Маркетинг и экономика торговли
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Собственная торговая марка. IPLS. Контрактное производство
23 ноября 2009, 00:00 6060 просмотров

Приучили к готовому

Первый московский супермаркет «Бахетле» на Алтуфьевском шоссе по­явился в ноябре 2006 г. Спустя три года компания готовится к открытию четвертого магазина в столице, хотя изначально не было планов строить обширную федеральную сеть. «Мне хотелось создать небольшое торговое предприятие с качественным сервисом и ассортиментом,— вспоминает основатель и владелица «Бахетле» Муслима Латыпова. Супермаркет  — от слова «супер». В Казани первый магазин, открытый на средства компании, получился именно таким. После августовского дефолта 1998 г. магазины зияли пустыми витринами, а в «Бахетле» полки ломились от изобилия продуктов и блюд собственного приготовления. Позиционированием сделали именно совмещение классического супермаркета и кулинарии. Тогда это было ноу-хау не только для Татарстана, но и для России. Количество готовых блюд в магазинах было мизерным, а в «Бахетле» продавались и выпечка, и салаты, и вторые блюда. «В республике, где каждая хозяйка должна уметь хорошо готовить, открывать такой формат было очень рискованно, к будущему нашего предприятия относились скептически,— не скрывает г-жа Латыпова.— Но мы верили, что продукция будет востребована. Я хоть и живу в Татарстане всю жизнь, не могу сказать, что хорошо готовлю. Один раз попыталась испечь пирог мужу, но напутала с рецептом и решила больше не экспериментировать: каждому свое!»

Чак-чак в подарок

Через пару лет выпечка и национальные сладости из «Бахетле» превратились в традиционные казанские сувениры. Чак-чак из местных супермаркетов везли в Москву в качестве подарка, в магазины приводили иногородних гостей, чтобы выбрать и закупить продукты для праздничного стола. «При подготовке к тысячелетию в Казань приезжало немало известных людей, их угощали нашими блюдами, и многие спрашивали: когда же вы появитесь в Москве?»— продолжает Муслима Латыпова. Идея открыться в Первопрестольной на тот момент уже зрела. В Татарстане успешно работало восемь супермаркетов. Еще один повод— хотелось оптимизировать логистику. Компания отправляла в столицу пустые грузовики за товаром, а теперь можно было нагрузить их продукцией казанского производства для московских супермаркетов. Поэтому, когда Наина Ельцина в очередной раз поинтересовалась, когда же можно будет купить татарскую выпечку в Москве, г-жа Латыпова ответила: «Скоро!» «Как же вы все это повезете?»— спросила экс-первая леди страны. «Зачем везти, мы все это там приготовим»,— недоумевала хозяйка «Бахетле». Новые рецепты разрабатывали для московских супермаркетов еще и с учетом того, что столичные покупатели следят за калориями. Например, большим спросом в «Бахетле» пользуется диетическая конина. Производственные цеха во всех супермаркетах расположены за стенами торгового зала. Это позволяет продавать блюда сразу после их приготовления. В Москве пошли по тому же пути. Исключением стали блюда, которые подвергаются глубокой шоковой заморозке, такие как пельмени, вареники. Их готовят на собственной сертифицированной базе компании, а затем уже отправляют в Москву.

Магазин для праздников

В силу сложных технических требований к помещениям найти подходящие площадки в столице было непросто. Кроме обычных условий (вблизи оживленных пешеходных и транспортных развязок, с парковкой), «Бахетле» искала помещения в зданиях с хорошим водоснабжением и возможностью высокого энергопотребления, чтобы поставить печи. Первый магазин на Алтуфьевском шоссе открывали в формате мономаркета. «Мы как супермаркет не только привели с собой в Москву массу казанских фирм, чью продукцию мы продаем: «Татспиртпром», «Вамин», «Эдельвейс» и т. д. Рядом с нами развивается пул компаний, которые селятся на наших площадях и зарабатывают на нашем трафике»,— поясняет Муслима Латыпова. Один из резидентов— «АК БАРС» Банк, который уже работал в столице на момент прихода «Бахетле». Он постоянно расширяет сеть, поэтому как минимум размещает банкомат либо снимает площадь под доп­офис в татарстанских супермаркетах. Следующий магазин компания открыла в подмосковной Балашихе, далее— в самом центре Москвы, на Тверской, причем так же, как и первый супермаркет, на свои деньги, без привлечения внешнего финансирования. По рассказам сотрудников предприятия, сейчас у них нет проблем с поиском помещений для новых магазинов. Многие торговые и офисные центры сами зовут на свои площади. Есть предложения как в пределах Садового кольца, так и на окраинах. Компания не отказывается от заявленных в 2007 г. планов открыть в столице не менее десяти магазинов. Но сроки выполнения этой программы не анонсирует. «Мы сейчас интересны москвичам своей фишкой, нас воспринимают как магазины для праздников: приезжают, чтобы купить вкусности на выходные, а также продукты на всю неделю,— поясняет Игорь Шевелев, директор по маркетингу и рекламе.— Это удобно. В Москве отлично умеют считать время, проведенное в магазинах, каждую минуту ценят».

Все московские магазины запускают татарстанцы

Развивать сеть выгодно и с точки зрения затрат на рекламную кампанию, когда за одну сумму можно захватить большее количество магазинов, и в силу того, что поставщики дают более выгодные условия, если имеют дело с крупной фирмой. Кстати, с поставщиками у «Бахетле» особые отношения. В течение года ее сотрудники провели детальный аудит всех предложений по всем группам товаров, чтобы найти самые выгодные. Кроме того, в сентябре 2008 г. «Бахетле» автоматизировала управленческий учет. ERP-систему от SAP закупили за полтора года до этого, но ее внедрение совпало с началом кризиса, что позволило оптимизировать работу предприятия. Сокращать ставки и зарплаты не стали. Напротив, «Бахетле» набирает специалистов в связи с развитием компании. Неизбежна и текучка кадров. Но если в Татарстане молодые специалисты сменяют тех, кто уходит на пенсию, то в Москве работники просто не привыкли держаться за свое место. «Поначалу были сложности: сотрудник мог встать и уйти, заявив, что отработал положенный 8-часовой день, хотя мы принимали его на сменный график,— рассказывает г-н Шевелев.— Искали новых. У нас есть собственная учебная база, где стажируют всех новичков не менее 2-3 месяцев. На открытие супермаркетов выезжали татарстанские сотрудники, чтобы отладить процессы. Далее предприятие переходило под их контроль». На данный момент средний чек в московских «Бахетле» выше среднего показателя по столице. Сюда приходят, чтобы побаловать себя необычными кушаньями, ведь до 55% ассортимента— готовые блюда. А на Тверской— до 70%. Но если брать показатели в целом по сети, руководство компании не скрывает, что фиксирует снижение покупательского спроса, связанное с переориентацией на более дешевый сегмент продуктового ритейла. В «Бахетле» надеются, что 20% потребителей, которые по правилам маркетинга формируют 80% выручки, не изменят своих предпочтений. «Если человек привык к определенному ассортименту, качеству продуктов и обслуживания, вряд ли он будет менять эти привычки,— уверен Игорь Шевелев.— Люди в последнюю очередь отказываются от покупки того, что приносит им удовольствие».

Торговая сеть «Бахетле»

Год основания: 1991. Профиль деятельности: торгово-производственная компания. Штат сотрудников: более 5 тыс. человек. Меценатство: в Казани работает пять социальных столовых «Бахетле» и одна в Камских Полянах. Планируется открытие таких бесплатных столовых для малоимущих граждан в каждом районе Казани. Сеть: в Казани— девять супермаркетов и один гипермаркет, в Нижнекамске и Набережных Челнах— по одному супермаркету, в Москве— три супермаркета.

 dkvartal.ru
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Приучили к готовому

Первый московский супермаркет «Бахетле» на Алтуфьевском шоссе по­явился в ноябре 2006 г. Спустя три года компания готовится к открытию четвертого магазина в столице, хотя изначально не было планов строить обширную федеральную сеть. «Мне хотелось создать небольшое торговое предприятие с качественным сервисом и ассортиментом,— вспоминает основатель и владелица «Бахетле» Муслима Латыпова. Супермаркет  — от слова «супер». В Казани первый магазин, открытый на средства компании, получился именно таким. После августовского дефолта 1998 г. магазины зияли пустыми витринами, а в «Бахетле» полки ломились от изобилия продуктов и блюд собственного приготовления. Позиционированием сделали именно совмещение классического супермаркета и кулинарии. Тогда это было ноу-хау не только для Татарстана, но и для России. Количество готовых блюд в магазинах было мизерным, а в «Бахетле» продавались и выпечка, и салаты, и вторые блюда. «В республике, где каждая хозяйка должна уметь хорошо готовить, открывать такой формат было очень рискованно, к будущему нашего предприятия относились скептически,— не скрывает г-жа Латыпова.— Но мы верили, что продукция будет востребована. Я хоть и живу в Татарстане всю жизнь, не могу сказать, что хорошо готовлю. Один раз попыталась испечь пирог мужу, но напутала с рецептом и решила больше не экспериментировать: каждому свое!»

Чак-чак в подарок

Через пару лет выпечка и национальные сладости из «Бахетле» превратились в традиционные казанские сувениры. Чак-чак из местных супермаркетов везли в Москву в качестве подарка, в магазины приводили иногородних гостей, чтобы выбрать и закупить продукты для праздничного стола. «При подготовке к тысячелетию в Казань приезжало немало известных людей, их угощали нашими блюдами, и многие спрашивали: когда же вы появитесь в Москве?»— продолжает Муслима Латыпова. Идея открыться в Первопрестольной на тот момент уже зрела. В Татарстане успешно работало восемь супермаркетов. Еще один повод— хотелось оптимизировать логистику. Компания отправляла в столицу пустые грузовики за товаром, а теперь можно было нагрузить их продукцией казанского производства для московских супермаркетов. Поэтому, когда Наина Ельцина в очередной раз поинтересовалась, когда же можно будет купить татарскую выпечку в Москве, г-жа Латыпова ответила: «Скоро!» «Как же вы все это повезете?»— спросила экс-первая леди страны. «Зачем везти, мы все это там приготовим»,— недоумевала хозяйка «Бахетле». Новые рецепты разрабатывали для московских супермаркетов еще и с учетом того, что столичные покупатели следят за калориями. Например, большим спросом в «Бахетле» пользуется диетическая конина. Производственные цеха во всех супермаркетах расположены за стенами торгового зала. Это позволяет продавать блюда сразу после их приготовления. В Москве пошли по тому же пути. Исключением стали блюда, которые подвергаются глубокой шоковой заморозке, такие как пельмени, вареники. Их готовят на собственной сертифицированной базе компании, а затем уже отправляют в Москву.

Магазин для праздников

В силу сложных технических требований к помещениям найти подходящие площадки в столице было непросто. Кроме обычных условий (вблизи оживленных пешеходных и транспортных развязок, с парковкой), «Бахетле» искала помещения в зданиях с хорошим водоснабжением и возможностью высокого энергопотребления, чтобы поставить печи. Первый магазин на Алтуфьевском шоссе открывали в формате мономаркета. «Мы как супермаркет не только привели с собой в Москву массу казанских фирм, чью продукцию мы продаем: «Татспиртпром», «Вамин», «Эдельвейс» и т. д. Рядом с нами развивается пул компаний, которые селятся на наших площадях и зарабатывают на нашем трафике»,— поясняет Муслима Латыпова. Один из резидентов— «АК БАРС» Банк, который уже работал в столице на момент прихода «Бахетле». Он постоянно расширяет сеть, поэтому как минимум размещает банкомат либо снимает площадь под доп­офис в татарстанских супермаркетах. Следующий магазин компания открыла в подмосковной Балашихе, далее— в самом центре Москвы, на Тверской, причем так же, как и первый супермаркет, на свои деньги, без привлечения внешнего финансирования. По рассказам сотрудников предприятия, сейчас у них нет проблем с поиском помещений для новых магазинов. Многие торговые и офисные центры сами зовут на свои площади. Есть предложения как в пределах Садового кольца, так и на окраинах. Компания не отказывается от заявленных в 2007 г. планов открыть в столице не менее десяти магазинов. Но сроки выполнения этой программы не анонсирует. «Мы сейчас интересны москвичам своей фишкой, нас воспринимают как магазины для праздников: приезжают, чтобы купить вкусности на выходные, а также продукты на всю неделю,— поясняет Игорь Шевелев, директор по маркетингу и рекламе.— Это удобно. В Москве отлично умеют считать время, проведенное в магазинах, каждую минуту ценят».

Все московские магазины запускают татарстанцы

Развивать сеть выгодно и с точки зрения затрат на рекламную кампанию, когда за одну сумму можно захватить большее количество магазинов, и в силу того, что поставщики дают более выгодные условия, если имеют дело с крупной фирмой. Кстати, с поставщиками у «Бахетле» особые отношения. В течение года ее сотрудники провели детальный аудит всех предложений по всем группам товаров, чтобы найти самые выгодные. Кроме того, в сентябре 2008 г. «Бахетле» автоматизировала управленческий учет. ERP-систему от SAP закупили за полтора года до этого, но ее внедрение совпало с началом кризиса, что позволило оптимизировать работу предприятия. Сокращать ставки и зарплаты не стали. Напротив, «Бахетле» набирает специалистов в связи с развитием компании. Неизбежна и текучка кадров. Но если в Татарстане молодые специалисты сменяют тех, кто уходит на пенсию, то в Москве работники просто не привыкли держаться за свое место. «Поначалу были сложности: сотрудник мог встать и уйти, заявив, что отработал положенный 8-часовой день, хотя мы принимали его на сменный график,— рассказывает г-н Шевелев.— Искали новых. У нас есть собственная учебная база, где стажируют всех новичков не менее 2-3 месяцев. На открытие супермаркетов выезжали татарстанские сотрудники, чтобы отладить процессы. Далее предприятие переходило под их контроль». На данный момент средний чек в московских «Бахетле» выше среднего показателя по столице. Сюда приходят, чтобы побаловать себя необычными кушаньями, ведь до 55% ассортимента— готовые блюда. А на Тверской— до 70%. Но если брать показатели в целом по сети, руководство компании не скрывает, что фиксирует снижение покупательского спроса, связанное с переориентацией на более дешевый сегмент продуктового ритейла. В «Бахетле» надеются, что 20% потребителей, которые по правилам маркетинга формируют 80% выручки, не изменят своих предпочтений. «Если человек привык к определенному ассортименту, качеству продуктов и обслуживания, вряд ли он будет менять эти привычки,— уверен Игорь Шевелев.— Люди в последнюю очередь отказываются от покупки того, что приносит им удовольствие».

Торговая сеть «Бахетле»

Год основания: 1991. Профиль деятельности: торгово-производственная компания. Штат сотрудников: более 5 тыс. человек. Меценатство: в Казани работает пять социальных столовых «Бахетле» и одна в Камских Полянах. Планируется открытие таких бесплатных столовых для малоимущих граждан в каждом районе Казани. Сеть: в Казани— девять супермаркетов и один гипермаркет, в Нижнекамске и Набережных Челнах— по одному супермаркету, в Москве— три супермаркета.

 dkvartal.ru
бахетле, супермаркет, сеть магазинов, покупатель, потребитель, лояльностьПриучили к готовому
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/priuchili-k-gotovomu/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052