Законодательство в торговле
Исследования и рейтинги
Категорийный менеджмент
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
26 мая 2015, 03:56 10603 просмотра

Что будет с водкой?

Государство отказывается от политики роста акцизов на водку и замораживает их на 2015 и 2016 годы, а минимальная розничная цена на водку с 1 февраля 2015 года снижена с 220 до 185 рублей на бутылку. С чем связаны эти и другие решение по отрасли и к чему они приведут?

Красноречивые цифры

Поступательное повышение за последние несколько лет акцизов и МЦР на водку оказалось для рынка практически убийственным: снизилось и производство, и потребление. По данным аналитики, на протяжении последних трех лет в России наблюдается спад производства водки. В 2014 году в России было произведено 66 698,0 тыс. дкл водки, что на 22,2% ниже объема производства предыдущего года. Производство же водки в феврале 2015 года уменьшилась на -12,4% к уровню февраля прошлого года и составило 3 832,1 тыс. дкл. Среднедушевое потребление алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь снизилось с 16,2 л на душу населения (в пересчете на чистый спирт) в 2008 году до 11,6 л в 2013-м. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский сказал: «Сейчас мы работаем над значительным числом документов поддерживающего характера. Самое главное – четко выделить вектор развития алкогольной отрасли и сделать её предельно конкурентоспособной не только по сравнению с европейской продукцией, но и с продукцией наших партнеров по Таможенному союзу».

Контрафакт и его последствия

Такое значительное снижение объемов выпуска водки игроки рынка объясняли высокой ставкой акциза, приводящей к подорожанию продукта, и уход потребителей в теневой сектор, который достаточно сложно оценить (по некоторым данным он оценивается в 50%-60% от общего объема рынка водочной продукции). Количество контрафактной продукции в России всегда было выше средних данных по другим странам, рост акцизов ситуацию только усугубил. На сегодняшний день торговые сети официально реализуют около 127 млн дкл водки и ликеро-водочных изделий крепостью выше 25%. По экспертным оценкам, еще около 100 млн дкл неучтенного спиртного доходит до потребителя. Эксперты считают, что в России функционирует параллельная система продажи алкоголя нелегально, где продукция стоит значительно ниже официальной цены. Только на территории Московской области сотрудники ОВД в 2014 году изъяли 210 тонн спирта и 3,8 млн бутылок подпольного алкоголя.

Виды «левой» продукции различны: водка, выпускаемая на официальных заводах без учета и «сверх плана», кустарная водка (возможно порядка 5 млн дкл), самогонка (приблизительно 20 млн дкл), спиртосодержащие жидкости и чистый спирт, употребляемый в разведенном виде, плюс спиртосодержащие аптечные настойки (порядка 15-17 млн дкл). Все это не учитывается в Единой государственной автоматизированной информационной системе ( ЕГАИС ) и приводит к снижению сбора акцизов на спиртное. В 2014 году сбор с производителей алкоголя увеличился всего на 25% – при этом акцизы выросли лишь в два раза. По прогнозам Счетной палаты, потери бюджета от неуплаты акцизов и НДС на алкогольную продукцию к концу 2015 года могут вырасти до 100 млрд рублей. «Когда контрафактная продукция не является суррогатом, а лишь проводится мимо ЕГАИС (наклеиваются не оригинальные акцизные марки или выпускается без марок), по крайне мере можно не бояться за здоровье потребителя. Однако суррогаты и «паленка» наносят огромный вред огромный вред организму, вплоть до летального исхода», – высказывает свое мнение Борис Родионов, генеральный директор компании «Родионов с сыновьями».

Игра на понижение

Минфин решил заморозить на год действовавшие в 2014 году ставки акцизов. Таким образом, акциз на крепкий алкоголь в 2015 году остается на уровне 500 рублей на литр спирта вместо планировавшихся в Налоговом кодексе 600 рублей. Ставки, установленные в НК на 2015 год (600 рублей на литр спирта), планируется перенести на 2016 год, а с 2016 года (660 рублей) – на 2017 год. Это основной шаг государства, которого ждали и производители, и легальные продавцы крепкого алкоголя. Тем не менее регулятор пошел дальше, и минимальная розничная цена за 0,5 литра водки в РФ с 1 февраля снижена на 15,9% и составляет теперь 185 рублей. Соответствующий приказ Росалкогольрегулирование опубликовало в конце декабря 2014 года, и на сегодняшний день отпускная цена за бутылку водки у производителя составляет 162 рубля (вместо 171 рубля), оптовая – 170 рублей (вместо 179 рублей). Игроки рынка надеются этим вернуть потребителей в легальный сегмент оборота и не дать отрасли окончательно снизить обороты. Однако по мнению эксперта исследовательской группы Nielsen Марины Лапенковой, снижение акциза вряд ли совершит серьезный прорыв в отрасли и вернет покупателя в том же количестве, так как инфляция и рост цен серьезно снизили покупательскую активность.

Кроме ослабляющих давление на отрасль действий Росалкогольрегулирование применяет и другие регулирующие, касающиеся производителей меры: проект постановления ведомства предлагает уравнять минимальную закупочную цену пищевого и технического спирта до 43 рублей за литр. Ранее минимальная цена закупки технического спирта составляла 33 рубля. Это особенно повлияет на недобросовестных производителей, использующих дешевый технический спирт для изготовления алкогольной продукции.

Чем бюджет пополним?

Снижение акциза на алкоголь снижает доходы бюджета от алкогольной отрасли. Однако, контрмеры нашлись. С 1 января 2015 года вступила в законную сила новая редакция подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 части второй Налогового Кодекса, которая устанавливает новый размер госпошлины за выдачу, продление и переоформление лицензии на алкоголь в 2015 году. В 2015 году стоимость розничной лицензии на алкоголь составляет 65 тысяч рублей за каждый год. на максимальный срок 5 лет – 325 тысяч рублей. В 2014 году годовая лицензия стоила 40 000 рублей. Стоимость оптовой лицензии (Кодекс не разграничивает разные виды продукции «просто» алкоголь или спиртосодержащая пищевая и непищевая продукция) в любом случае будет стоить 800 000 рублей. В 2014 сумма равнялась 500 000 рублей. Так что государственному бюджету отрасль поможет как в прямом, так и в переносном смысле.

Все учесть

На сегодняшний день самым волнительным событием в рознице стоит считать введение ЕГОИС в рознице в 2016 году. С 1 июня 2016 года и 1 ноября 2016 года вступают в силу положения о представлении информации в ЕГАИС организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции в городских и сельских поселениях соответственно. Оптовое звено будет отчитываться уже с 1 ноября 2015 года. Считается, что эта мера позволит избежать попадание контрафактной продукции на полки магазинов. Как показало первое внедрение системы в 2005 -2007 годах она оказалась не слишком эффективна в борьбе с неучтённой продукцией. Однако Росалкогольрегулирование много лет совершенствовали и тестировали систему и считают её внедрение в новом виде потенциально необходимым и успешным. Тестирование проходило в ряде крупных сетей, включая «Магнит», «Дикси», X5 RetailGroup и в некоторых региональных сетях. На момент тестирования все прошло в соответствии с ожиданиями. Как пройдет внедрение, сказать сложно, возникающие проблемы будут решаться по мере возникновения и в рабочем порядке, также будут вноситься изменения в сопроводительные документы. По предположениям некоторых экспертов, внедрение ЕГАИС приведет к сокращению некоторых розничных точек, прежде всего, региональных и небольших, что для ритейл-сетей вовсе не плохо. Если же за ближайшее время наладится производство сканеров и принтеров для системы, которые сейчас делаются только за рубежом и привязаны к скачущему валютному курсу, то внедрение пройдет по крайне мере финансово безболезненно.

В статье были использованы материалы конференции «АлкоКонгресс-2015», проведенной в рамка форума «Продэкспо»

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

Ирина Гусейнова
О том, почему потребитель стал покупать меньше водки и как меняется водочный рынок, Retail.ru рассказала Ирина Гусейнова, заместитель генерального директора по маркетинговому управлению компании «ЛУДИНГ» – Продажи каких водочных брендов выросли, а каких, наоборот, упали за последнее время? – Общие продажи водки упали на 8 %, и это несмотря на снижение минимальной розничной цены. По итогам 2014 года сократились продажи следующих водочных брендов: «Зеленая марка» (- 27,6 %), «Беленькая» (- 22,2%), «Пять Озер» (- 13,6%). А вот «Талка» и «Русский стандарт» завершили год с небольшим приростом – около 3,3 %. – С чем вы связываете снижение потребления водки? – С одной стороны, мы видим общую тенденцию к снижению покупательной способности населения. С другой – идет переориентация вкусов – часть потребителей переходит на другие напитки. Так, в последние годы наблюдалась тенденция к перераспределению в пользу рома, текилы, виски среди любителей крепких напитков, стабильно росло потребление односолодового виски. Потребитель становится гурманом, в тренде утонченная гастрономия – люди хотят пробовать что-то новое и интересное. Кроме того, наше население стало лучше разбираться в вине и отдавать предпочтение ему. Этому способствовало появление специализированной розницы и винных баров. – Появляются ли новые бренды, производители? – Торговые сети также продолжают выпускать в разных категориях свои собственные торговые марки. Правда, те, которые стали традиционными, в 2014 году подверглись сокращению, уже нет смысла производить их в таких больших количествах. Существующий ассортимент расширяется за счет новых винных сортов или вкусов в крепких напитках. Что касается водки, ритейлеры запускают производство собственных марок этого напитка, преследуя одну из самых важных целей – получить бюджетный алкоголь. Это делается для того, чтобы без накруток посредников вписаться в минимально-разрешенную цену. Есть и еще одно логичное объяснение – остановить рынок контрафактной водки, который начал стремительный рост в России в связи с падением покупательской способности жителей страны. – Что вы ждете от лета? – Во втором квартале 2015 года ожидается стабилизация в винной алкогольной отрасли: думаю, мы увидим прирост покупателей вина на 10-15 %. Причем больше покупать будут напитки в мягкой упаковке, которые идеально подойдут для пикников, шашлыков и дачных ужинов.
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Что будет с водкой?

Государство отказывается от политики роста акцизов на водку и замораживает их на 2015 и 2016 годы, а минимальная розничная цена на водку с 1 февраля 2015 года снижена с 220 до 185 рублей на бутылку. С чем связаны эти и другие решение по отрасли и к чему они приведут?

Красноречивые цифры

Поступательное повышение за последние несколько лет акцизов и МЦР на водку оказалось для рынка практически убийственным: снизилось и производство, и потребление. По данным аналитики, на протяжении последних трех лет в России наблюдается спад производства водки. В 2014 году в России было произведено 66 698,0 тыс. дкл водки, что на 22,2% ниже объема производства предыдущего года. Производство же водки в феврале 2015 года уменьшилась на -12,4% к уровню февраля прошлого года и составило 3 832,1 тыс. дкл. Среднедушевое потребление алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь снизилось с 16,2 л на душу населения (в пересчете на чистый спирт) в 2008 году до 11,6 л в 2013-м. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский сказал: «Сейчас мы работаем над значительным числом документов поддерживающего характера. Самое главное – четко выделить вектор развития алкогольной отрасли и сделать её предельно конкурентоспособной не только по сравнению с европейской продукцией, но и с продукцией наших партнеров по Таможенному союзу».

Контрафакт и его последствия

Такое значительное снижение объемов выпуска водки игроки рынка объясняли высокой ставкой акциза, приводящей к подорожанию продукта, и уход потребителей в теневой сектор, который достаточно сложно оценить (по некоторым данным он оценивается в 50%-60% от общего объема рынка водочной продукции). Количество контрафактной продукции в России всегда было выше средних данных по другим странам, рост акцизов ситуацию только усугубил. На сегодняшний день торговые сети официально реализуют около 127 млн дкл водки и ликеро-водочных изделий крепостью выше 25%. По экспертным оценкам, еще около 100 млн дкл неучтенного спиртного доходит до потребителя. Эксперты считают, что в России функционирует параллельная система продажи алкоголя нелегально, где продукция стоит значительно ниже официальной цены. Только на территории Московской области сотрудники ОВД в 2014 году изъяли 210 тонн спирта и 3,8 млн бутылок подпольного алкоголя.

Виды «левой» продукции различны: водка, выпускаемая на официальных заводах без учета и «сверх плана», кустарная водка (возможно порядка 5 млн дкл), самогонка (приблизительно 20 млн дкл), спиртосодержащие жидкости и чистый спирт, употребляемый в разведенном виде, плюс спиртосодержащие аптечные настойки (порядка 15-17 млн дкл). Все это не учитывается в Единой государственной автоматизированной информационной системе ( ЕГАИС ) и приводит к снижению сбора акцизов на спиртное. В 2014 году сбор с производителей алкоголя увеличился всего на 25% – при этом акцизы выросли лишь в два раза. По прогнозам Счетной палаты, потери бюджета от неуплаты акцизов и НДС на алкогольную продукцию к концу 2015 года могут вырасти до 100 млрд рублей. «Когда контрафактная продукция не является суррогатом, а лишь проводится мимо ЕГАИС (наклеиваются не оригинальные акцизные марки или выпускается без марок), по крайне мере можно не бояться за здоровье потребителя. Однако суррогаты и «паленка» наносят огромный вред огромный вред организму, вплоть до летального исхода», – высказывает свое мнение Борис Родионов, генеральный директор компании «Родионов с сыновьями».

Игра на понижение

Минфин решил заморозить на год действовавшие в 2014 году ставки акцизов. Таким образом, акциз на крепкий алкоголь в 2015 году остается на уровне 500 рублей на литр спирта вместо планировавшихся в Налоговом кодексе 600 рублей. Ставки, установленные в НК на 2015 год (600 рублей на литр спирта), планируется перенести на 2016 год, а с 2016 года (660 рублей) – на 2017 год. Это основной шаг государства, которого ждали и производители, и легальные продавцы крепкого алкоголя. Тем не менее регулятор пошел дальше, и минимальная розничная цена за 0,5 литра водки в РФ с 1 февраля снижена на 15,9% и составляет теперь 185 рублей. Соответствующий приказ Росалкогольрегулирование опубликовало в конце декабря 2014 года, и на сегодняшний день отпускная цена за бутылку водки у производителя составляет 162 рубля (вместо 171 рубля), оптовая – 170 рублей (вместо 179 рублей). Игроки рынка надеются этим вернуть потребителей в легальный сегмент оборота и не дать отрасли окончательно снизить обороты. Однако по мнению эксперта исследовательской группы Nielsen Марины Лапенковой, снижение акциза вряд ли совершит серьезный прорыв в отрасли и вернет покупателя в том же количестве, так как инфляция и рост цен серьезно снизили покупательскую активность.

Кроме ослабляющих давление на отрасль действий Росалкогольрегулирование применяет и другие регулирующие, касающиеся производителей меры: проект постановления ведомства предлагает уравнять минимальную закупочную цену пищевого и технического спирта до 43 рублей за литр. Ранее минимальная цена закупки технического спирта составляла 33 рубля. Это особенно повлияет на недобросовестных производителей, использующих дешевый технический спирт для изготовления алкогольной продукции.

Чем бюджет пополним?

Снижение акциза на алкоголь снижает доходы бюджета от алкогольной отрасли. Однако, контрмеры нашлись. С 1 января 2015 года вступила в законную сила новая редакция подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 части второй Налогового Кодекса, которая устанавливает новый размер госпошлины за выдачу, продление и переоформление лицензии на алкоголь в 2015 году. В 2015 году стоимость розничной лицензии на алкоголь составляет 65 тысяч рублей за каждый год. на максимальный срок 5 лет – 325 тысяч рублей. В 2014 году годовая лицензия стоила 40 000 рублей. Стоимость оптовой лицензии (Кодекс не разграничивает разные виды продукции «просто» алкоголь или спиртосодержащая пищевая и непищевая продукция) в любом случае будет стоить 800 000 рублей. В 2014 сумма равнялась 500 000 рублей. Так что государственному бюджету отрасль поможет как в прямом, так и в переносном смысле.

Все учесть

На сегодняшний день самым волнительным событием в рознице стоит считать введение ЕГОИС в рознице в 2016 году. С 1 июня 2016 года и 1 ноября 2016 года вступают в силу положения о представлении информации в ЕГАИС организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции в городских и сельских поселениях соответственно. Оптовое звено будет отчитываться уже с 1 ноября 2015 года. Считается, что эта мера позволит избежать попадание контрафактной продукции на полки магазинов. Как показало первое внедрение системы в 2005 -2007 годах она оказалась не слишком эффективна в борьбе с неучтённой продукцией. Однако Росалкогольрегулирование много лет совершенствовали и тестировали систему и считают её внедрение в новом виде потенциально необходимым и успешным. Тестирование проходило в ряде крупных сетей, включая «Магнит», «Дикси», X5 RetailGroup и в некоторых региональных сетях. На момент тестирования все прошло в соответствии с ожиданиями. Как пройдет внедрение, сказать сложно, возникающие проблемы будут решаться по мере возникновения и в рабочем порядке, также будут вноситься изменения в сопроводительные документы. По предположениям некоторых экспертов, внедрение ЕГАИС приведет к сокращению некоторых розничных точек, прежде всего, региональных и небольших, что для ритейл-сетей вовсе не плохо. Если же за ближайшее время наладится производство сканеров и принтеров для системы, которые сейчас делаются только за рубежом и привязаны к скачущему валютному курсу, то внедрение пройдет по крайне мере финансово безболезненно.

В статье были использованы материалы конференции «АлкоКонгресс-2015», проведенной в рамка форума «Продэкспо»

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

Ирина Гусейнова
О том, почему потребитель стал покупать меньше водки и как меняется водочный рынок, Retail.ru рассказала Ирина Гусейнова, заместитель генерального директора по маркетинговому управлению компании «ЛУДИНГ» – Продажи каких водочных брендов выросли, а каких, наоборот, упали за последнее время? – Общие продажи водки упали на 8 %, и это несмотря на снижение минимальной розничной цены. По итогам 2014 года сократились продажи следующих водочных брендов: «Зеленая марка» (- 27,6 %), «Беленькая» (- 22,2%), «Пять Озер» (- 13,6%). А вот «Талка» и «Русский стандарт» завершили год с небольшим приростом – около 3,3 %. – С чем вы связываете снижение потребления водки? – С одной стороны, мы видим общую тенденцию к снижению покупательной способности населения. С другой – идет переориентация вкусов – часть потребителей переходит на другие напитки. Так, в последние годы наблюдалась тенденция к перераспределению в пользу рома, текилы, виски среди любителей крепких напитков, стабильно росло потребление односолодового виски. Потребитель становится гурманом, в тренде утонченная гастрономия – люди хотят пробовать что-то новое и интересное. Кроме того, наше население стало лучше разбираться в вине и отдавать предпочтение ему. Этому способствовало появление специализированной розницы и винных баров. – Появляются ли новые бренды, производители? – Торговые сети также продолжают выпускать в разных категориях свои собственные торговые марки. Правда, те, которые стали традиционными, в 2014 году подверглись сокращению, уже нет смысла производить их в таких больших количествах. Существующий ассортимент расширяется за счет новых винных сортов или вкусов в крепких напитках. Что касается водки, ритейлеры запускают производство собственных марок этого напитка, преследуя одну из самых важных целей – получить бюджетный алкоголь. Это делается для того, чтобы без накруток посредников вписаться в минимально-разрешенную цену. Есть и еще одно логичное объяснение – остановить рынок контрафактной водки, который начал стремительный рост в России в связи с падением покупательской способности жителей страны. – Что вы ждете от лета? – Во втором квартале 2015 года ожидается стабилизация в винной алкогольной отрасли: думаю, мы увидим прирост покупателей вина на 10-15 %. Причем больше покупать будут напитки в мягкой упаковке, которые идеально подойдут для пикников, шашлыков и дачных ужинов.
алкоголь, водкаЧто будет с водкой?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/chto-budet-s-vodkoy/2015-05-29


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052