Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Роскачество. Итоги исследований обнадеживают
Доля высококачественных продуктов на российском рынке превышает 25%
За год работы Роскачество было протестировано около 1,5 тысяч товаров, 25% из которых признаны соответствующими повышенным стандартам качества.
Российская система качества (Роскачество) за год работы исследовало около 1,5 тысяч товаров народного потребления. В объекты исследования попала одежда для обучающихся, рыбная продукция, игристое вино, продукты переработки зерна и многие другие категории товаров. Всего опубликовано 37 исследований, включая первое международное тестирование телефонов, которое проходило совместно с ICRT (InternationalConsumerResearch & Testing).
Исследования проходили по 20-120 показателям качества и безопасности, которые нормируются обязательными требованиями Технического регламента Таможенного союза, ГОСТами или стандартами Роскачества, которые разрабатывает специальный технический комитет при Росстандарте. В данные повышенные стандарты закладывают дополнительные потребительские свойства, которые не учитываются обязательными нормативными документами. Например, для претендентов на Знак качества в категории красной икры Роскачество ввело показатель содержания т.н. джуса – икорного сока, и зарегламентировало в своем стандарте на уровне не более 5%. Так же Роскачество не допускает для шампанского повышенного качества искусственной газации, лишней ледяной глазури для замороженной рыбы или искусственных консервантов в майонезе или остатков антибиотиков в меде. Подобным повышенным стандартам качества соответствуют более 25% всех исследованных товаров, что показывает в целом высокую культуру производства многих категорий товаров. Всего государственный Знак качества за год работы был присвоен 67 товарам российского производства – подсолнечному и сливочному маслу, икре, филе трески, муке, макаронам и товарам легкой промышленности, в том числе, для детей.
Основные проблемы на рынке – нарушения по части маркировки товаров. Так, около 70% процентов всех нарушений – несоответствие заявленной маркировке или отсутствие необходимой информации. Кроме того, зачастую товары маркируются как соответствующие ГОСТу, однако на практике по ряду показателей госстандарта товары испытания не проходят. Например, в товарах легкой промышленности зачастую заявлено 80% натуральных материалов, однако, в ходе лабораторных испытаний выявляется 80%-ая синтетика. Как правило, несоответствия товаров легпрома по санитарно-гигиеническим показателям – воздухопроницаемости и гигроскопичности из-за низкого качества исходного сырья, которое ввозится, при этом, качество обработки материалов и пошива в стране – на высоком уровне. Зачастую иностранные товары не маркируются на российском языке, без указания производителя , что не соответствует законодательству. Фальсификация рыбной продукции может доходить до 25% – посредством ДНК-секвенирования эксперты выявили подмену филе трески на более дешевые минтай или пикшу. Интересно, что один из самых распространенных потребительских мифов о повсеместной фальсификации молочной продукции не подтвердился. Согласно результатам исследований, добавление растительного жира было выявлено в менее 10% случаев.
В ходе исследований Роскачество выявляет системные проблемы – например, нарушения санитарных норм в продуктах может происходить не по вине производителя, а из-за нарушений условий хранения на всей товаропроводящей цепи. Подобные проблемы были выявлены в результате исследований рыбной и молочной продукции. В частности, уже были опубликованы данные о несоответствиях микробиологических показателей в икре, сельди, лососевых в ломтиках, сливочном масле. Роскачество в свою очередь закупает образцы продукции только в тех точках продаж, где температурные режимы были соблюдены, процесс закупки и соответствие всем требованиям подтверждается актами закупки. Однако гарантировать, что условия хранения были соблюдены на всей цепи движения товара не предоставляется возможным.
В ряде категорий, в частности, мед натуральных и обувь для детей ясельного возраста, Роскачество столкнулось с несовершенством законодательства. Так, по результатам исследований детской обуви ни один иностранный или российкий производитель не смог выдержать требования ТР ТС по показателю масса полупары – т.е. веса одного ботинка. Тогда отрасль призналась, что в связи с технологией производства, использованием качественной, но более тяжелой кожи и дополнительных конструкций обуви выполнить данный показатель физически невозможно. Роскачество инициировало изменение требований Технического регламента Таможенного союза. Обратная ситуация была выявлена при исследовании меда – российские стандарты не гармонизированы с мировыми требованиями по показателям остатков антибиотиков в конечном продукте. В то время как за рубежом запрещены остатки любых препаратов, в России регламентируются всего две группы антибиотиков. По мнению экспертов отрасли, данная проблема отчасти мешает российским производителям экспортировать товар в страны с более жесткими нормами. Роскачества по результатам работы также направило предложения об изменении требований законодательства.
По результатам исследований сделан и ряд позитивных выводов. Так, ни одного нарушения требований технического регламента по безопасности не выявлено в таких категориях товаров, как сушки, игристые полусладкие вина, подсолнечное масло, макароны, майонезы, кетчупы, яйца, соль и др. Интересно, что в ряде категорий, например, масложировой продукции, эксперты оценили высокую культуру производства продуктов – без лишней химии, искусственных консервантов и добавок. Ряд российских товаров в таких категориях, как макароны, мука, масло, ряд категорий легкой промышленности, например, – куртки из высокотехнологичных синтетических утеплителей, могут составить конкуренцию лучшим международным брендам, а по своим потребительским характеристикам превосходят потребительские ожидания.
Согласно данным последнего социологического опроса, по итогам первого года работы Роскачества, уровень узнаваемости Роскачества среди населения достиг 25%, уровень доверия превышает 75%. При этом, уровень узнаваемости российского Знака качества среди респондентов отмечен на уровне около 30%.
Марта Галичева, Пресс-служба Роскачества
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?