Кризис. Точка бифуркации
Логистика в ритейле
Общеотраслевое
Логистика
12 апреля 2024, 11:40 2107 просмотров

Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров в условиях нехватки складов

За последние два года серьезная трансформация цепочек поставок произошла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Долгое время регион был одним из крупнейших окон входа импортной продукции в страну. Наличие сухопутных границ и морского порта позволяли обрабатывать большие потоки грузов из европейских государств. Вслед за падением грузопотока из Европы, в том числе из-за закрытия погранпереходов на границе с Финляндией, логистическая функция данного региона для транзитных товарных потоков ощутимо сократилась. А сами потоки значительно изменились: кратно увеличился объем ввоза продукции через страны СНГ и существенно – из стран Юго-Восточной Азии. О том, какие решения актуальных логистических вопросов предлагает современный рынок, рассказал Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России

Бум спроса и низкая вакансия

Фото: FM Logistic

В прошлом году на рынке регион­­а был зафиксирован рекордный объем спроса на складскую недвижимость, превышающий 1 млн кв. м. Это практически в 1,5 раза выше рекорда 2021 года. При этом, по оценке экспертов, около 80% спроса отмечено со стороны торговли, т.е. направлено на внутреннее потребление региона. С этим показателем можно согласиться, оценивая объемы новых площадей одной только компании Ozon, законтрактовавшей около 60% от общего объема спроса в регионе. Параллельно с этим спрос со стороны логистических компаний не превысил 5%. Таким образом, снижение интереса к региону со стороны логистических операторов и производителей, обычно формирующих основную часть запросов, нивелировалось спросом дистрибьюторов и ритейла.

В то же время, по данным экспертов, рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2023 год прирос только на 300 тыс. кв. м, что в два раза меньше показателя предшествующего года, и достиг отметки почти в 5 млн кв. м. Соответственно, стал остро ощущаться дисбаланс спроса и предложения, который проявился в нехватке вакантных складских помещений. Сегодня вакансия составляет около 0,5%.

Недавний пожар на складе другого крупного игрока рынка онлайн-ритейла лишь усилил потребность в складских площадях, а сохраняющаяся тенденция к росту онлайн-торговли продолжит усиливать нехватку складской инфраструктуры.

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Решить проблему дефицита

Есть несколько способов выхода из ситуации крайне низкой вакансии складских площадей. Один из них – оптимизация цепей поставок, которая сократит сток на складе, а значит, и количество требуемой площади. Например, ряд компаний снабжает своих грузополучателей в Ленинградском регионе с распределительных центров, расположенных в других областях и, в частности, в Москве.  Таким образом, сокращается количество требуемых распределительных центров в цепи поставок за счет увеличения радиуса обслуживаемой территории с одного РЦ.

Некоторые участники цепей поставок и вовсе отказываются от собственных решений, отдавая складскую логистику на аутсорс профессиональному логистическому оператору. У данной стратегии есть несколько неоспоримых плюсов. Компания отдает всю операционную рутину, затраты на ее администрирование и риски партнеру, который может существенно оптимизировать ее процессы, а, следовательно, и логистический бюджет.

Отказавшись от операционки, компания может сфокусировать свои ресурсы на корневом бизнесе – развитии и продажах своего продукта.

Также важно отметить, что благодаря мультиклиентской инфраструктуре профессиональным логистическим провайдерам удается эффективно сглаживать пиковые объемы и сезонные всплески складской активности бизнеса. Они используют синергию ресурсов, а значит, затрачивают их меньшее количество и экономят денежные средства компаний, при этом гарантируя высокий уровень сервиса. 

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

 Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Строительство собственного склада

В условиях нехватки складских площадей некоторые компании рассматривают возможность строительства собственного склада. Однако не стоит забывать, что ее реализация требует значительных постоянных и капитальных издержек. Например, возведение здания склада класса А площадью от 20 тыс. кв. м будет стоить около 55 тыс. рублей без НДС за квадратный метр. Кроме того, CАPEX-инвестиции увеличатся за счет расходов на стеллажную систему, ИТ-инфраструктуру, офисы, раздевалки, зарядные комнаты и т. д. При сокращении площади строящегося склада удельная стоимость квадратного метра вырастет из-за распределения фиксированных затрат на меньший объем помещения. Также важно учитывать цену земельного участка, сроки строительства и процедуру оформления необходимой документации.

Расходы на содержание склада – уборку, охрану, техобслуживание, ремонт – также составляют серьезную статью бюджета на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Для управления этими процессами компании также требуются дополнительные ресурсы. 

Вложение в собственный склад целесообразно, если бизнес действительно нуждается в серьезных складских мощностях, а его владелец обладает достаточным бюджетом для инвестиций и понимает, что в будущем ему хватит объема этого склада, а дополнительный ресурс не принесет убыток. Зачастую такие проекты эффективны и имеют смысл для крупных ритейлеров, маркетплейсов и логистических провайдеров.

Компании, которые хотят оптимизировать цепь поставок за счет исключения транспортного звена между собственным производством и складом готовой продукции, могут присмотреться к новому формату light industrial. Его особенность – объединение под одной крышей производственных и складских мощностей. Однако строительство и эксплуатация таких объектов выходит дороже, чем классических складов. К примеру, по оценке экспертов, стоимость строительства подобных объектов в среднем выше на 10%, а размер инженерных и административных расходов может быть выше на треть.

Как минимизировать расходы

В первую очередь, можно увеличить оборачиваемость товарных запасов на складе: например, с 30 до 14 дней. Таким образом, объемы отгрузок продукции останутся неизменными, а товарные запасы уменьшатся, что высвободит место на складе. Помимо этого, можно применить различные кросс-докинговые схемы, в частности, BBXD, PAXD, и отгружать товар «с колес», освобождая тем самым часть пространства. Важно отметить, что использование этих методов требует комплексного подхода, учитывающего характеристики товара, условия и гибкость договоров с поставщиками и грузополучателями, конъюнктуру рынка, бесперебойность и лид-таймы входящих поставок и др.

Кроме того, существуют доступные и универсальные решения оптимизаций товарных запасов, подходящие многим бизнес-моделям.  К ним относится АВС-анализ. Управление стоком с его помощью позволит находить и снижать объем низко ротируемых товаров, избыток которых нецелесообразен. Это особенно эффективно работает в отношении сезонной продукции, поскольку себестоимость ее хранения в итоге может превысить возможную прибыль от продажи. А при АВС-анализе освобождаются не только складские площади, но и замороженные в товаре денежные средства. 

Еще одно эффективное решение – это передача работ по оптимизации цепей поставок логистическому оператору, поскольку он имеет релевантный опыт и соответствующую экспертизу. Одним из плюсов работы с профессиональным 3PL-оператором является его системный подход к поиску и устранению потерь на всем цикле. Для этого применяются такие инструменты как регулярный анализ стоков, управление высотами стеллажных ячеек в зависимости от весогабаритных характеристик товаров, масштабное использование технологий повышения плотности хранения от гравитационных стеллажей до многоуровневых мезонинов, современные ИТ-системы, в том числе системы управления складом (WMS), помощь в выстраивании и оптимизации цепей поставок и др.

Что ждет рынок

Если говорить о ближайших перспективах рынка складской инфраструктуры, то общие тренды, характерные для всех регионов, не изменятся. Тренд на импортозамещение, вероятно, сохранится, а, значит, спрос в Ленинградской области по-прежнему будет формироваться ритейлом и российскими производителями. При этом многие крупные компании продолжат приобретать земли под строительство складских объектов для своих нужд.

Стремительный рост онлайн-ритейла продолжит забирать свободные площади. Повышение цен на стройматериалы, дефицит рабочих и увеличение стоимости финансирования не позволят объемам строительства догнать объем спроса. Все это неминуемо будет влиять на сокращение количества доступных площадей и рост цен на них.

Однако мы ожидаем, что трансформация рынка в конечном счете приведет к балансу, при котором будут задействованы все способы оптимизации операционной составляющей пользователей складов в регионе. Падение темпов спроса из-за галопирующей арендной ставки начнет сдерживать ее рост, и в результате уровни вакансии и ставки придут к равновесию.

Retail.ru

Логотип FM Logistic в России

FM Logistic в России

FM Logistic - один из лидеров российского логистического рынка. Компания предоставляет полный компле...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров в условиях нехватки складов

За последние два года серьезная трансформация цепочек поставок произошла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Долгое время регион был одним из крупнейших окон входа импортной продукции в страну. Наличие сухопутных границ и морского порта позволяли обрабатывать большие потоки грузов из европейских государств. Вслед за падением грузопотока из Европы, в том числе из-за закрытия погранпереходов на границе с Финляндией, логистическая функция данного региона для транзитных товарных потоков ощутимо сократилась. А сами потоки значительно изменились: кратно увеличился объем ввоза продукции через страны СНГ и существенно – из стран Юго-Восточной Азии. О том, какие решения актуальных логистических вопросов предлагает современный рынок, рассказал Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России

Бум спроса и низкая вакансия

Фото: FM Logistic

В прошлом году на рынке регион­­а был зафиксирован рекордный объем спроса на складскую недвижимость, превышающий 1 млн кв. м. Это практически в 1,5 раза выше рекорда 2021 года. При этом, по оценке экспертов, около 80% спроса отмечено со стороны торговли, т.е. направлено на внутреннее потребление региона. С этим показателем можно согласиться, оценивая объемы новых площадей одной только компании Ozon, законтрактовавшей около 60% от общего объема спроса в регионе. Параллельно с этим спрос со стороны логистических компаний не превысил 5%. Таким образом, снижение интереса к региону со стороны логистических операторов и производителей, обычно формирующих основную часть запросов, нивелировалось спросом дистрибьюторов и ритейла.

В то же время, по данным экспертов, рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2023 год прирос только на 300 тыс. кв. м, что в два раза меньше показателя предшествующего года, и достиг отметки почти в 5 млн кв. м. Соответственно, стал остро ощущаться дисбаланс спроса и предложения, который проявился в нехватке вакантных складских помещений. Сегодня вакансия составляет около 0,5%.

Недавний пожар на складе другого крупного игрока рынка онлайн-ритейла лишь усилил потребность в складских площадях, а сохраняющаяся тенденция к росту онлайн-торговли продолжит усиливать нехватку складской инфраструктуры.

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Решить проблему дефицита

Есть несколько способов выхода из ситуации крайне низкой вакансии складских площадей. Один из них – оптимизация цепей поставок, которая сократит сток на складе, а значит, и количество требуемой площади. Например, ряд компаний снабжает своих грузополучателей в Ленинградском регионе с распределительных центров, расположенных в других областях и, в частности, в Москве.  Таким образом, сокращается количество требуемых распределительных центров в цепи поставок за счет увеличения радиуса обслуживаемой территории с одного РЦ.

Некоторые участники цепей поставок и вовсе отказываются от собственных решений, отдавая складскую логистику на аутсорс профессиональному логистическому оператору. У данной стратегии есть несколько неоспоримых плюсов. Компания отдает всю операционную рутину, затраты на ее администрирование и риски партнеру, который может существенно оптимизировать ее процессы, а, следовательно, и логистический бюджет.

Отказавшись от операционки, компания может сфокусировать свои ресурсы на корневом бизнесе – развитии и продажах своего продукта.

Также важно отметить, что благодаря мультиклиентской инфраструктуре профессиональным логистическим провайдерам удается эффективно сглаживать пиковые объемы и сезонные всплески складской активности бизнеса. Они используют синергию ресурсов, а значит, затрачивают их меньшее количество и экономят денежные средства компаний, при этом гарантируя высокий уровень сервиса. 

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

 Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Строительство собственного склада

В условиях нехватки складских площадей некоторые компании рассматривают возможность строительства собственного склада. Однако не стоит забывать, что ее реализация требует значительных постоянных и капитальных издержек. Например, возведение здания склада класса А площадью от 20 тыс. кв. м будет стоить около 55 тыс. рублей без НДС за квадратный метр. Кроме того, CАPEX-инвестиции увеличатся за счет расходов на стеллажную систему, ИТ-инфраструктуру, офисы, раздевалки, зарядные комнаты и т. д. При сокращении площади строящегося склада удельная стоимость квадратного метра вырастет из-за распределения фиксированных затрат на меньший объем помещения. Также важно учитывать цену земельного участка, сроки строительства и процедуру оформления необходимой документации.

Расходы на содержание склада – уборку, охрану, техобслуживание, ремонт – также составляют серьезную статью бюджета на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Для управления этими процессами компании также требуются дополнительные ресурсы. 

Вложение в собственный склад целесообразно, если бизнес действительно нуждается в серьезных складских мощностях, а его владелец обладает достаточным бюджетом для инвестиций и понимает, что в будущем ему хватит объема этого склада, а дополнительный ресурс не принесет убыток. Зачастую такие проекты эффективны и имеют смысл для крупных ритейлеров, маркетплейсов и логистических провайдеров.

Компании, которые хотят оптимизировать цепь поставок за счет исключения транспортного звена между собственным производством и складом готовой продукции, могут присмотреться к новому формату light industrial. Его особенность – объединение под одной крышей производственных и складских мощностей. Однако строительство и эксплуатация таких объектов выходит дороже, чем классических складов. К примеру, по оценке экспертов, стоимость строительства подобных объектов в среднем выше на 10%, а размер инженерных и административных расходов может быть выше на треть.

Как минимизировать расходы

В первую очередь, можно увеличить оборачиваемость товарных запасов на складе: например, с 30 до 14 дней. Таким образом, объемы отгрузок продукции останутся неизменными, а товарные запасы уменьшатся, что высвободит место на складе. Помимо этого, можно применить различные кросс-докинговые схемы, в частности, BBXD, PAXD, и отгружать товар «с колес», освобождая тем самым часть пространства. Важно отметить, что использование этих методов требует комплексного подхода, учитывающего характеристики товара, условия и гибкость договоров с поставщиками и грузополучателями, конъюнктуру рынка, бесперебойность и лид-таймы входящих поставок и др.

Кроме того, существуют доступные и универсальные решения оптимизаций товарных запасов, подходящие многим бизнес-моделям.  К ним относится АВС-анализ. Управление стоком с его помощью позволит находить и снижать объем низко ротируемых товаров, избыток которых нецелесообразен. Это особенно эффективно работает в отношении сезонной продукции, поскольку себестоимость ее хранения в итоге может превысить возможную прибыль от продажи. А при АВС-анализе освобождаются не только складские площади, но и замороженные в товаре денежные средства. 

Еще одно эффективное решение – это передача работ по оптимизации цепей поставок логистическому оператору, поскольку он имеет релевантный опыт и соответствующую экспертизу. Одним из плюсов работы с профессиональным 3PL-оператором является его системный подход к поиску и устранению потерь на всем цикле. Для этого применяются такие инструменты как регулярный анализ стоков, управление высотами стеллажных ячеек в зависимости от весогабаритных характеристик товаров, масштабное использование технологий повышения плотности хранения от гравитационных стеллажей до многоуровневых мезонинов, современные ИТ-системы, в том числе системы управления складом (WMS), помощь в выстраивании и оптимизации цепей поставок и др.

Что ждет рынок

Если говорить о ближайших перспективах рынка складской инфраструктуры, то общие тренды, характерные для всех регионов, не изменятся. Тренд на импортозамещение, вероятно, сохранится, а, значит, спрос в Ленинградской области по-прежнему будет формироваться ритейлом и российскими производителями. При этом многие крупные компании продолжат приобретать земли под строительство складских объектов для своих нужд.

Стремительный рост онлайн-ритейла продолжит забирать свободные площади. Повышение цен на стройматериалы, дефицит рабочих и увеличение стоимости финансирования не позволят объемам строительства догнать объем спроса. Все это неминуемо будет влиять на сокращение количества доступных площадей и рост цен на них.

Однако мы ожидаем, что трансформация рынка в конечном счете приведет к балансу, при котором будут задействованы все способы оптимизации операционной составляющей пользователей складов в регионе. Падение темпов спроса из-за галопирующей арендной ставки начнет сдерживать ее рост, и в результате уровни вакансии и ставки придут к равновесию.

Retail.ru

FM Logistic, Ozon, light industrial, логистика, склады, автоматизацияКак компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров в условиях нехватки складов
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/kak-kompanii-v-leningradskoy-oblasti-reshayut-voprosy-khraneniya-i-perevozki-tovarov-v-usloviyakh-ne/2024-04-18


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052