24 декабря 2007, 10:28 2337 просмотров

Цены производителей в январе-ноябре выросли на 20,6%

Данные Росстата показывают очередной всплеск цен производителей в ноябре 2007 года -- на 22,2% по сравнению с ноябрем 2006 года и на 3,1% по сравнению с октябрем 2007 года. Среди его причин рост цен на нефть и продовольствие на мировых рынках, увеличение цен на инвестиционные товары. Опрошенные экономисты уверены, что ноябрьский всплеск оптовых цен отразится на увеличении потребительской инфляции в 2008 году -- рост издержек производителей оплатят не только потребители российского экспорта, но и внутренний рынок.

В пятницу Росстат подвел итоги социально-экономического развития за январь--ноябрь 2007 года. Особое внимание экономистов привлек очередной скачок цен производителей в ноябре на 3,1% по сравнению с октябрем 2007 года и на 22,2% по сравнению с ноябрем 2006 года. "Такой рост оптовых цен очень настораживает",-- говорит Татьяна Орлова из ING Russia. Ноябрьский всплеск оптовых цен оказался вторым по силе после того, как с апреля по июль 2007 года цены производителей росли в среднем на 4% в месяц, что предшествовало скачку потребительской инфляции. Рост промышленной инфляции в начале 2008 года накладывается на предвыборный рост госрасходов, в том числе и в инфраструктурных проектах.

Как отмечает Ольга Изряднова из Института экономики переходного периода, темпы роста оптовых цен (PPI) в России уже второй год подряд превышают темпы роста потребительских цен (CPI). Если потребительская инфляция за январь--ноябрь 2007 года составила 10,6%, то цены производителей выросли на 20,6%. Такой разрыв между темпами роста оптовых и розничных цен объясняется несколькими факторами.

Различие в динамике разных ценовых индексов, с одной стороны, свидетельство идущего многие годы процесса изменения относительных цен. Искажения структуры цен времен плановой экономики до сих пор еще не окончательно ликвидированы. Наиболее известный симптом -- хроническое недофинансирование ЖКХ. Кроме того, существует и техническое расхождение в методологии оценки оптовых и розничных цен, используемой Росстатом.

Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования поясняет, что PPI и CPI "охватывают разные совокупности товаров". Первый индекс содержит в себе экспортные цены и не содержит импортных, второй же -- наоборот. В теории рост цен производителей должен вести к инфляции затрат. "Когда говорят об инфляции затрат, часто пропускают одну важную вещь. Рост цен производителей либо трансформируется в рост конечных цен, либо за него платят рентабельностью. Таким образом, далеко не весь его рост попадает на потребительский рынок, в частности рост цен на инвестиционные и экспортные товары",-- говорит господин Белоусов.

Основной причиной роста оптовых цен как в ноябре, так и на протяжении всего 2007 года был рост цен на энергетические товары. "Основной фактор, влияющий на динамику цен производителей,-- внешние цены. Цены на нефть пошли вверх, они тянут за собой оптовые цены",-- говорит Антон Струченевский из "Тройки Диалог". По данным Росстата, в ноябре цены производителей по разделу "добыча полезных ископаемых" по сравнению с октябрем выросли на 5,6%, а по сравнению с декабрем 2006 года на 38,5%. Также росли и цены производителей на нефтепродукты: в нефтепереработке -- на 11% по сравнению с октябрем, в производстве кокса -- на 12,7%.

Еще один фактор, влияющий на увеличение цен производителей,-- инвестиционный бум. По данным Росстата, в ноябре 2007 года по сравнению с ноябрем 2006 года инвестиции в основной капитал выросли на 17,2%, а с октябрем -- на 6,3%. Экономисты отмечают, что высокий инвестиционный спрос, в свою очередь, провоцирует рост цен на инвестиционные товары -- оборудование и сырье. В конечном итоге растут оптовые цены и в пищевой промышленности из-за роста цен на мировом рынке. В ноябре их увеличение составило 2,7%, в основном за счет роста цен на молочные продукты -- 6,2% и масло -- 6,5% (в октябре оптовые цены на масло подскочили на 25,5%).

Опрошенные экономисты не сомневаются, что очередной скачок оптовых цен отразится на росте потребительских цен в первой половине 2008 года, но не решаются оценить, в какой степени. Дмитрий Белоусов отмечает, что цены в ЖКХ регулируются государством и, кроме запланированного повышения тарифов в 2008 году на 17%, повышения цен не будет. Экономисты не исключают некоторого давления оптовых цен на потребительские в розничных ценах на бензин и в пищевой промышленности. Но и тут сильного скачка цен не предвидят. "Скачок цен на молоко, хлеб, масло и бензин можно подавить путем заключения ценовых соглашений (между производителями и правительством), сдерживающих рост цен до следующего цикла. Кроме того, на рознице приходится конкурировать с импортом и сдерживать рост цен",-- говорит господин Белоусов. Однако отметим, что сдерживание розничных цен путем "ценовых соглашений" в долгосрочном периоде вряд ли выгодно и производителям, и потребителям.

У роста PPI в 2007 году есть и еще один важный аспект. Несмотря на то что валовые прибыли российских компаний не сокращаются, указание на существующий и будущий рост издержек, существенно опережающих и CPI, обнаруживалось в комментариях к отчетности практически всех российских публичных компаний. При этом, согласно всем исследованиям (например, 21 декабря публиковалcя отчет Ernst & Young об управлениями рисками в России и на развивающихся рынках), в России до сих пор риски ценовой конкуренции оцениваются как относительно невысокие. Рост прибылей компаний в последние годы во многом определялся переходом АО на модель публичной компании с более или менее прозрачной отчетностью, а также усилиями налоговой службы, действия которой вели к необходимости увеличивать демонстрируемую прибыль. Не исключено, что в 2008 году борьба за снижение издержек компаний, фиксируемых в том числе в PPI, будет одним из главных сюжетов в российской экономике.

Ъ

Поделиться публикацией:
Актуально
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
1549
«1С:ERP Управление предприятием» заменила пять учетных систем.
Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров  в условиях нехватки складов
996
Цепочки поставок изменились – пришло время минимизировать расходы.
«Винни»: магазин, который «играет» с покупателем
1207
Ребрендинг сети – с чего начать и как создать масштабируемый проект?
Коллаборация латте и курочки: как две американские сети сообща покорили китайский общепит
674
Канадская сеть кофеен Tim's и конкурент KFC из Луизианы Popeyes пришли в Китай позже конкурентов...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Цены производителей в январе-ноябре выросли на 20,6%

Данные Росстата показывают очередной всплеск цен производителей в ноябре 2007 года -- на 22,2% по сравнению с ноябрем 2006 года и на 3,1% по сравнению с октябрем 2007 года. Среди его причин рост цен на нефть и продовольствие на мировых рынках, увеличение цен на инвестиционные товары. Опрошенные экономисты уверены, что ноябрьский всплеск оптовых цен отразится на увеличении потребительской инфляции в 2008 году -- рост издержек производителей оплатят не только потребители российского экспорта, но и внутренний рынок.

В пятницу Росстат подвел итоги социально-экономического развития за январь--ноябрь 2007 года. Особое внимание экономистов привлек очередной скачок цен производителей в ноябре на 3,1% по сравнению с октябрем 2007 года и на 22,2% по сравнению с ноябрем 2006 года. "Такой рост оптовых цен очень настораживает",-- говорит Татьяна Орлова из ING Russia. Ноябрьский всплеск оптовых цен оказался вторым по силе после того, как с апреля по июль 2007 года цены производителей росли в среднем на 4% в месяц, что предшествовало скачку потребительской инфляции. Рост промышленной инфляции в начале 2008 года накладывается на предвыборный рост госрасходов, в том числе и в инфраструктурных проектах.

Как отмечает Ольга Изряднова из Института экономики переходного периода, темпы роста оптовых цен (PPI) в России уже второй год подряд превышают темпы роста потребительских цен (CPI). Если потребительская инфляция за январь--ноябрь 2007 года составила 10,6%, то цены производителей выросли на 20,6%. Такой разрыв между темпами роста оптовых и розничных цен объясняется несколькими факторами.

Различие в динамике разных ценовых индексов, с одной стороны, свидетельство идущего многие годы процесса изменения относительных цен. Искажения структуры цен времен плановой экономики до сих пор еще не окончательно ликвидированы. Наиболее известный симптом -- хроническое недофинансирование ЖКХ. Кроме того, существует и техническое расхождение в методологии оценки оптовых и розничных цен, используемой Росстатом.

Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования поясняет, что PPI и CPI "охватывают разные совокупности товаров". Первый индекс содержит в себе экспортные цены и не содержит импортных, второй же -- наоборот. В теории рост цен производителей должен вести к инфляции затрат. "Когда говорят об инфляции затрат, часто пропускают одну важную вещь. Рост цен производителей либо трансформируется в рост конечных цен, либо за него платят рентабельностью. Таким образом, далеко не весь его рост попадает на потребительский рынок, в частности рост цен на инвестиционные и экспортные товары",-- говорит господин Белоусов.

Основной причиной роста оптовых цен как в ноябре, так и на протяжении всего 2007 года был рост цен на энергетические товары. "Основной фактор, влияющий на динамику цен производителей,-- внешние цены. Цены на нефть пошли вверх, они тянут за собой оптовые цены",-- говорит Антон Струченевский из "Тройки Диалог". По данным Росстата, в ноябре цены производителей по разделу "добыча полезных ископаемых" по сравнению с октябрем выросли на 5,6%, а по сравнению с декабрем 2006 года на 38,5%. Также росли и цены производителей на нефтепродукты: в нефтепереработке -- на 11% по сравнению с октябрем, в производстве кокса -- на 12,7%.

Еще один фактор, влияющий на увеличение цен производителей,-- инвестиционный бум. По данным Росстата, в ноябре 2007 года по сравнению с ноябрем 2006 года инвестиции в основной капитал выросли на 17,2%, а с октябрем -- на 6,3%. Экономисты отмечают, что высокий инвестиционный спрос, в свою очередь, провоцирует рост цен на инвестиционные товары -- оборудование и сырье. В конечном итоге растут оптовые цены и в пищевой промышленности из-за роста цен на мировом рынке. В ноябре их увеличение составило 2,7%, в основном за счет роста цен на молочные продукты -- 6,2% и масло -- 6,5% (в октябре оптовые цены на масло подскочили на 25,5%).

Опрошенные экономисты не сомневаются, что очередной скачок оптовых цен отразится на росте потребительских цен в первой половине 2008 года, но не решаются оценить, в какой степени. Дмитрий Белоусов отмечает, что цены в ЖКХ регулируются государством и, кроме запланированного повышения тарифов в 2008 году на 17%, повышения цен не будет. Экономисты не исключают некоторого давления оптовых цен на потребительские в розничных ценах на бензин и в пищевой промышленности. Но и тут сильного скачка цен не предвидят. "Скачок цен на молоко, хлеб, масло и бензин можно подавить путем заключения ценовых соглашений (между производителями и правительством), сдерживающих рост цен до следующего цикла. Кроме того, на рознице приходится конкурировать с импортом и сдерживать рост цен",-- говорит господин Белоусов. Однако отметим, что сдерживание розничных цен путем "ценовых соглашений" в долгосрочном периоде вряд ли выгодно и производителям, и потребителям.

У роста PPI в 2007 году есть и еще один важный аспект. Несмотря на то что валовые прибыли российских компаний не сокращаются, указание на существующий и будущий рост издержек, существенно опережающих и CPI, обнаруживалось в комментариях к отчетности практически всех российских публичных компаний. При этом, согласно всем исследованиям (например, 21 декабря публиковалcя отчет Ernst & Young об управлениями рисками в России и на развивающихся рынках), в России до сих пор риски ценовой конкуренции оцениваются как относительно невысокие. Рост прибылей компаний в последние годы во многом определялся переходом АО на модель публичной компании с более или менее прозрачной отчетностью, а также усилиями налоговой службы, действия которой вели к необходимости увеличивать демонстрируемую прибыль. Не исключено, что в 2008 году борьба за снижение издержек компаний, фиксируемых в том числе в PPI, будет одним из главных сюжетов в российской экономике.

Ъ

Цены производителей в январе-ноябре выросли на 20,6%
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/tseny-proizvoditeley-v-yanvare-noyabre-vyrosli-na-20-6/2008-07-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052