Исследования и рейтинги
Кризис. Точка бифуркации
Общеотраслевое
16 марта 2009, 00:00 5515 просмотров

Российские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономить

Какие бы хитрые способы ни использовали розничные продавцы, чтобы приманить потребителей, результат сейчас зависит не только от них. Покупательские настроения — вещь непредсказуемая. Особенно если речь идет о покупателях российских и о кризисе. Прошлой осенью, когда он бушевал уже по всему миру, фонд «Общественное мнение» не постеснялся задать своим респондентам вопрос: «Как вам кажется, мировой кризис уже начался?» И не зря, оказывается, спросил. Дело было в конце сентября — российские биржевые индексы упали больше чем вдвое, проблемы «КИТ Финанса», Связь-банка, «Глобэкса» были у всех на виду, но в общей сложности 31% опрошенных заявили, что кризис «еще не начался, но скоро начнется» или «в ближайшее время вообще не предвидится». Не надо думать, что оставшееся большинство осознавало, что происходит. Догадывались лишь 29%. Остальные затруднились с ответом — вряд ли это говорит о понимании.

Покупательское поведение тогда вполне соответствовало наивной вере «авось пронесет». Расходы домохозяйств продолжали стремительно расти. В массовом сознании произошел странный перекос. Люди не то чтобы совсем ни о чем не догадывались. Уже тогда, в середине осени, резко упал спрос на новогодние туры — люди как будто предчувствовали, что в январе им будет не до поездок. Но пока, пользуясь тем, что понимание еще не пришло, удовлетворяли потребности в прежних масштабах. Наивно вели себя и ритейлеры, особенно непродовольственные: не меняли ассортимент в пользу более дешевых товаров. Ждали, когда дорогое просто перестанут покупать.

И вот уже почти дождались. С января рост потребительских расходов домохозяйств стал резко замедляться. В феврале в Петербурге они выросли всего на 12,2% по сравнению с тем, что было годом раньше: это ниже инфляции, то есть первое за много месяцев настоящее снижение. Даже в Москве, где потребители до последнего времени веселились, как на палубе тонущего «Титаника», спрос пошел на спад.

Что дальше? Для розницы проблемы только начинаются, утверждает в своем недавнем исследовании агентство Qualitel Data Services. Российские потребители пока сохраняют прежние привычки. Самый распространенный способ экономии — поискать товар той же марки в другом месте. Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет поиск более дешевых товаров других марок. Продавцы, которые первыми сумеют почувствовать этот момент, могут надеяться выйти из кризиса с выгодой.

А иностранные покупатели отсрочек своим продавцам не дают: в Америке, например, в спросе домохозяйств в феврале наметился даже небольшой рост. Это потому, считают некоторые, что тамошние потребители слишком рьяно экономили в прошлом году и теперь получили возможность немного расслабиться. У россиян так уж точно не получится.

Алексей Каменский SM 9 (147) 16 марта 2009

Поделиться публикацией:
Актуально
«Честное» пиво: как внедрить обязательную маркировку в пивном магазине
248
«Пив&Ко» помогает разобраться в нюансах и настроить работу.
iCover внедряет Forecast NOW! для оптимизации процессов управления запасами на маркетплейсах
225
Как Gulliver Market автоматизировала клиентский сервис с помощью RetailCRM
486
Теперь менеджеры могут делать допродажи в моменте.
Денис Косаченко, M Cosmetic: «В Узбекистане за косметикой и бытовой химией теперь идут к нам»
716
О том, как сети пришлось измениться для работы на новом рынке, чего удалось добиться за дв...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Российские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономить

Какие бы хитрые способы ни использовали розничные продавцы, чтобы приманить потребителей, результат сейчас зависит не только от них. Покупательские настроения — вещь непредсказуемая. Особенно если речь идет о покупателях российских и о кризисе. Прошлой осенью, когда он бушевал уже по всему миру, фонд «Общественное мнение» не постеснялся задать своим респондентам вопрос: «Как вам кажется, мировой кризис уже начался?» И не зря, оказывается, спросил. Дело было в конце сентября — российские биржевые индексы упали больше чем вдвое, проблемы «КИТ Финанса», Связь-банка, «Глобэкса» были у всех на виду, но в общей сложности 31% опрошенных заявили, что кризис «еще не начался, но скоро начнется» или «в ближайшее время вообще не предвидится». Не надо думать, что оставшееся большинство осознавало, что происходит. Догадывались лишь 29%. Остальные затруднились с ответом — вряд ли это говорит о понимании.

Покупательское поведение тогда вполне соответствовало наивной вере «авось пронесет». Расходы домохозяйств продолжали стремительно расти. В массовом сознании произошел странный перекос. Люди не то чтобы совсем ни о чем не догадывались. Уже тогда, в середине осени, резко упал спрос на новогодние туры — люди как будто предчувствовали, что в январе им будет не до поездок. Но пока, пользуясь тем, что понимание еще не пришло, удовлетворяли потребности в прежних масштабах. Наивно вели себя и ритейлеры, особенно непродовольственные: не меняли ассортимент в пользу более дешевых товаров. Ждали, когда дорогое просто перестанут покупать.

И вот уже почти дождались. С января рост потребительских расходов домохозяйств стал резко замедляться. В феврале в Петербурге они выросли всего на 12,2% по сравнению с тем, что было годом раньше: это ниже инфляции, то есть первое за много месяцев настоящее снижение. Даже в Москве, где потребители до последнего времени веселились, как на палубе тонущего «Титаника», спрос пошел на спад.

Что дальше? Для розницы проблемы только начинаются, утверждает в своем недавнем исследовании агентство Qualitel Data Services. Российские потребители пока сохраняют прежние привычки. Самый распространенный способ экономии — поискать товар той же марки в другом месте. Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет поиск более дешевых товаров других марок. Продавцы, которые первыми сумеют почувствовать этот момент, могут надеяться выйти из кризиса с выгодой.

А иностранные покупатели отсрочек своим продавцам не дают: в Америке, например, в спросе домохозяйств в феврале наметился даже небольшой рост. Это потому, считают некоторые, что тамошние потребители слишком рьяно экономили в прошлом году и теперь получили возможность немного расслабиться. У россиян так уж точно не получится.

Алексей Каменский SM 9 (147) 16 марта 2009

кризис, экономить деньги, деньги, торговля, ритейл, сеть магазинов, потребитель, торговля в россии, эффективность, результаты, продукты, едаРоссийские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономить
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/rossiyskie-pokupateli-tolko-nachinayut-ponimat-chto-prishlo-vremya-ekonomit/2009-03-16


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052