Декоративное изображение
16 018

Поделиться

Кластерный подход в розничной торговле

Или искусство найти «хвост», на который можно сесть

Концептуальная заметка

Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга

Портер М.

Жизнь уплотняется. Болезнь под названием «Некогда!» становится хронической. И все, что позволяет сэкономить нам время — особо привлекательно. Если это торговые операторы на рынке, то они становятся носителями важного конкурентного преимущества. Понимая это или действуя интуитивно, они соединяются в подобия кластеров. Таким образом, логичен успех супермаркетов, где в одном строении собраны товары и услуги самых разных назначений – и продукты питания, и одежда, и лекарства, и бытовая химия, и химчистка, и пункт приема оплаты чего угодно…

Но мы сейчас не о крупных торговых операторах. Им кластеризация не нужна. Как видно из определения кластера, данного Портером, там должен быть принцип взаимодополнения. Чем должен дополниться магазин, в котором все есть?

Речь наша пойдет о небольших торговых предприятиях – салонах красоты, магазинах, кафе и ресторанах, пунктах бытовых услуг и т. д.

Думаю, кластер – прекрасный способ выживания малых предприятий и в условиях кризиса, и в условиях конкуренции с гигантами.

Перед тем, как перейти к основному содержанию заметки, коротко остановимся на трех самых важных для торговли признаках кластера, выведенных М. Портером.

Во-первых, это географическое соседствование компаний. Для бизнеса, который садится на трафик, это принципиально важно. По-другому никак. Потому что расположение в шаговой доступности друг от друга удобно клиенту, вокруг интересов которого и складывается весь процесс.

Во-вторых, это действия в определенной сфере. Под этим будем понимать направленность интересов клиентского трафика на соответствие одной из его жизненных «озабоченностей», как например:

  • заботливого родителя, ищущего что-то для ребенка
  • человека, желающего качественно провести досуг
  • человека, озабоченного празднованием значимого события
  • и т. д.

В-третьих, это принцип взаимодополнения. Именно он и экономит время клиента, позволяя собрать в одном месте максимальное количество операторов, удовлетворяющих спрос представителя одной из жизненных ролей, примеры которых приведены выше.

Если понять все возможности кластера и начать его осознанно формировать, то, как и в любом осознанном действии, надо начать с целеполагания. Думаю, достойной целью в нашем случае может быть обеспечение высоких темпов развития предприятий, образующих кластер, за счет повышения их конкурентоспособности.

Если быть конкретной, то приведу те основные выгоды, из которых складывается эта самая конкурентоспособность:

  1. Удобство для клиента – экономия ему времени и бензина (если до кластера надо ехать).
  2. Возможность экономить на продвижении, которое или хотя бы фрагменты которого могут быть общим для всех участников.
  3. Возможность экономить на вспомогательных функциях, которые тоже можно сделать общими для всех участников кластера (например, послепродажный сервис, клининг или даже торговая интернет-площадка).
  4. Частичное перекрывание низкого сезона для одних участников за счет высокого трафика тех, у кого сейчас сезон высокий.
  5. Эффективное взаимообогащение участников практическим опытом друг друга.

Справедливости ради надо привести и возможные риски участия в  кластере:

  1. Несвобода принятия некоторых решений.
  2. Некоторая имиджевая и ценовая зависимость участников друг от друга.

Структура кластера обычно такова: один специализированный якорный участник, который и генерит трафик клиентов конкретной жизненной роли (за счет своей специализированности). Остальные – садятся ему «на хвост». Например, в непосредственной близости с большим магазином «Ткани» на Ленинском проспекте в Москве в свое время в 2005 году я насчитала 12 торговых палаток, торгующих фурнитурой, шерстью для вязания, а также товарами для рукоделия.

Даже если якорный участник и некоммерческое предприятие, ничего не меняется. На «хвост»  ЗАГСа  могут «сесть»: ювелирные салоны, рестораны и кафе, цветочные салоны и флористические мастерские, ателье,  магазины косметики и парфюмерии, салоны красоты и свадебных платьев, СПА, магазины подарков, пункты проката лимузинов…

В качестве примеров

Возможные участники кластеров:

для  владельцев домашних питомцев:

  • Зоомагазины.
  • Собачьи площадки дрессировочные и выгульные.
  • Ветлечебницы и ветаптеки.
  • Клубы собаководов.
  • Площадка для выставок кошек и собак.

для озабоченных своим автомобилем:

  • Автосалоны машин соответствующих ценовых категорий.
  • Автозаправки.
  • Магазины автозапчастей, автохимии, автосвет.
  • Автосервисы.
  • пункты шиномонтажа.
  • Авторынки.
  • Автошколы.
  • автомойки.
  • Автостоянки.
  • Офисы страховых компаний.
  • Магазины спецодежды.

Думаю,  что кластер совершенно логично рассматривать как форму кросс-промоушн. И тогда принципы выбора соседей будут те же, что в партнерском продвижении:

  • общая ценовая категория, поскольку участники кластера разных ценовых категорий используют разные стратегии развития. Низкая ценовая категория выбирает экстенсив, стремясь максимально увеличить поток покупателей. Высокая категория выбирает интенсив, стремясь увеличить свой доход с каждого покупателя.
  • Общая жизненная «озабоченность» трафика. Об этом я уже сказала.

В качестве заключения

И даже если вы не планируете участвовать ни в каком трафикоообразующем соседстве с другими торговыми предприятиями шаговой доступности, не забудьте посмотреть на соседей, чтоб не получилось как здесь:

klasternyj-podxod-v-roznichnoj-torgovle_1.jpg

klasternyj-podxod-v-roznichnoj-torgovle

Автор статьи: Ия Имшинецкая, автор книги «Трафик без скидок? 39 способов нематериальной мотивации покупателей»

Также смотрите статьи Чек на службе маркетинга и Что могут манекены?.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами