Общеотраслевое
Школа поставщика
8 октября 2010, 00:00 26765 просмотров

Дистрибуция. Начало.

Школа поставщика. 

Неправильно считать, что поставщик - это только отгрузки в торговые сети. Поставщик — это поставки и дистрибьюторам, и независимым торговым точкам и т.д.

Как построить дистрибуцию? С чего начать? Что делать, чтобы не ошибиться?

Такие вопросы возникают у многих компаний, особенно у тех, кто только начинает свое региональное развитие.

Компаниям, которые уже имеют развитую дистрибуцию и все у них хорошо, возможно, имеет смысл все снова оценить, чтобы стать еще более успешными.

В этой статье я не буду говорить о стратегии, о том, что сначала нужно определяться с целями развития, с тем, что должно получиться в итоге. Надеюсь, это должно уже быть, или вот-вот появится в вашей компании.

Без этого все остальное бесцельно, так как будет похоже больше на метания, чем на осмысленную деятельность.

Начнем от «печки» - с выбора и начала работы с регионом.

Выбор регионов для дистрибуции

Какие регионы вам нужны в первую очередь? Где больше всего потенциальных потребителей вашего товара?

Глупо продавать товары, которые в данной местности не будут пользоваться спросом, лучше эти усилия потратить на другой, более благодарный регион.

При выборе региона нужно учитывать такие факторы как:

· Доход на душу населения в данном регионе.

· Соотношение городского и сельского населения.

· Соотношение мужчин и женщин, и, конечно же, детей - это все разные клиентские группы.

· Преобладающие религии в данном регионе - от этого зависит характер, сезонность и тип потребления.

· Основные источники дохода в данном регионе, желательно знать чем зарабатывают люди в этом регионе. Если это моногорода, то многое зависит от спроса на их продукцию и общего положения в экономике.

· Место в рейтинге регионов по среднему доходу на душу населения.

· Количество торговых сетей в регионе, их размер, соотношение точек сетей и независимых магазинов.

· А также отраслевую информацию, которую сможете найти по данному региону.

· Рассчитать возможные объемы потребления по вашей группе товаров. По несложной формуле = (ожидаемые продажи на душу населения Х на количество населения, данной группы).

Можно, конечно, использовать более сложные варианты расчета, если это принесет вам быструю и большую пользу.

Большую часть этих данных можно взять на сайте государственной службы статистики, сайте правительства конкретного региона, ну и, конечно же, с помощью «секретных сайтов»: Яндекс и Гугл.

Составляя паспорт региона, кроме вышеназванных параметров, внесите туда еще массу информации, имеющую значение для работы с регионом, по вашему мнению.

Повторюсь, многие из этих данных можно взять из интернета, часть — непосредственно из телефонных переговоров с участниками рынка - розничными сетями, дистрибуторами.

Также, конечно, стоит составить список компаний дистрибьюторов, которые работают на вашем рынке в данном регионе.

Это вроде бы азбука поставщика, которая, почему-то, не соблюдается в большинстве компаний при работе с регионами.

Следующий шаг:

· А сколько торговых точек на каждый регион вам будет достаточно?

· Какой уровень дистрибуции вам будет достаточен?

· Определить сколько SKU в торговой точке достаточно, для представления продукции в регионе?

От этого зависит, какого дистрибутора вам нужно выбирать. Не всегда имеет смысл заключать контракт с самым сильным игроком, собственно как и с самым слабым.

Определение общего количества торговых точек в регионе

Это ключевая информация для построения дистрибуции. Есть несколько вариантов расчета.

  • Вариант первый. Можно заказать дорогостоящие исследования у разных маркетинговых компаний. Дорого, долго.

  • Вариант второй. Поехать в регион и пройдя его ножками весь, переписать все торговые точки. Это долго. И непросто.

  • Вариант третий. Можно посчитать чуть менее точно, но более быстро.

Сегодня в России 1 торговая точка обслуживает примерно 1000-1200 покупателей, таким образом, на каждую 1000 покупателей всегда есть 1 торговая точка.

При несложных вычислениях «количество жителей региона /1000 = прим. количество торговых точек», можно определиться с общим их числом.

При таком подсчете, конечно же, будут неточности, зато результат получаете бесплатно и быстро.

Есть азиатская пословица: скорость важнее силы, а часто и точности.

Если вы и ошибетесь на 30 точек на всю Саратовскую область, какое это будет иметь значение для вашей компании на период первых 5 месяцев?

Если у вас там всего не занятых вашей продукцией 30 точек, то к вам эти слова ни имеют отношения J, вы должны знать торговые точки поименно.

Далее из предполагаемого числа торговых точек в регионе вы выделяете сетевые торговые точки - почти у всех сетей есть свой сайт с указанием количества магазинов, и определяете соотношение по торговой площади между сетевыми и несетевыми торговыми точками.

Анализ рынка сбыта

Процесс подготовки и изучения рынка ни в коем случае не стоит недооценивать! Именно на этой процедуре возможно сэкономить для своей компании достаточно много времени и денег, облегчить себе работу и дальнейшие переговоры.

В идеальном варианте, конечно же, стоит действительно пройти по ключевым городам региона, изучить полки магазинов, сравнить цены, попробовать сделать оптовые пробные покупки у всех предполагаемых дистрибуторов прямо на складе. Ничего не покупая, провести переговоры с отделами продаж, со всей той цепочкой, что обслуживает клиентов. Это требует времени, но если регион сложен, то такой путь гораздо короче.

Мое мнение, такой вариант стоит использовать только с действительно сложными для вашей компании регионами.

Часто спрашивают, а зачем мне эта информация, ведь для продаж часть из нее не нужна! Но это заблуждение, для того чтобы выбрать правильный маршрут из точки А до точки В, вам нужна карта всего города, а не только улиц возле этих точек.

Многие менеджеры просто обзванивают всех подряд клиентов по справочнику, качество заменяя количеством.

Когда менеджерам по продажам ставится план по количеству результативных звонков, например 30 в день, тогда делая по 100-200 звонков в неделю, за пару месяцев, они прорабатывают почти все регионы, проведя переговоры почти со всеми, кто есть в их отрасли.

Этот вариант тоже работает, но совмещение нескольких вышепредложенных способов дает превосходный результат!

Когда вы владеете информацией о регионе, то с участниками этого рынка будет легче вести переговоры.

Только после изучения предполагаемого рынка сбыта, стоит начинать поиск дистрибьютора и переговоры с ним.

Критерии выбора дистрибьютора

Одним из критериев выбора партнера в регионе должно быть количество торговых агентов. Сегодня в России один агент общего прайса обслуживает порядка 35-50 торговых точек. Вот, исходя из этого, и считайте, сколько вам нужно дистрибьюторов и какие они должны быть.

Потом, конечно же, стоит обратить внимание на его клиентскую базу, склады, логистику. Но базовый критерий, на мой взгляд, все же система продаж и количество продавцов.

Это основные факты, которые вы должны учесть при выборе дистрибутора и построении своей системы дистрибуции.

Дополнительные рекомендации

Инструментов развития дистрибуции множество, и задача это сама по себе многофакторная, требующая отдельного разговора и отдельного времени, не укладывающаяся в рамки одной статьи.

Здесь я приведу еще один совет, для компаний только выходящих на рынок региона.

Заходя в регион, не нужно ломиться в федеральные сети, особенно в те, про которые вы больше всего слышали: Ашан, Магнит, Метро, Лента и другие, если вас там еще нет.

Первый шаг в их направлении, это не то, что будет вам полезно.

  • Во-первых, для того чтобы они вас приняли, им нужны ваши статистики продаж.

  • Во-вторых, у них высокие требования к возможностям поставщиков по финансам, логистике, внутренним процессам.

Начните с региональных сетей, особенно в тех регионах, которые вы выбрали как целевые для развития дистрибуции.

Если первое что вы сделаете перед переговорами с дистрибуторами - проведете первичные переговоры с местными сетями, то ваша скорость построения дистрибуции в этом регионе резко возрастет.

Самое удивительное в этом процессе то, что независимо от того, договоритесь вы с РС о скорых поставках или нет, упоминание этого в переговорах с дистрибуторами, ускорит ваше с ними сотрудничество.

Такие предварительные переговоры с региональными сетями позволят вам получить много информации о рынке региона, его особенностях, а также о надежности и рейтинге местных дистрибуторов.

Работа с региональными сетями позволит вам во многом ускорить процесс развития продаж в целевом регионе, увеличить его объем и дистрибуцию.

В заключение этой, первой в сезоне, статьи, хочу сказать - потратьте весь свой задор и жар на региональные сети. С ними легче договариваться, работа с ними менее рискованная и зачастую более прибыльная.

Развивайте продажи в том регионе, который вам интересен, не расходуйте свои немногие силы на федеральные сети и всю Россию, и вы получите не только объемы продаж, но и прибыль, вкупе с дистрибуцией своего товара.

А после того, как вы научитесь управлять своими продажами в регионе через независимую розницу и региональные сети, именно тогда вы сможете получить предложение от самих федералов о сотрудничестве, но тогда для вас это будут уже другие переговоры.

с уважением,

Офицеров Пётр

генеральный директор

консалтинговой компании

"Офицеров и партнеры"

Офицеров Петр Юрьевич

Генеральный директор консалтинговой компании «Офицеров и партнеры». Консультант по управлению и ...

Далее
36999
Статья относится к тематикам: Общеотраслевое, Школа поставщика
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Дистрибуция. Начало.

Школа поставщика. 

Неправильно считать, что поставщик - это только отгрузки в торговые сети. Поставщик — это поставки и дистрибьюторам, и независимым торговым точкам и т.д.

Как построить дистрибуцию? С чего начать? Что делать, чтобы не ошибиться?

Такие вопросы возникают у многих компаний, особенно у тех, кто только начинает свое региональное развитие.

Компаниям, которые уже имеют развитую дистрибуцию и все у них хорошо, возможно, имеет смысл все снова оценить, чтобы стать еще более успешными.

В этой статье я не буду говорить о стратегии, о том, что сначала нужно определяться с целями развития, с тем, что должно получиться в итоге. Надеюсь, это должно уже быть, или вот-вот появится в вашей компании.

Без этого все остальное бесцельно, так как будет похоже больше на метания, чем на осмысленную деятельность.

Начнем от «печки» - с выбора и начала работы с регионом.

Выбор регионов для дистрибуции

Какие регионы вам нужны в первую очередь? Где больше всего потенциальных потребителей вашего товара?

Глупо продавать товары, которые в данной местности не будут пользоваться спросом, лучше эти усилия потратить на другой, более благодарный регион.

При выборе региона нужно учитывать такие факторы как:

· Доход на душу населения в данном регионе.

· Соотношение городского и сельского населения.

· Соотношение мужчин и женщин, и, конечно же, детей - это все разные клиентские группы.

· Преобладающие религии в данном регионе - от этого зависит характер, сезонность и тип потребления.

· Основные источники дохода в данном регионе, желательно знать чем зарабатывают люди в этом регионе. Если это моногорода, то многое зависит от спроса на их продукцию и общего положения в экономике.

· Место в рейтинге регионов по среднему доходу на душу населения.

· Количество торговых сетей в регионе, их размер, соотношение точек сетей и независимых магазинов.

· А также отраслевую информацию, которую сможете найти по данному региону.

· Рассчитать возможные объемы потребления по вашей группе товаров. По несложной формуле = (ожидаемые продажи на душу населения Х на количество населения, данной группы).

Можно, конечно, использовать более сложные варианты расчета, если это принесет вам быструю и большую пользу.

Большую часть этих данных можно взять на сайте государственной службы статистики, сайте правительства конкретного региона, ну и, конечно же, с помощью «секретных сайтов»: Яндекс и Гугл.

Составляя паспорт региона, кроме вышеназванных параметров, внесите туда еще массу информации, имеющую значение для работы с регионом, по вашему мнению.

Повторюсь, многие из этих данных можно взять из интернета, часть — непосредственно из телефонных переговоров с участниками рынка - розничными сетями, дистрибуторами.

Также, конечно, стоит составить список компаний дистрибьюторов, которые работают на вашем рынке в данном регионе.

Это вроде бы азбука поставщика, которая, почему-то, не соблюдается в большинстве компаний при работе с регионами.

Следующий шаг:

· А сколько торговых точек на каждый регион вам будет достаточно?

· Какой уровень дистрибуции вам будет достаточен?

· Определить сколько SKU в торговой точке достаточно, для представления продукции в регионе?

От этого зависит, какого дистрибутора вам нужно выбирать. Не всегда имеет смысл заключать контракт с самым сильным игроком, собственно как и с самым слабым.

Определение общего количества торговых точек в регионе

Это ключевая информация для построения дистрибуции. Есть несколько вариантов расчета.

  • Вариант первый. Можно заказать дорогостоящие исследования у разных маркетинговых компаний. Дорого, долго.

  • Вариант второй. Поехать в регион и пройдя его ножками весь, переписать все торговые точки. Это долго. И непросто.

  • Вариант третий. Можно посчитать чуть менее точно, но более быстро.

Сегодня в России 1 торговая точка обслуживает примерно 1000-1200 покупателей, таким образом, на каждую 1000 покупателей всегда есть 1 торговая точка.

При несложных вычислениях «количество жителей региона /1000 = прим. количество торговых точек», можно определиться с общим их числом.

При таком подсчете, конечно же, будут неточности, зато результат получаете бесплатно и быстро.

Есть азиатская пословица: скорость важнее силы, а часто и точности.

Если вы и ошибетесь на 30 точек на всю Саратовскую область, какое это будет иметь значение для вашей компании на период первых 5 месяцев?

Если у вас там всего не занятых вашей продукцией 30 точек, то к вам эти слова ни имеют отношения J, вы должны знать торговые точки поименно.

Далее из предполагаемого числа торговых точек в регионе вы выделяете сетевые торговые точки - почти у всех сетей есть свой сайт с указанием количества магазинов, и определяете соотношение по торговой площади между сетевыми и несетевыми торговыми точками.

Анализ рынка сбыта

Процесс подготовки и изучения рынка ни в коем случае не стоит недооценивать! Именно на этой процедуре возможно сэкономить для своей компании достаточно много времени и денег, облегчить себе работу и дальнейшие переговоры.

В идеальном варианте, конечно же, стоит действительно пройти по ключевым городам региона, изучить полки магазинов, сравнить цены, попробовать сделать оптовые пробные покупки у всех предполагаемых дистрибуторов прямо на складе. Ничего не покупая, провести переговоры с отделами продаж, со всей той цепочкой, что обслуживает клиентов. Это требует времени, но если регион сложен, то такой путь гораздо короче.

Мое мнение, такой вариант стоит использовать только с действительно сложными для вашей компании регионами.

Часто спрашивают, а зачем мне эта информация, ведь для продаж часть из нее не нужна! Но это заблуждение, для того чтобы выбрать правильный маршрут из точки А до точки В, вам нужна карта всего города, а не только улиц возле этих точек.

Многие менеджеры просто обзванивают всех подряд клиентов по справочнику, качество заменяя количеством.

Когда менеджерам по продажам ставится план по количеству результативных звонков, например 30 в день, тогда делая по 100-200 звонков в неделю, за пару месяцев, они прорабатывают почти все регионы, проведя переговоры почти со всеми, кто есть в их отрасли.

Этот вариант тоже работает, но совмещение нескольких вышепредложенных способов дает превосходный результат!

Когда вы владеете информацией о регионе, то с участниками этого рынка будет легче вести переговоры.

Только после изучения предполагаемого рынка сбыта, стоит начинать поиск дистрибьютора и переговоры с ним.

Критерии выбора дистрибьютора

Одним из критериев выбора партнера в регионе должно быть количество торговых агентов. Сегодня в России один агент общего прайса обслуживает порядка 35-50 торговых точек. Вот, исходя из этого, и считайте, сколько вам нужно дистрибьюторов и какие они должны быть.

Потом, конечно же, стоит обратить внимание на его клиентскую базу, склады, логистику. Но базовый критерий, на мой взгляд, все же система продаж и количество продавцов.

Это основные факты, которые вы должны учесть при выборе дистрибутора и построении своей системы дистрибуции.

Дополнительные рекомендации

Инструментов развития дистрибуции множество, и задача это сама по себе многофакторная, требующая отдельного разговора и отдельного времени, не укладывающаяся в рамки одной статьи.

Здесь я приведу еще один совет, для компаний только выходящих на рынок региона.

Заходя в регион, не нужно ломиться в федеральные сети, особенно в те, про которые вы больше всего слышали: Ашан, Магнит, Метро, Лента и другие, если вас там еще нет.

Первый шаг в их направлении, это не то, что будет вам полезно.

  • Во-первых, для того чтобы они вас приняли, им нужны ваши статистики продаж.

  • Во-вторых, у них высокие требования к возможностям поставщиков по финансам, логистике, внутренним процессам.

Начните с региональных сетей, особенно в тех регионах, которые вы выбрали как целевые для развития дистрибуции.

Если первое что вы сделаете перед переговорами с дистрибуторами - проведете первичные переговоры с местными сетями, то ваша скорость построения дистрибуции в этом регионе резко возрастет.

Самое удивительное в этом процессе то, что независимо от того, договоритесь вы с РС о скорых поставках или нет, упоминание этого в переговорах с дистрибуторами, ускорит ваше с ними сотрудничество.

Такие предварительные переговоры с региональными сетями позволят вам получить много информации о рынке региона, его особенностях, а также о надежности и рейтинге местных дистрибуторов.

Работа с региональными сетями позволит вам во многом ускорить процесс развития продаж в целевом регионе, увеличить его объем и дистрибуцию.

В заключение этой, первой в сезоне, статьи, хочу сказать - потратьте весь свой задор и жар на региональные сети. С ними легче договариваться, работа с ними менее рискованная и зачастую более прибыльная.

Развивайте продажи в том регионе, который вам интересен, не расходуйте свои немногие силы на федеральные сети и всю Россию, и вы получите не только объемы продаж, но и прибыль, вкупе с дистрибуцией своего товара.

А после того, как вы научитесь управлять своими продажами в регионе через независимую розницу и региональные сети, именно тогда вы сможете получить предложение от самих федералов о сотрудничестве, но тогда для вас это будут уже другие переговоры.

с уважением,

Офицеров Пётр

генеральный директор

консалтинговой компании

"Офицеров и партнеры"

дистрибуция, дистрибьютор, поставки в сети, петр офицеров, школа поставщика, поставщикДистрибуция. Начало.
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/distributsiya-nachalo/2020-11-26


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052