Депутат Госдумы Петр Шелищ опередил Минэкономразвития, внеся в парламент свою версию законопроекта «О розничной торговле».
Документ ужесточает требования к торговым сетям при заключении договоров с поставщиками, а также повышает ответственность производителей товаров.
«Правительственный законопроект лишь запрещает компаниям злоупотреблять своим доминирующим положением, это очень субъективная норма»,— считает депутат. В документе, который он внес на рассмотрение в Госдуму, есть норма, согласно которой если ритейлер занимает доминирующее положение на рынке, он обязан все свои предложения по закупке товаров сделать публичными, разместив в интернете информацию об условиях поставки. «Сейчас поставщики жалуются, что крупные сети не пускают их к себе.
Размещение предложений в виде публичной оферты позволит расширить круг поставщиков»,— говорит Петр Шелищ. Другая новация в депутатском законопроекте — составление отдельного договора между продавцом и поставщиком о размещении товаров в магазине. Еще одно отличие от правительственного законопроекта — обязанность производителя возмещать продавцу убытки, если товар оказался некачественным. «Если производитель иностранный, то компенсировать расходы должно его представительство в России или импортер „первой руки”»,— рассуждает Шелищ. Есть и другие предложения, например указывать на продукции отпускные цены производителей. «Надеюсь, что некоторые нормы из моего документа будут включены в правительственный законопроект»,— рассчитывает Шелищ.
Представители торговых сетей сдержанно отнеслись к предложениям депутата. «По моим данным, существующий порядок устраивает большинство поставщиков»,— рассказывает управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group NV Юрий Кобаладзе. «У этих двух законопроектов одна цель: сильно ужесточить правила игры на этом рынке и возродить в России еще один контрольный орган — торгинспекцию»,— считает управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ», «Ресторанчикъ» и «Миллениум» Дмитрий Потапенко.