтобы картошку с дачи возить, а кому-то - на девушек впечатление производить). Но некоторые функции должны быть по умолчанию: как минимум надо, чтобы автомобиль ездил, была исправна коробка передач, работал «ручник» и дворники, стояли зеркала...

А дальше уже можно тюнинговать до бесконечности.

  • С B2B-порталом всё ровно то же самое. Главное, чтобы бизнес-процессы не вступали в конфликт друг с другом, а реализовать можно любую идею.

Тут фишка в том, что разработка и внедрение оптового интернет-магазина – процесс, занимающий не 1 месяц. Поэтому надо прописать минимальные требования к порталу (как к автомобилю), чтобы он «поехал».

Подключите и рядовых сотрудников, ведь с B2B-системой им работать. Составьте опросник, который покажет, как сотрудники того или иного отдела работают сейчас, какой функционал им нужен в первую очередь, и чего они хотят в будущем.

Например, руководитель отдела продаж желает получать смс-сообщение, когда менеджер, закреплённый за контрагентом, в течение 30 минут не отреагировал на новый заказ в системе. Это можно сделать. Но это уже тюнинг: желательный и возможный, но не обязательный функционал.

Сначала прорисовываем скелет – общие бизнес-процессы компании. Переносим их на B2B-площадку, тестируем, запускаем в работу, а уже потом наращиваем на скелет мышцы.

Компания может прописать этапы внедрения своими силами, хотя мы в Compo считаем, что быстрее и результативнее работать вместе с разработчиком.

Пример того, как может выглядеть такой документ требований:

 Screenshot_10.png

 

Задача 3 – выбираем команду и руководителя проекта по внедрению портала

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Обратите внимание: не «назначаем», а «выбираем»! Суть не в том, чтобы поставить крайнего и требовать еженедельные отчеты по пятницам. Но начнём с команды:

Обязательно включите в состав:

  • Руководителей профильных отделов: сбыта, маркетинга, закупок и пр. (иногда в команду входят даже бухгалтера, это нужно, когда у компании специфичные расчёты с контрагентами). Руководители отделов дают данные по бизнес-процессам, выписывают требования к оптовому порталу, дают обратную связь.

  • Программиста учётно-складской системы. Даже если он внештатный сотрудник. Это критически важное звено, обеспечивает корректность данных в системе и играет ключевую роль при интеграции учётной программы с B2B-порталом. Подробней об этом дальше.

Теперь по руководителю проекта:

Он «свяжет» вашу компанию с разработчиком. Это серьёзный пласт работы и, возможно, такого сотрудника придётся освободить от других задач (всё зависит от размера компании и сложности бизнес-процессов).

Какие знания нужны руководителю проектов?

Во-первых, он должен разбираться в бизнес-процессах компании. Поэтому на роль не подходит обычный менеджер, который «видит улицу только из своего окна». Нет, нужен человек, знающий весь район.

Во-вторых, руководитель проекта по внедрению оптового портала должен обладать компетенцией в сфере IT. Может, не такой сильной, как в бизнес-процессах компании, но с базовым пониманием принципов работы учётных систем и проектов электронной коммерции.

Например, он понимает, что обмен данными с учетной системой может производиться с помощью любых структурированных файлов с заданным набором полей – csv, xml, json и т.д.

Подобные IT-знания защитят руководителя от “развода” со стороны разработчиков и помогут правильно оценивать сроки работы.

Проще говоря, руководителю не должен требоваться переводчик, чтобы понять такую речь разработчика:

«Также реализация зависит от источников данных. Если мы хотим быстрый конструктор, то агрегировать данные из различных источников, серверов, служб лучше в одном месте, например, в служебной базе. Допустим, один набор данных у нас находится во внешней базе, другой – мы получаем через RESTARI от службы, третий, например, справочники, получаемые по SOAP-протоколу. Не факт, конечно, что все прямо так, но такое бывает. И эти разнородные данные лучше консолидировать в одном месте.

Также может быть, что данные однородны и уже как-то структурированы и с ними можно работать в реальном времени. Хотя у вас написано, что это как раз и является слабым местом текущей системы.

Если мы получаем и обмениваемся данными асинхронно, это дает возможность не зависеть от каналов и ограничений протоколов в рабочий момент времени, что хорошо. Это пока только навскидку говорю.

 И может на это ответить:

Владимир, спасибо за комментарии. В таком случае вопросы:

Какие BI-средства вы используете или планируете?

Формат excel, насколько знаю, используют некоторые зарубежные компании в своих комплексных продуктах, ПО. Об этом вам что-то известно?

Вы отметили, что есть несколько наработок по обработке данных. Все связаны с форматом excel?

Описывая стек технологий, вы указали, что основой служит LAMP, ок, а что конкретно в данном случае подразумевается под Apache?

В-третьих, руководитель проекта должен обладать авторитетом в компании. Ему придётся взаимодействовать с другими отделами. И если его начнут “динамить”, то сроки внедрения увеличиваются прямо пропорционально количеству “ой, давай позже”.

Реальный пример. Нам, разработчикам, нужны ответы на вопросы:

  • Процесс работы компании с контрагентом: за каждым закреплён один менеджер или группа? Каковы их роли?

Но в компании директор (он же руководитель проекта) в отпуске, его заместитель «спихивает» всё на менеджера, а менеджер ответ разработчику ставит в последнюю очередь среди рабочих задач. Проект встал. Банально на элементарных деталях.

Следующее. Важнейший этап разработки B2B-площадки – организация правильного каталога. «Правильный» это когда он улучшает продажи. А улучшает он их тогда, когда настроен под потребности целевой аудитории. И это задача руководителя проекта: разбираться в ассортименте, знать потребности клиентов и пр.

Часто в учетных системах номенклатура организована, исходя из целей учета. Но на портале она должна быть организована в соответствии с целями электронной коммерции, при этом синхронизирована с учетной системой. Вопрос, как именно подгоняется учетная структура под торговую и наоборот решается всегда по-разному:

  • Либо номенклатура приводится в порядок на стороне учетных систем

  • Либо организуются две разных структуры учетная и торговая - синхронизированная по ключам

Руководитель проекта у нас получился словно Супермен, но из песни слов не выкинешь.

Если такой человек в компании есть – отлично. Если нет – подберите по первому критерию (знание общих бизнес-процессов), а для решения «программистских» вопросов прикрепите к руководителю IT-сотрудника.

Задача 4 – выбираем базу (CMS): коробочное решение или индивидуальная разработка?

На рынке розничных интернет-магазинов балом правят коробочные решения. Они позволяют запустить проект быстро и недорого. На рынке B2B-сайтов готовые решения тоже предлагают, хотя в меньших количествах. Почему? Подробный ответ мы давали в статье «19 отличий розничного интернет-магазина от B2B-портала».

Суть в том, что в B2B-отрасли сложные бизнес-процессы. И даже у прямых конкурентов они могут кардинально отличаться. Поэтому крайне сложно подогнать их под шаблонное решение.

Пример: два оптовых магазина по продаже сантехники.

  • В первом магазине после формирования заказа клиенту автоматически выставляется счет и заказ уходит в обработку одному из менеджеров.

  • Во втором случае товар ставится “в резерв”, менеджер вручную подтверждает наличие и готовность отгрузить в запрашиваемую дату, после чего подгружает счет из 1С. Заказ при этом автоматически разбивается на части и отправляется профильным отделам на дальнейшую обработку.

В чём плюсы и минусы «коробки»?

  • Скорость. «Коробочное» решение позволяет быстро запустить портал (воплотить тот самый минимальный функционал) и проверить гипотезы.

  • Минусы в том, что “коробка” не сможет реализовать нестандартный функционал, и придётся её серьёзно дорабатывать, а это зачастую дольше, чем работа с нуля. Но есть и главный минус.

При разработке оптового сайта с нуля разработчики делают систему под существующие бизнес-процессы. В случае же коробочного решения придётся подстраиваться бизнесу. И чем масштабней компания, тем сложнее это сделать. Ведь такое изменение больно бьёт по привычкам коллектива (а это сила, с которой надо считаться). Доходит до того, что сотрудники саботируют внедрение портала, как футболисты “сливают” неугодного тренера.

Какое решение выбрать? Нужно сравнить затраты и действия внутри компании. Мы против того, чтобы из-за B2B-портала компания перестраивала бизнес-процесс. Считаем, что B2B-портал должен этот процесс автоматизировать, но не изменять.

 

Задача 5 – подготавливаем учётно-складскую систему (1С) и CRM

Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

Пожалуй, самый важный пункт. Интеграция системы с порталом не нужна только в одном случае – если вы планируете использовать универсальные enterprise-системы (ERP) «всё-в-одном»: к примеру, SAP или Oracle. Вопрос в том – нужны ли они вашей компании с её масштабами и процессами? Впрочем, это уже другая тема.

Почему так важна интеграция учётно-складских систем с B2B-порталом?

Потому что это основа автоматизации. И если интеграция с CRM проходит как «рекомендуемая задача», то с 1С (или с другой системой, которую вы используете) – обязательная!

Проблема в том, что часто CRM купили для галочки «потому что конкурент поставил», а в 1С не всегда просто разобраться.

Из письма клиента

«По вопросу номенклатуры могу сказать следующее: в нашей текущей базе в этом вопросе сплошной бардак, но для нас это не критично, так как мы не продаем крупным оптом, и в основном наши клиенты знают, что именно они хотят. Подбор картриджа по модели принтера актуален в розничных продажах. Второй момент – это грядущий переход на 1С 8.0. В данный момент мы работаем на версии 7.7.

В любом случае, вы правы, что процесс номенклатуры и фильтров крайне важен, и он будет обсуждаться. Мы готовы рассказать, как обстоит дело на данный момент, чтобы вместе найти наилучший способ работы».

Начните с «малого» – приведите в порядок данные по ценам и наличию. Именно это «стопорит» интеграцию систем с порталом. Дальше уже можно работать.  Учитывайте, что чем больше данных, которые соответствуют целям раздела 1, вы корректно внесёте в учётно-складские системы, тем больше возможностей будет у B2B-портала, и тем быстрее мы его внедрим.

Пример:

Один из наших клиентов, компания, занимающаяся поставкой мототехники, квадроциклов и запчастей к ним. Из учетной системы обмениваемся данными по следующим выгрузкам:

  • категории товаров

  • номенклатура

  • цены

  • склады и наличие

  • контрагенты-связки клиентов и используемых ими юр.лиц

  • связки клиентов и их менеджеров

  • рекламации

  • заказы

  • сверки

  • взрыв-схемы

В этой задаче есть одна хитрость – можно сначала выбрать подрядчика, а потом приводить в порядок учётно-складскую систему. Это практичней, потому что разработчик с высоты своего опыта подскажет, как сделать работу быстро и грамотно (а, возможно, даст своего программиста для этого).

Если вы прошли все этапы, которые мы рассмотрели:

  • определили задачи

  • выбрали руководителя и команду

  • подготовили требования к порталу

  • решили, использовать «коробку» или разрабатывать с нуля
  • привели в порядок 1С и CRM

...то дело за малым…

  

Задача 6 – выбираем подрядчика

Главный вопрос здесь не столько в технической квалификации и каких-то заслуг IT-специалистов, сколько в их опыте разработки именно оптовых проектов! Иначе сроки внедрения могут затянуться на месяцы. Просто потому, что разработчик не в состоянии оценить сложность бизнес-процессов в B2B.

Простой пример. Мы создаем интернет-магазины уже 15 лет, а к разработке оптовых проектов подключились 3 года назад. И первый проект делали около года. Зато сейчас укладываемся в 3-4 месяца. Кстати, в ноябре 2016 сделали новую версию для того самого первого B2B-клиента, вот она: itapel.ru

Понимание бизнес-процессов B2B - это одно требование из многих, которому разработчик обязан соответствовать.

По каким критериям выбирать подрядчика и как его проверять – большая тема. Мы рассмотрим её в материалах B2B-рассылки Compo. Подпишитесь, чтобы получать их.

 

Алексей Комраков, руководитель проектов компании Compo

 Как подготовиться к внедрению B2B-портала (оптового интернет-магазина) внутри компании?

На правах рекламы
Как подготовиться к внедрению B2B-портала или оптового интернет-магазина внутри компании?B2B-портал, интернет-магазина, опт, задачи, бизнес, оптовый интернет-магазин, e-commerce
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Как подготовиться к внедрению B2B-портала или оптового интернет-магазина внутри компании?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/140051/2018-07-22