Снижение реальных доходов населения приводит к переключению потребителей на более дешёвые товары
По данным «Сбербанк-CIB» их доля в III квартале 2015 г. выросла до 69% по сравнению с 63% в предыдущем квартале. При этом экономия коснулась, в том числе товаров первой необходимости. Сокращение платёжеспособного спроса продолжает оказывать давления на оборот розничной торговли, снижение которого в реальном выражении в январе-сентябре 2015 года cоставило 8,5%. Крупные продуктовые сети, при этом, чувствуют себя лучше других ритейлеров: они продолжают показывать 10-30% рост выручки за счет открытия новых магазинов.
Последнее исследование компании CBRE показывает снижение спроса ритейлеров на торговые площади. Объем чистого поглощения в III кв. снизился до 4,1 тыс. кв. м.
В III кв. на рынок Москвы вышло 11 новых международных брендов и 4 бренда анонсировали открытие.
Покинули рынок в последнем квартале 2 сет: AmericanEagleOutfitters и Desigual. С начала года с рынка ушли 6 международных ритейлеров.
Уровень вакантных площадей в торговых центрах по итогам квартала составил 9,2%. К концу года эта цифра может достигнуть 11% за счёт технических открытий новых торговых центров.
Падение траффика в торговых центрах крупных форматов составило 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Порядка 75-80% игроков перешли на рублевый эквивалент арендных ставок, который в 70% случаев исчисляется процентом от оборота. Долларовые ставки при этом продолжают снижение: прайм ставка к предыдущему кварталу снизилась на 3% и составила 1 650 долл./кв. м/ год.
Уровень вакантных площадей на торговых улицах Москвы по итогам III квартала составил 8,5%, или 39 530 кв. м. На отдельных улицах этот показатель существенно превысил средние значения:
- на Ленинском проспекте вакансия выросла на 20%,
- на улице Петровка – в два раза,
- на улице Мясницкой – в 2,5 раза.
Среди наиболее значимых открытий третьего квартала стоит отметить открытие бутиков Pandora на Тверской улице, Falconeri на Кузнецком мосту, Celine в Третьяковском проезде и первого бутика аксессуаров Modbrand в Столешниковом переулке.
Завершение реконструкции более чем 15 улиц в пределах Садового кольца сулит появление новых торговых направлений и выгодных условий в существующих торговых точках.
Общий объем предложения качественных площадей в торговых центрах Москвы по итогам III квартала достиг отметки 5 139 тыс. кв. м, или 419 кв. м на 1 000 жителей.
В III квартале 2015 года в эксплуатацию была введена вторая очередь Vnukovo Outlet Village, арендопригодная площадь которой составляет 10,2 тыс. кв. м.
В IV квартале ожидается ввод еще пяти проектов, суммарная торговая площадь которых составляет 143,2 тыс. кв. м. Три из них – Юго-Запад, РИО на Киевском шоссе и Калита - находятся на завершающем этапе отделочных работ и с высокой долей вероятности будут введены в срок. Открытие ТРЦ «Галерея Кутузовский» и торговой галереи в МФК EvolutionTower, ввод которых был запланирован до конца года, перенесены на 2016 год.
Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы
III кв. 2015 |
2015 |
|
Общее предложение, млн. кв. м |
5 139 |
5 282 |
Объем нового строительства, тыс. кв. м |
10,2 |
480 |
Прайм ставка аренды в ТЦ, $ / кв. м / год |
1 650 |
1 650 |
Средняя доля вакантных площадей в ТЦ, % |
9,2 |
11 |
Ставка капитализации, % |
9,75 - 10,25 |
9,75 – 10,5 |
Прайм ставка стрит ритейл, $ / кв. м / год |
6 000 |
6 000 |
Средняя доля вакантных площадей в стрит-ритейле, % |
8,5 |
9-10 |
Retail.ru
Материал исследования предоставила компания CBRE