Крупные мировые ритейлеры
25 августа 2009, 00:00 8500 просмотров

От лидерства до банкротства один шаг

Агрохолдинг «Продо» в разгар кризиса реализует стратегию, призванную упрочить его положение на мясном рынке, и всеми способами оттягивает время расплаты по долгам. Основной кредитор, Альфа-банк, ждать не собирается

13 августа Альфа-банк обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании банкротом головной компании агрохолдинга «Продо», одного из лидеров мясного рынка России. По словам зампредправления «Альфы» Владимира Татарчука, банк исчерпал все возможности договориться о реструктуризации и погашении долга, и поэтому было принято решение инициировать банкротство. «Первые просрочки по кредитам наступили в сентябре 2008 года. У нас нет цели обанкротить “Продо”, мы хотим вернуть выданный кредит. Но если мы не можем получить деньги назад в течение года, банкротство может быть выходом из ситуации», — отметил Татарчук. Первый иск Альфа-банка о взыскании долга, составлявшего на тот момент 200 млн рублей, был подан в октябре 2008 года. Сегодня число исков приближается к полутора десяткам, а общая задолженность группы перед банком составляет 3,5 млрд рублей, причем кредиты давались непосредственно компаниям, входящим в группу, часто под поручительство других структур холдинга. Так что заемщиков и поручителей в «Продо» набралось более десятка.

С октября 2008 года агрохолдинг постоянно вел переговоры о реструктуризации задолженности с кредитором. Но параллельно компания предпринимала и другие тактические шаги, чтобы оттянуть выплаты. Так, с весны «дочки» холдинга — мясоперерабатывающие предприятия — подают иски друг к другу, и оказалось, что их взаимная кредиторская задолженность составляет почти 7 млрд рублей. А 17 августа ООО «Птицефабрика “Калужская”» подало в суд иск о признании банкротом ОАО «Мясокомбинат “Клинский”». Кроме того, «Продо» подал несколько исков о признании недействительными кредитных договоров с Альфа-банком. А после инициации «Альфой» банкротства «Продо» выяснилось, что активы группы находятся уже не там, где их банкротят.

Включенный в декабре 2008 года в правительственный список системообразующих предприятий, агрохолдинг «Продо» рассчитывал получить поддержку от государства. В апреле 2009 года стало ясно, что попытки не увенчались успехом: уполномоченные банки не рискнули оказать помощь в рефинансировании долга, учитывая, что активы «Продо» уже находятся в залоге по кредитам. Но в августе появились сообщения о том, что межведомственная комиссия утвердила заявки на государственные гарантии пяти агрохолдингов, в том числе «Продо». (Сумма гарантий может достигать 5 млрд рублей.)

Отбиваясь от кредиторов, «Продо» теряет активы. Весной этого года Альфа-банку были переданы акции одной из птицефабрик холдинга — «Ивановского бройлера». Под арестом находятся акции «Омского бекона» и Линдовской птицефабрики. Тем не менее «Продо» не производит впечатление компании, готовой уйти со сцены. В апреле холдинг запустил федеральный бренд «Бон Бекон» в разряде мясной гастрономии, который должен объединить под собой все ее семь мясоперерабатывающих площадок. С июля по октябрь продлится рекламная кампания этого бренда — с роликами на основных каналах, наружной рекламой и продвижением в печатных СМИ. Кампания должна охватить всю географию присутствия «Продо» — от Москвы до Новосибирска. Планируется также объединить под брендом «Рококо» продукцию из мяса птицы.

Все это указывает на то, что холдинг не утратил амбиций и намерен остаться в группе лидеров отрасли. Более того, он стремится не только сохранить свои рыночные позиции, но и укрепить их. И если отвлечься от долгов, шансы сделать это у «Продо» есть.

Бройлеры в кредит

Группа «Продо» формировалась с прицелом на ведущие позиции в стране. В начале 2000−х, будучи еще частью компании «Планета Менеджмент» Романа Абрамовича, развивавшей также молочный бизнес, мясной холдинг скупал самые крупные мясоперерабатывающие, откормочные, комбикормовые производства и птицефабрики в разных регионах России. В результате «Продо» получил серьезное преимущество перед московскими и федеральными игроками, считает Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России (МСР): «Во-первых, российские потребители предпочитают локальную продукцию, за исключением, может быть, конфет. Во-вторых, местные власти более лояльны местным производителям. В-третьих, крупные розничные сети, приходя в регионы, формируют большую часть своего ассортимента за счет местной продукции». Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга (ИАМ), называет «Продо» идеальным холдингом по той причине, что он включает в себя несколько звеньев технологической цепочки. «Собственная сырьевая база — это большое конкурентное и ценовое преимущество», — говорит Тюрина.

В итоге на нескольких региональных рынках «Продо» стал ведущим производителем колбас и мясных деликатесов, причем с большим отрывом от ближайших конкурентов. Лишь в Москве, по данным агентства Business Analytica, «Продо» не входит в число лидеров, находясь на седьмом месте с долей рынка 4,8%, из-за чего его совокупная доля на российском рынке составляет 5,8%.

Зато по производству свинины агрохолдинг лидирует на всем российском рынке. Свиноводческие комплексы, которыми располагает «Продо», по оценке МСР, достаточно современны и обладают операционной рентабельностью 10–15%. Это обеспечивает компании неплохие позиции на растущем рынке охлажденного мяса.

Подключившись к реализации нацпроекта по развитию АПК, принятого в 2006 году, «Продо» в 2007−м вышел на новый этап развития. Холдинг стал расширять производство куриного мяса и приобрел вдобавок к имевшимся пяти еще пять птицефабрик. Благодаря этому рывку по совокупным производственным мощностям свинины и мяса птицы «Продо» вошел в тройку лидеров российского рынка.

Выбирая самые крупные, перспективные предприятия, «Продо» намеревался дополнительно оптимизировать птицеводческое направление бизнеса — наладить производство инкубационных яиц и мяса птицы. Собственно, под развитие птицеводческого направления бизнеса «Продо» и брал основные кредиты в 2007 году. Деньги были нужны не только на скупку, но и на модернизацию и перепрофилирование птицефабрик. Так, приобретенная в Пермской области за 240 млн рублей Калининская птицефабрика должна была снабжать инкубационным яйцом уже имевшуюся у «Продо» Пермскую птицефабрику. Реконструкция Калининской птицефабрики длилась почти два года и завершилась этим летом. Птицефабрики «Алексеевская» и «Бройлер-Дон» в Ростовской области включены в холдинг для обеспечения яйцом птицефабрики «Приазовской». Птицефабрику «Новосибирскую», производившую яйцо для продажи конечному потребителю, предстоит перепрофилировать на перспективное мясное направление. В строительство инкубаторов и убойно-перерабатывающего комплекса намечено вложить 3,2 млрд рублей (800 млн собственных средств, 2,4 млрд — заемных). На потерянном «Ивановском бройлере» планировалось, потратив 1 млрд рублей, в течение двух-трех лет увеличить производство более чем в два раза.

Накануне кризиса начинались инвестиции и в мясоперерабатывающие предприятия. Был приобретен Калачинский мясокомбинат, на который в 2008 году начали переводить мощности Омского мясокомбината. Предполагалось расширить мощности МК «Ильиногорское» в Нижегородской области. Да и другие структуры холдинга планировали вкладывать в производство значительные средства. Так, ООО «Дарья», изготовитель пельменей, собиралось в 2008 году инвестировать в новую производственную линию, расширение географии поставок, а также в запуск собственного производства соусов около 2 млн евро. К кризису холдинг подошел с неоконченными проектами: на 6,4 млрд рублей на завершающей стадии, на 5,4 млрд рублей — реализованных почти наполовину.

Конъюнктура изменилась

Финансовую ситуацию «Продо» в кризис осложнило то обстоятельство, что 2008 год выдался тяжелым для всех производителей мяса. Резко подскочили цены на зерно, что сказалось на рентабельности производства по всей цепочке; в связи с кризисом потребители стали переходить на более дешевую мясную гастрономию. Поэтому неудивительно, что у «Продо» возникли трудности с выплатой долгов. К тому же, как заявил в ноябре 2008 года в интервью «Ведомостям» Виктор Сухинов, генеральный директор «Продо», Альфа-банк в одностороннем порядке поднял проценты по уже выданным кредитам.

Агрохолдинг оказался перед непростым выбором: платить долги или завершать начатые инвестпроекты, нацеленные на завоевание лидерства на рынке. Выбрали, очевидно, последнее. Об этом свидетельствует, в частности, нынешняя кампания по формированию единых федеральных брендов мясной гастрономии и продукции из птицы. Елена Тюрина считает, что этот ход логичен: «До сих пор “Продо” вел себя на рынке неагрессивно, а теперь они активизировались».

В пользу продолжения реализации инвестпроектов говорит и текущая рыночная ситуация. В 2009 году сложились низкие цены на зерно; вырос спрос на мясо птицы благодаря его относительной дешевизне; государство начало проводить политику квотирования импорта, благоприятную для отечественных производителей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), производство мяса птицы в России в июне 2009 года выросло на 15% по сравнению с 2008 годом. Но, по словам Дарьи Лимаровой, эксперта ИКАР, в стране все еще ощущается дефицит куриного мяса, так что производители могут себе позволить даже маневрировать ценами.

Эксперты уверены, что, сумей сейчас «Продо» договориться с Альфа-банком о реструктуризации долгов, он начал бы выбираться из долговой ямы. Мушег Мамиконян полагает, что Альфа-банк занял слишком жесткую позицию. Политика этого банка, по его мнению, вообще не подходит для компаний аграрного сектора.

В подготовке материала принимала участие Софья Инкижинова

Анастасия Матвеева, специальный корреспондент журнала «Эксперт»

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
От лидерства до банкротства один шаг

Агрохолдинг «Продо» в разгар кризиса реализует стратегию, призванную упрочить его положение на мясном рынке, и всеми способами оттягивает время расплаты по долгам. Основной кредитор, Альфа-банк, ждать не собирается

13 августа Альфа-банк обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании банкротом головной компании агрохолдинга «Продо», одного из лидеров мясного рынка России. По словам зампредправления «Альфы» Владимира Татарчука, банк исчерпал все возможности договориться о реструктуризации и погашении долга, и поэтому было принято решение инициировать банкротство. «Первые просрочки по кредитам наступили в сентябре 2008 года. У нас нет цели обанкротить “Продо”, мы хотим вернуть выданный кредит. Но если мы не можем получить деньги назад в течение года, банкротство может быть выходом из ситуации», — отметил Татарчук. Первый иск Альфа-банка о взыскании долга, составлявшего на тот момент 200 млн рублей, был подан в октябре 2008 года. Сегодня число исков приближается к полутора десяткам, а общая задолженность группы перед банком составляет 3,5 млрд рублей, причем кредиты давались непосредственно компаниям, входящим в группу, часто под поручительство других структур холдинга. Так что заемщиков и поручителей в «Продо» набралось более десятка.

С октября 2008 года агрохолдинг постоянно вел переговоры о реструктуризации задолженности с кредитором. Но параллельно компания предпринимала и другие тактические шаги, чтобы оттянуть выплаты. Так, с весны «дочки» холдинга — мясоперерабатывающие предприятия — подают иски друг к другу, и оказалось, что их взаимная кредиторская задолженность составляет почти 7 млрд рублей. А 17 августа ООО «Птицефабрика “Калужская”» подало в суд иск о признании банкротом ОАО «Мясокомбинат “Клинский”». Кроме того, «Продо» подал несколько исков о признании недействительными кредитных договоров с Альфа-банком. А после инициации «Альфой» банкротства «Продо» выяснилось, что активы группы находятся уже не там, где их банкротят.

Включенный в декабре 2008 года в правительственный список системообразующих предприятий, агрохолдинг «Продо» рассчитывал получить поддержку от государства. В апреле 2009 года стало ясно, что попытки не увенчались успехом: уполномоченные банки не рискнули оказать помощь в рефинансировании долга, учитывая, что активы «Продо» уже находятся в залоге по кредитам. Но в августе появились сообщения о том, что межведомственная комиссия утвердила заявки на государственные гарантии пяти агрохолдингов, в том числе «Продо». (Сумма гарантий может достигать 5 млрд рублей.)

Отбиваясь от кредиторов, «Продо» теряет активы. Весной этого года Альфа-банку были переданы акции одной из птицефабрик холдинга — «Ивановского бройлера». Под арестом находятся акции «Омского бекона» и Линдовской птицефабрики. Тем не менее «Продо» не производит впечатление компании, готовой уйти со сцены. В апреле холдинг запустил федеральный бренд «Бон Бекон» в разряде мясной гастрономии, который должен объединить под собой все ее семь мясоперерабатывающих площадок. С июля по октябрь продлится рекламная кампания этого бренда — с роликами на основных каналах, наружной рекламой и продвижением в печатных СМИ. Кампания должна охватить всю географию присутствия «Продо» — от Москвы до Новосибирска. Планируется также объединить под брендом «Рококо» продукцию из мяса птицы.

Все это указывает на то, что холдинг не утратил амбиций и намерен остаться в группе лидеров отрасли. Более того, он стремится не только сохранить свои рыночные позиции, но и укрепить их. И если отвлечься от долгов, шансы сделать это у «Продо» есть.

Бройлеры в кредит

Группа «Продо» формировалась с прицелом на ведущие позиции в стране. В начале 2000−х, будучи еще частью компании «Планета Менеджмент» Романа Абрамовича, развивавшей также молочный бизнес, мясной холдинг скупал самые крупные мясоперерабатывающие, откормочные, комбикормовые производства и птицефабрики в разных регионах России. В результате «Продо» получил серьезное преимущество перед московскими и федеральными игроками, считает Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России (МСР): «Во-первых, российские потребители предпочитают локальную продукцию, за исключением, может быть, конфет. Во-вторых, местные власти более лояльны местным производителям. В-третьих, крупные розничные сети, приходя в регионы, формируют большую часть своего ассортимента за счет местной продукции». Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга (ИАМ), называет «Продо» идеальным холдингом по той причине, что он включает в себя несколько звеньев технологической цепочки. «Собственная сырьевая база — это большое конкурентное и ценовое преимущество», — говорит Тюрина.

В итоге на нескольких региональных рынках «Продо» стал ведущим производителем колбас и мясных деликатесов, причем с большим отрывом от ближайших конкурентов. Лишь в Москве, по данным агентства Business Analytica, «Продо» не входит в число лидеров, находясь на седьмом месте с долей рынка 4,8%, из-за чего его совокупная доля на российском рынке составляет 5,8%.

Зато по производству свинины агрохолдинг лидирует на всем российском рынке. Свиноводческие комплексы, которыми располагает «Продо», по оценке МСР, достаточно современны и обладают операционной рентабельностью 10–15%. Это обеспечивает компании неплохие позиции на растущем рынке охлажденного мяса.

Подключившись к реализации нацпроекта по развитию АПК, принятого в 2006 году, «Продо» в 2007−м вышел на новый этап развития. Холдинг стал расширять производство куриного мяса и приобрел вдобавок к имевшимся пяти еще пять птицефабрик. Благодаря этому рывку по совокупным производственным мощностям свинины и мяса птицы «Продо» вошел в тройку лидеров российского рынка.

Выбирая самые крупные, перспективные предприятия, «Продо» намеревался дополнительно оптимизировать птицеводческое направление бизнеса — наладить производство инкубационных яиц и мяса птицы. Собственно, под развитие птицеводческого направления бизнеса «Продо» и брал основные кредиты в 2007 году. Деньги были нужны не только на скупку, но и на модернизацию и перепрофилирование птицефабрик. Так, приобретенная в Пермской области за 240 млн рублей Калининская птицефабрика должна была снабжать инкубационным яйцом уже имевшуюся у «Продо» Пермскую птицефабрику. Реконструкция Калининской птицефабрики длилась почти два года и завершилась этим летом. Птицефабрики «Алексеевская» и «Бройлер-Дон» в Ростовской области включены в холдинг для обеспечения яйцом птицефабрики «Приазовской». Птицефабрику «Новосибирскую», производившую яйцо для продажи конечному потребителю, предстоит перепрофилировать на перспективное мясное направление. В строительство инкубаторов и убойно-перерабатывающего комплекса намечено вложить 3,2 млрд рублей (800 млн собственных средств, 2,4 млрд — заемных). На потерянном «Ивановском бройлере» планировалось, потратив 1 млрд рублей, в течение двух-трех лет увеличить производство более чем в два раза.

Накануне кризиса начинались инвестиции и в мясоперерабатывающие предприятия. Был приобретен Калачинский мясокомбинат, на который в 2008 году начали переводить мощности Омского мясокомбината. Предполагалось расширить мощности МК «Ильиногорское» в Нижегородской области. Да и другие структуры холдинга планировали вкладывать в производство значительные средства. Так, ООО «Дарья», изготовитель пельменей, собиралось в 2008 году инвестировать в новую производственную линию, расширение географии поставок, а также в запуск собственного производства соусов около 2 млн евро. К кризису холдинг подошел с неоконченными проектами: на 6,4 млрд рублей на завершающей стадии, на 5,4 млрд рублей — реализованных почти наполовину.

Конъюнктура изменилась

Финансовую ситуацию «Продо» в кризис осложнило то обстоятельство, что 2008 год выдался тяжелым для всех производителей мяса. Резко подскочили цены на зерно, что сказалось на рентабельности производства по всей цепочке; в связи с кризисом потребители стали переходить на более дешевую мясную гастрономию. Поэтому неудивительно, что у «Продо» возникли трудности с выплатой долгов. К тому же, как заявил в ноябре 2008 года в интервью «Ведомостям» Виктор Сухинов, генеральный директор «Продо», Альфа-банк в одностороннем порядке поднял проценты по уже выданным кредитам.

Агрохолдинг оказался перед непростым выбором: платить долги или завершать начатые инвестпроекты, нацеленные на завоевание лидерства на рынке. Выбрали, очевидно, последнее. Об этом свидетельствует, в частности, нынешняя кампания по формированию единых федеральных брендов мясной гастрономии и продукции из птицы. Елена Тюрина считает, что этот ход логичен: «До сих пор “Продо” вел себя на рынке неагрессивно, а теперь они активизировались».

В пользу продолжения реализации инвестпроектов говорит и текущая рыночная ситуация. В 2009 году сложились низкие цены на зерно; вырос спрос на мясо птицы благодаря его относительной дешевизне; государство начало проводить политику квотирования импорта, благоприятную для отечественных производителей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), производство мяса птицы в России в июне 2009 года выросло на 15% по сравнению с 2008 годом. Но, по словам Дарьи Лимаровой, эксперта ИКАР, в стране все еще ощущается дефицит куриного мяса, так что производители могут себе позволить даже маневрировать ценами.

Эксперты уверены, что, сумей сейчас «Продо» договориться с Альфа-банком о реструктуризации долгов, он начал бы выбираться из долговой ямы. Мушег Мамиконян полагает, что Альфа-банк занял слишком жесткую позицию. Политика этого банка, по его мнению, вообще не подходит для компаний аграрного сектора.

В подготовке материала принимала участие Софья Инкижинова

Анастасия Матвеева, специальный корреспондент журнала «Эксперт»

агрохолдинг, мясо, производитель, сельское хозяйство, торговля, долги, кредиты, эффективность, результаты, деньги, банки, заемОт лидерства до банкротства один шаг
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/ot-liderstva-do-bankrotstva-odin-shag/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052