Дистрибуторская группа компаний "Гармония", контролирующая порядка 6% продаж крепкого алкоголя в России, решилась на экспансию в новые регионы: уже к концу года нижегородский оптовик будет работать на территории всего Поволжья, а также Центрального федерального округа. Участники рынка связывают действия "Гармонии" с грядущим укрупнением алкогольного рынка.
О расширении бизнеса "Гармонии" Ъ рассказал ее гендиректор Сергей Моторкин. По его словам, к концу этого года компания планирует выйти в новые десять регионов - компания будет оперировать во всем Приволжском и Центральном федеральном округах. "C 2005 года компания 'Штоф-табак', входящая в группу 'Гармония', работает в 19 регионах, продавая эксклюзивно сигареты Japan Tobacco, в эту систему распространения было инвестировано $7,5 млн, теперь же, уже имея 'табачную' инфраструктуру в ряде регионов, мы решили выйти туда и с алкогольным направлением бизнеса",- пояснил господин Моторкин. По его словам, в каждом из регионов будут открыты и арендованы складские помещения площадью до 5 тыс. кв. м, что в 2007 году обойдется группе в $5 млн. К концу года только за счет географической экспансии компания планирует увеличить продажи на 400 тыс. дал крепкого алкоголя, а к концу 2008-го - уже на 2 млн дал (по результатам 2006 года оборот группы составил порядка 7,2 млн дал крепкого алкоголя.- Ъ), заняв в каждом из регионов 45% алкогольного рынка.
ГК "Гармония" создана в 1995 году. В состав группы входят дистрибуторские компании "Штоф-табак" (эксклюзивно поставляет сигареты JTI в средней полосе России), "Гармония", "Штоф", "Леопард", "Золотой век" и "Табалко" (крепкий алкоголь компаний "Русский стандарт", "Русский алкоголь", Diageo, "Веда", "Урожай", "Союз-Виктан", Nemiroff и пиво ПК "Балтика" и Heineken в Нижегородской, Пензенской, Владимирской, Муромской областях, Республиках Чувашия и Марий Эл), "Юта НН" (импортер алкоголя). Кроме этого, ГК реализует несколько девелоперских проектов, а также на паритетных началах с компанией "Сладкая жизнь" развивает по франчайзингу сеть Spar в Нижегородской области (35 супермаркетов и 53 торговых точки на автозаправках). Финансовые показатели и состав акционеров группы не разглашаются. По итогам 2006 года компания является крупнейшим дистрибутором крепкого алкоголя в России, контролируя порядка 6% рынка.
Участники рынка называют процесс укрупнения алкогольной дистрибуции закономерным. "Уже через несколько лет на рынке останется порядка 10-15 крупнейших компаний, что повлечет за собой активное укрупнение и дистрибуционного рынка",- говорит представитель ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров. Директор по стратегическому маркетингу "ОСТ-Алко" Владимир Глазунов, напротив, считает, что консолидация оптового звена на алкогольном рынке произойдет быстрее, чем производственного. "Уже сейчас дистрибуторам приходится конкурировать с сетевой розницей, ведь на нее приходится 30-60% продаж алкоголя в зависимости от региона, а ритейлеры сами предлагают производителям логистические услуги. При таком влиянии сетей оптовые компании вынуждены вслед за сетевым ритейлом расширять географическое присутствие, чтобы выдержать конкуренцию",- считает господин Глазунов. Господин Добров считает, что крупнейшие оптовые компании уже через несколько лет могут стать интересны производителям как объект покупки: "Когда на рынке Украины прошло укрупнение производителей, они начали развивать собственное оптовое звено, инвестируя в структуру собственной прямой доставки, которая сейчас занимает порядка 50% рынка".