18 марта 2016, 15:22 2679 просмотров

Интернет торговля – новый этап инвесторов

Венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку интернет-торговли, офлайн-ритейлеры заняли их место

С точки зрения инвестиций прошедший год стал весьма противоречивым для российского рынка интернет-торговли: с одной стороны продолжался спад венчурных и прямых инвестиций, с другой – ряд офлайн-ритейлеров активно запускали e-commerce проекты.

В 2015 г. венчурные инвестиции достигли своего исторического минимума. Согласно предварительным оценкам компании RMG Partners’,  было заключено лишь 42 сделки на общую сумму  $137 млн, для сравнения в 2014 году было закрыто 68 сделок на сумму $390 млн. По итогам 2015 г. интернет-магазины, торгующие материальными товарами, получили $104 млн в ходе 15-ти инвестиционных сделок - годом ранее таких сделок было 36, а объем инвестиций составил $319 млн.

Период между 2010 и 2014 годами можно назвать золотым временем для вложений в электронную коммерцию: отрасль была основным получателем венчурных инвестиций в России. Самыми крупными сделками стали  инвестиции в Lamoda - $130 млн в июне 2013 года,  и $150 млн в Ozon весной 2014 года.

Такие компании, как KupiVIP и Wikimart также получили значительное финансирование около $100 млн и более в общем для каждой из этих компаний в 2010 – 2014 гг.

kupivip

Ситуация на рынке в то время была весьма благоприятной, вспоминает Александра Рассказова, советник немецко-американского фонда e.Ventures. Фонд вложился в несколько российских интернет-компаний, в том числе в Sapato и Teamo.ru. “Так как многие бизнес-модели (например, Zappos) не были выведены на российский рынок, то конкуренция была сравнительно низкой; и всё это на фоне стабильного роста показателя проникновения Интернета  и покупательской способности населения.”

Неблагоприятные условия

Сегодня условия для инвестирования кардинально изменились: “Большинство успешных западных бизнес-моделей уже выведены на российский рынок - а те, что всё еще не опробованы, попросту не интересны для венчурных инвесторов, так как не смогут  достичь требуемого уровня доходов, как минимум $100 млн за 4-5 лет. В то же время, венчурные инвесторы стали лучше понимать специфику российского  e-commerce рынка,  конкретные проблемы интернет-магазинов,” отмечает Рассказова.

Запуск и развитие интернет-магазина требуют значительных инвестиций в его инфраструктуру на протяжении длительного времени, при весьма неочевидных перспективах на экзит (продажу проекта).

Затраты на маркетинг e-commerceпроектов в сфере услуг и нематериальных товаров весьма высоки, а рынок - не очень велик. “Пример с продажей компании Avito в несколько ином сегменте является скорее исключением, чем правилом, для российского рынка”, - говорит Рассказова. Основанная в 2007 году, эта онлайн-платформа объявлений была продана в 2015 г. международной группе Naspers при оценке в $2.7 млрд.

Интернет торговля

Текущий кризис стал причиной еще большей неуверенности в ближайшем будущем рынка: “Сейчас сложно предсказать, какими будут покупательские решения населения”, - отмечает Рассказова.

Давид Варокье из Mangrove Capital Partners - компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные проблемы в инвестициях в российский  e-commerceвидит в “нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях.” Этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство инвесторов ранних стадий.

Международное напряжение, которое все возрастало с начала украинского кризиса в 2014 году, “естественно, не помогает, - отмечает Варокье.- За крайне редкими исключениями международные инвесторы приостановили свои инвестиционные проекты в России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется”.

“Западные биржи полностью закрыты для российских компаний на данный момент”, - подтверждает другой международный инвестор, который считает фантазией планы "Юлмарта" выходить на западную биржу в 2016-2017 гг.

Юлмарт

Российские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая международные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал несколько вложений в индийские и турецкие e-commerceкомпании. Были и сделки с российскими компаниями, например, Esky и TrendsBrands в 2013 году - но на более скромные суммы.

Венчурные и прямые инвестиции в российский e-commerceв 2015/2014 гг 

Источник: RMG Partners, Russia Venture Report 2016

Количество сделок

Сегмент

2015

2014

По сравнению с прошлым годом

E-commerce материальных товаров

15

36

- 58%

Цифровой e-commerce

13

23

- 43%

Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании

14

9

+ 56%

В общем

42

68

- 38%

Объемы

Сегмент

2015

2014

По сравнению с прошлым годом

E-commerce материальных товаров

$104,53 млн

$319,52 млн

- 67%

Цифровой e-commerce

$4,27 млн

$8,57 млн

- 50%

Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании

$28,28 млн

$61,84 млн

- 54%

В общем

$137,08 млн

$389,93 млн

- 65%

NOTA BENE:

-          Этот анализ включает данные о росте капитала Ozonна $150 млн в апреле 2014 года; не включает данные о поглощении онлайн-платформы объявлений Avitoв октябре 2015 года.

-          Ежегодное уменьшение объемов инвестирования последних лет происходит отчасти по причине обесценивания российского рубля (почти 62 рубля за доллар в 2015 году и 38 рублей за доллар в 2014).

Светлое будущее?

Однако, как считают Рассказова и Варокье, ситуация, вероятно, в будущем улучшится, так как степень проникновения онлайн-ритейла в России вырастет, а уровень потребления снова повысится после кризиса. 

В то время, как большие российские корпорации, возможно, с большим интересом будут покупать стартапы, иностранные игроки будут видеть российский рынок в более благоприятном свете, как только международное напряжение спадет.

“С точки зрения e-commerce, Россия остается достаточно привлекательным рынком. Большинство крупных интернет-магазинов показали значительный рост прибыли в 2015 году, особенно те, которые удовлетворяли самые простые потребительские запросы, работали с массовым рынком, к примеру, в сегменте одежды,” отмечает Варокье, ссылаясь на пример KupiVip. В 2015 г. проект стал прибыльным с ростом продаж 50%.

Варокье также не исключает новые инвестиции Mangrove Capital Partners в российские компании в недалеком будущем: “Мы тщательно мониторим развитие рынка и продолжаем общаться с российскими стартапами, особенно с теми, которые могут и хотят выйти на международный рынок. Мы до сих пор открыты для хороших инвестиционных проектов”.

Офлайн ритейлеры идут в онлайн

В то же время, офлайн ритейлеры, из FMCG сегмента, снова демонстрируют интерес к развитию онлайн продаж. “Это впечатляющая новая волна,” - говорит основатель Data Insight Борис Овчинников, комментируя новости от ряда крупнейших игроков. Например, Перекресток (X5 Group) недавно заявил о перезапуске e-commerce проекта, в то время как «Магнит» начал тестировать онлайн-заказы. Другая розничная сеть – Лента – может запустить онлайн-продажи уже в этом году.

лента.jpg

O’КЕЙ также активно работает над своим e-commerce проектом после пробного периода в прошлом году. “По объёму трафика, этот сайт уже является вторым после «Утконоса», главного игрока в этом сегменте,” - отмечает Овчинников.

Стагнация продаж в офлайне сделала дальнейшее развитие традиционных  ритейл-сетей не столь прибыльным делом. В результате, у этих ритейлеров появилось больше ресурсов для e-commerce проектов, объясняет Овчинников.

В тоже время, в  некоторых сегментах, не относящихся к продовольствию, кризис привел к тому, что некоторые игроки вновь фокусируются на офлайн-каналах, отмечает эксперт.

Демонстрируя, несмотря ни на что, твердую веру в будущее, некоторые многоканальные игроки продолжают инвестировать в гигантские фулфилмент центры. В 2015 году «Леруа Мерлен» начал строительство склада (100,000 квадратных метров) в Домодедово. Он станет самым большим центром дистрибуции для розничной торговли в истории России - и самой большой сделкой в сегменте складской недвижимости в мире в 2015 году, согласно Radius Group, американской компании, которая ведет этот проект.

леруа.jpg

В то же время, в конце 2015 года «Юлмарт» запустил центр выполнения заказов (25,500 квадратных метров) в Санкт-Петербурге. Компания планирует открыть два дополнительных логистических центра в ближайшем будущем в Мытищах и Домодедово на окраинах Москвы.

Не менее 30 логистических центров понадобится, чтобы достичь амбициозную цель компании - оборот от 300 до 500 млрд рублей (от $4 млрд до $6.8 млрд по текущему курсу), как недавно заявил в интервью глава «Юлмарт» Дмитрий Костыгин.

 

Адриана Хенни, главный редактор East West DIgital News

Перевод с английского языка, специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: Актуально, Электронная коммерция
Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Интернет торговля – новый этап инвесторовЮлмарт, интернет магазин, Wikimart, интернет торговля, e-commerce, X5 Group, KupiVip
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии