Что малый бизнес в России недоразвит по сравнению как с развитыми, так и c развивающимися странами, хорошо известно. Но сейчас власть обращает на него внимание отнюдь не поэтому. Причин две. Первая - конъюнктурная: выборы. Вторая - фундаментальная: малому бизнесу ищут место в новой структуре российской экономики. А она, по версии главы Роспрома Бориса Алешина, такова: на авансцене - госхолдинги (которые, как обещает Алешин, впоследствии будут частично приватизированы), в массовке - малый и средний бизнес, которому предписывается оказывать госхолдингам посильные услуги.
Так или иначе, для малого и среднего бизнеса готовят новый адресный закон. Проект, как заявляют его разработчики из МЭРТа, практически готов к рассмотрению правительством. Подзаконные бизнесмены ждали от него осязаемых форм господдержки. Не дождутся. По настоянию Минфина из законопроекта, подготовленного в МЭРТе и имеющегося в распоряжении "Газеты", уже на финишной прямой, перед внесением документа в правительство вычеркнуты любые упоминания не только о федеральных налоговых льготах, но даже о возможности расширения числа предприятий, пользующихся упрощенной системой бухгалтерской отчетности.
Кто теперь не малый
Законопроект, по сути, следует оценивать как инструмент чистки рядов малых и средних бизнесменов, а вовсе не их поддержки. Главное в нем - это пресечение широко использовавшихся госпредприятиями возможностей создания карманных малых предприятий, через которые велись операции, обогащавшие, как правило, директоров госпредприятий. Теперь считаться субъектом малого и среднего предпринимательства (СМСП) может только то предприятие, в котором доля участия государства, в том числе и в лице субъектов федерации, а также иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%. Правда, исключение все-таки есть: "Под СМСП также понимаются коммерческие организации, акции (доли в уставном капитале) которых, составляющие активы паевых инвестиционных фондов, относящихся в соответствии с нормативными правовыми атаками федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к фондам венчурных инвестиций, превышают 25% их уставного капитала". Исключение сделано для венчурных малых и средних предприятий, правда, ответственность за такое их расширение переложена на ФСФР. (О других критериях отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства см. справку.)
Во многих статьях законопроекта говорится о предоставляемой поддержке. Ее конкретные виды, однако, весьма немногочисленны. Едва ли не единственный четко описанный вид поддержки - так называемая дедушкина оговорка. Вот она: "В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС) и страховых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование, либо вносятся в федеральные законы и иные нормативные акты РФ изменения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность СМСП по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим... на день внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей СМСП, то такие нормативные акты не принимаются в течение первых четырех лет со дня госрегистрации СМСП".
Кого не поддержат
Зато законопроект подробно описывает те предприятия, относящиеся к СМСП, для которых невозможна поддержка за счет федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов. Это кредитные и страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, включая негосударственные пенсионные фонды; нотариусы, занимающиеся частной практикой; СМСП, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общедоступных; участники соглашений о разделе продукции; игорные бизнесмены; нерезиденты РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами.
Когда законопроект наконец переходит к поддержке СМСП, то становится гораздо менее конкретным. Финансовая поддержка СМСП за счет бюджетов всех уровней возможна в виде "субвенций и субсидий для компенсации расходов", "гарантий и поручительства", предоставления кредитов, "финансирования строек". Чуть больше ясности - с имущественной поддержкой. Органам власти всех уровней предписывается формировать "целевые фонды имущества для СМСП" (в том числе фонды нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов и установок). Порядок предоставления имущества в пользование должны установить соответствующие органы власти.
Малые бизнесмены более чем критично относятся к законопроекту. По мнению председателя профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Георгия Комарова, документ вряд ли изменит положение малых предпринимателей. "Чтобы качественно улучшить положение малого бизнеса, надо принимать, например, поправки в Налоговый, Гражданский кодексы. В новом законе заинтересованы только люди, которые намерены существенно погреть руки на создании инфраструктуры по поддержке предпринимательства. И только", - уверен Георгий Комаров.
Что считать малым бизнесом
Законопроект "О развитии малого и среднего предпринимательства" предусматривает, в частности, следующие критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса.
Средняя численность работников за два предшествующих последовательных календарных года для микропредприятия - не более 15 человек, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для среднего предприятия - от 101 до 250 человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и/или балансовая стоимость активов за календарный год не должна превышать предельных значений, устанавливаемых правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.