11 августа 2015, 22:05 6063 просмотра

"Самое страшное в обувном ритейле уже произошло"

Девальвация рубля привела к росту цен на обувь «весна-лето 2015» в среднем на 25 – 30%, по сравнению с аналогичным сезоном прошлого года. Не меньше вырастут цены и на коллекцию осень-зима. Рынок в 1-м полугодии в парах «просел» на 25% - основное падение пришлось на март-апрель, и это можно считать дном. Летом динамика сокращения рынка замедлилась. Рынок будет восстанавливаться уже с весенне-летнего сезона 2016 года, когда спрос начнет расти.

 

Негативные тенденции характерны для всего российского ритейла: девальвация рубля и высокая валютная составляющая в себестоимости товаров привела к резкому росту цен и сокращению спроса. Так, на обувном рынке доля импорта превышает 70%, а доля импортных комплектующих даже в обуви отечественного производства составляет 50 – 70% в зависимости от ассортимента. Именно этим объясняется рост себестоимости готовой продукции и, как результат, увеличение цен для конечного потребителя.

 Оценивая «масштаб трагедии», я могу сказать, что объем рынка обуви в этом году снизился на 25% в натуральном выражении, а в денежном — остался на прежнем уровне – около 1 трлн рублей. Показатели нашей компании, "Обувь России", лучше: у нас выручка в 1-м полугодии выросла более чем на 50% в денежном выражении, прежде всего за счет значительного расширения розничной сети — в прошлом году мы открыли более 120 магазинов и купили одного из региональных обувных ритейлеров. За 6 месяцев 2015 года мы наблюдаем прирост трафика по сопоставимым магазинам на 8%, средний чек like-for-likeувеличился на более чем 35%. Сгладили падение спроса на обувь услуга рассрочки платежа и другие направления работы компании. Так, мы заметили большой прирост продаж по высокомаржинальным сопутствующим товарам, которые широко представлены в наших магазинах.

В целом, все самое страшное для обувного рынка уже произошло – дальнейшие колебания стоимости валюты в коридоре 58 – 65 рублей за доллар уже не приведут к резким скачкам цен. Кризис 2015 года более затяжной, восстановление спроса происходит медленно, однако ситуация будет развиваться по сценарию 2008 – 2009 годов.  Тогда спрос на обувь показал положительную динамику уже весной 2010 года, хотя экономика на тот момент еще не начала восстанавливаться.

 Конечно, в текущих условиях поменялась структура потребления обуви, однако революции не произошло – клиенты, которые предпочитали качественную обувь, не ушли покупать на базаре. Они также приобретают брендовую обувь, только реже. Поэтому даже в условиях кризиса компаниям нужно продолжать инвестировать в разработку коллекций, так как именно новизна ассортимента является ключевым конкурентным преимуществом для fashion-ритейла. Да, структура спроса поменялась — люди чаще предпочитают классическую обувь универсальных цветов, именно поэтому мы уменьшили долю более дорогой модельной обуви в наших коллекциях с 30% до 15%.

 Кризисные явления характеры для всех розничных рынков, разница лишь в специфике продукта и его жизненном цикле, что напрямую влияет на то, как быстро начнет восстанавливаться спрос на рынке. Так, по нашим прогнозам, рынок обуви пойдет в рост уже весной 2016 года, в том числе и за счет эффекта отложенного спроса, — в среднем пара обуви изнашивается за год-полтора. Если в этом году потребитель еще экономит, то в следующем — покупка станет необходимостью.

Достаточно быстрому восстановлению обувного рынка способствуют два фактора: во-первых, рынок обуви слабо консолидирован — федеральным обувным сетям на нем принадлежит не более 20%, а все остальное приходится на мелкие сети и вещевые рынки. Это значит, что зарабатывать можно даже на падающем рынке за счет увеличения своей доли. К тому же сейчас мы наблюдаем, что многие мелкие сети уходят с рынка и их место занимают федеральные игроки. Во-вторых, в нашей стране невысокий уровень потребления обуви: россияне покупают обуви в два раза меньше европейцев и в три раза меньше американцев. Сейчас в нашей стране на каждого потребителя приходится 2,2 пары в год, а для относительно комфортной жизни в нашем климате в течение года, чтобы не ходить босиком, требуются две пары обуви. Т.е. фактически потребление обуви приблизилось к уровню физического износа, и это критическое значение для потребителя — дальше спрос не может сокращаться.

Как чувствуют себя крупные сети? Каждая компания выбрала для себя свою стратегию работы в кризис. Кто-то решает вопросы, как уменьшить долговую нагрузку, кто-то принял решение «переждать» кризис, сократив товарные запасы и урезав бюджеты на развитие. Мы также отказались от идеи экстенсивного развития и запуска новых точек, однако инвестируем в качественное развитие — сосредоточились на повышении эффективности работы каждого магазина, расширяем ассортимент, вводим новые линейки, развиваем дополнительные сервисы для покупателей. Новые магазины в этом году не открываем, однако перевозим часть торговых точек в новые, более проходимые места, так как сейчас высвобождаются привлекательные торговые площади. Всего в этом году планируем переместить 60 магазинов, 25 уже перевезли в 1-м полугодии.

Во временном снижении активности розничного рынка есть свои плюсы: арендодатели, в том числе и торговые центры, стали дорожить хорошими арендаторам. За 1-е полугодие нам удалось снизить арендные ставки в среднем на 12%, в некоторых регионах, где мы работаем не один год, арендодатели пошли и на большие уступки.

 

Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России», специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: Мнения, Электронная коммерция
Поделиться публикацией:
Торговля в интернете как новая экономика

Российский рынок электронной коммерции остается одной из самых малоосвоенных сфер бизнеса

Конец эмбарго: турецкие фрукты и овощи не ударят по российскому рынку

Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи попросил Россию разрешить импорт на свою территорию

Глобально отодвинули

Ретейлеры юга России предлагают объединиться для борьбы с трансграничной интернет-торговлей

"Самое страшное в обувном ритейле уже произошло"Обувь России, Антон Титов