Но бюджетные модели тянут рынок вниз
Спрос на кроссоверы в РФ продолжает увеличиваться: по данным июльских продаж, эти модели оказались в лидерах роста. Но падение продаж бюджетных моделей продолжается: в июле общий объем реализации легковых автомашин и LCV упал на 8% относительно данных прошлого года. Госпрограмма льготных автокредитов должна замедлить снижение рынка: по мнению аналитиков, за год спад составит 1,5–3% вместо ожидавшихся 6%.
В июле авторынок продолжил падение, общие продажи легковых автомобилей и LCV сократились на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года до 234,5 тыс. машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Но отрицательная динамика оказалась скромнее июньской, когда продажи упали на 11%, и майской (снижение на 12%). С начала года в РФ было продано 1,56 млн машин – это на 6% меньше, чем в 2012 году.
Стабильные результаты показывают в основном продажи кроссоверов, сообщает AEБ. Реализация Hyundai ix35 выросла на 32% относительно июля 2012 года, Nissan Quashqai – на 4%, а Renault Duster – на 35% до 7,3 тыс. автомобилей. «За 7 месяцев 2013 года продажи кроссоверов выросли на 15,8%, а реализация автомобилей премиум-сегмента – на 5,6%»,– добавила руководитель «Рольф-Премиум» Татьяна Форнасова. Но, как и в прошлые месяцы, падение продаж особенно заметно в сегменте малобюджетных автомобилей. Например, продажи Renault Logan в июле упали на 7%, Ford Focus – на 2%, а Daewoo Nexia – на 64%. В пятерке самых продаваемых моделей реализация упала лишь у Kia Rio – на 2% до 7,6 тыс. машин. Продажи Lada Granta выросли в 1,6 раза до 14,5 тыс. автомобилей, Hyundai Solaris – на 1% до 9,4 тыс. машин, а Volkswagen Polo – на 14% до 7 тыс. машин.
Лидером рынка в прошлом месяце традиционно стал АвтоВАЗ, которому удалось продать в России 37,5 тыс. машин, но его продажи упали на 20%. Среди иномарок в массовом сегменте вновь лидирует Renault, продажи которого увеличились на 8% до 18 тыс. машин. На втором месте KIA, сохранившая прошлогодний результат в 17,1 тыс. автомобилей, далее – Hyundai, увеличивший продажи на 3% до 14,7 тыс. машин. При этом многие популярные бренды продолжают показывать снижение продаж. Реализация автомобилей Chevrolet упала на 23% до 15,4 тыс. машин, продажи Nissan снизились на 8% до 11,6 тыс. машин.
В АЕБ признают, что российский рынок продолжает находиться не в лучшей форме: «Прошедший июль изменений к лучшему не принес»,– констатировал глава комитета автопроизводителей ассоциации Йорг Шрайбер. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» напоминает, что во втором полугодии 2012 года российский рынок рос слабее и этим объясняется замедление его падения сейчас. В целом, по мнению аналитика, пик падения уже пройден. Господин Беспалов добавляет, что введенная в июле госпрограмма льготного автокредитования должна оказать положительное влияние на продажи. В АЕБ также полагают, что программа «будет полезной для достижения стабилизации рынка». По оценке госпожи Форнасовой, по пессимистическому сценарию продажи в 2013 году могут упасть на 5–7%, по оптимистическому – рынок останется на уровне 2012 года либо вырастет на 2%.
По прогнозу, подготовленному агентством PwC, рынок по итогам года мог бы упасть на 6%, но за счет программы льготных автокредитов снижение продаж составит лишь 1,5–3%. В PwC считают, что ежемесячно банки будут выдавать 20–30 тыс. таких кредитов, что приведет к увеличению объема продаж на 80–120 тыс. автомобилей. Но снижение доли машин стоимостью до 750 тыс. руб. станет сдерживающим фактором: если в 2009 году их доля рынка составляла 74%, то в 2013 их будет на 10% меньше.
Роман Кондратьев, ИД «Коммерсантъ»