Крупные мировые ритейлеры
Маркетинг и экономика торговли
Мерчендайзинг. Выкладка. Витрины
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
12 ноября 2013, 00:00 9919 просмотров

Пища требует сертификата

Рост рынка органик-продукции – общемировая тенденция, которая ведет к усилению контроля качества товаров и их соответствия требованиям органических стандартов. У сертифицированных производителей есть конкурентное преимущество при продаже продукции как на внутренних, так и на внешних рынках. Однако в отношении отечественных операторов это правило не действует: Россия еще находится на пути к выработке собственного стандарта, который примет или не примет мировое сообщество. 

В числе ведущих программ органик-сертификации, принятых во всем мире, – европейская (EU 834/07), американская (NOP) и японская (JAS). Российские производители могут через посредников сертифицировать свою продукцию по одному из этих документов. Так, по органическому стандарту ICEA (итальянского Института этической и органической сертификации) IACBs Equivalent EU Standard, гармонизированному с европейским, сертифицировано 14 производителей, из которых два работают на территории Северо-Западного региона. По данным НП «Экологический союз», это фермы «Алёховщина» в Лодейнопольском районе и «Живое поле» в Кировском.

Сложности перехода

Почему в России так мало производителей, готовых работать в соответствии с органик-стандартами? Причин несколько. Во-первых, требования достаточно строги, им тяжело соответствовать в условиях российской действительности, когда нет сформированного правового поля в этой области и единой системы сертификации.

Отсутствие государственной поддержки – также немаловажный фактор. К примеру, в странах ЕС сумма «органических» субсидий для растениеводства составляет 140 евро на 1 га угодий в год. При этом финские производители отмечают, что подобных инвестиций едва хватает на успешное функционирование хозяйства. «30-40% наших денежных средств – внешние поступления, помощь ЕС. Однако, думаю, субсидии от ЕС будут постепенно сокращаться, а цены на мясо будут расти медленнее, чем затраты на поддержание хозяйства в рабочем состоянии. Моя задача – увеличивать продажу мяса в переработанном виде: цены на такую продукцию выше – соответственно, так будем повышать свою прибыль», – делится прогнозами владелец фермы Busgord Маркус Волш. А в России производителям, желающим перейти на выпуск органической продукции, приходится рассчитывать на собственные инвестиции для внедрения новых методов. При этом они должны быть готовы к снижению урожайности и получаемых объемов продукции. Кроме того, в течение конверсионного периода изготовители не имеют права продавать свою продукцию как органическую и, как следствие, не могут устанавливать более высокую цену на нее.

Еще один негативный для рынка фактор – некомпетентность потребителя, который выбирает товар преимущественно по внешнему виду. Он недостаточно осведомлен о преимуществах и специфике органических продуктов. Органик-фермерам сложно конкурировать с традиционным сельским хозяйством: зачастую их продукция стоит дороже, но при этом имеет меньший срок хранения. 

По международным стандартам

Далеко не все российские производители в полном объеме владеют информацией о требованиях органик-стандартов. Есть необходимость сделать понятнее процедуру прохождения сертификации, что в рамках программы Ecofood возможно благодаря ИT-приложению на сайте программы, где кроме всего прочего представлены органик-требования и схема сертификации. «Производителям должен быть понятен сам процесс подачи заявки и проведения аттестации. Они не должны ходить по разным инстанциям. При этом строгий контроль соответствия органик-стандартам никто отменять не собирается», – поясняет вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Савощев.

Сейчас процедура сертификации состоит из нескольких этапов. Вначале подается заявка, после ее регистрации начинается отсчет конверсионного периода, то есть перехода от традиционного хозяйствования к органическому. Затем рассчитывается стоимость процедуры и согласовывается договор на сертификацию. После этого оператор представляет документы, в которых отображает все процессы, применяемые в производстве. На их основании проводится предварительная оценка, после чего в течение 90 дней стартует первая инспекция. Ее цель – досконально проверить соответствие процессов и средств производства продукции требованиям, установленным в органик-стандарте. Если в ходе аудита выявлены несоответствия, у оператора есть 15 дней, чтобы устранить мелкие недостатки, а для устранения существенных может быть выделено до трех месяцев. Далее начинает работу аттестационная комиссия, которая на основании полученных документов и отчета о первой инспекции дает разрешение на вступление оператора в систему контроля органа по сертификации. С этого момента оператор регистрируется в системе контроля и получает сертификат о том, что его методы ведения сельского хозяйства соответствуют требованиям, предъявляемым к органическому землепользованию (Сертификат соответствия производства). Документ выдается на 18 месяцев и продлевается в случае благополучного прохождения ежегодной инспекции.

Стандарт по-российски

Несмотря на все сложности, специалисты отмечают увеличение интереса производителей к органик-сертификации. Спрос на органическую продукцию также стабильно растет. Во многом это послужило толчком к запуску приграничной российско-финской программы ECOFOOD (ENPI), основной задачей которой стало создание экспертами НП «Экологический союз» стандарта «Листок жизни. Органик».

Стандарт устанавливает принципы органического производства, способы подготовки и обработки, хранения, транспортировки и маркировки продукции, а также ее размещения на рынке. Документ разработан в соответствии с положениями Кодекса Алиментариус «Органические пищевые продукты», учитывает требования европейских директив 834/2007 и 889/2008, финского стандарта органического производства Luomu и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. Также учтены российские особенности и уровень развития органического земледелия. Это первый в России стандарт, основанный на международных требованиях и учитывающий отечественные реалии.

С 16 октября стандарт находится на общественном обсуждении. Эксперты оценят научную обоснованность требований будущего документа, их полноту и адекватность по отношению к уровню развития сельского хозяйства в России. После публичной оценки и утверждения финальной версии стандарта запланирована процедура его международного признания Министерством сельского хозяйства Финляндии и органами по аккредитации Европейского союза.

Первые сертификаты, скорее всего, появятся весной 2014 года – заявки принимаются уже сейчас. Пройти процедуру могут как малые, так и крупные производители животноводческой и растениеводческой продукции, а также фермеры и предприятия по переработке сельхозпродукции.

Вход в общий рынок

Для тех, кто рассчитывает на импорт продукции в Суоми и другие страны, прохождение органик-сертификации – принципиальный вопрос. Как отмечает руководитель проекта органик-сертификации НП «Экологический союз» Марина Полтавцева, «сертифицируются те производители, которые уже поняли преимущества органического продукта, имеющего маркировку, и готовы к внедрению новых методов производства. Главными мотивами для них становятся сугубо бизнес-цели – приобрести новые конкурентные преимущества для своей продукции и, например, выйти в премиальный сегмент или начать экспорт на международные рынки».

В первую очередь речь идет о выходе на рынок Финляндии. Эксперт ассоциации органического сельского хозяйства Luomuliitto Микко Рахтола заверяет, что финский рынок заинтересован в «типично русских» продуктах, которые не производятся в их стране. «Гречиха, пельмени – можно выделить целую группу товаров, которые мы могли бы получать из России. Однако пока сложно говорить о торговых отношениях в сфере органической продукции. России необходим признанный органик-сертификат. Это повысит доверие к производителям», – отмечает он.

Именно поэтому одна из главных задач создателей стандарта «Листок жизни. Органик» – формирование единого рынка органических продуктов питания между Северо-Западом России и Юго-Восточной Финляндией. Сейчас ведется работа, цель которой – добиться признания стандарта на финской территории. В рамках семинара «Экофуд», прошедшего 2 октября в Хельсинки, достигнута договоренность об оценке стандарта финским агентством продовольственной безопасности EVIRA. Признание стандарта в Финляндии поможет поставлять сертифицированную продукцию российских производителей, в первую очередь СЗФО, на финский рынок.

Эксперты сходятся во мнении, что спрос на органические продукты в Суоми намного превышает предложение. «Сейчас объем органической продукции составляет всего несколько процентов всех финских товаров», – сообщает Марья-Риита Коттила из организации Pro Luomu ry. Соответственно, у российских органик-производителей хорошие перспективы для выхода на рынок Финляндии.

Экперт

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Пища требует сертификата

Рост рынка органик-продукции – общемировая тенденция, которая ведет к усилению контроля качества товаров и их соответствия требованиям органических стандартов. У сертифицированных производителей есть конкурентное преимущество при продаже продукции как на внутренних, так и на внешних рынках. Однако в отношении отечественных операторов это правило не действует: Россия еще находится на пути к выработке собственного стандарта, который примет или не примет мировое сообщество. 

В числе ведущих программ органик-сертификации, принятых во всем мире, – европейская (EU 834/07), американская (NOP) и японская (JAS). Российские производители могут через посредников сертифицировать свою продукцию по одному из этих документов. Так, по органическому стандарту ICEA (итальянского Института этической и органической сертификации) IACBs Equivalent EU Standard, гармонизированному с европейским, сертифицировано 14 производителей, из которых два работают на территории Северо-Западного региона. По данным НП «Экологический союз», это фермы «Алёховщина» в Лодейнопольском районе и «Живое поле» в Кировском.

Сложности перехода

Почему в России так мало производителей, готовых работать в соответствии с органик-стандартами? Причин несколько. Во-первых, требования достаточно строги, им тяжело соответствовать в условиях российской действительности, когда нет сформированного правового поля в этой области и единой системы сертификации.

Отсутствие государственной поддержки – также немаловажный фактор. К примеру, в странах ЕС сумма «органических» субсидий для растениеводства составляет 140 евро на 1 га угодий в год. При этом финские производители отмечают, что подобных инвестиций едва хватает на успешное функционирование хозяйства. «30-40% наших денежных средств – внешние поступления, помощь ЕС. Однако, думаю, субсидии от ЕС будут постепенно сокращаться, а цены на мясо будут расти медленнее, чем затраты на поддержание хозяйства в рабочем состоянии. Моя задача – увеличивать продажу мяса в переработанном виде: цены на такую продукцию выше – соответственно, так будем повышать свою прибыль», – делится прогнозами владелец фермы Busgord Маркус Волш. А в России производителям, желающим перейти на выпуск органической продукции, приходится рассчитывать на собственные инвестиции для внедрения новых методов. При этом они должны быть готовы к снижению урожайности и получаемых объемов продукции. Кроме того, в течение конверсионного периода изготовители не имеют права продавать свою продукцию как органическую и, как следствие, не могут устанавливать более высокую цену на нее.

Еще один негативный для рынка фактор – некомпетентность потребителя, который выбирает товар преимущественно по внешнему виду. Он недостаточно осведомлен о преимуществах и специфике органических продуктов. Органик-фермерам сложно конкурировать с традиционным сельским хозяйством: зачастую их продукция стоит дороже, но при этом имеет меньший срок хранения. 

По международным стандартам

Далеко не все российские производители в полном объеме владеют информацией о требованиях органик-стандартов. Есть необходимость сделать понятнее процедуру прохождения сертификации, что в рамках программы Ecofood возможно благодаря ИT-приложению на сайте программы, где кроме всего прочего представлены органик-требования и схема сертификации. «Производителям должен быть понятен сам процесс подачи заявки и проведения аттестации. Они не должны ходить по разным инстанциям. При этом строгий контроль соответствия органик-стандартам никто отменять не собирается», – поясняет вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Савощев.

Сейчас процедура сертификации состоит из нескольких этапов. Вначале подается заявка, после ее регистрации начинается отсчет конверсионного периода, то есть перехода от традиционного хозяйствования к органическому. Затем рассчитывается стоимость процедуры и согласовывается договор на сертификацию. После этого оператор представляет документы, в которых отображает все процессы, применяемые в производстве. На их основании проводится предварительная оценка, после чего в течение 90 дней стартует первая инспекция. Ее цель – досконально проверить соответствие процессов и средств производства продукции требованиям, установленным в органик-стандарте. Если в ходе аудита выявлены несоответствия, у оператора есть 15 дней, чтобы устранить мелкие недостатки, а для устранения существенных может быть выделено до трех месяцев. Далее начинает работу аттестационная комиссия, которая на основании полученных документов и отчета о первой инспекции дает разрешение на вступление оператора в систему контроля органа по сертификации. С этого момента оператор регистрируется в системе контроля и получает сертификат о том, что его методы ведения сельского хозяйства соответствуют требованиям, предъявляемым к органическому землепользованию (Сертификат соответствия производства). Документ выдается на 18 месяцев и продлевается в случае благополучного прохождения ежегодной инспекции.

Стандарт по-российски

Несмотря на все сложности, специалисты отмечают увеличение интереса производителей к органик-сертификации. Спрос на органическую продукцию также стабильно растет. Во многом это послужило толчком к запуску приграничной российско-финской программы ECOFOOD (ENPI), основной задачей которой стало создание экспертами НП «Экологический союз» стандарта «Листок жизни. Органик».

Стандарт устанавливает принципы органического производства, способы подготовки и обработки, хранения, транспортировки и маркировки продукции, а также ее размещения на рынке. Документ разработан в соответствии с положениями Кодекса Алиментариус «Органические пищевые продукты», учитывает требования европейских директив 834/2007 и 889/2008, финского стандарта органического производства Luomu и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. Также учтены российские особенности и уровень развития органического земледелия. Это первый в России стандарт, основанный на международных требованиях и учитывающий отечественные реалии.

С 16 октября стандарт находится на общественном обсуждении. Эксперты оценят научную обоснованность требований будущего документа, их полноту и адекватность по отношению к уровню развития сельского хозяйства в России. После публичной оценки и утверждения финальной версии стандарта запланирована процедура его международного признания Министерством сельского хозяйства Финляндии и органами по аккредитации Европейского союза.

Первые сертификаты, скорее всего, появятся весной 2014 года – заявки принимаются уже сейчас. Пройти процедуру могут как малые, так и крупные производители животноводческой и растениеводческой продукции, а также фермеры и предприятия по переработке сельхозпродукции.

Вход в общий рынок

Для тех, кто рассчитывает на импорт продукции в Суоми и другие страны, прохождение органик-сертификации – принципиальный вопрос. Как отмечает руководитель проекта органик-сертификации НП «Экологический союз» Марина Полтавцева, «сертифицируются те производители, которые уже поняли преимущества органического продукта, имеющего маркировку, и готовы к внедрению новых методов производства. Главными мотивами для них становятся сугубо бизнес-цели – приобрести новые конкурентные преимущества для своей продукции и, например, выйти в премиальный сегмент или начать экспорт на международные рынки».

В первую очередь речь идет о выходе на рынок Финляндии. Эксперт ассоциации органического сельского хозяйства Luomuliitto Микко Рахтола заверяет, что финский рынок заинтересован в «типично русских» продуктах, которые не производятся в их стране. «Гречиха, пельмени – можно выделить целую группу товаров, которые мы могли бы получать из России. Однако пока сложно говорить о торговых отношениях в сфере органической продукции. России необходим признанный органик-сертификат. Это повысит доверие к производителям», – отмечает он.

Именно поэтому одна из главных задач создателей стандарта «Листок жизни. Органик» – формирование единого рынка органических продуктов питания между Северо-Западом России и Юго-Восточной Финляндией. Сейчас ведется работа, цель которой – добиться признания стандарта на финской территории. В рамках семинара «Экофуд», прошедшего 2 октября в Хельсинки, достигнута договоренность об оценке стандарта финским агентством продовольственной безопасности EVIRA. Признание стандарта в Финляндии поможет поставлять сертифицированную продукцию российских производителей, в первую очередь СЗФО, на финский рынок.

Эксперты сходятся во мнении, что спрос на органические продукты в Суоми намного превышает предложение. «Сейчас объем органической продукции составляет всего несколько процентов всех финских товаров», – сообщает Марья-Риита Коттила из организации Pro Luomu ry. Соответственно, у российских органик-производителей хорошие перспективы для выхода на рынок Финляндии.

Экперт

ритейлер, органические продукты, потребители, покупателиПища требует сертификата
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/pishcha-trebuet-sertifikata/2013-11-12


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052