26 декабря 2008, 00:00 4987 просмотров

Дискаунтеры выйдут из финкризиса с минимальными потерями

Наступающий 2009 год принесет спад некогда самой быстрорастущей отрасли экономики - розничной торговле: снижение доходов населения и растущая безработица приведет к падению продаж бытовой техники, косметики, дорогих продуктов питания и одежды, приводит свой анализ ситуации Reuters.

В плюсе окажутся сети магазинов-дискаунтеров и почти забытые продуктово-вещевые рынки, прогнозируют эксперты.

 Сильная потребительская инерция россиян, на которую надеялись ритейлеры, исчерпалась уже в ноябре, когда Росстат впервые зафиксировал рекордное с 2003 года снижение оборота розничной торговли на 3,4 % до 1,2 трлн. рублей.

По оценкам банка Ренессанс Капитал, в 2009 году реальный рост розничных продаж составит всего 0,6 %.

В долларовом выражении оборот розничной торговли упадет на 9%-10%до $494-$500 млрд., считают аналитики Ренессанс Капитала, Prosperity Capital, UBS и ВТБ Капитал.

"Падение рынка может быть гораздо сильнее - до 30 %, учитывая, помимо высокой инфляции (прогноз Минэкономразвития – 10%-12 %) , огромные масштабы скрытой безработицы и сокращение зарплат на многих предприятиях на 10-25 %", - считает эксперт отраслевого Агентства регионального развития Сергей Лыков.

"Прежде всего, пострадают сегменты, где покупки крупные, дорогостоящие и могут подождать, а это почти весь непродуктовый ритейл. У продуктовой розницы позиции более сильные", - сказал директор инвесткомпании Prosperity Capital Алексей Кривошапко.

Розничные продажи в рублях могут незначительно превысить уровень инфляции, прогнозируемой на уровне 10%-12 % - на 0,5%-5,0%, следует из прогнозов инвесткомпаний.

В лучшей ситуации продовольственная розница: согласно прогнозам Ренессанс Капитала, Prosperity и UBS, в рублевом выражении продажи превысят инфляцию на 6,5 % - 12,0 %, но в долларовом выражении снизятся на 4,9 % - 8,0 % до $230-$237 млрд.

Кризис окажется на руку сетям магазинов-дискаунтеров и гипермаркетов. Пока их доля в общем объеме ритейла невелика - менее трети, из которой лишь 10 % приходится на крупные сети X5 Retail Group, Ашан, Metro, Магнит, Дикси, Копейка и Виктория, подсчитало аналитическое агентство Бизнес-Аналитика.

 Роль сетей с дисконтной политикой будет расти: уже в ноябре-декабре эти каналы продаж стали самыми популярными у россиян, согласно опросу агентства Nielsen. В октябре крупнейшая сеть дискаунтеров Магнит повысила прогноз по открытию новых магазинов на 30 % до 400 магазинов в 2009 году вместо предыдущих 250.

"Дискаунтеры и гипермаркеты.. переживут кризис с минимумом потерь", - пишут аналитики Ренессанса. "Возрастет роль открытых рынков", - добавляют их коллеги из UBS.

"Жертвами кризиса станут супермаркеты для среднего класса. Этот формат процветал, пока росли доходы населения. Теперь доходы упали, и покупатели могут уже не вернуться в эти магазины. В США таким путем Wal-Mart отвоевал покупателей у более дорогой сети Target", - сказала эксперт агентства AT Kearney Лесли Флетчер.

В России от этого может пострадать Седьмой Континент, считают аналитики. В начале декабря руководство Седьмого континента впервые сообщило о незначительном падении покупательского трафика и суммы среднего чека.

"Ситуация в 2009 году сильнее всего ударит по Седьмому континенту, чьи супермаркеты сконцентрированы в Москве и нацелены на средний и выше среднего сегмент. Московские покупатели .. предпочтут гипермаркеты или супермаркеты с более низкими ценами...", - считает Ренессанс Капитал.

"Ориентация на покупателей с высокими доходами делает Седьмой континент наиболее уязвимым среди конкурентов в условиях потребительского спада", - констатирует UBS.

В худшем положении непродуктовая розница. По усредненному прогнозу Ренессанса, UBS и Prosperity, продажи непродовольственных товаров в следующем году снизятся в долларовом выражении на 12,6 % до $265 млрд.

 Уже разорились два ритейлера сегмента "нон-фуд" - сеть детских товаров Банана-Мама и парфюмерно-косметическая Арбат-Престиж. Этот список может пополнить крупный региональный ритейлер бытовой техники Шанс,  допустивший техдефолт.

Рынок бытовой техники и электроники потеряет от 10 до 40 % продаж в зависимости от масштабов кризиса, прогнозирует глава крупнейшего ритейлера Эльдорадо Игорь Немченко. Риск падения продаж повышает ослабление рубля - растут цены на импортную технику.

"М.Видео импортирует более 80 % ассортимента... Девальвация рубля резко снизит ценовую привлекательность этих товаров в глазах потребителей, которые не имеют возможности взять кредит", - отмечается в обзоре Ренессанса.

Продажи косметики и парфюмерии в 2009 году снизятся на 7-8 % в денежном выражении к уровню 2008 года ($8 миллиардов), прогнозирует член правления российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова.

Розничные продажи одежды, по меньшей мере, замедлят темпы роста до 5 % в 2009 с 15 % в 2007 году, а максимальный объем рынка составит $40 млрд., считает директор консалтинговой компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

K2Kapital

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Как сэкономить деньги на деньгах?

Рассмотрим разные ситуации и узнаем в итоге как можно сэкономить деньги предприятия

Покупатели снова идут в дискаунтеры

Исследование компании Nielsen

Дискаунтеры выйдут из финкризиса с минимальными потерямидискаунтеры, кризис, преодоление, перспективы