Кризис. Точка бифуркации
Общеотраслевое
12 октября 2010, 00:00 5403 просмотра

Вступление России в ВТО требует бережного отношения к собственной экономике

Если рассматривать торговые переговоры не в политическом контексте, а с точки зрения интересов бизнеса, то, безусловно, Россия, как впрочем, и США, как один из оппонентов, действует в переговорах, учитывая свои национальные интересы.

При торговых переговорах РФ и США, последних крайне интересовали соблюдение Россией таких пунктов, как защита прав интеллектуальной собственности, завышение пошлин на американское мясо птицы. Однако все эти пункты разногласий уже сняты. Действительно, можно понять, что «это бизнес и ничего личного».

Однако невозможно объективно воспринимать различные политические препятствия по вхождению России в ВТО. Например, ситуация на грузино-абхазской границе превратилась для России в пункт политических интриг по ВТО. И такие интриги идут уже давно.

Российскую Федерацию интересует поддержка производства внутри страны, развитие отечественного сельского хозяйства, а также сбалансированный подход к установке каких-либо пошлин. И до вступления в ВТО мы ни в коем случае не будем снимать протекционистскую политику нашей, отечественной экономики.

Находясь в ВТО и проходя все необходимые процедуры, мы будем учитывать как собственные интересы, так и действовать, руководствуясь принципами ВТО. В случае возникновения кризисных ситуаций - у России должно остаться право устанавливать меры поддержания собственного рынка. Все эти меры в торговых отношениях стран не являются чем-то экстраординарным.

Вспомним сталелитейный кризис в США, когда они, будучи давно в ВТО, воспользовались мерами по защите собственного рынка и ввели 20%-ные таможенные пошлины на сталь.

Исходя из этих целей, наше государство постарается использовать так называемые переходные процедуры по вступлению в ВТО, по нужным пунктам, с тем, чтобы максимально взвешенно провести вступление нашей национальной экономики во всемирное торговое объединение. Поэтому сам факт вступления в ВТО еще не означает <<дня открытых дверей>> определенного числа.

Вступая в ВТО, мы должны подготовить свою экономику к данному шагу, это, в частности, поможет нам избежать всяческих манипуляций со стороны других стран. Имея развитую экономику, к нам невозможно будет применить элементы

политического шантажа.

Еще один важнейший плюс вступления России в ВТО - возможность участвовать в создании и реформировании правил международной торговли. Пока их устанавливаем не мы. Это значит, что они могут противоречить нашим интересам в области конкуренции, инвестиционной или энергетической политики.

Досужие разговоры, что Россия не стремится вступить в ВТО, абсолютно неинтересны. Нам надо быть в ВТО не завтра, а уже сейчас. Мы страдаем от дискриминационных мер в отношении наших товаров, технологий. Немыслимо, что доля стран членов ВТО в мировом торговом обороте составляет более 96%, а правилами ВТО не регулируется лишь 4% мировой торговли, из которых 1,5% приходится на Российскую Федерацию. Наша страна стремится занять свое достойное место на зарубежных рынках, а доступ к ним возможен только в том случае, если мы будем играть по общим правилам, которые мы примем, вступив в ВТО.

С точки зрения вступления в ВТО нас ждет свободный доступ на внешние рынки. При этом будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю. Сейчас ежегодно наша страна

теряет до $2,5 млрд. от дискриминации на внешних рынках.

Конечно, и в РФ произойдет постепенная отмена (снижение) импортных ставок пошлин на большинство товаров. В первую очередь это коснется машиностроения и легкой промышленности. Также наши иностранные оппоненты вынудят нас отказаться от поддержки сельского хозяйства. Конечно, особенно по последнему обозначенному аспекту, мы будем предпринимать все возможное, чтобы максимально долго продлить эту поддержку.

Противники вступления России в ВТО опасаются, что в будущем при отсутствии заградительных пошлин на некоторые товары российскую промышленность <<смоет>> волна импорта. А жестко оговоренная тарифная политика для стран, входящих в ВТО, снизит поступления в бюджет от импортных пошлин. Хочу подчеркнуть, что Российская Федерация вступит в ВТО только на приемлемых для нее условиях, обеспечив необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Последствия присоединения к ВТО для различных отраслей отечественной экономики будет отличаться. Вселяет уверенность ситуация в машиностроении, где нас ждет снятие запретительных импортных пошлин на автомобили и

сокращение пошлин на запчасти. За счет вступления России в ВТО в любом случае выиграют автолюбители. И на качестве, и на ассортименте предлагаемых моделей, и на цене. В принципе, это один из наименее болезненных вопросов по вхождению РФ в ВТО. В России в сущности уже все готово: за 8 лет растущего периода к нам пришли производства 12 компаний, наравне с отечественными компаниями, они поддерживались во время кризиса, сохранены и работают на нашей территории. Снятие пошлин на запчасти лишь удешевит и без того недорогое местное производство за счет минимизации потерь на ввозе запчастей. Да и сейчас, запчасти ввозятся с куда меньшими пошлинами, чем целые авто. Да и производства стремятся максимум комплектующих производить на месте. Основной ответ на вопрос, будет ли наплыв иностранных автомобилей на территорию РФ или нет, прост: зачем что-то везти, если почти все компании собирают все у нас.

Огромные прибыли присоединение может принести присоединение и для химической и сталелитейной промышленности. Ведь другие страны-члены ВТО в автоматическом режиме будут вынуждены отказаться от антидемпинговых таможенных пошлин, с помощью которых сейчас охраняют свои рынки.

Еще один системный вопрос - ожидается снятие тарифного регулирования по экспортным пошлинам, в результате которого нас ждет небольшая экономия - где-то 1% ВВП. С данной ситуацией наш бюджет справиться сможет, однако, потери российского бюджета от отмены экспортных пошлин на сырье (полезные ископаемые, лес) крайне серьезны. Поэтому, в данной ситуации переходные ВТО-процедуры могут затянуться еще на некоторое время. Скорее всего, Россия будет переходить на взимание природной ренты - это своеобразный налог, который платится теми, кто добывает, а не вывозит, по факту добычи, а не экспорта. Пример подобного налогообложения - Норвегия.

Срок переходных процедур, адаптации нашей экономики и написания новых законов необходим только потому, что ожидается серьезная дополнительная нагрузка на бюджет, он должен выдержать. И с учетом того, что политика нашего государства не уменьшать социальную направленность (выплаты пенсионерам, врачам, медикам, армии и т.д.), а скорее их увеличивать, то конечно, будут сложности.

Депутат Виктор Звагельский, Председатель подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров, комитет по экономической политике Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»

www.retail.ru

Статья относится к тематикам: Кризис. Точка бифуркации, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Вступление России в ВТО требует бережного отношения к собственной экономике

Если рассматривать торговые переговоры не в политическом контексте, а с точки зрения интересов бизнеса, то, безусловно, Россия, как впрочем, и США, как один из оппонентов, действует в переговорах, учитывая свои национальные интересы.

При торговых переговорах РФ и США, последних крайне интересовали соблюдение Россией таких пунктов, как защита прав интеллектуальной собственности, завышение пошлин на американское мясо птицы. Однако все эти пункты разногласий уже сняты. Действительно, можно понять, что «это бизнес и ничего личного».

Однако невозможно объективно воспринимать различные политические препятствия по вхождению России в ВТО. Например, ситуация на грузино-абхазской границе превратилась для России в пункт политических интриг по ВТО. И такие интриги идут уже давно.

Российскую Федерацию интересует поддержка производства внутри страны, развитие отечественного сельского хозяйства, а также сбалансированный подход к установке каких-либо пошлин. И до вступления в ВТО мы ни в коем случае не будем снимать протекционистскую политику нашей, отечественной экономики.

Находясь в ВТО и проходя все необходимые процедуры, мы будем учитывать как собственные интересы, так и действовать, руководствуясь принципами ВТО. В случае возникновения кризисных ситуаций - у России должно остаться право устанавливать меры поддержания собственного рынка. Все эти меры в торговых отношениях стран не являются чем-то экстраординарным.

Вспомним сталелитейный кризис в США, когда они, будучи давно в ВТО, воспользовались мерами по защите собственного рынка и ввели 20%-ные таможенные пошлины на сталь.

Исходя из этих целей, наше государство постарается использовать так называемые переходные процедуры по вступлению в ВТО, по нужным пунктам, с тем, чтобы максимально взвешенно провести вступление нашей национальной экономики во всемирное торговое объединение. Поэтому сам факт вступления в ВТО еще не означает <<дня открытых дверей>> определенного числа.

Вступая в ВТО, мы должны подготовить свою экономику к данному шагу, это, в частности, поможет нам избежать всяческих манипуляций со стороны других стран. Имея развитую экономику, к нам невозможно будет применить элементы

политического шантажа.

Еще один важнейший плюс вступления России в ВТО - возможность участвовать в создании и реформировании правил международной торговли. Пока их устанавливаем не мы. Это значит, что они могут противоречить нашим интересам в области конкуренции, инвестиционной или энергетической политики.

Досужие разговоры, что Россия не стремится вступить в ВТО, абсолютно неинтересны. Нам надо быть в ВТО не завтра, а уже сейчас. Мы страдаем от дискриминационных мер в отношении наших товаров, технологий. Немыслимо, что доля стран членов ВТО в мировом торговом обороте составляет более 96%, а правилами ВТО не регулируется лишь 4% мировой торговли, из которых 1,5% приходится на Российскую Федерацию. Наша страна стремится занять свое достойное место на зарубежных рынках, а доступ к ним возможен только в том случае, если мы будем играть по общим правилам, которые мы примем, вступив в ВТО.

С точки зрения вступления в ВТО нас ждет свободный доступ на внешние рынки. При этом будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю. Сейчас ежегодно наша страна

теряет до $2,5 млрд. от дискриминации на внешних рынках.

Конечно, и в РФ произойдет постепенная отмена (снижение) импортных ставок пошлин на большинство товаров. В первую очередь это коснется машиностроения и легкой промышленности. Также наши иностранные оппоненты вынудят нас отказаться от поддержки сельского хозяйства. Конечно, особенно по последнему обозначенному аспекту, мы будем предпринимать все возможное, чтобы максимально долго продлить эту поддержку.

Противники вступления России в ВТО опасаются, что в будущем при отсутствии заградительных пошлин на некоторые товары российскую промышленность <<смоет>> волна импорта. А жестко оговоренная тарифная политика для стран, входящих в ВТО, снизит поступления в бюджет от импортных пошлин. Хочу подчеркнуть, что Российская Федерация вступит в ВТО только на приемлемых для нее условиях, обеспечив необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Последствия присоединения к ВТО для различных отраслей отечественной экономики будет отличаться. Вселяет уверенность ситуация в машиностроении, где нас ждет снятие запретительных импортных пошлин на автомобили и

сокращение пошлин на запчасти. За счет вступления России в ВТО в любом случае выиграют автолюбители. И на качестве, и на ассортименте предлагаемых моделей, и на цене. В принципе, это один из наименее болезненных вопросов по вхождению РФ в ВТО. В России в сущности уже все готово: за 8 лет растущего периода к нам пришли производства 12 компаний, наравне с отечественными компаниями, они поддерживались во время кризиса, сохранены и работают на нашей территории. Снятие пошлин на запчасти лишь удешевит и без того недорогое местное производство за счет минимизации потерь на ввозе запчастей. Да и сейчас, запчасти ввозятся с куда меньшими пошлинами, чем целые авто. Да и производства стремятся максимум комплектующих производить на месте. Основной ответ на вопрос, будет ли наплыв иностранных автомобилей на территорию РФ или нет, прост: зачем что-то везти, если почти все компании собирают все у нас.

Огромные прибыли присоединение может принести присоединение и для химической и сталелитейной промышленности. Ведь другие страны-члены ВТО в автоматическом режиме будут вынуждены отказаться от антидемпинговых таможенных пошлин, с помощью которых сейчас охраняют свои рынки.

Еще один системный вопрос - ожидается снятие тарифного регулирования по экспортным пошлинам, в результате которого нас ждет небольшая экономия - где-то 1% ВВП. С данной ситуацией наш бюджет справиться сможет, однако, потери российского бюджета от отмены экспортных пошлин на сырье (полезные ископаемые, лес) крайне серьезны. Поэтому, в данной ситуации переходные ВТО-процедуры могут затянуться еще на некоторое время. Скорее всего, Россия будет переходить на взимание природной ренты - это своеобразный налог, который платится теми, кто добывает, а не вывозит, по факту добычи, а не экспорта. Пример подобного налогообложения - Норвегия.

Срок переходных процедур, адаптации нашей экономики и написания новых законов необходим только потому, что ожидается серьезная дополнительная нагрузка на бюджет, он должен выдержать. И с учетом того, что политика нашего государства не уменьшать социальную направленность (выплаты пенсионерам, врачам, медикам, армии и т.д.), а скорее их увеличивать, то конечно, будут сложности.

Депутат Виктор Звагельский, Председатель подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров, комитет по экономической политике Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»

www.retail.ru

виктор звагельский, вто, торговля, импорт, экспорт, рынки сбытаВступление России в ВТО требует бережного отношения к собственной экономике
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/vstuplenie-rossii-v-vto-trebuet-berezhnogo-otnosheniya-k-sobstvennoy-ekonomike/2010-10-12


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052