Баннер ФЗ-54
18 марта 2016, 15:22 2984 просмотра

Интернет торговля – новый этап инвесторов

Венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку интернет-торговли, офлайн-ритейлеры заняли их место

С точки зрения инвестиций прошедший год стал весьма противоречивым для российского рынка интернет-торговли: с одной стороны продолжался спад венчурных и прямых инвестиций, с другой – ряд офлайн-ритейлеров активно запускали e-commerce проекты.

В 2015 г. венчурные инвестиции достигли своего исторического минимума. Согласно предварительным оценкам компании RMG Partners’,  было заключено лишь 42 сделки на общую сумму  $137 млн, для сравнения в 2014 году было закрыто 68 сделок на сумму $390 млн. По итогам 2015 г. интернет-магазины, торгующие материальными товарами, получили $104 млн в ходе 15-ти инвестиционных сделок - годом ранее таких сделок было 36, а объем инвестиций составил $319 млн.

Период между 2010 и 2014 годами можно назвать золотым временем для вложений в электронную коммерцию: отрасль была основным получателем венчурных инвестиций в России. Самыми крупными сделками стали  инвестиции в Lamoda - $130 млн в июне 2013 года,  и $150 млн в Ozon весной 2014 года.

Такие компании, как KupiVIPи Wikimart также получили значительное финансирование около $100 млн и более в общем для каждой из этих компаний в 2010 – 2014 гг.

kupivip

Ситуация на рынке в то время была весьма благоприятной, вспоминает Александра Рассказова, советник немецко-американского фонда e.Ventures.Фонд вложился в несколько российских интернет-компаний, в том числе в Sapato и Teamo.ru. “Так как многие бизнес-модели (например, Zappos) не были выведены на российский рынок, то конкуренция была сравнительно низкой; и всё это на фоне стабильного роста показателя проникновения Интернета  и покупательской способности населения.”

Неблагоприятные условия

Сегодня условия для инвестирования кардинально изменились: “Большинство успешных западных бизнес-моделей уже выведены на российский рынок - а те, что всё еще не опробованы, попросту не интересны для венчурных инвесторов, так как не смогут  достичь требуемого уровня доходов, как минимум $100 млн за 4-5 лет. В то же время, венчурные инвесторы стали лучше понимать специфику российского  e-commerce рынка,  конкретные проблемы интернет-магазинов,” отмечает Рассказова.

Запуск и развитие интернет-магазина требуют значительных инвестиций в его инфраструктуру на протяжении длительного времени, при весьма неочевидных перспективах на экзит (продажу проекта).

Затраты на маркетинг e-commerceпроектов в сфере услуг и нематериальных товаров весьма высоки, а рынок - не очень велик. “Пример с продажей компании Avito в несколько ином сегменте является скорее исключением, чем правилом, для российского рынка”, - говорит Рассказова. Основанная в 2007 году, эта онлайн-платформа объявлений была продана в 2015 г. международной группе Naspers при оценке в $2.7 млрд.

Интернет торговля

Текущий кризис стал причиной еще большей неуверенности в ближайшем будущем рынка: “Сейчас сложно предсказать, какими будут покупательские решения населения”, - отмечает Рассказова.

Давид Варокье из Mangrove Capital Partners - компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные проблемы в инвестициях в российский  e-commerceвидит в “нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях.” Этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство инвесторов ранних стадий.

Международное напряжение, которое все возрастало с начала украинского кризиса в 2014 году, “естественно, не помогает, - отмечает Варокье.- За крайне редкими исключениями международные инвесторы приостановили свои инвестиционные проекты в России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется”.

“Западные биржи полностью закрыты для российских компаний на данный момент”, - подтверждает другой международный инвестор, который считает фантазией планы "Юлмарта" выходить на западную биржу в 2016-2017 гг.

Юлмарт

Российские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая международные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал несколько вложений в индийские и турецкие e-commerceкомпании. Были и сделки с российскими компаниями, например, Esky и TrendsBrands в 2013 году - но на более скромные суммы.

Венчурные и прямые инвестиции в российский e-commerceв 2015/2014 гг 

Источник: RMG Partners, Russia Venture Report 2016

Количество сделок

Сегмент

2015

2014

По сравнению с прошлым годом

E-commerce материальных товаров

15

36

- 58%

Цифровой e-commerce

13

23

- 43%

Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании

14

9

+ 56%

В общем

42

68

- 38%

Объемы

Сегмент

2015

2014

По сравнению с прошлым годом

E-commerce материальных товаров

$104,53 млн

$319,52 млн

- 67%

Цифровой e-commerce

$4,27 млн

$8,57 млн

- 50%

Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании

$28,28 млн

$61,84 млн

- 54%

В общем

$137,08 млн

$389,93 млн

- 65%

NOTA BENE:

-          Этот анализ включает данные о росте капитала Ozonна $150 млн в апреле 2014 года; не включает данные о поглощении онлайн-платформы объявлений Avitoв октябре 2015 года.

-          Ежегодное уменьшение объемов инвестирования последних лет происходит отчасти по причине обесценивания российского рубля (почти 62 рубля за доллар в 2015 году и 38 рублей за доллар в 2014).

Светлое будущее?

Однако, как считают Рассказова и Варокье, ситуация, вероятно, в будущем улучшится, так как степень проникновения онлайн-ритейла в России вырастет, а уровень потребления снова повысится после кризиса. 

В то время, как большие российские корпорации, возможно, с большим интересом будут покупать стартапы, иностранные игроки будут видеть российский рынок в более благоприятном свете, как только международное напряжение спадет.

“С точки зрения e-commerce, Россия остается достаточно привлекательным рынком. Большинство крупных интернет-магазинов показали значительный рост прибыли в 2015 году, особенно те, которые удовлетворяли самые простые потребительские запросы, работали с массовым рынком, к примеру, в сегменте одежды,” отмечает Варокье, ссылаясь на пример KupiVip. В 2015 г. проект стал прибыльным с ростом продаж 50%.

Варокье также не исключает новые инвестиции Mangrove Capital Partners в российские компании в недалеком будущем: “Мы тщательно мониторим развитие рынка и продолжаем общаться с российскими стартапами, особенно с теми, которые могут и хотят выйти на международный рынок. Мы до сих пор открыты для хороших инвестиционных проектов”.

Офлайн ритейлеры идут в онлайн

В то же время, офлайн ритейлеры, из FMCG сегмента, снова демонстрируют интерес к развитию онлайн продаж. “Это впечатляющая новая волна,” - говорит основатель Data Insight Борис Овчинников, комментируя новости от ряда крупнейших игроков. Например, Перекресток (X5 Group) недавно заявил о перезапуске e-commerce проекта, в то время как «Магнит» начал тестировать онлайн-заказы. Другая розничная сеть – Лента – может запустить онлайн-продажи уже в этом году.

лента.jpg

O’КЕЙ также активно работает над своим e-commerce проектом после пробного периода в прошлом году. “По объёму трафика, этот сайт уже является вторым после «Утконоса», главного игрока в этом сегменте,” - отмечает Овчинников.

Стагнация продаж в офлайне сделала дальнейшее развитие традиционных  ритейл-сетей не столь прибыльным делом. В результате, у этих ритейлеров появилось больше ресурсов для e-commerce проектов, объясняет Овчинников.

В тоже время, в  некоторых сегментах, не относящихся к продовольствию, кризис привел к тому, что некоторые игроки вновь фокусируются на офлайн-каналах, отмечает эксперт.

Демонстрируя, несмотря ни на что, твердую веру в будущее, некоторые многоканальные игроки продолжают инвестировать в гигантские фулфилмент центры. В 2015 году «Леруа Мерлен» начал строительство склада (100,000 квадратных метров) в Домодедово. Он станет самым большим центром дистрибуции для розничной торговли в истории России - и самой большой сделкой в сегменте складской недвижимости в мире в 2015 году, согласно Radius Group, американской компании, которая ведет этот проект.

леруа.jpg

В то же время, в конце 2015 года «Юлмарт» запустил центр выполнения заказов (25,500 квадратных метров) в Санкт-Петербурге. Компания планирует открыть два дополнительных логистических центра в ближайшем будущем в Мытищах и Домодедово на окраинах Москвы.

Не менее 30 логистических центров понадобится, чтобы достичь амбициозную цель компании - оборот от 300 до 500 млрд рублей (от $4 млрд до $6.8 млрд по текущему курсу), как недавно заявил в интервью глава «Юлмарт» Дмитрий Костыгин.

 

Адриана Хенни, главный редактор East West DIgital News

Перевод с английского языка, специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: Актуально, Электронная коммерция
Поделиться публикацией:
Каждый пятый покупатель нашей планеты - китаец
1193
За 5 месяцев 2017 года финансовые показатели «Сити...
4026
Александр Пахомов, сеть из 43 кафе-мороженых Tutti...
1458
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
3540
KIKO MILANO: мастер-класс во флагманском магазине ...
5667
Кейс агропромышленной компании «Лето»
554
Новая разработка - собственное мобильное приложени...
4285

Венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку интернет-торговли, офлайн-ритейлеры заняли их место

С точки зрения инвестиций прошедший год стал весьма противоречивым для российского рынка интернет-торговли: с одной стороны продолжался спад венчурных и прямых инвестиций, с другой – ряд офлайн-ритейлеров активно запускали e-commerce проекты.

В 2015 г. венчурные инвестиции достигли своего исторического минимума. Согласно предварительным оценкам компании RMG Partners’,  было заключено лишь 42 сделки на общую сумму  $137 млн, для сравнения в 2014 году было закрыто 68 сделок на сумму $390 млн. По итогам 2015 г. интернет-магазины, торгующие материальными товарами, получили $104 млн в ходе 15-ти инвестиционных сделок - годом ранее таких сделок было 36, а объем инвестиций составил $319 млн.

Период между 2010 и 2014 годами можно назвать золотым временем для вложений в электронную коммерцию: отрасль была основным получателем венчурных инвестиций в России. Самыми крупными сделками стали  инвестиции в Lamoda - $130 млн в июне 2013 года,  и $150 млн в Ozon весной 2014 года.

Такие компании, как KupiVIPи Wikimart также получили значительное финансирование около $100 млн и более в общем для каждой из этих компаний в 2010 – 2014 гг.

kupivip

Ситуация на рынке в то время была весьма благоприятной, вспоминает Александра Рассказова, советник немецко-американского фонда e.Ventures.Фонд вложился в несколько российских интернет-компаний, в том числе в Sapato и Teamo.ru. “Так как многие бизнес-модели (например, Zappos) не были выведены на российский рынок, то конкуренция была сравнительно низкой; и всё это на фоне стабильного роста показателя проникновения Интернета  и покупательской способности населения.”

Неблагоприятные условия

Сегодня условия для инвестирования кардинально изменились: “Большинство успешных западных бизнес-моделей уже выведены на российский рынок - а те, что всё еще не опробованы, попросту не интересны для венчурных инвесторов, так как не смогут  достичь требуемого уровня доходов, как минимум $100 млн за 4-5 лет. В то же время, венчурные инвесторы стали лучше понимать специфику российского  e-commerce рынка,  конкретные проблемы интернет-магазинов,” отмечает Рассказова.

Запуск и развитие интернет-магазина требуют значительных инвестиций в его инфраструктуру на протяжении длительного времени, при весьма неочевидных перспективах на экзит (продажу проекта).

Затраты на маркетинг e-commerceпроектов в сфере услуг и нематериальных товаров весьма высоки, а рынок - не очень велик. “Пример с продажей компании Avito в несколько ином сегменте является скорее исключением, чем правилом, для российского рынка”, - говорит Рассказова. Основанная в 2007 году, эта онлайн-платформа объявлений была продана в 2015 г. международной группе Naspers при оценке в $2.7 млрд.

Интернет торговля

Текущий кризис стал причиной еще большей неуверенности в ближайшем будущем рынка: “Сейчас сложно предсказать, какими будут покупательские решения населения”, - отмечает Рассказова.

Давид Варокье из Mangrove Capital Partners - компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные проблемы в инвестициях в российский  e-commerceвидит в “нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях.” Этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство инвесторов ранних стадий.

Международное напряжение, которое все возрастало с начала украинского кризиса в 2014 году, “естественно, не помогает, - отмечает Варокье.- За крайне редкими исключениями международные инвесторы приостановили свои инвестиционные проекты в России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется”.

“Западные биржи полностью закрыты для российских компаний на данный момент”, - подтверждает другой международный инвестор, который считает фантазией планы "Юлмарта" выходить на западную биржу в 2016-2017 гг.

Юлмарт

Российские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая международные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал несколько вложений в индийские и турецкие e-commerceкомпании. Были и сделки с российскими компаниями, например, Esky и TrendsBrands в 2013 году - но на более скромные суммы.

Венчурные и прямые инвестиции в российский e-commerceв 2015/2014 гг 

Источник: RMG Partners, Russia Venture Report 2016

Количество сделок

Сегмент

2015

2014

По сравнению с прошлым годом

E-commerce материальных товаров

15

36

- 58%

Цифровой e-commerce

13

23

- 43%

Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании

14

9

+ 56%

В общем

42

68

- 38%

Объемы

Сегмент

2015

2014

По сравнению с прошлым годом

E-commerce материальных товаров

$104,53 млн

$319,52 млн

- 67%

Цифровой e-commerce

$4,27 млн

$8,57 млн

- 50%

Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании

$28,28 млн

$61,84 млн

- 54%

В общем

$137,08 млн

$389,93 млн

- 65%

NOTA BENE:

-          Этот анализ включает данные о росте капитала Ozonна $150 млн в апреле 2014 года; не включает данные о поглощении онлайн-платформы объявлений Avitoв октябре 2015 года.

-          Ежегодное уменьшение объемов инвестирования последних лет происходит отчасти по причине обесценивания российского рубля (почти 62 рубля за доллар в 2015 году и 38 рублей за доллар в 2014).

Светлое будущее?

Однако, как считают Рассказова и Варокье, ситуация, вероятно, в будущем улучшится, так как степень проникновения онлайн-ритейла в России вырастет, а уровень потребления снова повысится после кризиса. 

В то время, как большие российские корпорации, возможно, с большим интересом будут покупать стартапы, иностранные игроки будут видеть российский рынок в более благоприятном свете, как только международное напряжение спадет.

“С точки зрения e-commerce, Россия остается достаточно привлекательным рынком. Большинство крупных интернет-магазинов показали значительный рост прибыли в 2015 году, особенно те, которые удовлетворяли самые простые потребительские запросы, работали с массовым рынком, к примеру, в сегменте одежды,” отмечает Варокье, ссылаясь на пример KupiVip. В 2015 г. проект стал прибыльным с ростом продаж 50%.

Варокье также не исключает новые инвестиции Mangrove Capital Partners в российские компании в недалеком будущем: “Мы тщательно мониторим развитие рынка и продолжаем общаться с российскими стартапами, особенно с теми, которые могут и хотят выйти на международный рынок. Мы до сих пор открыты для хороших инвестиционных проектов”.

Офлайн ритейлеры идут в онлайн

В то же время, офлайн ритейлеры, из FMCG сегмента, снова демонстрируют интерес к развитию онлайн продаж. “Это впечатляющая новая волна,” - говорит основатель Data Insight Борис Овчинников, комментируя новости от ряда крупнейших игроков. Например, Перекресток (X5 Group) недавно заявил о перезапуске e-commerce проекта, в то время как «Магнит» начал тестировать онлайн-заказы. Другая розничная сеть – Лента – может запустить онлайн-продажи уже в этом году.

лента.jpg

O’КЕЙ также активно работает над своим e-commerce проектом после пробного периода в прошлом году. “По объёму трафика, этот сайт уже является вторым после «Утконоса», главного игрока в этом сегменте,” - отмечает Овчинников.

Стагнация продаж в офлайне сделала дальнейшее развитие традиционных  ритейл-сетей не столь прибыльным делом. В результате, у этих ритейлеров появилось больше ресурсов для e-commerce проектов, объясняет Овчинников.

В тоже время, в  некоторых сегментах, не относящихся к продовольствию, кризис привел к тому, что некоторые игроки вновь фокусируются на офлайн-каналах, отмечает эксперт.

Демонстрируя, несмотря ни на что, твердую веру в будущее, некоторые многоканальные игроки продолжают инвестировать в гигантские фулфилмент центры. В 2015 году «Леруа Мерлен» начал строительство склада (100,000 квадратных метров) в Домодедово. Он станет самым большим центром дистрибуции для розничной торговли в истории России - и самой большой сделкой в сегменте складской недвижимости в мире в 2015 году, согласно Radius Group, американской компании, которая ведет этот проект.

леруа.jpg

В то же время, в конце 2015 года «Юлмарт» запустил центр выполнения заказов (25,500 квадратных метров) в Санкт-Петербурге. Компания планирует открыть два дополнительных логистических центра в ближайшем будущем в Мытищах и Домодедово на окраинах Москвы.

Не менее 30 логистических центров понадобится, чтобы достичь амбициозную цель компании - оборот от 300 до 500 млрд рублей (от $4 млрд до $6.8 млрд по текущему курсу), как недавно заявил в интервью глава «Юлмарт» Дмитрий Костыгин.

 

Адриана Хенни, главный редактор East West DIgital News

Перевод с английского языка, специально для Retail.ru

Интернет торговля – новый этап инвесторовЮлмарт, интернет магазин, Wikimart, интернет торговля, e-commerce, X5 Group, KupiVip
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Интернет торговля – новый этап инвесторов
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/107762/2017-07-22