Законодательство в торговле
Категорийный менеджмент
Кризис. Точка бифуркации
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Фастфуд. Фудкорты. Сетевые рестораны
22 мая 2014, 00:00 10401 просмотр

Куда шагаешь, табачок?

Мировой рынок табачных изделий уже много лет «давят» с разных сторон. Не обошла тенденция и Россию. Новый «антитабачный» Закон и регулярное повышение акцизов на табачные изделия оказали существенное влияние на рыночную ситуацию.

Больше года прошло с момента принятия в РФ Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Часть положений Закона, таких как наложение изображений на пачки сигарет и ограничение курения в общественных местах, уже вступили в силу.  Запрещена реклама табачных изделий, в том числе косвенная, с демонстрацией процесса курения в кинофильмах и передачах, а также промо-акции и спонсорство.

С 1 июля 2014 года вводится запрет на продажу табачных изделий в небольших торговых точках (до 50 кв.м) и сигаретных киосках. Ожидается, что грядущие изменения сильнее всего ударят по мелким торговцам. По данным аналитиков Nielsen, 40 % выручки подобных торговых точек приходится в среднем именно на сигареты, еще 40 – на пиво, которое также вскоре запретят к продаже в киосках. Аналогичное ограничение, введенное в Канаде в 2008 году, привело к закрытию 2300 мелких торговых точек, составляющих 15 % от общего числа магазинов в стране.

Впрочем, в России некоторые специализированные табачные магазины, как например Tabakpodarki, подготовились к подобному повороту событий, переориентировав за последние несколько лет ассортимент магазина в сторону сокращения табачных изделий и увеличения иной продукции, в данном случае сувениров и подарков. 

Табачные неприятности сулят не только мелким торговцам. Новые правила продажи сигарет возможно будут введены и для более крупных ритейлеров. Так, в магазинах площадью свыше 50 кв. метров планируют запретить открытую выкладку сигарет. В этом случае покупатель сможет приобрести  табачные изделия только по запросу,  получив на руки прайс.

Мировой опыт показал невысокую эффективность влияния закрытой выкладки табака на снижение числа «курильщиков» и наличие определенных убытков у производителей и ритейлеров. Европейские ритейлеры понесли потери ввиду переоборудования торговых площадей. Сеть Tesco заявила об увеличении времени обслуживания покупателей на кассах. А статистика показала снижение объемов продаж сигарет: в 2005-2010 годах в Западной Европе продажи упали на 12 %, в Северной Америке – на 20%.

Тем не менее, массового снижения числа курильщиков на Западе не наблюдается. Так, в Канаде, где запрет на открытую выкладку табака действует с 2008 года, не зафиксирован существенный отказ населения от сигарет. Напротив, исследования, проведенные учеными института Oxford Economics в 2011 году, показали незначительный рост числа курильщиков. В Исландии, с момента введения аналогичного запрета в 2001 году, зафиксирован 3 % рост числа курящего населения.

В России все расходы по реализации требований Законодательства полностью ложатся на плечи производителей и торговых сетей.  Представители ритейлеров говорят о том, что новые меры вряд ли скажутся на уровне табакокурения в стране, но однозначно увеличат время обслуживания покупателей и повлияют на снижение выручки торговых площадок. Для борьбы с грядущими трудностями ритейлеров, Холдинг PVG разработал линейку «табачного» торгового оборудования, функционал которого учитывает все требования Законодательства и позволяет оперативно обслуживать покупателей. Учитывая опыт Запада, российские ритейлеры могут рассчитывать на компенсацию возможных грядущих потерь за счет притока новых покупателей табака из  сигаретных киосков и ларьков.

Статистика показывает, что на российских курильщиков «антитабачный» Закон действует положительно. По данным Росстата, с 2008 по 2013 год число курящих среди взрослого населения сократилось на 5,4 %, с 33,7 до 28,3 %.  Согласно опросам ВЦИОМ снижение табакокурения в России с 2009 по 2013 год составило 16-17 %: в 2009 году табачную продукцию употребляли 41% населения, а в 2013-м – лишь 34%.

Производство сигарет в России с 2012 по 2013 год сократилось на 20,5 млрд штук (5,9 %) согласно данным Росстата, ЕМИСС. В первом квартале 2014 года также наблюдается снижение объемов производства сигарет и папирос в сравнении с аналогичным показателем 2013 года –  на 21 % или 16,1 млрд шт. Помесячная динамика производства курительных изделий в РФ:

 

Объем производства сигарет и папирос, млрд. шт.

Месяц

2013 г

2014 г.

Январь

18,3

14,4

Февраль

25,0

16,7

Март

33,2

29,3

Апрель

33,2

 

Одна из лидирующих компаний по изготовлению табачных изделий, Philip Morris, объявила о сокращении отгрузок товара в 2103 году в России на 6,7%. Ведущий табачный концерн JTI сообщил о снижении объемов на российском рынке на 8%. Еще один лидер отрасли, BAT, также объявил о сокращении продаж. Тем не менее, благодаря выводу на рынок новых продуктов,  доля некоторых компаний на табачном рынке за минувший год только увеличилась.

Кроме буквы Закона большое влияние на рынок табачных изделий оказывает и концепция государственной политики по противодействию потреблению табака на 2010-2015 годы. Согласно концепции, в ближайшие годы уровень налогов на табачную продукцию в стране должен быть приближен к европейским показателям – 80 рублей. За последние четыре года  уровень акциза поднялся с 9,2 до 20,8 рублей. И уже в 2015 году должен составить 25 рублей. В течение 2015-2017 года Минфин прогнозирует рост стоимости акциза еще на 10 %. Дополнительно будет введена минимальная цена на сигареты, величина которой должна составлять не менее 75% от максимальной стоимости пачки сигарет.

Сами производители первоочередной причиной сокращения продаж считают именно ужесточение акцизной политики.  Кроме того, повышение налога на табачную продукцию может привести к волне нелегального импорта сигарет из Белоруссии и Казахстана, где акцизы на сигареты значительно ниже.  Только в 2013 году рост продаж такой табачной продукции в России  вырос в три раза – с 0,3 до 0,9% в сравнении с предыдущим годом. Впрочем, Таможенный союз уже работает над этим вопросом – активно ведутся переговоры об унификации акцизов.

В долгосрочной перспективе «антитабачный» Закон – не последнее испытание для табачной отрасли. В Евросоюзе в ближайшие годы планируется введение запрета на сигареты с ароматическими добавками и красивое оформление пачек сигарет, соблазняющее молодых женщин на курение.  Кроме того, ожидается, что отталкивающие иллюстрации будут покрывать до двух третей поверхности сигаретных пачек. Вероятно, впоследствии подобные запреты «перекочуют» и в Россию.

Холдинг PVG, специально для Retail.ru

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Куда шагаешь, табачок?

Больше года прошло с момента принятия в РФ Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Часть положений Закона, таких как наложение изображений на пачки сигарет и ограничение курения в общественных местах, уже вступили в силу.  Запрещена реклама табачных изделий, в том числе косвенная, с демонстрацией процесса курения в кинофильмах и передачах, а также промо-акции и спонсорство.

С 1 июля 2014 года вводится запрет на продажу табачных изделий в небольших торговых точках (до 50 кв.м) и сигаретных киосках. Ожидается, что грядущие изменения сильнее всего ударят по мелким торговцам. По данным аналитиков Nielsen, 40 % выручки подобных торговых точек приходится в среднем именно на сигареты, еще 40 – на пиво, которое также вскоре запретят к продаже в киосках. Аналогичное ограничение, введенное в Канаде в 2008 году, привело к закрытию 2300 мелких торговых точек, составляющих 15 % от общего числа магазинов в стране.

Впрочем, в России некоторые специализированные табачные магазины, как например Tabakpodarki, подготовились к подобному повороту событий, переориентировав за последние несколько лет ассортимент магазина в сторону сокращения табачных изделий и увеличения иной продукции, в данном случае сувениров и подарков. 

Табачные неприятности сулят не только мелким торговцам. Новые правила продажи сигарет возможно будут введены и для более крупных ритейлеров. Так, в магазинах площадью свыше 50 кв. метров планируют запретить открытую выкладку сигарет. В этом случае покупатель сможет приобрести  табачные изделия только по запросу,  получив на руки прайс.

Мировой опыт показал невысокую эффективность влияния закрытой выкладки табака на снижение числа «курильщиков» и наличие определенных убытков у производителей и ритейлеров. Европейские ритейлеры понесли потери ввиду переоборудования торговых площадей. Сеть Tesco заявила об увеличении времени обслуживания покупателей на кассах. А статистика показала снижение объемов продаж сигарет: в 2005-2010 годах в Западной Европе продажи упали на 12 %, в Северной Америке – на 20%.

Тем не менее, массового снижения числа курильщиков на Западе не наблюдается. Так, в Канаде, где запрет на открытую выкладку табака действует с 2008 года, не зафиксирован существенный отказ населения от сигарет. Напротив, исследования, проведенные учеными института Oxford Economics в 2011 году, показали незначительный рост числа курильщиков. В Исландии, с момента введения аналогичного запрета в 2001 году, зафиксирован 3 % рост числа курящего населения.

В России все расходы по реализации требований Законодательства полностью ложатся на плечи производителей и торговых сетей.  Представители ритейлеров говорят о том, что новые меры вряд ли скажутся на уровне табакокурения в стране, но однозначно увеличат время обслуживания покупателей и повлияют на снижение выручки торговых площадок. Для борьбы с грядущими трудностями ритейлеров, Холдинг PVG разработал линейку «табачного» торгового оборудования, функционал которого учитывает все требования Законодательства и позволяет оперативно обслуживать покупателей. Учитывая опыт Запада, российские ритейлеры могут рассчитывать на компенсацию возможных грядущих потерь за счет притока новых покупателей табака из  сигаретных киосков и ларьков.

Статистика показывает, что на российских курильщиков «антитабачный» Закон действует положительно. По данным Росстата, с 2008 по 2013 год число курящих среди взрослого населения сократилось на 5,4 %, с 33,7 до 28,3 %.  Согласно опросам ВЦИОМ снижение табакокурения в России с 2009 по 2013 год составило 16-17 %: в 2009 году табачную продукцию употребляли 41% населения, а в 2013-м – лишь 34%.

Производство сигарет в России с 2012 по 2013 год сократилось на 20,5 млрд штук (5,9 %) согласно данным Росстата, ЕМИСС. В первом квартале 2014 года также наблюдается снижение объемов производства сигарет и папирос в сравнении с аналогичным показателем 2013 года –  на 21 % или 16,1 млрд шт. Помесячная динамика производства курительных изделий в РФ:

 

Объем производства сигарет и папирос, млрд. шт.

Месяц

2013 г

2014 г.

Январь

18,3

14,4

Февраль

25,0

16,7

Март

33,2

29,3

Апрель

33,2

 

Одна из лидирующих компаний по изготовлению табачных изделий, Philip Morris, объявила о сокращении отгрузок товара в 2103 году в России на 6,7%. Ведущий табачный концерн JTI сообщил о снижении объемов на российском рынке на 8%. Еще один лидер отрасли, BAT, также объявил о сокращении продаж. Тем не менее, благодаря выводу на рынок новых продуктов,  доля некоторых компаний на табачном рынке за минувший год только увеличилась.

Кроме буквы Закона большое влияние на рынок табачных изделий оказывает и концепция государственной политики по противодействию потреблению табака на 2010-2015 годы. Согласно концепции, в ближайшие годы уровень налогов на табачную продукцию в стране должен быть приближен к европейским показателям – 80 рублей. За последние четыре года  уровень акциза поднялся с 9,2 до 20,8 рублей. И уже в 2015 году должен составить 25 рублей. В течение 2015-2017 года Минфин прогнозирует рост стоимости акциза еще на 10 %. Дополнительно будет введена минимальная цена на сигареты, величина которой должна составлять не менее 75% от максимальной стоимости пачки сигарет.

Сами производители первоочередной причиной сокращения продаж считают именно ужесточение акцизной политики.  Кроме того, повышение налога на табачную продукцию может привести к волне нелегального импорта сигарет из Белоруссии и Казахстана, где акцизы на сигареты значительно ниже.  Только в 2013 году рост продаж такой табачной продукции в России  вырос в три раза – с 0,3 до 0,9% в сравнении с предыдущим годом. Впрочем, Таможенный союз уже работает над этим вопросом – активно ведутся переговоры об унификации акцизов.

В долгосрочной перспективе «антитабачный» Закон – не последнее испытание для табачной отрасли. В Евросоюзе в ближайшие годы планируется введение запрета на сигареты с ароматическими добавками и красивое оформление пачек сигарет, соблазняющее молодых женщин на курение.  Кроме того, ожидается, что отталкивающие иллюстрации будут покрывать до двух третей поверхности сигаретных пачек. Вероятно, впоследствии подобные запреты «перекочуют» и в Россию.

Холдинг PVG, специально для Retail.ru

антитабачный закон, запрет курения, производство табака, сигаретыКуда шагаешь, табачок?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/kuda-shagaesh-tabachok/2014-06-03


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052