Законодательство в торговле
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
19 августа 2008, 00:00 3647 просмотров

Декларирование розничных продаж алкоголя грозит всем регионам

Возможно, что скоро ежедневных отчетов о продаже горячительных напитков не избежит ни один магазин, реализующий алкоголь.

На днях в Госдуму с подачи вологодских законодателей был внесен проект поправок в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. Об этом сообщили "Интерфаксу" в думском комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму. Законопроект предусматривает введение обязательного декларирования розничных продаж алкоголя во всех регионах. По мнению авторов поправок, нововведение позволит сократить нелегальный оборот спирта и содержащей его продукции во всей стране, а кроме того – повысить отчисления в федеральный бюджет. Сейчас похожие нормы применяются в Татарстане и Пермском крае. Порядок представления и форму декларации здесь, правда, пока определяют самостоятельно.

В этой связи ожидается, что поправками будут утверждены единая форма декларации и порядок ее предоставления. Так контролирующим органам станет легче бороться с "левым" оборотом алкоголя. "Поскольку декларации будут унифицированы с показателями отчетности о производстве и обороте алкогольной продукции, можно будет сопоставлять данные об отгрузках алкоголя производителями с данными об обороте оптовых и розничных организаций, что, в свою очередь, позволит выявить недостоверные сведения о движении алкоголя и бороться с его нелегальным оборотом", — поясняют цель нововведения в аппарате профильного комитета Госдумы.

Добавим, что в законопроекте впервые конкретизируются требования к площадям торговых залов и складов организаций, занимающихся розничной продажей алкоголя. Складские и торговые помещения общей площадью 50 кв. м предлагается располагать только по одному адресу. По мнению инициаторов принятия поправок, нельзя считать нормальной ситуацию, при которой лицензии на розничную продажу алкоголя выдаются в случаях, если склад находится "в ином, территориально обособленном месте, при этом площади суммируются". Это, считают вологодские законодатели, позволяет предпринимателям продавать алкоголь в маленьких торговых залах, порой совершенно не отвечающих санитарным нормам.

Впрочем, все новое, как известно, это хорошо забытое старое. С 1995 года регионам по закону предоставлялось право самим спрашивать с владельцев местных торговых точек отчет о том, сколько и чего из выпивки они продали за отчетный период (сейчас в большинстве регионов отчитываются лишь раз в квартал, а иногда – в год). Вступивший в силу с 2006 года новый "алкогольный" закон, по сути, упразднил региональные системы контроля качества и обязательную сертификацию продукции, что фактически лишило местные власти прав на контроль алкогольного рынка. Закон писался под одну очевидную цель – доверить всю полноту власти в России над "зеленым змием" Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Однако не секрет, что она так и не оправдала ничьих надежд. Система, мягко говоря, забуксовала, отчего российский рынок алкоголя в прошлом году "залихорадило".

Ситуация выходила из-под контроля. В конечном счете, правительство вывело из-под учета ЕГАИС розничную торговлю алкоголем, а позднее и оптовую. Как утверждают эксперты, беда системы в том, что она лишь автоматизировала контроль над производством, но не могла защитить потребителя от опасного фальсификата. В итоге стали страдать все, кто должен быть, наоборот, огражден от неприятностей, включая рядовых покупателей. "Неработающая ЕГАИС спутала все карты", — образно описал ситуацию один из участников алкогольного рынка.

Путаница оказалась на руку "теневикам". В итоге сегодня доля нелегального оборота алкоголя в стране, по средним оценкам, составляет от 30 до 40 %. Так, по данным "Росспиртпрома", за 2007 год в стране было произведено около 191 млн дал (декалитров –ИФ) водки и ликероводочных изделий. При этом, по оценкам экспертов Союза производителей алкогольной продукции, нелегальный рынок алкоголя составляет примерно 60 млн дал.

Очевидно, что это не только бьет по легальным производителям, но и несет угрозу массовому потребителю. В этой ситуации инициативы региональных властей, желающих вернуть неусыпный, ежедневный контроль над рынком, вполне могут быть поддержаны парламентариями в ближайшую осеннюю сессию. Как прокомментировал журналистам член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук, в проекте поправок предложены "конкретные меры, направленные на борьбу с теневым рынком алкогольной продукции".

Усилению внимания к проблемам отечественного "алкопрома" в немалой степени способствовал недавно опубликованный анализ ситуации на алкогольном рынке, который провел Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА". Приведенные в нем факты обескураживают – каждая вторая бутылка коньяка, официально выпущенного в России в I полугодии 2008 года, произведена из контрафактного сырья. При этом, как утверждают специалисты центра, схожая ситуация сложилась на водочном и винном рынках страны.

В розничных сетях выражают осторожный оптимизм в связи с грядущим нововведением. "Компания, которая дорожит своей репутацией, тысячу раз все перепроверит перед тем, как выставить продукцию на полки: в крупной сети действует налаженная система контроля качества при закупке продукции. Тем не менее, единая система декларирования необходима для того, чтобы включить в мониторинг ситуации всех участников цивилизованного рынка, и должна позитивно сказаться на решении проблемы теневого оборота алкоголя", — заявили Interfax-Russia.ru в пресс-службе компании "Седьмой Континент", являющейся одним из ведущих торговых операторов России. Здесь добавляют, "при комплексной и оперативной обработке значительных объемов информации" по отчетностям обязательность декларирования для всех регионов позволила бы "системно оценивать ситуацию как в целом по стране, так и конкретно по каждому региону".

Впрочем, большинство экспертов и игроков отечественного алкогольного рынка пока не спешит с однозначными выводами о законодательной инициативе вологодских депутатов. Прежде всего, их смущает отсутствие информации о том, как и с кем будут согласованы новые правила. "Для нас важно, чтобы и форма декларирования продаж, и порядок ее предоставления правительство обговорило и с производителями, и с операторами розничного рынка", – заявил после известия о внесении законопроекта в думу пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. В то же время, по его мнению, если предложенные меры и не решат полностью проблемы с "левым" алкоголем, то хотя бы будут эффективнее, чем распространение ЕГАИС на розницу.

Есть и другие мнения. "Мера с обязательным декларированием розничной продажи алкоголя в регионах однобока, поскольку за отраслью нужен тотальный контроль в виде единого федерального органа", — считает РR-директор группы компаний "Русский Алкоголь" Александр Коровка, по словам которого ежедневное декларирование – это "не новшество, а существующая практика в ряде регионов, причем не достаточно эффективная". По мнению ряда специалистов, на практике нововведение может и не прижиться — трудности появятся при первом же столкновении владельцев мелких торговых точек в сельской местности с необходимостью электронной отчетности, которой в обязательном порядке предлагается дублировать бумажную декларацию. Кроме того, нелегко будет справиться и контролирующим органам, на которые свалится ежедневный поток "двойных" отчетов, ведь в большинстве регионов сегодня работает от 3 до 5 тысяч магазинов, получивших специальные "алкогольные" лицензии. "Важно, чтобы требования по декларированию основывались на разумных оценках возможностей по предоставлению информации со стороны участников рынка и по ее обработке со стороны регулирующих ведомств", — говорят в этой связи в "Седьмом Континенте".

Тем не менее, рассуждая о скором введении обязательного декларирования розничных продаж алкоголя как о факте весьма и весьма вероятном, большинство экспертов сходится в одном: если правительство сумеет создать реальный, эффективный механизм учета, декларирование розничных продаж окажет на рынок только положительное влияние.

Интерфакс

Поделиться публикацией:
Актуально
«Честное» пиво: как внедрить обязательную маркировку в пивном магазине
244
«Пив&Ко» помогает разобраться в нюансах и настроить работу.
iCover внедряет Forecast NOW! для оптимизации процессов управления запасами на маркетплейсах
218
Как Gulliver Market автоматизировала клиентский сервис с помощью RetailCRM
474
Теперь менеджеры могут делать допродажи в моменте.
Денис Косаченко, M Cosmetic: «В Узбекистане за косметикой и бытовой химией теперь идут к нам»
681
О том, как сети пришлось измениться для работы на новом рынке, чего удалось добиться за дв...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Декларирование розничных продаж алкоголя грозит всем регионам

Возможно, что скоро ежедневных отчетов о продаже горячительных напитков не избежит ни один магазин, реализующий алкоголь.

На днях в Госдуму с подачи вологодских законодателей был внесен проект поправок в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. Об этом сообщили "Интерфаксу" в думском комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму. Законопроект предусматривает введение обязательного декларирования розничных продаж алкоголя во всех регионах. По мнению авторов поправок, нововведение позволит сократить нелегальный оборот спирта и содержащей его продукции во всей стране, а кроме того – повысить отчисления в федеральный бюджет. Сейчас похожие нормы применяются в Татарстане и Пермском крае. Порядок представления и форму декларации здесь, правда, пока определяют самостоятельно.

В этой связи ожидается, что поправками будут утверждены единая форма декларации и порядок ее предоставления. Так контролирующим органам станет легче бороться с "левым" оборотом алкоголя. "Поскольку декларации будут унифицированы с показателями отчетности о производстве и обороте алкогольной продукции, можно будет сопоставлять данные об отгрузках алкоголя производителями с данными об обороте оптовых и розничных организаций, что, в свою очередь, позволит выявить недостоверные сведения о движении алкоголя и бороться с его нелегальным оборотом", — поясняют цель нововведения в аппарате профильного комитета Госдумы.

Добавим, что в законопроекте впервые конкретизируются требования к площадям торговых залов и складов организаций, занимающихся розничной продажей алкоголя. Складские и торговые помещения общей площадью 50 кв. м предлагается располагать только по одному адресу. По мнению инициаторов принятия поправок, нельзя считать нормальной ситуацию, при которой лицензии на розничную продажу алкоголя выдаются в случаях, если склад находится "в ином, территориально обособленном месте, при этом площади суммируются". Это, считают вологодские законодатели, позволяет предпринимателям продавать алкоголь в маленьких торговых залах, порой совершенно не отвечающих санитарным нормам.

Впрочем, все новое, как известно, это хорошо забытое старое. С 1995 года регионам по закону предоставлялось право самим спрашивать с владельцев местных торговых точек отчет о том, сколько и чего из выпивки они продали за отчетный период (сейчас в большинстве регионов отчитываются лишь раз в квартал, а иногда – в год). Вступивший в силу с 2006 года новый "алкогольный" закон, по сути, упразднил региональные системы контроля качества и обязательную сертификацию продукции, что фактически лишило местные власти прав на контроль алкогольного рынка. Закон писался под одну очевидную цель – доверить всю полноту власти в России над "зеленым змием" Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Однако не секрет, что она так и не оправдала ничьих надежд. Система, мягко говоря, забуксовала, отчего российский рынок алкоголя в прошлом году "залихорадило".

Ситуация выходила из-под контроля. В конечном счете, правительство вывело из-под учета ЕГАИС розничную торговлю алкоголем, а позднее и оптовую. Как утверждают эксперты, беда системы в том, что она лишь автоматизировала контроль над производством, но не могла защитить потребителя от опасного фальсификата. В итоге стали страдать все, кто должен быть, наоборот, огражден от неприятностей, включая рядовых покупателей. "Неработающая ЕГАИС спутала все карты", — образно описал ситуацию один из участников алкогольного рынка.

Путаница оказалась на руку "теневикам". В итоге сегодня доля нелегального оборота алкоголя в стране, по средним оценкам, составляет от 30 до 40 %. Так, по данным "Росспиртпрома", за 2007 год в стране было произведено около 191 млн дал (декалитров –ИФ) водки и ликероводочных изделий. При этом, по оценкам экспертов Союза производителей алкогольной продукции, нелегальный рынок алкоголя составляет примерно 60 млн дал.

Очевидно, что это не только бьет по легальным производителям, но и несет угрозу массовому потребителю. В этой ситуации инициативы региональных властей, желающих вернуть неусыпный, ежедневный контроль над рынком, вполне могут быть поддержаны парламентариями в ближайшую осеннюю сессию. Как прокомментировал журналистам член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук, в проекте поправок предложены "конкретные меры, направленные на борьбу с теневым рынком алкогольной продукции".

Усилению внимания к проблемам отечественного "алкопрома" в немалой степени способствовал недавно опубликованный анализ ситуации на алкогольном рынке, который провел Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА". Приведенные в нем факты обескураживают – каждая вторая бутылка коньяка, официально выпущенного в России в I полугодии 2008 года, произведена из контрафактного сырья. При этом, как утверждают специалисты центра, схожая ситуация сложилась на водочном и винном рынках страны.

В розничных сетях выражают осторожный оптимизм в связи с грядущим нововведением. "Компания, которая дорожит своей репутацией, тысячу раз все перепроверит перед тем, как выставить продукцию на полки: в крупной сети действует налаженная система контроля качества при закупке продукции. Тем не менее, единая система декларирования необходима для того, чтобы включить в мониторинг ситуации всех участников цивилизованного рынка, и должна позитивно сказаться на решении проблемы теневого оборота алкоголя", — заявили Interfax-Russia.ru в пресс-службе компании "Седьмой Континент", являющейся одним из ведущих торговых операторов России. Здесь добавляют, "при комплексной и оперативной обработке значительных объемов информации" по отчетностям обязательность декларирования для всех регионов позволила бы "системно оценивать ситуацию как в целом по стране, так и конкретно по каждому региону".

Впрочем, большинство экспертов и игроков отечественного алкогольного рынка пока не спешит с однозначными выводами о законодательной инициативе вологодских депутатов. Прежде всего, их смущает отсутствие информации о том, как и с кем будут согласованы новые правила. "Для нас важно, чтобы и форма декларирования продаж, и порядок ее предоставления правительство обговорило и с производителями, и с операторами розничного рынка", – заявил после известия о внесении законопроекта в думу пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. В то же время, по его мнению, если предложенные меры и не решат полностью проблемы с "левым" алкоголем, то хотя бы будут эффективнее, чем распространение ЕГАИС на розницу.

Есть и другие мнения. "Мера с обязательным декларированием розничной продажи алкоголя в регионах однобока, поскольку за отраслью нужен тотальный контроль в виде единого федерального органа", — считает РR-директор группы компаний "Русский Алкоголь" Александр Коровка, по словам которого ежедневное декларирование – это "не новшество, а существующая практика в ряде регионов, причем не достаточно эффективная". По мнению ряда специалистов, на практике нововведение может и не прижиться — трудности появятся при первом же столкновении владельцев мелких торговых точек в сельской местности с необходимостью электронной отчетности, которой в обязательном порядке предлагается дублировать бумажную декларацию. Кроме того, нелегко будет справиться и контролирующим органам, на которые свалится ежедневный поток "двойных" отчетов, ведь в большинстве регионов сегодня работает от 3 до 5 тысяч магазинов, получивших специальные "алкогольные" лицензии. "Важно, чтобы требования по декларированию основывались на разумных оценках возможностей по предоставлению информации со стороны участников рынка и по ее обработке со стороны регулирующих ведомств", — говорят в этой связи в "Седьмом Континенте".

Тем не менее, рассуждая о скором введении обязательного декларирования розничных продаж алкоголя как о факте весьма и весьма вероятном, большинство экспертов сходится в одном: если правительство сумеет создать реальный, эффективный механизм учета, декларирование розничных продаж окажет на рынок только положительное влияние.

Интерфакс

продажа алкоголя, торговля алкоголем, вино, водка, спирт, оборот спирта, контрольДекларирование розничных продаж алкоголя грозит всем регионам
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/deklarirovanie-roznichnykh-prodazh-alkogolya-grozit-vsem-regionam/2008-09-09


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052