Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург возглавляют рейтинг российских городов по присутствию ритейлеров.
По данным компании JLL, среди региональных городов самыми высокими показателями присутствия торговых сетей характеризуются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск и Ростов-на-Дону, которые входят в топ-5 рейтинга.
Санкт-Петербург является вторым наиболее популярным рынком для ритейлеров в стране: в городе присутствуют 80% всех 250 федеральных и международных проанализированных брендов. Около 65% брендов работают в Екатеринбурге, и половина всех проанализированных торговых операторов – в Краснодаре, Новосибирске и Ростове-на-Дону. В нижней части топ-10 рейтинга присутствия ритейлеров в России указаны Самара, Уфа, Казань, Нижний Новгород и Тюмень.
В рейтинге городов по присутствию люксовых брендов Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург также формируют первую тройку городов. Столица характеризуется гораздо более высокой представленностью люксовых брендов по сравнению с любым другим городом страны - даже между Москвой и Санкт-Петербургом существует огромный разрыв.
Почти все анализируемые люксовые бренды (98%) присутствуют на московском рынке, тогда как в Санкт-Петербурге - около 50% из числа проанализированных, а в Екатеринбурге, занимающем третью строчку этого рейтинга, только 35%.
Вне основных люксовых направлений, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, уровень проникновения ритейлеров этого сегмента в регионы России крайне низкий. В основном люксовые бренды в российских городах можно найти в мультибрендовых магазинах. Большинство международных сетей, как правило, ищут партнеров в городах России с наивысшим потенциалом для продвижения своих товаров через локальных дистрибьюторов, что позволяет им сначала протестировать рынки и миновать риски, связанные с открытием отдельного магазина.
В рейтинге стран-"экспортеров" брендов в Россию лидирует Италия - 23% от числа зарубежных брендов, представленных в стране. Италия возглавляет этот список в основном благодаря таким люксовым брендам, как Max Mara, Dolce&Gabbana, Valentino и Moschino.
В свою очередь Max Mara, по данным JLL, возглавляет рейтинг присутствия люксовых ритейлеров в России - бренд представлен в наибольшем числе из рассмотренных городов (57%). В то же время в большинстве городов России присутствуют итальянские бренды сегмента "масс-маркет", а именно Calzedonia и United Colors of Benetton (оба бренда покрывают свыше 90% из 35 рассмотренных рынков).
Второе место рейтинга стран по числу зарубежных брендов, представленных в России, занимают США (20%) с известными по всему миру игроками рынка фаст-фуда Subway, KFC и McDonald’s, которые являются одними из лидеров в рейтинге присутствия в российских городах. Франция занимает третье место (15%), в основном, как и в случае с Италией, за счет люксовых брендов, таких как Cartier, Christian Dior и Louis Vuitton.
Далее в списке следуют Великобритания, Германия и Испания. На долю ритейлеров Великобритании, занявшей четвертое место, приходятся всего 11% от общего количества брендов, присутствующих в России, в основном за счет сегментов "масс-маркет" и "люкс".
С точки зрения выхода новых брендов, в рассматриваемый период - с первого квартала 2011 года по третий квартал 2015 года - наиболее активными были европейские ритейлеры с долей в 61% от общего числа открытий, в том числе итальянские (18% от общего числа), французские (10%) и британские (9%), свидетельствуют данные JLL.
На бренды из США пришлось 24% от общего числа вышедших за этот период игроков. В долгосрочной перспективе эксперты JLL ожидают увеличения доли ритейлеров из стран Азии по мере возрастания их заинтересованности в российском рынке.
В свою очередь российские ритейлеры отличаются более высокими показателями представленности в анализируемых городах. К примеру, такие крупные сети, как Gloria Jeans, Carlo Pazolini, "Спортмастер", "Л’Этуаль", kari и "Эльдорадо", имеют 100% охват рынков рассматриваемых городов. Российские бренды в основном работают в сегменте "масс-маркет" и имеют хорошее покрытие регионов.
Эксперты настаивают, что результаты исследования отражают активность торговых операторов на российском рынке за прошедшие годы, тогда как в сегодняшних условиях главным трендом является курс на оптимизацию, а не на развитие.
В частности, ритейлеры фокусируются на пересмотре условий аренды по действующим магазинам, их консолидации или даже закрытии, и нынешняя активность может отразиться на позициях отдельных городов в рейтинге. Отмечается, что из числа новичков, которые вышли на российский рынок за последние 12 месяцев, абсолютное большинство - 70% иностранных брендов - ограничились открытием только одной точки, и в основном в Москве.
В то же время сегодня российский рынок предоставляет возможности ритейлерам, не останавливающим свое развитие в России, в части подбора площадок под открытие флагманских магазинов, аренды площадей в ключевых действующих торговых центрах, которые прежде были недоступны.
Источник: arendator.ru