15 февраля 2008, 05:48 2627 просмотров

Новую версию закона о торговле дополнили нормами дискриминации крупных сетей

Минэкономразвития продолжает разработку закона о торговле. В одной из последних рабочих версий документа, как отмечают ритейлеры, розничной торговле сделаны определенные уступки. В целом законопроект предполагает существенную либерализацию правил открытия и ведения торговли, но содержит два нововведения, которые полностью его перекрывают,-- возможность прямого временного регулирования цен в торговле и возможность дискриминации крупных торговых сетей в пользу мелких региональных.

К началу февраля появилась очередная рабочая версия законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Напомним, закон с 2006 года разрабатывается Минэкономразвития (МЭРТ), предложения в него вносят Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минсельхоз, при этом первые версии документа розничный бизнес воспринял чрезвычайно негативно. Версия законопроекта на начало февраля, обсуждаемая сейчас МЭРТ, существенно скорректирована в пользу торгового бизнеса.

В целом закон о торговле претендует на то, чтобы стать рамочным документом для осуществления любой торговой деятельности, за исключением торговли услугами, биржевой торговли, финансовыми операциями, лотереями, лекарствами, билетами. Из-под регулирования закона выводится и вся торговля на розничных рынках. Таким образом, закон применим к оптовой и розничной торговле -- близко к складывающемуся в России понятию ритейла.

В нынешней версии проекта базовым принципом осуществления торговли в РФ, как и предполагалось ранее, является декларирование торговой деятельности -- оно в теории отменяет разрешительный принцип для любых видов торговли. Обнаруженные в законе ограничения касаются лишь "крупных торговых объектов" площадью свыше 2 тыс. кв. м, размещение которых возможно лишь с фактического разрешения региональных органов власти, поскольку они должны учитывать не раскрытые в законе "нормативы обеспеченности населения торговыми объектами", градостроительным планам, "проектам благоустройства и планировки территории" региона. В целом ограничения, заложенные в документ, касаются именно взаимоотношения крупных федеральных сетей и местных властей, причем в пользу последних. Так, акцент на "местном" регулировании делается в проекте переходных положений закона: до разработки федеральных норм местным властям предписывается разрабатывать местные нормы регулирования ритейла. Наконец, региональным властям проект передает одно из главных полномочий в регулировании мелкой торговли -- право определять правила проведения конкурсов на создание нестационарных объектов торговли.

Отметим, идеология "борьбы" местного торгового бизнеса и местных производителей с федеральным ритейлом де-факто провозглашалась главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым. В нынешней версии закона глав от Минсельхоза нет (министерство разрабатывает их отдельно), однако эти идеи в документ от МЭРТ включены. Нормы от ФАС, напротив, присутствуют -- они тоже направлены на регулирование работы крупных сетей, но несколько смягчены. Кроме того, в закон прямо заложены нормы дискриминации крупного ритейла: власти предполагается давать право ограничивать время работы крупных магазинов. Напомним, эта норма разрабатывалась МЭРТ еще в 2005 году в качестве средства поддержки мелкого торгового бизнеса, вытесняемого федеральными сетями. Вчера Союз независимых сетей России (ассоциация некрупных сетей и магазинов, созданная в 2006 году) в своем заявлении поддержал эту норму, заявив, что предлагает для поддержки "национально ориентированной торговли" запретить работу гипермаркетов в России (более 5 тыс. кв. м площади) после 22 часов.

Крупный ритейловый бизнес поблажки МЭРТ считает не слишком значимыми, считая нормы закона по-прежнему опасными для себя. Совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий говорит, что "все поблажки, которые делает МЭРТ, не имеют никакого значения. Больше всего нас волнует, согласится ли ФАС увеличить установленные в законопроекте пороги доминирования для сетей. Пока компромисс не найден". Заместитель гендиректора "Мосмарта" Семен Слуцкий соглашается с ним: "Конечно, есть более серьезные нормы законопроекта, которые мы хотели бы изменить. Тем не менее мы рады, что несколько пунктов, пусть и не очень значительных, МЭРТ уже убрал. Любая смягченная норма законопроекта означает уменьшение административного давления для нас".

Отметим, ритейл уже практически не сопротивляется наиболее опасной норме, заложенной в законопроект,-- предоставлению федеральному правительству права вводить на срок до 180 дней "максимальных цен или наценок на товары первой необходимости". В законе "товары первой необходимости" не определены, определена лишь общими словами возможная мотивация правительства для составления списка товаров для госрегулирования: "в случае совокупности социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое и неконтролируемое повышения цен" на такие товары; и еще более расплывчато: "в целях поддержания стабильной социальной обстановки". Судя по всему, эта норма сохранится в более поздних версиях документа, в том числе перед передачей его в Госдуму в апреле 2008 года.

Ъ

Поделиться публикацией:
Актуально
Как Gulliver Market автоматизировала клиентский сервис с помощью RetailCRM
554
Теперь менеджеры могут делать допродажи в моменте.
«Честное» пиво: как внедрить обязательную маркировку в пивном магазине
352
«Пив&Ко» помогает разобраться в нюансах и настроить работу.
iCover внедряет Forecast NOW! для оптимизации процессов управления запасами на маркетплейсах
280
Денис Косаченко, M Cosmetic: «В Узбекистане за косметикой и бытовой химией теперь идут к нам»
1214
О том, как сети пришлось измениться для работы на новом рынке, чего удалось добиться за дв...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Новую версию закона о торговле дополнили нормами дискриминации крупных сетей

Минэкономразвития продолжает разработку закона о торговле. В одной из последних рабочих версий документа, как отмечают ритейлеры, розничной торговле сделаны определенные уступки. В целом законопроект предполагает существенную либерализацию правил открытия и ведения торговли, но содержит два нововведения, которые полностью его перекрывают,-- возможность прямого временного регулирования цен в торговле и возможность дискриминации крупных торговых сетей в пользу мелких региональных.

К началу февраля появилась очередная рабочая версия законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Напомним, закон с 2006 года разрабатывается Минэкономразвития (МЭРТ), предложения в него вносят Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минсельхоз, при этом первые версии документа розничный бизнес воспринял чрезвычайно негативно. Версия законопроекта на начало февраля, обсуждаемая сейчас МЭРТ, существенно скорректирована в пользу торгового бизнеса.

В целом закон о торговле претендует на то, чтобы стать рамочным документом для осуществления любой торговой деятельности, за исключением торговли услугами, биржевой торговли, финансовыми операциями, лотереями, лекарствами, билетами. Из-под регулирования закона выводится и вся торговля на розничных рынках. Таким образом, закон применим к оптовой и розничной торговле -- близко к складывающемуся в России понятию ритейла.

В нынешней версии проекта базовым принципом осуществления торговли в РФ, как и предполагалось ранее, является декларирование торговой деятельности -- оно в теории отменяет разрешительный принцип для любых видов торговли. Обнаруженные в законе ограничения касаются лишь "крупных торговых объектов" площадью свыше 2 тыс. кв. м, размещение которых возможно лишь с фактического разрешения региональных органов власти, поскольку они должны учитывать не раскрытые в законе "нормативы обеспеченности населения торговыми объектами", градостроительным планам, "проектам благоустройства и планировки территории" региона. В целом ограничения, заложенные в документ, касаются именно взаимоотношения крупных федеральных сетей и местных властей, причем в пользу последних. Так, акцент на "местном" регулировании делается в проекте переходных положений закона: до разработки федеральных норм местным властям предписывается разрабатывать местные нормы регулирования ритейла. Наконец, региональным властям проект передает одно из главных полномочий в регулировании мелкой торговли -- право определять правила проведения конкурсов на создание нестационарных объектов торговли.

Отметим, идеология "борьбы" местного торгового бизнеса и местных производителей с федеральным ритейлом де-факто провозглашалась главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым. В нынешней версии закона глав от Минсельхоза нет (министерство разрабатывает их отдельно), однако эти идеи в документ от МЭРТ включены. Нормы от ФАС, напротив, присутствуют -- они тоже направлены на регулирование работы крупных сетей, но несколько смягчены. Кроме того, в закон прямо заложены нормы дискриминации крупного ритейла: власти предполагается давать право ограничивать время работы крупных магазинов. Напомним, эта норма разрабатывалась МЭРТ еще в 2005 году в качестве средства поддержки мелкого торгового бизнеса, вытесняемого федеральными сетями. Вчера Союз независимых сетей России (ассоциация некрупных сетей и магазинов, созданная в 2006 году) в своем заявлении поддержал эту норму, заявив, что предлагает для поддержки "национально ориентированной торговли" запретить работу гипермаркетов в России (более 5 тыс. кв. м площади) после 22 часов.

Крупный ритейловый бизнес поблажки МЭРТ считает не слишком значимыми, считая нормы закона по-прежнему опасными для себя. Совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий говорит, что "все поблажки, которые делает МЭРТ, не имеют никакого значения. Больше всего нас волнует, согласится ли ФАС увеличить установленные в законопроекте пороги доминирования для сетей. Пока компромисс не найден". Заместитель гендиректора "Мосмарта" Семен Слуцкий соглашается с ним: "Конечно, есть более серьезные нормы законопроекта, которые мы хотели бы изменить. Тем не менее мы рады, что несколько пунктов, пусть и не очень значительных, МЭРТ уже убрал. Любая смягченная норма законопроекта означает уменьшение административного давления для нас".

Отметим, ритейл уже практически не сопротивляется наиболее опасной норме, заложенной в законопроект,-- предоставлению федеральному правительству права вводить на срок до 180 дней "максимальных цен или наценок на товары первой необходимости". В законе "товары первой необходимости" не определены, определена лишь общими словами возможная мотивация правительства для составления списка товаров для госрегулирования: "в случае совокупности социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое и неконтролируемое повышения цен" на такие товары; и еще более расплывчато: "в целях поддержания стабильной социальной обстановки". Судя по всему, эта норма сохранится в более поздних версиях документа, в том числе перед передачей его в Госдуму в апреле 2008 года.

Ъ

Новую версию закона о торговле дополнили нормами дискриминации крупных сетей
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/novuyu-versiyu-zakona-o-torgovle-dopolnili-normami-diskriminatsii-krupnykh-setey/2008-07-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052