E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Открытия и закрытия магазинов
6 апреля 2011, 00:00 10301 просмотр

Непрозрачность - главная проблема онлайн-торговли в России

-Федор, как вы оцениваете российский рынок электронной коммерции на данный момент? Каковы перспективы роста и развития?

 – По подсчетам нашего агенства Data Insight  объем российскиого рынка e-commerce составил 240 млрд  в 2010 году, что в общей доле составляет 1,6 % от общего оборота российского ритейла. В мировом масштабе данный  показатель сравнительно небольшой – меньше Польши, где доля онлайн торговли составляет 2,6%, но

выше Испании (1,2%) и Италии ( 1,0%). Вместе с тем, на рынке существует положительный потенциал для роста, прежде всего связанный с увеличением доходов населения,а  следовательно сокращением свободного времени на оффлайн покупки. Да и динамика проникновения интернета  на территории России продолжает стремительно расти.

-Вы создали Data Insight, единственное в России агентство, занимающиеся профильным изучением e-commerce. В чем заключается уникальность проекта? Какие цели вы преследуете?

Компания на данный момент является единственной в своём роде. В силу своей деятельности я очень много общался с интернет-магазинами, и понимаю, насколько много аналитики им необходимо, и насколько мало они информации получают. Поскольку аналитика в интернете – одна из главных моих и партнера по компании Бориса Овчинникова компетенций, то не создать такое агентство было бы, по крайней мере, очень странно.  В итоге осенью 2010 года появилось агентство Data Insight, которое немедленно оказалось завалено заказами. Самая сложная наша проблема сейчас – это масштабирование под существующий спрос (что приятно) без ущерба качеству и срокам.

Цель, которую я преследую – увеличение прозрачности и понятности рынка электронной коммерции как для его игроков,  так и для внешних относительно рынка людей и компаний. На сегодняшний момент  непрозрачность и даже непрофессиональность являются главными проблемами российского рынка электронной торговли. 

-Готовы ли розничные сети, до этого момента существовавшие только в оффлайне, развивать бизнес в онлайн секторе? Могли бы вы привести примеры удачного выхода бизнеса в онлайн и наоборот?

Да, конечно. Не просто готовы, но очень активно этим занимаются. Практически все крупные розничные сети уже сформировали (или как минимум начали) отдел электронной торговли. При этом задачи отдела ecommerce могут быть прямым продолжением оффлайновых магазинов и их ассортиментной политики, но и совершенно отдельным направлением, которого не было ранее у компании. Другими словами, это и  продажа части собственного ассортимента (например, IKEA сейчас продает через интернет диваны и др. мебель), и продажа совершенно новых товаров (например, Связной активно развивает у себя систему продаж цифрового контента, доставки по требованию и т.п.).

Крупные розничные сети, на самом деле, сегодня основной наш клиент, так как  подходят к бизнесу более структурно (а следовательно, с использованием исследований). Сети  используют исследования и не представляют своего развития без понимания рынка.

-Тема Интернет торговли является крайне популярной, существует  ли универсальный «измеритель» потребительской активности в Интернете? Какие инструменты вы используете для качественного анализа и получения достоверной информации о состоянии рынка электронной коммерции?

Мы используем в основном опросы и экспертные интервью – это наиболее универсальный исследовательский инструмент, тем более, что современные средства опросов позволяют сделать почти любой срез в течение нескольких дней. Но на самом деле, мы используем сотни различных инструментов: статистические данные посещаемости, данные медийных агентств, данные сторонних опросов, поисковые запросы и их динамику, данные агрегаторов и многое, многое другое.

-Проводите ли вы сравнительный анализ российских Интернет-магазинов с мировыми бизнес гигантами, такими как e-bay, Amazon? Какие существуют  сходства и отличия?

У нас есть несколько исследований, которые мы делаем сейчас: сравнительный анализ с другими рынкам и игроками на них. Безусловно, есть некоторые интересные аналогии, которые позволяют увидеть рынок электронной торговли в России под другим углом и лучше понимать перспективы этого рынка. Сравнение, сопоставление с другими рынками – это,  прежде всего, огромное количество идей, методов, технологий, которых на нашем рынке по тем или иным причинам нет. В этом отношении, кстати, может быть интереснее китайский или японский рынки (они очень мало у нас известны), нежели европейский и американский.

-Какой сектор розничной торговли – food или non-food более широко представлен в Рунете?

Конечно, это, в первую очередь билеты на транспорт и  концерты – самый большой сегмент. Следом идет разного рода техника и электроника: белая, черная, телефоны и пр. Продажа продуктов питания в интернете представлена очень слабо. К примеру,  Утконос – интернет-магазин продуктов питания, являющийся сегодня самым крупным в сегменте, обгоняет ближайших конкурентов вдвое.

 – Какой он, современный покупатель Интернет-магазина? Как распределяется покупательская способность по регионам России?

Он очень разный. Это может быть ребенок, а может и пенсионер. В основном,  по демографическим признакам, это  люди от 20 до 45 лет. Именно они составляют основную группу покупателей, как в онлайн-, так и в оффлайн тоговле. Что касается регионов, то там «жизни практически нет» – подавляющее большинство online-покупателей и денег от них  аккумулируются  в двух столицах.

-Готовы ли российские розничные сети продавать продукцию в социальных сетях?

Нет, хотя пытаются. В первую очередь потому, что социальные сети не готовы к тому, чтобы продавать. Иными словами пока никто не придумал, как эффективно продавать товары через социальные сети ни в России, ни за ее пределами (единичные случаи есть, а системы нет). 

 

Федор Вирин родился 8 декабря 1975 года в Москве. В 2004 году закончил факультет экономики и права Московского государственного педагогического университета, а в 2006 году, заочно, — Московский государственный университет печати по специальности «полиграфист». В интернет-бизнес пришел в 1999 году. С 2000 по 2005 год работал в SpyLog — сначала отвечал за формирование аналитического отдела компании, а затем занимал пост исполнительного директора. С 2005 по август 2010 года — директор по исследованиям Mail.ru. С 2009 февраля по июль 2010 года — управляющий партнер инвестиционного фонда AddVenture. С 2009 года — совладелец агентства «НЛО Маркетинг». Летом 2010 года основал компанию GetFriday, предлагающую услуги личных ассистентов. В октябре 2010 года вместе с партнером открыл исследовательское агентство Data Insight, специализирующееся на исследованиях электронной коммерции и интернет-рекламы. Преподает в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Государственном университете управления, Государственном университете — Высшей школе экономики.

 

www.retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Непрозрачность - главная проблема онлайн-торговли в России

-Федор, как вы оцениваете российский рынок электронной коммерции на данный момент? Каковы перспективы роста и развития?

 – По подсчетам нашего агенства Data Insight  объем российскиого рынка e-commerce составил 240 млрд  в 2010 году, что в общей доле составляет 1,6 % от общего оборота российского ритейла. В мировом масштабе данный  показатель сравнительно небольшой – меньше Польши, где доля онлайн торговли составляет 2,6%, но

выше Испании (1,2%) и Италии ( 1,0%). Вместе с тем, на рынке существует положительный потенциал для роста, прежде всего связанный с увеличением доходов населения,а  следовательно сокращением свободного времени на оффлайн покупки. Да и динамика проникновения интернета  на территории России продолжает стремительно расти.

-Вы создали Data Insight, единственное в России агентство, занимающиеся профильным изучением e-commerce. В чем заключается уникальность проекта? Какие цели вы преследуете?

Компания на данный момент является единственной в своём роде. В силу своей деятельности я очень много общался с интернет-магазинами, и понимаю, насколько много аналитики им необходимо, и насколько мало они информации получают. Поскольку аналитика в интернете – одна из главных моих и партнера по компании Бориса Овчинникова компетенций, то не создать такое агентство было бы, по крайней мере, очень странно.  В итоге осенью 2010 года появилось агентство Data Insight, которое немедленно оказалось завалено заказами. Самая сложная наша проблема сейчас – это масштабирование под существующий спрос (что приятно) без ущерба качеству и срокам.

Цель, которую я преследую – увеличение прозрачности и понятности рынка электронной коммерции как для его игроков,  так и для внешних относительно рынка людей и компаний. На сегодняшний момент  непрозрачность и даже непрофессиональность являются главными проблемами российского рынка электронной торговли. 

-Готовы ли розничные сети, до этого момента существовавшие только в оффлайне, развивать бизнес в онлайн секторе? Могли бы вы привести примеры удачного выхода бизнеса в онлайн и наоборот?

Да, конечно. Не просто готовы, но очень активно этим занимаются. Практически все крупные розничные сети уже сформировали (или как минимум начали) отдел электронной торговли. При этом задачи отдела ecommerce могут быть прямым продолжением оффлайновых магазинов и их ассортиментной политики, но и совершенно отдельным направлением, которого не было ранее у компании. Другими словами, это и  продажа части собственного ассортимента (например, IKEA сейчас продает через интернет диваны и др. мебель), и продажа совершенно новых товаров (например, Связной активно развивает у себя систему продаж цифрового контента, доставки по требованию и т.п.).

Крупные розничные сети, на самом деле, сегодня основной наш клиент, так как  подходят к бизнесу более структурно (а следовательно, с использованием исследований). Сети  используют исследования и не представляют своего развития без понимания рынка.

-Тема Интернет торговли является крайне популярной, существует  ли универсальный «измеритель» потребительской активности в Интернете? Какие инструменты вы используете для качественного анализа и получения достоверной информации о состоянии рынка электронной коммерции?

Мы используем в основном опросы и экспертные интервью – это наиболее универсальный исследовательский инструмент, тем более, что современные средства опросов позволяют сделать почти любой срез в течение нескольких дней. Но на самом деле, мы используем сотни различных инструментов: статистические данные посещаемости, данные медийных агентств, данные сторонних опросов, поисковые запросы и их динамику, данные агрегаторов и многое, многое другое.

-Проводите ли вы сравнительный анализ российских Интернет-магазинов с мировыми бизнес гигантами, такими как e-bay, Amazon? Какие существуют  сходства и отличия?

У нас есть несколько исследований, которые мы делаем сейчас: сравнительный анализ с другими рынкам и игроками на них. Безусловно, есть некоторые интересные аналогии, которые позволяют увидеть рынок электронной торговли в России под другим углом и лучше понимать перспективы этого рынка. Сравнение, сопоставление с другими рынками – это,  прежде всего, огромное количество идей, методов, технологий, которых на нашем рынке по тем или иным причинам нет. В этом отношении, кстати, может быть интереснее китайский или японский рынки (они очень мало у нас известны), нежели европейский и американский.

-Какой сектор розничной торговли – food или non-food более широко представлен в Рунете?

Конечно, это, в первую очередь билеты на транспорт и  концерты – самый большой сегмент. Следом идет разного рода техника и электроника: белая, черная, телефоны и пр. Продажа продуктов питания в интернете представлена очень слабо. К примеру,  Утконос – интернет-магазин продуктов питания, являющийся сегодня самым крупным в сегменте, обгоняет ближайших конкурентов вдвое.

 – Какой он, современный покупатель Интернет-магазина? Как распределяется покупательская способность по регионам России?

Он очень разный. Это может быть ребенок, а может и пенсионер. В основном,  по демографическим признакам, это  люди от 20 до 45 лет. Именно они составляют основную группу покупателей, как в онлайн-, так и в оффлайн тоговле. Что касается регионов, то там «жизни практически нет» – подавляющее большинство online-покупателей и денег от них  аккумулируются  в двух столицах.

-Готовы ли российские розничные сети продавать продукцию в социальных сетях?

Нет, хотя пытаются. В первую очередь потому, что социальные сети не готовы к тому, чтобы продавать. Иными словами пока никто не придумал, как эффективно продавать товары через социальные сети ни в России, ни за ее пределами (единичные случаи есть, а системы нет). 

 

Федор Вирин родился 8 декабря 1975 года в Москве. В 2004 году закончил факультет экономики и права Московского государственного педагогического университета, а в 2006 году, заочно, — Московский государственный университет печати по специальности «полиграфист». В интернет-бизнес пришел в 1999 году. С 2000 по 2005 год работал в SpyLog — сначала отвечал за формирование аналитического отдела компании, а затем занимал пост исполнительного директора. С 2005 по август 2010 года — директор по исследованиям Mail.ru. С 2009 февраля по июль 2010 года — управляющий партнер инвестиционного фонда AddVenture. С 2009 года — совладелец агентства «НЛО Маркетинг». Летом 2010 года основал компанию GetFriday, предлагающую услуги личных ассистентов. В октябре 2010 года вместе с партнером открыл исследовательское агентство Data Insight, специализирующееся на исследованиях электронной коммерции и интернет-рекламы. Преподает в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Государственном университете управления, Государственном университете — Высшей школе экономики.

 

www.retail.ru

онлайн-торговля, интернет-торговляНепрозрачность - главная проблема онлайн-торговли в России
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/neprozrachnost-glavnaya-problema-onlayn-torgovli-v-rossii/2023-03-16


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052