Крупные мировые ритейлеры
1 сентября 2009, 00:00 4057 просмотров

"Сейчас аналог 1998 года — самое время развиваться"

Директор по корпоративному развитию холдинга «Новые торговые системы» рассказывает о самых выгодных форматах торговли, особенностях рынка недвижимости и собственных рецептах экономии.
Холдинг «Новые торговые системы» — развивает сети магазинов «Пятерочка», «Патерсон», «Столичный», «Квартал» и «Крепость» в Новосибирской области.

 

— Александр, к каким последствиям для ритейла, по вашему представлению, приведет экономический кризис?

Наиболее «живучими» в этот период показали себя форматы «у дома» и «дискаунтеры». Нам повезло, что мы не открывали гипермаркетов, ни супермаркетов формата «плюс». Ведь эти форматы, как оказалось, наиболее пострадали. Вообще, гипермаркеты, несмотря на ценники, не слишком подходят для периода экономии. Ты поехал сделать покупку на тысячу рублей, а купишь на две, потому что там очень широкий ассортимент и лишняя мотивация для покупки. Вот, например, в «Пятерочке» 5 тысяч наименований, а в супермаркете формата «плюс» — около 15 тысяч. Львиную долю занимают полуфабрикаты и импорт. Раньше люди переплачивали за сервис, чтобы купить уже все готовое, а сейчас вполне могут перекрутить фарш своими руками, ну или сделать «Зимний» салат, а не покупать его в пластиковых лотках. Уверяю, это выйдет в два раза дешевле.
До конца года мы откроем ещё 20 магазинов. Выручка в первом квартале падала, но сейчас стабилизировалась. Сегодня с квадратного метра мы ожидаем выручку на уровне около 6700 -10 000 долларов год.

 

— Изменился ли как-то ассортимент в ваших магазинах на фоне кризиса?
 
Машины и бытовую технику люди перестанут покупать, а есть, пить и курить не перестанут никогда. 67% в нашем чеке — это продукты первой необходимости, они «закрываются» хлебом молоком и подобными продуктами. В миллионах штук мы стали продавать больше, но общая стоимость покупок стала ниже.
 
Поменялась внутренняя структура в ассортименте одного производителя. Люди перешли с йогуртов на кефир, того же «ВимБилльДана». Серьезно «встала» йогуртовая группа товаров. Но вполне можно обойтись и без них. Я дочкам йогурт делаю так: беру кефир и варенье. Ингредиенты смешиваются, выходит дешевле и полезнее, без консервантов.
 
— Модный сегодня формат «у дома» вы развивали давно. Но ведь дискаунтеров до сих пор у вас не было?
 
Сейчас мы вводим новый формат «Лидер Экономии»: минимум ремонта и цены, всего 1000 наименований, очень жесткий дискаунтер. С маржой там пока не все в порядке, даже ещё не весь ассортимент присутствует в системе, пока только 200 наименований собственной марки «Лидер экономии».
 
Можно будет покупать товар у производителей под свою марку крупным оптом и по сниженым ценам. Нужно пройти этот путь, делать максимум продуктов с частной маркой, чтобы сделать какой-то задел для маржи. Планируем открыть 15 таких магазинов.
 
— А как же «Патэрсоны»? Пострадали ли они из-за позиционирования в более высокой ценовой категории?
 
Да, категория у них выше, это супермаркеты с расширенным ассортиментом, около 10000 наименований. Но их было не так уж и много. Раньше мы планировали активно развивать «Патэрсоны», ну, а сейчас будем открывать только в «суперместах», например, на месте бывшей «Зебры».
— Кстати, учитывая печальную судьбу «Зебры», не боитесь ли повторить её путь?
 
Нет, не боимся. «Зебра» не была сетевым супермаркетом, потому и имела большие издержки. А мы — сетевой формат, у нас на этом объекте издержки будут однозначно меньше: не только из-за сети, но и по причине отсутствия высокооплачиваемого бизнес-персонала как класса. Там сейчас только «полевой» персонал — продавцы и консультанты. К тому же мы получили довольно выгодную аренду, очень долго договаривались и сбивали цену с владельцами этого здания. «Патэрсон» там может стать альтернативой «Универсаму» с его высокими ценами, где даже я алкоголь стараюсь не покупать.
— Как вообще сегодня обстоит ситуация с арендой коммерческих площадей в Новосибирске?
 
В среднем мы платим от 350 до 1300 рублей за квадратный метр. Вообще процесс ставок аренды подвижный, живой, все время ведутся переговоры. Доходит до того, что в больших торговых центрах, построенных в не очень удачном месте или в не очень удачное время, мы платим только за коммунальные платежи. Нам отдают помещения, чтобы мы создавали хоть какой-то поток посетителей. И, несмотря на не очень удачное расположение, в таких местах можно сделать очень низкий ценник.
 
Если говорить в целом о коммерческой недвижимости, у меня есть ощущение, что нынешний ценовой рубеж — ещё не дно. Уже сейчас ситуация такова, что интереснее входить в длинную аренду, лет на пять, нежели покупать площади или класть средства на депозит.
 
— С началом действия нового закона о запрете работу игорного бизнеса, освободилось множество помещений игровых залов или казино. Вам они интересны?
 
Интересны, но не все — не подвалы, а залы площадью 300–500 квадратных метров. Вообще, игорный бизнес и такие компании, как «Евросеть», сильно разогревали рынок. Теперь люди, которые владеют этими площадями, не могут отвыкнуть от высоких ставок аренды, которые позволяли себе платить эти компании. И мы пока подождем.
— Вы ждете, а как обстоит дело с ожиданием у ваших поставщиков? Отсрочки выросли?
 
Разговоры вокруг отсрочек — шаманские танцы. Говорю вам, сейчас те же отсрочки и просрочки что и в прошлом году, по крайней мере у нас. Проблема вызвана пресловутым дефицитом ликвидности и ограниченным доступом к кредитным ресурсам. Если раньше поставщик мог спокойно дать отсрочку на 30 дней, допустим, используя овердрафт, и это никак не отразилось бы на производстве, то сейчас у него ресурсов хватает только на 14 дней. Вот и возникают разговоры о просрочке. Вообще сроки просрочки в договорах всегда разные и колеблются от недели на хлеб до 90 дней на алкоголь.
— А как с кредитами у самого холдинга «НТС»? По какой ставке кредитуетесь?
 
Кредитовались бы, но дорого. Есть предложения только по ставке 25%. Надо быть самоубийцей, чтобы брать что-то по такой ставке. Приемлемая ставка — 12%. Можно отдавать один процент маржинального дохода. У ритейлеров рентабельность по чистой прибыли колебалась до кризиса от 1,5 до 5%. Один или два процента «маржи» отдавать банку ещё можно, но больше — уже нет.
 
А вообще если бы был свежий кэш, сейчас самое время развиваться. Недвижимость подешевела в разы, можно «забивать деньгами» предприятия, которые будут делать хорошую, качественную, недорогую продукцию. Сейчас — аналог 1998 года, который бы позволил перезапустить промышленность, если бы нас кредитовали.
— Сегодня в Новосибирске появляется много небольших сетей продуктового ритейла, конкурирующих в том числе и с вами. Это тоже привет из 90-х?
 
Многие бизнесмены проходили 90-е годы, знают реакцию потребителей на отсутствие денег в кармане и стараются «окучивать» этот спрос. Я сам отлично помню 1998 год, кода люди стали резко покупать кильку в томатном соусе и перестали покупать итальянские макароны. Хотя наша макаронная промышленность тогда находилась на грани умирания.
 
Сейчас логистические цепочки рушатся. У дистрибутора почти ничего нет, только оборот, банк «рубит» таким кредиты в первую очередь. А ещё задержка с платежами от магазинов, и они чувствуют себя не очень хорошо. И что происходит? Ребята с деньгами едут в Москву и крупным оптом берут раскрученные товары — например кофе. А потом у себя ставят ценник немного ниже и продают розничным магазинам.
 
— Сеть «Холидей Классик» договаривается о продаже с X5 Retail Group. Угрожает ли это каким-то образом франшизе, по которой вы развиваете магазины «Пятерочка»?
 
Даже если они объединятся, «Х5» не имеет право работать под брендом «Пятерочка», у нас договор франшизы до 2015 года. Будет работать «Холидей» или «Перекресток». А вообще, мало шансов, что тони объединятся. Объявить о слиянии они должны были в июле, но не объявили. Значит у них с переговорами — какие-то проблемы. Скорее всего, «Х5» хочет купить дешевле.
— А вот вам вопрос не как эксперту ритейла, а как потребителю. Какие товары, по-вашему, наиболее полезны — российские или зарубежные?
 
Однозначно российские. Наши ГОСТы остались ещё с советских времен и одни из самых жестких в мире. Да, вся колбаса вредна, но наша — менее вредна, чем иностранная. Вместо колбасы возьмите сало или кусок мяса. Пожарить кусок мяса с перцем и солью — 15 минут, но зато будешь уверен, что все натуральное.
 
Антон Нагорняк
biz.newsib.ru
Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
"Сейчас аналог 1998 года — самое время развиваться"
Директор по корпоративному развитию холдинга «Новые торговые системы» рассказывает о самых выгодных форматах торговли, особенностях рынка недвижимости и собственных рецептах экономии.
Холдинг «Новые торговые системы» — развивает сети магазинов «Пятерочка», «Патерсон», «Столичный», «Квартал» и «Крепость» в Новосибирской области.

 

— Александр, к каким последствиям для ритейла, по вашему представлению, приведет экономический кризис?

Наиболее «живучими» в этот период показали себя форматы «у дома» и «дискаунтеры». Нам повезло, что мы не открывали гипермаркетов, ни супермаркетов формата «плюс». Ведь эти форматы, как оказалось, наиболее пострадали. Вообще, гипермаркеты, несмотря на ценники, не слишком подходят для периода экономии. Ты поехал сделать покупку на тысячу рублей, а купишь на две, потому что там очень широкий ассортимент и лишняя мотивация для покупки. Вот, например, в «Пятерочке» 5 тысяч наименований, а в супермаркете формата «плюс» — около 15 тысяч. Львиную долю занимают полуфабрикаты и импорт. Раньше люди переплачивали за сервис, чтобы купить уже все готовое, а сейчас вполне могут перекрутить фарш своими руками, ну или сделать «Зимний» салат, а не покупать его в пластиковых лотках. Уверяю, это выйдет в два раза дешевле.
До конца года мы откроем ещё 20 магазинов. Выручка в первом квартале падала, но сейчас стабилизировалась. Сегодня с квадратного метра мы ожидаем выручку на уровне около 6700 -10 000 долларов год.

 

— Изменился ли как-то ассортимент в ваших магазинах на фоне кризиса?
 
Машины и бытовую технику люди перестанут покупать, а есть, пить и курить не перестанут никогда. 67% в нашем чеке — это продукты первой необходимости, они «закрываются» хлебом молоком и подобными продуктами. В миллионах штук мы стали продавать больше, но общая стоимость покупок стала ниже.
 
Поменялась внутренняя структура в ассортименте одного производителя. Люди перешли с йогуртов на кефир, того же «ВимБилльДана». Серьезно «встала» йогуртовая группа товаров. Но вполне можно обойтись и без них. Я дочкам йогурт делаю так: беру кефир и варенье. Ингредиенты смешиваются, выходит дешевле и полезнее, без консервантов.
 
— Модный сегодня формат «у дома» вы развивали давно. Но ведь дискаунтеров до сих пор у вас не было?
 
Сейчас мы вводим новый формат «Лидер Экономии»: минимум ремонта и цены, всего 1000 наименований, очень жесткий дискаунтер. С маржой там пока не все в порядке, даже ещё не весь ассортимент присутствует в системе, пока только 200 наименований собственной марки «Лидер экономии».
 
Можно будет покупать товар у производителей под свою марку крупным оптом и по сниженым ценам. Нужно пройти этот путь, делать максимум продуктов с частной маркой, чтобы сделать какой-то задел для маржи. Планируем открыть 15 таких магазинов.
 
— А как же «Патэрсоны»? Пострадали ли они из-за позиционирования в более высокой ценовой категории?
 
Да, категория у них выше, это супермаркеты с расширенным ассортиментом, около 10000 наименований. Но их было не так уж и много. Раньше мы планировали активно развивать «Патэрсоны», ну, а сейчас будем открывать только в «суперместах», например, на месте бывшей «Зебры».
— Кстати, учитывая печальную судьбу «Зебры», не боитесь ли повторить её путь?
 
Нет, не боимся. «Зебра» не была сетевым супермаркетом, потому и имела большие издержки. А мы — сетевой формат, у нас на этом объекте издержки будут однозначно меньше: не только из-за сети, но и по причине отсутствия высокооплачиваемого бизнес-персонала как класса. Там сейчас только «полевой» персонал — продавцы и консультанты. К тому же мы получили довольно выгодную аренду, очень долго договаривались и сбивали цену с владельцами этого здания. «Патэрсон» там может стать альтернативой «Универсаму» с его высокими ценами, где даже я алкоголь стараюсь не покупать.
— Как вообще сегодня обстоит ситуация с арендой коммерческих площадей в Новосибирске?
 
В среднем мы платим от 350 до 1300 рублей за квадратный метр. Вообще процесс ставок аренды подвижный, живой, все время ведутся переговоры. Доходит до того, что в больших торговых центрах, построенных в не очень удачном месте или в не очень удачное время, мы платим только за коммунальные платежи. Нам отдают помещения, чтобы мы создавали хоть какой-то поток посетителей. И, несмотря на не очень удачное расположение, в таких местах можно сделать очень низкий ценник.
 
Если говорить в целом о коммерческой недвижимости, у меня есть ощущение, что нынешний ценовой рубеж — ещё не дно. Уже сейчас ситуация такова, что интереснее входить в длинную аренду, лет на пять, нежели покупать площади или класть средства на депозит.
 
— С началом действия нового закона о запрете работу игорного бизнеса, освободилось множество помещений игровых залов или казино. Вам они интересны?
 
Интересны, но не все — не подвалы, а залы площадью 300–500 квадратных метров. Вообще, игорный бизнес и такие компании, как «Евросеть», сильно разогревали рынок. Теперь люди, которые владеют этими площадями, не могут отвыкнуть от высоких ставок аренды, которые позволяли себе платить эти компании. И мы пока подождем.
— Вы ждете, а как обстоит дело с ожиданием у ваших поставщиков? Отсрочки выросли?
 
Разговоры вокруг отсрочек — шаманские танцы. Говорю вам, сейчас те же отсрочки и просрочки что и в прошлом году, по крайней мере у нас. Проблема вызвана пресловутым дефицитом ликвидности и ограниченным доступом к кредитным ресурсам. Если раньше поставщик мог спокойно дать отсрочку на 30 дней, допустим, используя овердрафт, и это никак не отразилось бы на производстве, то сейчас у него ресурсов хватает только на 14 дней. Вот и возникают разговоры о просрочке. Вообще сроки просрочки в договорах всегда разные и колеблются от недели на хлеб до 90 дней на алкоголь.
— А как с кредитами у самого холдинга «НТС»? По какой ставке кредитуетесь?
 
Кредитовались бы, но дорого. Есть предложения только по ставке 25%. Надо быть самоубийцей, чтобы брать что-то по такой ставке. Приемлемая ставка — 12%. Можно отдавать один процент маржинального дохода. У ритейлеров рентабельность по чистой прибыли колебалась до кризиса от 1,5 до 5%. Один или два процента «маржи» отдавать банку ещё можно, но больше — уже нет.
 
А вообще если бы был свежий кэш, сейчас самое время развиваться. Недвижимость подешевела в разы, можно «забивать деньгами» предприятия, которые будут делать хорошую, качественную, недорогую продукцию. Сейчас — аналог 1998 года, который бы позволил перезапустить промышленность, если бы нас кредитовали.
— Сегодня в Новосибирске появляется много небольших сетей продуктового ритейла, конкурирующих в том числе и с вами. Это тоже привет из 90-х?
 
Многие бизнесмены проходили 90-е годы, знают реакцию потребителей на отсутствие денег в кармане и стараются «окучивать» этот спрос. Я сам отлично помню 1998 год, кода люди стали резко покупать кильку в томатном соусе и перестали покупать итальянские макароны. Хотя наша макаронная промышленность тогда находилась на грани умирания.
 
Сейчас логистические цепочки рушатся. У дистрибутора почти ничего нет, только оборот, банк «рубит» таким кредиты в первую очередь. А ещё задержка с платежами от магазинов, и они чувствуют себя не очень хорошо. И что происходит? Ребята с деньгами едут в Москву и крупным оптом берут раскрученные товары — например кофе. А потом у себя ставят ценник немного ниже и продают розничным магазинам.
 
— Сеть «Холидей Классик» договаривается о продаже с X5 Retail Group. Угрожает ли это каким-то образом франшизе, по которой вы развиваете магазины «Пятерочка»?
 
Даже если они объединятся, «Х5» не имеет право работать под брендом «Пятерочка», у нас договор франшизы до 2015 года. Будет работать «Холидей» или «Перекресток». А вообще, мало шансов, что тони объединятся. Объявить о слиянии они должны были в июле, но не объявили. Значит у них с переговорами — какие-то проблемы. Скорее всего, «Х5» хочет купить дешевле.
— А вот вам вопрос не как эксперту ритейла, а как потребителю. Какие товары, по-вашему, наиболее полезны — российские или зарубежные?
 
Однозначно российские. Наши ГОСТы остались ещё с советских времен и одни из самых жестких в мире. Да, вся колбаса вредна, но наша — менее вредна, чем иностранная. Вместо колбасы возьмите сало или кусок мяса. Пожарить кусок мяса с перцем и солью — 15 минут, но зато будешь уверен, что все натуральное.
 
Антон Нагорняк
biz.newsib.ru
новые торговые системы, пятерочка, перекресток, ашан, х5, хасис, торговля, розничная сеть, сеть магазинов, ритейл, ритейлер"Сейчас аналог 1998 года — самое время развиваться"
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/seychas-analog-1998-goda-samoe-vremya-razvivatsya/2020-02-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052