30.03.2007 10:21:00 30 марта 2007, 10:21 2419 просмотров

Привыкая к хорошему

Российский рынок лизинга вступает в стадию зрелости. Если смотреть на ситуацию с экономической точки зрения, то индикаторами «взросления» являются количество игроков, объем сделок и расширение пакета лизинговых услуг. Но в нашей стране ситуацию нельзя мерить только цифрами.

Знаменательными для отечественного лизингового рынка стали два предыдущих года. По данным Ассоциации «Рослизинг», объем рынка в 2005 г. по показателю стоимости нового бизнеса составил $10 млрд. В этот период в Россию пришли сразу пять крупных международных компаний, заявивших о грандиозных планах. К этому же времени практически сформировалась структура рынка по видам предметов лизинга, приблизившись к международным канонам; более массово включился в процесс малый бизнес; клиенты получили возможность выбирать между лизингодателями, так как — ура! — и в этом секторе началась конкуренция. В 2005 году сектор показал самый высокий темп роста в российской финансовой системе. Доля лизинга в ВВП достигла 1,3% (в 2001 году — 0,5%), в инвестициях в основные средства — 8,2% (в 2001 году — 3%). Эксперты высказывали прогнозы о сохранении динамики роста на уровне 60-70% в год. Но 2006 год надежд не оправдал. Хотя Россия вошла в десятку крупнейших мировых рынков лизинга (наряду с рынками ведущих развитых стран), но темп роста замедлился. В исследовании, проведенном РА «Эксперт», объем услуг, предоставленных российскими лизинговыми компаниями в прошлом году, оценивался в $6-7 млрд.; тенденция к увеличению объемов прогнозировалась на уровне 30-40%. Для регионального рынка прошедшие годы были отмечены несколько иными событиями…

Причины и следствия

Трудно оценивать развитие рынка, объемы которого на протяжении нескольких лет никто не отслеживал. Именно такая ситуация складывается с региональным лизингом. Буквально до настоящего времени обширных исследований в этом секторе никто не проводил, и открытых данных по данному направлению просто нет. Мониторинги, которые отдельные лизинговые компании и банки делали для внутреннего пользования, носят локальный характер и в большинстве случаев закрыты. Доподлинно известно, что первые предложения по лизингу в нашем регионе появились в конце 90?х, когда вышел соответствующий Закон РФ «О финансовой аренде». Продвигать лизинговые услуги на фоне неразвитой банковской инфраструктуры и едва дышащей промышленности было делом неблагодарным. К началу 2000-х всех игроков регионального рынка можно было разделить на две категории — доморощенные бизнес-структуры (как правило, образованные при каком-нибудь предприятии или вообще на базе НКО) и инорегиональные финансовые организации (их можно было пересчитать по пальцам одной руки, и в Воронежской области они были представлены филиалами). Больших успехов «первопроходцы» не достигли, но определенную роль в становлении лизинга все-таки сыграли. По крайней мере, воронежским предпринимателям стала ясна суть лизинга, как финансового инструмента. А некоторые банки (например, «НИКойл», преобразованный позже в «УРАЛСИБ») еще и сформировал приличную клиентскую базу для последующей работы. Прошлый год для регионального лизинга стал, пожалуй, самым богатым на события. «Мы изучали региональный рынок зимой 2005 года, так как собирались в 2006 году начать здесь работать, — рассказывает Андрей Никифоров, директор Воронежского филиала компании «Поволжский лизинговый центр» . — Могу сказать, что сейчас обстановка отличается от той, что была буквально несколько месяцев назад. Происходит смена игроков, появляются новые участники рынка, динамика идет по нарастающей». Как отмечают эксперты, корни прихода на рынок новых игроков спрятаны в недалеком прошлом: примерно два-три года назад начала возрождаться воронежская промышленность и к региону стали присматриваться инвесторы. Как правило, все товаропотоки идут через Москву, и закупка оборудования и автотехники — не исключение. Когда поставщики оборудования стали часто получать запросы из Черноземья, для них это стало сигналом, что пора укреплять свои позиции на месте.

Расстановка сил

Число игроков воронежского лизингового рынка исчисляется примерно двумя десятками компаний, включая банки. Правда, значительная часть лизингодателей не ведет активной деятельности: их объемы практически не заметны в общей массе, а сами сделки часто носят ситуативный характер (есть клиент — «делаем лизинг», нет клиента — работаем в другом секторе). По мнению экспертов, конкурентная среда на региональном рынке является достаточно мягкой. Определенная борьба за клиентов, безусловно, присутствует, но ни о каких маркетинговых войнах пока не может быть речи. «Сейчас рынок далек от насыщения: во всей стране лизинговых компаний примерно столько же, сколько в одном европейском городе, — считает Александр Блюм, консультант генерального директора компании «Финансово-Экономический консалтинг» . — При этом, потенциал российского рынка очень высок. Реализовать его можно будет, прежде всего, за счет повышения активности клиентов. Когда руководитель компании просто на цифрах сравнит условия приобретения оборудования или транспорта через лизинг и через кредит, у него не останется никаких вопросов». По мнению Марии Игнатовой, заместителя директора ЗАО «Европлан» в г. Воронеж , сейчас региональный рынок находится только в процессе формирования финансовой культуры. Особенностями воронежского бизнеса является его сравнительная закрытость по сравнению с другими регионами, значительная доля «серых» сделок и предпочтение наличных расчетов. Вместе с тем, эксперт отмечает определенную положительную динамику. «Наш филиал начал работать в 2006 году, так что часть прошлого года была больше посвящена организационным вопросам, чем реальным сделкам, — говорит Мария Игнатова. — Совокупный портфель компании «Европлан» сейчас составляет более 12 тысяч договоров. На воронежский филиал приходится около 3% сделок, что незначительно в общем объеме, поэтому на 2007 год запланировано 2-3- кратное увеличение портфеля филиала. Наиболее популярный продукт — автолизинг, на втором месте — лизинг промышленного оборудования». Как отмечает Елена Чикунова, директор Воронежского представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» , в последние годы рынок заметно активизировался за счет клиентов из малого и среднего бизнеса. Способствовали этому, прежде всего, смягчение требований к лизингополучателю и снижение пороговой суммы лизингового договора. «Прошедший год даже в сравнении с 2005 годом показал резкую динамику увеличения количества продаж, — рассказывает Елена Чикунова. — В 2005 году по сравнению с 2004 в нашем Воронежском представительстве прирост составил 52%. В 2006 году объем продаж по стоимости заключенных договоров увеличился на 89% по сравнению с 2005 годом». По мнению Вадима Панищева, директора «Воронежского» филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» , обстановка на рынке в ближайшие годы будет меняться. «Учитывая растущие потребности предприятий по обновлению основных средств и эффективность лизинговой формы финансирования, имеется существенный потенциал для роста, — говорит эксперт. — С одной стороны, это привлекает новых игроков, с другой стороны, конкурентная борьба между лизинговыми компаниями становится жестче». В силу конкуренции лизингодателям придется смягчать условия договоров и предлагать клиентам новые продукты. «Уже сейчас акценты смещаются в сторону понижения ставок, — поясняет эксперт. — Кроме того, значительно расширяется линейка предметов лизинга. Наиболее востребованы лизинг транспортных средств, промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники». Прогнозируя ежегодный рост регионального рынка на уровне 40-50%, Вадим Панищев отмечает, что преимущество останется за компаниями, которые имеют возможность привлечения более дешевого финансирования, обладают широкой продуктовой линейкой и реализуют совместные программы с вендорами. В компании «Элемент Лизинг» уже успели оценить возможности регионального рынка. Сейчас в общем портфеле компании, которая работает в России не первый год, основное количество сделок приходится на клиентов из сферы торговли (42,1%); грузоперевозок (18,4%); производства (15,8%). «Наша компания начала работать в Черноземье в мае 2006 года, поэтому нам трудно судить о динамике рынка по сравнению с предыдущими периодами, — отмечает Роман Орлов, представитель компании «Элемент Лизинг» . — Однако, можно сказать, что доля сделок в Воронежской области в общем объеме сделок по Центральному Федеральному округу (не считая Москвы), является достаточно высокой — 9.9%. Всего за  период с мая по декабрь 2006 года здесь было заключено 47 лизинговых сделок на общую сумму финансирования 16,4 млн. рублей». По результатам первых месяцев работы, все сделки компании были осуществлены с представителями малого и среднего бизнеса. Активность рынка подтверждает и Александр Блюм: «Мы работаем в Воронежской области около полугода. За это время у нас заключено 25 договоров на сумму около $500000. К 1 марта будет заключено 95 договоров на общую сумму $2 млн.». В настоящее время региональные игроки лизингового рынка, как правило, стремятся к универсальности, а приток новых клиентов в компании происходит чрезвычайно медленно (по данным экспертов, более 50% договоров приходится на постоянных клиентов). Дальнейшее развитие сектора связано с наличием перспективных ниш (прежде всего, это касается коммерческой недвижимости), а также с разделением специализации лизинговых компаний. Причем, если сейчас оно происходит преимущественно по отраслевому признаку, то в дальнейшем к нему добавится разделение по клиентам: одни будут работать с малым бизнесом, другие — с крупными проектами. Сейчас такие цепочки передачи клиентов на федеральном уровне уже есть, и воронежский рынок к этому, по всей видимости, придет.

Наталья Козуб

Другие материалы на финансовую тему можно посмотреть здесь.

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
319
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
456
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
584
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1667
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
517
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
573

Российский рынок лизинга вступает в стадию зрелости. Если смотреть на ситуацию с экономической точки зрения, то индикаторами «взросления» являются количество игроков, объем сделок и расширение пакета лизинговых услуг. Но в нашей стране ситуацию нельзя мерить только цифрами.

Знаменательными для отечественного лизингового рынка стали два предыдущих года. По данным Ассоциации «Рослизинг», объем рынка в 2005 г. по показателю стоимости нового бизнеса составил $10 млрд. В этот период в Россию пришли сразу пять крупных международных компаний, заявивших о грандиозных планах. К этому же времени практически сформировалась структура рынка по видам предметов лизинга, приблизившись к международным канонам; более массово включился в процесс малый бизнес; клиенты получили возможность выбирать между лизингодателями, так как — ура! — и в этом секторе началась конкуренция. В 2005 году сектор показал самый высокий темп роста в российской финансовой системе. Доля лизинга в ВВП достигла 1,3% (в 2001 году — 0,5%), в инвестициях в основные средства — 8,2% (в 2001 году — 3%). Эксперты высказывали прогнозы о сохранении динамики роста на уровне 60-70% в год. Но 2006 год надежд не оправдал. Хотя Россия вошла в десятку крупнейших мировых рынков лизинга (наряду с рынками ведущих развитых стран), но темп роста замедлился. В исследовании, проведенном РА «Эксперт», объем услуг, предоставленных российскими лизинговыми компаниями в прошлом году, оценивался в $6-7 млрд.; тенденция к увеличению объемов прогнозировалась на уровне 30-40%. Для регионального рынка прошедшие годы были отмечены несколько иными событиями…

Причины и следствия

Трудно оценивать развитие рынка, объемы которого на протяжении нескольких лет никто не отслеживал. Именно такая ситуация складывается с региональным лизингом. Буквально до настоящего времени обширных исследований в этом секторе никто не проводил, и открытых данных по данному направлению просто нет. Мониторинги, которые отдельные лизинговые компании и банки делали для внутреннего пользования, носят локальный характер и в большинстве случаев закрыты. Доподлинно известно, что первые предложения по лизингу в нашем регионе появились в конце 90?х, когда вышел соответствующий Закон РФ «О финансовой аренде». Продвигать лизинговые услуги на фоне неразвитой банковской инфраструктуры и едва дышащей промышленности было делом неблагодарным. К началу 2000-х всех игроков регионального рынка можно было разделить на две категории — доморощенные бизнес-структуры (как правило, образованные при каком-нибудь предприятии или вообще на базе НКО) и инорегиональные финансовые организации (их можно было пересчитать по пальцам одной руки, и в Воронежской области они были представлены филиалами). Больших успехов «первопроходцы» не достигли, но определенную роль в становлении лизинга все-таки сыграли. По крайней мере, воронежским предпринимателям стала ясна суть лизинга, как финансового инструмента. А некоторые банки (например, «НИКойл», преобразованный позже в «УРАЛСИБ») еще и сформировал приличную клиентскую базу для последующей работы. Прошлый год для регионального лизинга стал, пожалуй, самым богатым на события. «Мы изучали региональный рынок зимой 2005 года, так как собирались в 2006 году начать здесь работать, — рассказывает Андрей Никифоров, директор Воронежского филиала компании «Поволжский лизинговый центр» . — Могу сказать, что сейчас обстановка отличается от той, что была буквально несколько месяцев назад. Происходит смена игроков, появляются новые участники рынка, динамика идет по нарастающей». Как отмечают эксперты, корни прихода на рынок новых игроков спрятаны в недалеком прошлом: примерно два-три года назад начала возрождаться воронежская промышленность и к региону стали присматриваться инвесторы. Как правило, все товаропотоки идут через Москву, и закупка оборудования и автотехники — не исключение. Когда поставщики оборудования стали часто получать запросы из Черноземья, для них это стало сигналом, что пора укреплять свои позиции на месте.

Расстановка сил

Число игроков воронежского лизингового рынка исчисляется примерно двумя десятками компаний, включая банки. Правда, значительная часть лизингодателей не ведет активной деятельности: их объемы практически не заметны в общей массе, а сами сделки часто носят ситуативный характер (есть клиент — «делаем лизинг», нет клиента — работаем в другом секторе). По мнению экспертов, конкурентная среда на региональном рынке является достаточно мягкой. Определенная борьба за клиентов, безусловно, присутствует, но ни о каких маркетинговых войнах пока не может быть речи. «Сейчас рынок далек от насыщения: во всей стране лизинговых компаний примерно столько же, сколько в одном европейском городе, — считает Александр Блюм, консультант генерального директора компании «Финансово-Экономический консалтинг» . — При этом, потенциал российского рынка очень высок. Реализовать его можно будет, прежде всего, за счет повышения активности клиентов. Когда руководитель компании просто на цифрах сравнит условия приобретения оборудования или транспорта через лизинг и через кредит, у него не останется никаких вопросов». По мнению Марии Игнатовой, заместителя директора ЗАО «Европлан» в г. Воронеж , сейчас региональный рынок находится только в процессе формирования финансовой культуры. Особенностями воронежского бизнеса является его сравнительная закрытость по сравнению с другими регионами, значительная доля «серых» сделок и предпочтение наличных расчетов. Вместе с тем, эксперт отмечает определенную положительную динамику. «Наш филиал начал работать в 2006 году, так что часть прошлого года была больше посвящена организационным вопросам, чем реальным сделкам, — говорит Мария Игнатова. — Совокупный портфель компании «Европлан» сейчас составляет более 12 тысяч договоров. На воронежский филиал приходится около 3% сделок, что незначительно в общем объеме, поэтому на 2007 год запланировано 2-3- кратное увеличение портфеля филиала. Наиболее популярный продукт — автолизинг, на втором месте — лизинг промышленного оборудования». Как отмечает Елена Чикунова, директор Воронежского представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» , в последние годы рынок заметно активизировался за счет клиентов из малого и среднего бизнеса. Способствовали этому, прежде всего, смягчение требований к лизингополучателю и снижение пороговой суммы лизингового договора. «Прошедший год даже в сравнении с 2005 годом показал резкую динамику увеличения количества продаж, — рассказывает Елена Чикунова. — В 2005 году по сравнению с 2004 в нашем Воронежском представительстве прирост составил 52%. В 2006 году объем продаж по стоимости заключенных договоров увеличился на 89% по сравнению с 2005 годом». По мнению Вадима Панищева, директора «Воронежского» филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» , обстановка на рынке в ближайшие годы будет меняться. «Учитывая растущие потребности предприятий по обновлению основных средств и эффективность лизинговой формы финансирования, имеется существенный потенциал для роста, — говорит эксперт. — С одной стороны, это привлекает новых игроков, с другой стороны, конкурентная борьба между лизинговыми компаниями становится жестче». В силу конкуренции лизингодателям придется смягчать условия договоров и предлагать клиентам новые продукты. «Уже сейчас акценты смещаются в сторону понижения ставок, — поясняет эксперт. — Кроме того, значительно расширяется линейка предметов лизинга. Наиболее востребованы лизинг транспортных средств, промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники». Прогнозируя ежегодный рост регионального рынка на уровне 40-50%, Вадим Панищев отмечает, что преимущество останется за компаниями, которые имеют возможность привлечения более дешевого финансирования, обладают широкой продуктовой линейкой и реализуют совместные программы с вендорами. В компании «Элемент Лизинг» уже успели оценить возможности регионального рынка. Сейчас в общем портфеле компании, которая работает в России не первый год, основное количество сделок приходится на клиентов из сферы торговли (42,1%); грузоперевозок (18,4%); производства (15,8%). «Наша компания начала работать в Черноземье в мае 2006 года, поэтому нам трудно судить о динамике рынка по сравнению с предыдущими периодами, — отмечает Роман Орлов, представитель компании «Элемент Лизинг» . — Однако, можно сказать, что доля сделок в Воронежской области в общем объеме сделок по Центральному Федеральному округу (не считая Москвы), является достаточно высокой — 9.9%. Всего за  период с мая по декабрь 2006 года здесь было заключено 47 лизинговых сделок на общую сумму финансирования 16,4 млн. рублей». По результатам первых месяцев работы, все сделки компании были осуществлены с представителями малого и среднего бизнеса. Активность рынка подтверждает и Александр Блюм: «Мы работаем в Воронежской области около полугода. За это время у нас заключено 25 договоров на сумму около $500000. К 1 марта будет заключено 95 договоров на общую сумму $2 млн.». В настоящее время региональные игроки лизингового рынка, как правило, стремятся к универсальности, а приток новых клиентов в компании происходит чрезвычайно медленно (по данным экспертов, более 50% договоров приходится на постоянных клиентов). Дальнейшее развитие сектора связано с наличием перспективных ниш (прежде всего, это касается коммерческой недвижимости), а также с разделением специализации лизинговых компаний. Причем, если сейчас оно происходит преимущественно по отраслевому признаку, то в дальнейшем к нему добавится разделение по клиентам: одни будут работать с малым бизнесом, другие — с крупными проектами. Сейчас такие цепочки передачи клиентов на федеральном уровне уже есть, и воронежский рынок к этому, по всей видимости, придет.

Наталья Козуб

Другие материалы на финансовую тему можно посмотреть здесь.

Привыкая к хорошемугод, рынок, компания, лизинг, лизинговый, воронежский, клиент
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Привыкая к хорошему
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/12277/2017-05-24