Декоративное изображение
11 423

Поделиться

Три пути выхода из онлайна в офлайн

Пока российская электронная коммерция находится только на этапе становления, и отечественные магазины стремятся занять свою нишу в интернет-торговле, многие же зарубежные онлайн-компании возвращаются в «родные пенаты» магазинов традиционных форматов. Расскажем про три характерных пути перехода онлайн-магазинов в офлайн, которые избрали такие лидеры мировой e-коммерции, как Amazon, JD и Alibaba.

Онлайн-продажи в 2018 г. во всем мире составили $2,8 трлн. В следующем году прогнозируется рост онлайн-продаж до $3,4 трлн – то есть почти на 20%.

Однако электронная коммерция пока что занимает только 11,9% от всей мировой розничной торговли (данные за 2018 г.). В ближайшие годы доля онлайн-продаж, по самым оптимистичным прогнозам, может вырасти лишь до 13,7%.

Магазин Amazon 4-star

Магазин Amazon 4-star

Путь первый — создание собственной сети

Самый распространенный способ выхода в офлайн — это открытие привычных для всех розничных магазинов. По такому пути пошел лидер мировой электронной коммерции Amazon. Отметим, что крупные ритейлеры нередко развивают сразу несколько направлений выхода в офлайн. Например, тот же Amazon открывает «физические» магазины и развивает беспилотные супермаркеты.

Amazon 4-star и продвижение СТМ

В сентябре 2018 г. Amazon открыл в Нью-Йорке свой первый «физический» магазин — Amazon 4-star. Главная идея нового проекта Amazon — собрать на витрине самые популярные и продаваемые товары из интернет-каталога ритейлера. В магазине продаются только товары, рейтинг которых у покупателей не ниже 4 звезд (из 5). Средняя оценка всех представленных товаров в Amazon 4-star — 4,4 звезды.

Планировка магазина в чем-то напоминает сам сайт Amazon. Товары разделены тематическими вывесками — «телефоны», «книги», «музыка», «игрушки» — и категориями «самые высокие оценки», «часто покупаемые», «самые желаемые», «тренды Нью-Йорка», взятыми буквально с разделов сайта онлайн-ритейлера. Многие посетители Amazon 4-star сравнили свой первый поход в магазин с прогулкой по сайту.

СТМ Amazon в нью-йоркском магазине

СТМ Amazon в нью-йоркском магазине

Также в магазине есть отделы самых продаваемых на сайте товаров за месяц и год. Тем самым Amazon старается всеми силами соотносить сайт с магазином, чтобы сделать покупки более привычными и комфортными.

Кроме знакомого оформления покупатель обнаружит, что полки Amazon 4-star переполнены товарами собственной торговой марки компании — Amazon Basics. Продвижение СТМ — одна из главных причин открытия «физических» магазинов для онлайн-гигантов.

СТМ распределена по всем отделам, привлекая покупателей скидками и более низкими ценами по сравнению с другими брендами. Каждый товар Amazon Basics помечен специальной табличкой для наибольшего привлечения внимания.

В Amazon 4-star также действуют специальные скидки для самых активных и премиальных пользователей сайта — обладателей аккаунта Amazon Prime. Цены же на товары в магазине ничем не отличаются от цен на сайте.

Путь второй — франшиза

Второй способ — франшиза — требует крепких связей онлайн-ритейлера с другими «физическими» магазинами и сетями. Такими связями славится Jingdong Mall, владеющий 400 складами, 6000 пунктами доставки и 2500 станциями приема заказов по всему Китаю.

Путь второй – франшиза

Франшиза Jingdong Mall: «Миллион магазинов за 5 лет!»

В апреле 2017 г. основатель компании Лю Цян-дун заявил, что откроет 1 миллион магазинов по всей стране в течение последующих пяти лет. Половина этих магазинов, как сказал глава JD, будет располагаться в сельской местности. «Надо сделать так, чтобы магазин был в каждой деревне», — озвучил пятилетний план компании Лю Цян-дун. Интернет-компания будет работать с владельцами магазинов путем предоставления им франшизы.

Jingdong Mall проверяет квалификацию владельца магазина и подписывает с ним договор, и после приступает к его обучению. После завершения обучения владелец начинает работать под брендом JD и торгует товарами, которые прошли проверку в головной компании. Поставку товаров в магазин берет на себя JD. Владельцу магазина не нужно платить Jingdong за франшизу, обучение и последующее управление магазином.

Владелец несет расходы на аренду и отделку магазина, закупку товаров и пр. Единственное требование к магазину — это гарантия качества продаваемых товаров.

JD предлагает магазинам два варианта сотрудничества:

  1. 100 % поставок из складов Jingdong, за логистику и распределение товаров полностью отвечает компания;
  2. часть товаров доставляется из JD, часть — из других каналов поставки.

«Мы получаем 50 000 заявок каждый день. Заявителями в основном являются трудящиеся-мигранты, которые вернулись в свои деревни или небольшие города. Jingdong Finance предоставит им кредиты для открытия магазинов. Они могут зарабатывать более 8000 юаней ($1150) в месяц», — отметил Лю Цян-дун на конференции в апреле 2018 г.

Интерьер Tao Café

Интерьер Tao Café

Путь третий — беспилотные магазины

Беспилотные магазины — автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки. В этом случае онлайн-ритейлер должен иметь технологические разработки (мобильные приложения, не нуждающуюся в персонале систему хранения товаров, автоматизированные кассы или иные аппараты для безналичной оплаты), которыми как раз обладает гигант китайской e-коммерции Alibaba.

Подробнее о технологиях беспилотных магазинов читайте в статье.

Alibaba торгует без кассиров

Футуристический магазин-кафе без персонала Tao Café открылся в Ханчжоу, на малой родине Alibaba, в начале 2018 г. Магазин площадью 200 кв. метров, предлагающий промаркированные QR-кодами упакованные напитки, фаст-фуд и закуски, может одновременно принимать до 50 покупателей. Для входа в магазин и оплаты покупок необходим смартфон со скаченным приложением Taobao (淘宝; китайское название Alibaba).

Alibaba торгует без кассиров

Винный магазин Alibaba

В мае 2018 г. Alibaba запустил беспилотный винный магазин в Гонконге, торгующий алкогольными брендами с сайта Taobao. Кроме витрин с бутылками вина магазин оборудован множеством сенсорных экранов, где можно найти желаемую марку и изучить ее характеристики и состав. Позднее, уже в июне, такой же алкогольный беспилотный магазин открылся в Ханчжоу.

В данном случае онлайн-ритейлер не только популяризирует платежную систему Alipay как обязательный способ оплаты в своих магазинах, но и продает алкогольные напитки из своего интернет-ассортимента. В будущем полки беспилотных магазинов Tao Café также будут наполняться не только готовыми блюдами, но и продуктами питания с сайта Taobao.

Каждый из трех путей имеет свои преимущества и требует необходимых качеств от онлайн-ритейлеров, что позволяет каждому магазину занять свою нишу на рынке розничной торговли.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами