Эксперты компании RRG не предрекают столичному рынку коммерческой недвижимости больших потрясений в будущем году, как и глобального улучшения. Лучшее, на что могут рассчитывать его участники – это стабильность с нулевой или небольшой отрицательной динамикой основных рыночных индикаторов. При этом возврат к «докризисным» показателям невозможен в принципе – по крайней мере, в ближайшие годы.
Коммерческая недвижимость Москвы: пять тенденций, которые будут «вести» рынок в 2016 году
«Близится конец декабря – традиционное время озвучивания прогнозов и ожиданий, – комментирует председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. – Хотя сегодня, я думаю, многие эксперты рынка предпочли бы не говорить ничего – мы в сложной ситуации: нет желания сеять негатив и нет возможности обещать позитив. Однозначно лишь то, что надежды на быстрый выход России из кризиса не сбылись, и потому в 2016 году рынок коммерческой недвижимости останется под воздействием отрицательных внешних факторов, что, естественно, никак не будет способствовать его активному развитию. И даже после того как стране удастся развернуть экономику вспять, реабилитация всех ее отраслей, налаживание новых деловых связей, возрождение бизнеса займет не год и не два».
Эксперты RRG выделяют пять ключевых тенденций, которые будут характерны для рынка коммерческой недвижимости Москвы в 2016 году:
Тенденция 1 – Продолжающееся снижение инвестиционной активности
Усугубление проблем в экономике страны и сложные внешнеполитические отношения приведут к дальнейшему падению уровня активности инвесторов – и особенно иностранных – на рынке. «Преобладающей категорией инвесторов станут «охотники», скупающие активы по существенно сниженным ценам, вынужденно выставленные на продажу», – говорит Денис Колокольников.
Тенденция 2 – Падение ставок аренды и цен продажи объектов
Снижение деловой активности будет «продавливать» спрос на коммерческую недвижимость во всех сегментах рынка, на фоне чего ставки аренды, как и цены продажи объектов, вероятнее всего, продолжат демонстрировать отрицательную динамику. «Мы не беремся указывать даже примерные показатели снижения, так как в ситуации почти абсолютной экономической неопределенности это есть не что иное, как гадание на кофейной гуще, – поясняет Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG. – Могу лишь сказать, что позитивный прогноз предусматривает нулевое движение ценовых показателей».
Тенденция 3 – Окончательный переход на рублевое ценообразование
В 2016 году полностью завершится процесс перехода на рублевое ценообразование, прогнозируют в RRG. «Данная тенденция выглядит, скорее, положительно: логично, что в стране с рублевой экономикой стоимость аренды и продажи коммерческой недвижимости исчисляется в национальной валюте. Сейчас по факту почти все уже перешли на рубль, а в следующем году канут в Лету и номинальные долларовые ставки, и привычка указывать долларовую стоимость объектов в СМИ. Придется писать больше нулей», – шутит Денис Колокольников.
Тенденция 4 – Перепрофилирование и реконцепция объектов
Перепрофилирование затронет, преимущественно, сегмент офисной недвижимости, так как в нем наблюдается явный профицит. «Как и в прошлый кризис, можно ожидать, что уже построенные и строящиеся офисные комплексы будут частично перепрофилированы в апартаментные – полный перевод не допускается законодательством. В свою очередь, перспективные проекты возведения офисов могут быть заменены жилыми. О такой возможности, кстати, недавно заявили и московские власти», – комментирует Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG.
В торговом сегменте продолжить набирать популярность реконцепции объектов. «Многие ТЦ в Москве в силу возраста нуждаются в обновлении, а кризис лишь усилил необходимость пересмотра их параметров, особенно в части пула арендаторов», – поясняет эксперт.
Тенденция 5 – Развитие «защищенных» форматов торговой, офисной и складской недвижимости
«При любом шторме есть рыбы, которые не только выплывают, но даже быстрее оказываются там, где хотели бы оказаться, – заявляет Денис Колокольников. – В сложившейся ситуации наши «рыбы» – это магазины в формате «дисконт» и fix-price, районные торговые центры с удачным месторасположением, недорогие рестораны, фудкорты… С офисами сложнее, хотя и в этом сегменте оказаться «на коне», к примеру, могут бизнес-центры класса В+, соблюдающие адекватную ценовую политику. Что касается складов – пустовать не будут комплексы built-to-suit, а также предлагающие помещения в более мелкой, чем принято, «нарезке». На самом деле, еще в 2014 году операторы крупных объектов стали переформатировать их с тем, чтобы не остаться без арендаторов. И эта тенденция также продолжится и усилится».
Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»