Droggery. Косметика. Парфюмерия
Маркетинг и экономика торговли
6 мая 2011, 00:00 5898 просмотров

Эксперимент по диверсификации

Свой первый магазин парфюмерно-космети­чес­ких товаров «Магнит» открыл в декабре 2010 года в Новороссийске, его ассортимент составил примерно 3–3,5 тысячи позиций. По словам Сергея Галицкого, результаты работы первых четырёх экспериментальных магазинов очень хорошие, что даёт компании право надеяться на быстрый рост сети в перспективе. Дрогери — относительно новый для России формат, который начал активно развиваться только в 2005 году, хотя в Европе такие магазины появились ещё в 1970-х годах. Это магазины площадью 100–300 кв. м, ориентированные на продажу товаров первой необходимости, в основном непродовольственных — парфюмерии, косметики, бытовой химии, средств гигиены, лекарственных препаратов. «Что касается косметических магазинов, у нас там не будут продаваться медицинские товары, но лёгкая парафармацевтика в виде товаров детской гигиены и так далее появится», — прокомментировал г-н Галицкий ассортимент будущих магазинов «Магнит Косметик».

На смену «Хозтоварам»

В советских городах продукция, представленная в формате дрогери, продавалась в магазинах типа «Хозтовары», и если в продовольственном ритейле замещение старых «Продуктов» и «Гастрономов» уже фактически состоялось, то в сегменте товаров для дома всё ещё явно впереди. По оценкам аналитиков, в настоящее время этот формат заполнен не более чем на 10–12% от потенциальной ёмкости, поэтому в ближайшие несколько лет продажи парфюмерно-косметических товаров через сети дрогери будут расти. В центральной части России лидером в подобном формате является сеть «Олгуд», в Москве он представлен, к примеру, сетью «Подружка». Согласно различным оценкам, на долю формата дрогери и специализированных парфюмерных магазинов уже сейчас на рынках крупных городов в среднем приходится около 20-30% от общего объёма продаж косметики и парфюмерии. При этом на периферии подобные сети пока являются редкостью. «Уровень конкуренции, на мой взгляд, остаётся относительно комфортным. При этом конъюнктура рынка вполне привлекательная», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Основными конкурентами сетей подобного формата сегодня являются отделы хозяйственных товаров и бытовой химии в крупных гипермаркетах и универсамах. «Видимо, торговая сеть собирается запускать такие магазины там, где нет возможности открывать гипермаркеты», — комментирует планы «Магнита» аналитик компании «Инвесткафе» Антон Сафонов. Аналогичная продукция сейчас также представлена на открытых рынках и в небольших павильонах и киосках, однако, по оценкам специалистов, магазины дрогери постепенно будут вытеснять эти «нецивилизованные» формы торговли. При этом точки данного формата вряд ли составят конкуренцию крупным парфюмерным сетям, потому что ассортимент товаров магазинов дрогери ориентирован на массового потребителя и обычно не включает парфюмерию и декоративную косметику дорогих брендов, которые представлены в таких сетях, как «Л’Этуаль», «Рив Гош» и «Иль де Боте».

Магазины дрогери невелики по размерам, и затраты на их создание и эксплуатацию существенно ниже¸ чем в случае с продуктовыми точками: большинство товаров в подобных магазинах не требует специальных условий хранения. Это также могло повлиять на решение «Магнита» открыть новое для себя направление. «В процессе поиска новых свободных площадей для традиционных дискаунтеров (средняя площадь магазина 320–380 квадратных метров) компания могла увидеть, что в регионах существует большое предложения свободных площадей меньшего формата, который не подходит для продуктового магазина, но вполне годится для новой концепции», — говорит аналитик Банка Москвы Виталий Купеев. Он также отмечает, что свой бизнес Сергей Галицкий некогда начинал как дистрибьютор продукции Procter&Gamble и, наверное, неплохо знает этот рынок, а известность бренда «Магнит» будет способствовать продвижению новой сети. А уж умения искать для своих магазинов нужные площади Галицкому и его команде не занимать.

Слишком перспективный рынок

На юге России одной из немногих крупных сетей, работающих сейчас в сегменте дрогери, является «Санги-Стиль» — ещё один ритейлер с краснодарской пропиской. В прошлогоднем рейтинге крупнейших компаний юга России, составленном аналитическим центром «Эксперт ЮГ», эта сеть занимала высокое для нишевого оператора 108-е мес­то, продемонстрировав по итогам 2009 года увеличение выручки почти на 54% в сравнении с 2008 годом и переместившись в рейтинге вверх на целых 65 строчек. По темпам роста «Санги Стиль» показал один из лучших результатов в регионе, однако от предложения дать интервью «Эксперту ЮГ» руководство компании отказалось, предложив вернуться к этому вопросу, когда сеть доберётся до Москвы. В то же время сами темпы кризисного роста «Санги Стиля» свидетельствуют о благоприятных условиях в том сегменте рынка, который осваивает компания. Падение на фоне кризиса здесь носило весьма умеренный характер: согласно данным Росстата, объём продаж парфюмерных и косметических товаров по итогам 2009 года снизился к уровню 2008 года только на 1,4%, бытовой химии — на 2,6%. А уже в 2010 году на фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации рынок восстановился, так что в готовящемся новом рейтинге крупнейших от «Санги Стиля» можно вновь ожидать высоких темпов роста выручки.

Если «Магниту» удастся развивать сеть магазинов заявленными темпами, то он составит достойную конкуренцию основным участникам рынка и станет одним из крупнейших игроков в соответствующем сегменте. Точки того же «Санги Стиля» иной раз можно встретить в непосредственной близости от «Магнитов», и это вполне могло натолкнуть Галицкого на мысль, что новую сеть нужно развивать параллельно с основной. Во всяком случае, динамика роста основного бизнеса «Магнита» явно позволяет Галицкому смело экспериментировать с новыми форматами торговли: с конца октября 2010 года, когда основатель компании давал интервью «Эксперту ЮГ», общее количество «Магнитов» увеличилось более чем на 500 единиц и в конце нынешнего марта составило 4189 магазинов.

Примечательно, что главный конкурент «Магнита», первый по объёмам продаж российский ритейлер Х5 Retail Group заявлял о начале проекта в формате дрогери ещё в 2009 году. Однако открытия магазинов «Планета Парфюм» так и не произошло: создание совместного предприятия со швейцарскими партнёрами у Х5 тогда сорвалось. Вполне возможно, что вслед за ближайшим конкурентом торговые точки подобного формата начнут появляться и у Х5. Но оценить планы «Магнита» по созданию парфюмерно-косметических магазинов в компании отказались, сославшись на то, что X5 не комментирует действия конкурентов «из этических соображений». А «Магнит», в свою очередь, по традиции не разглашает своих планов географической экспансии на новом рынке. 

«Эксперт Юг» №16 (155)

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Эксперимент по диверсификации

Свой первый магазин парфюмерно-космети­чес­ких товаров «Магнит» открыл в декабре 2010 года в Новороссийске, его ассортимент составил примерно 3–3,5 тысячи позиций. По словам Сергея Галицкого, результаты работы первых четырёх экспериментальных магазинов очень хорошие, что даёт компании право надеяться на быстрый рост сети в перспективе. Дрогери — относительно новый для России формат, который начал активно развиваться только в 2005 году, хотя в Европе такие магазины появились ещё в 1970-х годах. Это магазины площадью 100–300 кв. м, ориентированные на продажу товаров первой необходимости, в основном непродовольственных — парфюмерии, косметики, бытовой химии, средств гигиены, лекарственных препаратов. «Что касается косметических магазинов, у нас там не будут продаваться медицинские товары, но лёгкая парафармацевтика в виде товаров детской гигиены и так далее появится», — прокомментировал г-н Галицкий ассортимент будущих магазинов «Магнит Косметик».

На смену «Хозтоварам»

В советских городах продукция, представленная в формате дрогери, продавалась в магазинах типа «Хозтовары», и если в продовольственном ритейле замещение старых «Продуктов» и «Гастрономов» уже фактически состоялось, то в сегменте товаров для дома всё ещё явно впереди. По оценкам аналитиков, в настоящее время этот формат заполнен не более чем на 10–12% от потенциальной ёмкости, поэтому в ближайшие несколько лет продажи парфюмерно-косметических товаров через сети дрогери будут расти. В центральной части России лидером в подобном формате является сеть «Олгуд», в Москве он представлен, к примеру, сетью «Подружка». Согласно различным оценкам, на долю формата дрогери и специализированных парфюмерных магазинов уже сейчас на рынках крупных городов в среднем приходится около 20-30% от общего объёма продаж косметики и парфюмерии. При этом на периферии подобные сети пока являются редкостью. «Уровень конкуренции, на мой взгляд, остаётся относительно комфортным. При этом конъюнктура рынка вполне привлекательная», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Основными конкурентами сетей подобного формата сегодня являются отделы хозяйственных товаров и бытовой химии в крупных гипермаркетах и универсамах. «Видимо, торговая сеть собирается запускать такие магазины там, где нет возможности открывать гипермаркеты», — комментирует планы «Магнита» аналитик компании «Инвесткафе» Антон Сафонов. Аналогичная продукция сейчас также представлена на открытых рынках и в небольших павильонах и киосках, однако, по оценкам специалистов, магазины дрогери постепенно будут вытеснять эти «нецивилизованные» формы торговли. При этом точки данного формата вряд ли составят конкуренцию крупным парфюмерным сетям, потому что ассортимент товаров магазинов дрогери ориентирован на массового потребителя и обычно не включает парфюмерию и декоративную косметику дорогих брендов, которые представлены в таких сетях, как «Л’Этуаль», «Рив Гош» и «Иль де Боте».

Магазины дрогери невелики по размерам, и затраты на их создание и эксплуатацию существенно ниже¸ чем в случае с продуктовыми точками: большинство товаров в подобных магазинах не требует специальных условий хранения. Это также могло повлиять на решение «Магнита» открыть новое для себя направление. «В процессе поиска новых свободных площадей для традиционных дискаунтеров (средняя площадь магазина 320–380 квадратных метров) компания могла увидеть, что в регионах существует большое предложения свободных площадей меньшего формата, который не подходит для продуктового магазина, но вполне годится для новой концепции», — говорит аналитик Банка Москвы Виталий Купеев. Он также отмечает, что свой бизнес Сергей Галицкий некогда начинал как дистрибьютор продукции Procter&Gamble и, наверное, неплохо знает этот рынок, а известность бренда «Магнит» будет способствовать продвижению новой сети. А уж умения искать для своих магазинов нужные площади Галицкому и его команде не занимать.

Слишком перспективный рынок

На юге России одной из немногих крупных сетей, работающих сейчас в сегменте дрогери, является «Санги-Стиль» — ещё один ритейлер с краснодарской пропиской. В прошлогоднем рейтинге крупнейших компаний юга России, составленном аналитическим центром «Эксперт ЮГ», эта сеть занимала высокое для нишевого оператора 108-е мес­то, продемонстрировав по итогам 2009 года увеличение выручки почти на 54% в сравнении с 2008 годом и переместившись в рейтинге вверх на целых 65 строчек. По темпам роста «Санги Стиль» показал один из лучших результатов в регионе, однако от предложения дать интервью «Эксперту ЮГ» руководство компании отказалось, предложив вернуться к этому вопросу, когда сеть доберётся до Москвы. В то же время сами темпы кризисного роста «Санги Стиля» свидетельствуют о благоприятных условиях в том сегменте рынка, который осваивает компания. Падение на фоне кризиса здесь носило весьма умеренный характер: согласно данным Росстата, объём продаж парфюмерных и косметических товаров по итогам 2009 года снизился к уровню 2008 года только на 1,4%, бытовой химии — на 2,6%. А уже в 2010 году на фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации рынок восстановился, так что в готовящемся новом рейтинге крупнейших от «Санги Стиля» можно вновь ожидать высоких темпов роста выручки.

Если «Магниту» удастся развивать сеть магазинов заявленными темпами, то он составит достойную конкуренцию основным участникам рынка и станет одним из крупнейших игроков в соответствующем сегменте. Точки того же «Санги Стиля» иной раз можно встретить в непосредственной близости от «Магнитов», и это вполне могло натолкнуть Галицкого на мысль, что новую сеть нужно развивать параллельно с основной. Во всяком случае, динамика роста основного бизнеса «Магнита» явно позволяет Галицкому смело экспериментировать с новыми форматами торговли: с конца октября 2010 года, когда основатель компании давал интервью «Эксперту ЮГ», общее количество «Магнитов» увеличилось более чем на 500 единиц и в конце нынешнего марта составило 4189 магазинов.

Примечательно, что главный конкурент «Магнита», первый по объёмам продаж российский ритейлер Х5 Retail Group заявлял о начале проекта в формате дрогери ещё в 2009 году. Однако открытия магазинов «Планета Парфюм» так и не произошло: создание совместного предприятия со швейцарскими партнёрами у Х5 тогда сорвалось. Вполне возможно, что вслед за ближайшим конкурентом торговые точки подобного формата начнут появляться и у Х5. Но оценить планы «Магнита» по созданию парфюмерно-косметических магазинов в компании отказались, сославшись на то, что X5 не комментирует действия конкурентов «из этических соображений». А «Магнит», в свою очередь, по традиции не разглашает своих планов географической экспансии на новом рынке. 

«Эксперт Юг» №16 (155)

магнит, ритейл, ритейлер, сергей галицкий, сеть магазинов, магазины магнит, торговая сеть, retail, дрогериЭксперимент по диверсификации
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/eksperiment-po-diversifikatsii/2011-05-06


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052