Кризис. Точка бифуркации
Общеотраслевое
3 февраля 2009, 00:00 6296 просмотров

Кризис залег на полку

Розничная торговля борется за выживание

Если раньше потребитель закупал товар впрок, то сейчас он стал обходиться покупкой только необходимого
Фото: ВИКТОР ЧУМАЧЕВ / Коммерсантъ
Потребительское сокращение
"Потребительский спрос в Украине за последние два месяца уменьшился приблизительно на треть",– говорит директор консалтингового агентства AAA Сергей Наливка. "Основное снижение потребительской активности наблюдается в промышленных городах на востоке Украины, которые до недавнего времени были лидерами по продажам",– говорит председатель набсовета компании "Фуршет" Игорь Баленко. "В нашей сети количество чеков с декабря по январь уменьшилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя средний чек не изменился",– говорит председатель набсовета холдинга "Пакко" Владимир Микулич.
Падение спроса стало результатом общего ухудшения экономической ситуации в стране. Финансовый кризис заставляет компании оптимизировать свою деятельность. Как результат все больше людей в Украине оказывается на улице. Даже по данным Госкомстата, которые не учитывают всех потерявших работу, всего за два последних месяца прошлого года количество безработных в стране увеличилось почти на 60% – до 844,9 тыс. человек. "Людям сокращают зарплаты, многие остались без работы, как дальше будет развиваться ситуация, никто не знает. Поэтому люди и начинают экономить",– говорит господин Наливка.
Денег на всех не хватит
Ситуация осложняется проблемами с заемным финансированием. "Банки новых кредитов не выдают, требуют оплаты существующих долгов плюс ко всему еще поднимают ставки. Ритейл не может развиваться только за счет оборотных средств,– говорит Владимир Микулич.– Сети уже не работают на экспансию, так как надо из оборотных средств расплатиться с долгами". По его словам, до кризиса кредитная ставка в гривне составляла 16-18%, сейчас она доходит до 26-30%.
Еще хуже ситуация по долларовым кредитам – официальный курс гривны с 1 сентября прошлого года вырос почти на 60%. "Большинство ритейлеров брали кредиты в долларах, что при девальвации гривны приводит к дополнительным затратам. Например, с октября убытки одного из крупных ритейлеров в связи с нестабильностью курса доллара составили 75 млн грн",– рассказывает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. "В гривне наш оборот не падал, но, если перевести по нынешнему курсу в долларах для обслуживания кредитов, это совсем другая цифра",– говорит господин Баленко. "В среднем до кризиса по отрасли рентабельность розничного продуктового ритейла доходила до 2%, сегодня она снизилась до 0,5-1%",– добавляет он.
Дефицит заемных средств у ритейлеров приводит к увеличению срока расчета с поставщиками. "Наша компания, например, перешла на оплату товара после его реализации, чтобы не иметь задолженностей с поставщиками",– говорит Игорь Баленко. В остальных опрошенных Ъ сетях об изменениях в работе с поставщиками предпочитают не говорить. Генеральный директор компании "Украинский ритейл" (сеть "Брусныця") Алексей Гессен лишь отмечает: "Когда после падения объема продаж случались временные перебои с оплатой некоторым поставщикам, мне была более понятна позиция поставщиков, которые продолжали поставки, взяв на себя небольшие дополнительные риски, что позволило им значительно увеличить свою долю рынка".
Между тем поставщики говорят, что с сетями стало разговаривать сложнее. "В первую очередь оплачивают товар высокой оборачиваемости, например молоко. А низкооборачиваемые ставят в очередь по оплате",– говорит на условиях анонимности представитель мясоперерабатывающей компании. По его словам, производитель в таком случае либо уменьшает объем поставок, либо временно их прекращает.
"Впрочем, производители и сети сейчас находятся в одинаковом положении, понятно, что увеличение уже существующих отсрочек по платежам – это вынужденный шаг",– говорит председатель правления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик. "Мы пытаемся идти навстречу: если поступать по букве закона, то потеряешь часть рынка сбыта",– добавляет представитель мясоперерабатывающей компании. "Как и большинство компаний-импортеров, мы стараемся переходить, например, с переработчиками на оплату по факту,– говорит на правах анонимности один из сотрудников компании по импорту морепродуктов.– Но с сетями мы говорим о сокращении отсрочки с 60-90 дней до 20-30 дней. Со старой отсрочкой работать невыгодно, когда курс за один день может измениться как минимум на 30 коп.". По словам Олега Лущика, половина компаний–импортеров морепродуктов работает себе в минус.
Товары покидают полки
Проблемы со спросом и ликвидностью приводят к существенным изменениям в ассортименте товаров на полках. Люди стали подходить к покупкам более осторожно – если раньше потребители закупали товар впрок, то сейчас они стали обходиться покупкой только необходимого, говорит Владимир Микулич. Это приводит к снижению объемов продаж товаров среднего и премиум-сегмента. "Оборот нашей сети не уменьшился, но снизилась маржинальность, что говорит о смещении потребительского спроса с продуктов премиум- и дорогого сегмента на нижний ценовой сегмент",– говорит гендиректор корпорации АТБ Борис Марков. "Из-за рисков, связанных с изменением курса доллара, объем закупки большинства товаров снизился в два-три раза. Мы уже не можем позволить закупать товар в запас",– говорит предправления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик.
Значительное падение продаж приходится на товары импортного производства. "Импортеры во многих случаях требуют предоплаты за товар или просто его не продают, из-за того что выгодней его оставить на складах",– говорит Игорь Баленко. "За январь, к примеру, объем продаж морепродуктов и рыбы в целом по рынку упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года",– говорит президент компании импортера "Скандинавия" Елена Екименко. В этих условиях ритейлерам закупать импортные товары практически невыгодно.
А некоторые товары не попадают на полки из-за того, что их больше невыгодно производить. По словам источника Ъ в одной из компаний по переработке мяса, в связи с уменьшением доходов населения производители пересматривают ассортиментный ряд в пользу более ликвидного товара. "Иногда производитель просто отказываются выполнять заказ, так как затраты на логистику выйдут дороже",– добавляет он. С октября средние и мелкие производители мясной продукции сократили производство на 50-70%, у крупных производителей этот показатель несколько меньше. Все это влияет на снижение ассортиментного ряда на полках магазина".
Отрасль забывает старое и доброе
Ситуация вносит серьезные коррективы в дальнейшие планы компаний. Если до кризиса все были нацелены на географическую экспансию, то в условиях кризиса сети переключаются на укрепление своих позиций на уже завоеванных рынках, говорит директор исследовательской компании RetailStudio Михаил Грищенко. К примеру, холдинг "Пакко" выставил на продажу 20 магазинов в Харькове. "Такая стратегия позволит наращивать плотность магазинов, а также лояльность покупателей на 'родном' рынке",– объяснил господин Грищенко. Кризис активизировал процесс закрытия магазинов. По данным RetailStudio, в прошлом году о закрытии трех магазинов заявила "Велика кишеня", "Пакко" – трех, "АТБ-маркет" – одного-двух. Компании сократили персонал на 20-30%, пересмотрели рекламные бюджеты.
Отсутствие финансов для развития подтолкнет компании к работе над повышением эффективности сети и качества обслуживания. Поставщики и производители будут искать альтернативные рынки сбыта. "30% товаров, которые реализовывались через сети, наши партнеры вывели на открытые рынки",– говорит Елена Екименко из "Скандинавии".
"Если государство не предпримет шагов для помощи розничному сектору экономики, то, вероятно, мы будем наблюдать пустые полки в магазинах,– констатирует Игорь Баленко.– В конечном итоге все будет зависеть от банков. Когда подходит время выплачивать долг, ритейлер все деньги направляет на погашение кредита – следствием этого может стать временное отсутствие товара на полках",– добавляет он. "Если экономическая ситуация в стране не изменится, то к середине весны в магазинах средней площадью 400 кв. м ассортиментный ряд снизится с 5-6 тыс. наименований товара до 3-3,5 тыс. Уйдет импортный товар, мелкие местные производители не смогут позволить себе существующие отсрочки",– говорит Владимир Микулич.
ВЕРОНИКА Ъ-ГАВРИЛЮК
Фото: АЛЕКСАНДР ТЕЧИНСКИЙ / Коммерсантъ
Андрей Минеев коммерческий директор «О’Кей-Украина»
"Мы надеемся, что средний чек будет расти быстрее инфляции"
– Снизился ли уровень продаж в розничных сетях начиная с ноября прошлого года?
– Нашей сети всего год, поэтому продажи у нас только росли. Они увеличились на 38% по сравнению с январем прошлого года. Что же касается конкурентов, могу только сказать, что уровень продаж падает из-за инфляции и курса доллара.
– Какие группы товаров стали пользоваться меньшим спросом?
– В январе наблюдалось смещение потребительских предпочтений в сторону более дешевого сегмента. Выросли продажи товаров под собственной торговой маркой, best price (самые дешевые продукты в категории.–Ъ). Последние составили от 2% до 80% в обороте различных категорий. Мы прогнозируем, что в этом году их продажи вырастут еще в два-пять раз. Больше всего проблем возникает с импортными товарами. При инфляции в 22%, следуя курсу доллара, они подорожали на 50-100%.
– Означает ли это, что большим спросом стала пользоваться продукция украинских производителей?
– Доля продаж украинских товаров растет. Но говорить о четких тенденциях, о переходе на отечественные аналоги мне сложно. Все будет зависеть от маркетинговой политики брэндов.
– С чем связано отсутствие некоторых товарных групп – молочных продуктов, чая, кофе, свежей рыбы – на полках супермаркетов?
– Причины могут быть разные: замена низкооборотного товара, отсутствие товара у поставщика, проблемы в логистической цепочке, а также неспособность ритейлера выполнить обязательства по платежам за поставленную продукцию. Однако полностью отказываться от товара, даже если спрос на него низкий, невыгодно – если покупатель не находит товар, то ритейлер теряет в обороте. Если цена импортного товара слишком высокая, мы пытаемся вести переговоры о ее понижении. Впрочем, если не получается, мы убираем товар с полки.
– Изменились ли условия работы с поставщиками?
– В этом году мы говорили с поставщиками об увеличении отсрочки, в первую очередь для низкооборотного товара. Цена бонусов за сотрудничество не изменилась, но маркетинговый бюджет для поставщиков незначительно увеличился. С некоторыми поставщиками импортного товара мы не можем договориться. У импортеров, которые не могут принять решение, по какому курсу продавать, и сидят на остатках, могут быть проблемы.
– Каким образом вы собираетесь стимулировать потребительский спрос в этом году?
– Сейчас как раз время заняться "генеральной уборкой" – аналитикой, категорийным менеджментом, бизнес-процессами, цепочкой поставок – именно это позволит нам расти как в денежном, так и в натуральном выражении. Мы надеемся, что средний чек будет расти быстрее инфляции.
Интервью взяла ВЕРОНИКА Ъ-ГАВРИЛЮК
Фото: КОНСТАНТИН ИЛЬЯНОК / Коммерсантъ
Андрей Белый глава набсовета «Аквариус Систем Менеджмент»
"Крупные сети затеяли игру 'кто упадет первым'"
– Снизился ли уровень продаж вашей продукции в ноябре-январе по сравнению с прошлым годом?
– Продажи упали примерно на 30%. Людям урезают зарплаты, а безалкогольные напитки продуктом первой необходимости не являются. Кроме того, крупные сети затеяли игру "кто упадет первым". Они не платят производителям, рассчитывая, что сети, которые не выдержат, можно будет скупить по дешевке. Производителям приходится искать дополнительные средства, чтобы выжить. А ритейлеры тем временем рассчитываются с теми клиентами, которые им жизненно важны.
– Как изменились ваши отношения с поставщиками продукции?
– Сети начали договариваться о гораздо большей отсрочке по платежам. Например, Metro работало на отсрочке 30 дней, сейчас они говорят о 45. Некоторые сети требуют увеличить с 60 до 120 дней – и все равно задерживают платежи как минимум на месяц. Маркетинговые бюджеты и затраты на бонусную систему увеличились приблизительно на 50%. Маркетинговый бюджет требует до 100-200 тыс. грн в год, а если таких сетей десять? Бывают и исключения – сети, наоборот, отменяют требование выделять маркетинговый бюджет, ведь они тоже нуждаются в товаре, так как зависят от кредиторов. Но это единичные случаи.
–Будет ли изменяться ассортиментный ряд на полках магазинов?
– Он уже изменился. По моим наблюдениям, уменьшение ассортиментного ряда составило около 30%. Если ситуация в стране кардинально не изменится, то количество наименований товаров в магазинах будет уменьшаться и дальше. Не все сети добросовестно платят, и не каждый производитель может позволить такую отсрочку. Последнему проще, например, работать с мелкой розницей – на небольшую сумму поставлять продукцию и железно знать, что мелкая розница за товар рассчитается вовремя.
– Какую роль в этом играют импортеры?
– Импортеры не завозят товар. Я знаю, что в Одессе стоит много контейнеров с товарами, которые не выгодно продавать. Например, если раньше пачка чая стоила 5 грн при закупочной цене 2,5 грн, сейчас ее цена в магазине 5,5 грн, а себестоимость – 8,5 грн. Кому выгодно такой товар растаможивать?
– Ищите ли вы другие рынки сбыта, помимо розничных сетей?
– Конечно, и другие производители тоже. Начали расширять рынок с конца лета, работаем на экспорт, открытые рынки и так далее. Если раньше на сетевую розницу приходилось 60% сбыта нашего товара, то сейчас эта цифра меньше 50%. Дело в том, что рентабельность нашего бизнеса снизилась серьезно, на 30% в относительных цифрах. Связано это с подорожанием комплектующих, увеличением себестоимости производства и другими факторами. Например, если раньше преформа для производства бутылки стоила 55 коп., то сейчас – 93 коп.
Интервью взяла ВЕРОНИКА Ъ-ГАВРИЛЮК
Основные макроэкономические показатели отрасли
Год2002200320042005200620072008 (прогноз)
Розничный товарооборот, РКИ*15,020,521,923,425,329,327,0
Частное потребление, РКИ9,010,712,519,813,6416,714,5
Доходы населения, реальные, РКИ18,09,119,623,916,112,814,0
Индекс потребительских настроений93,499,4100,1103,190,6100,088**
Индекс потребительских цен, %-0,68,212,310,311,616,621,2
*РКИ – реальное кумулятивное изменение, выраженное в процентах
**Апрель 2008 года

Источник: МЦПИ, Colliers International

КоммерсантЪ-Украина

Статья относится к тематикам: Кризис. Точка бифуркации, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Кризис залег на полку

Розничная торговля борется за выживание

Если раньше потребитель закупал товар впрок, то сейчас он стал обходиться покупкой только необходимого
Фото: ВИКТОР ЧУМАЧЕВ / Коммерсантъ
Потребительское сокращение
"Потребительский спрос в Украине за последние два месяца уменьшился приблизительно на треть",– говорит директор консалтингового агентства AAA Сергей Наливка. "Основное снижение потребительской активности наблюдается в промышленных городах на востоке Украины, которые до недавнего времени были лидерами по продажам",– говорит председатель набсовета компании "Фуршет" Игорь Баленко. "В нашей сети количество чеков с декабря по январь уменьшилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя средний чек не изменился",– говорит председатель набсовета холдинга "Пакко" Владимир Микулич.
Падение спроса стало результатом общего ухудшения экономической ситуации в стране. Финансовый кризис заставляет компании оптимизировать свою деятельность. Как результат все больше людей в Украине оказывается на улице. Даже по данным Госкомстата, которые не учитывают всех потерявших работу, всего за два последних месяца прошлого года количество безработных в стране увеличилось почти на 60% – до 844,9 тыс. человек. "Людям сокращают зарплаты, многие остались без работы, как дальше будет развиваться ситуация, никто не знает. Поэтому люди и начинают экономить",– говорит господин Наливка.
Денег на всех не хватит
Ситуация осложняется проблемами с заемным финансированием. "Банки новых кредитов не выдают, требуют оплаты существующих долгов плюс ко всему еще поднимают ставки. Ритейл не может развиваться только за счет оборотных средств,– говорит Владимир Микулич.– Сети уже не работают на экспансию, так как надо из оборотных средств расплатиться с долгами". По его словам, до кризиса кредитная ставка в гривне составляла 16-18%, сейчас она доходит до 26-30%.
Еще хуже ситуация по долларовым кредитам – официальный курс гривны с 1 сентября прошлого года вырос почти на 60%. "Большинство ритейлеров брали кредиты в долларах, что при девальвации гривны приводит к дополнительным затратам. Например, с октября убытки одного из крупных ритейлеров в связи с нестабильностью курса доллара составили 75 млн грн",– рассказывает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. "В гривне наш оборот не падал, но, если перевести по нынешнему курсу в долларах для обслуживания кредитов, это совсем другая цифра",– говорит господин Баленко. "В среднем до кризиса по отрасли рентабельность розничного продуктового ритейла доходила до 2%, сегодня она снизилась до 0,5-1%",– добавляет он.
Дефицит заемных средств у ритейлеров приводит к увеличению срока расчета с поставщиками. "Наша компания, например, перешла на оплату товара после его реализации, чтобы не иметь задолженностей с поставщиками",– говорит Игорь Баленко. В остальных опрошенных Ъ сетях об изменениях в работе с поставщиками предпочитают не говорить. Генеральный директор компании "Украинский ритейл" (сеть "Брусныця") Алексей Гессен лишь отмечает: "Когда после падения объема продаж случались временные перебои с оплатой некоторым поставщикам, мне была более понятна позиция поставщиков, которые продолжали поставки, взяв на себя небольшие дополнительные риски, что позволило им значительно увеличить свою долю рынка".
Между тем поставщики говорят, что с сетями стало разговаривать сложнее. "В первую очередь оплачивают товар высокой оборачиваемости, например молоко. А низкооборачиваемые ставят в очередь по оплате",– говорит на условиях анонимности представитель мясоперерабатывающей компании. По его словам, производитель в таком случае либо уменьшает объем поставок, либо временно их прекращает.
"Впрочем, производители и сети сейчас находятся в одинаковом положении, понятно, что увеличение уже существующих отсрочек по платежам – это вынужденный шаг",– говорит председатель правления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик. "Мы пытаемся идти навстречу: если поступать по букве закона, то потеряешь часть рынка сбыта",– добавляет представитель мясоперерабатывающей компании. "Как и большинство компаний-импортеров, мы стараемся переходить, например, с переработчиками на оплату по факту,– говорит на правах анонимности один из сотрудников компании по импорту морепродуктов.– Но с сетями мы говорим о сокращении отсрочки с 60-90 дней до 20-30 дней. Со старой отсрочкой работать невыгодно, когда курс за один день может измениться как минимум на 30 коп.". По словам Олега Лущика, половина компаний–импортеров морепродуктов работает себе в минус.
Товары покидают полки
Проблемы со спросом и ликвидностью приводят к существенным изменениям в ассортименте товаров на полках. Люди стали подходить к покупкам более осторожно – если раньше потребители закупали товар впрок, то сейчас они стали обходиться покупкой только необходимого, говорит Владимир Микулич. Это приводит к снижению объемов продаж товаров среднего и премиум-сегмента. "Оборот нашей сети не уменьшился, но снизилась маржинальность, что говорит о смещении потребительского спроса с продуктов премиум- и дорогого сегмента на нижний ценовой сегмент",– говорит гендиректор корпорации АТБ Борис Марков. "Из-за рисков, связанных с изменением курса доллара, объем закупки большинства товаров снизился в два-три раза. Мы уже не можем позволить закупать товар в запас",– говорит предправления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик.
Значительное падение продаж приходится на товары импортного производства. "Импортеры во многих случаях требуют предоплаты за товар или просто его не продают, из-за того что выгодней его оставить на складах",– говорит Игорь Баленко. "За январь, к примеру, объем продаж морепродуктов и рыбы в целом по рынку упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года",– говорит президент компании импортера "Скандинавия" Елена Екименко. В этих условиях ритейлерам закупать импортные товары практически невыгодно.
А некоторые товары не попадают на полки из-за того, что их больше невыгодно производить. По словам источника Ъ в одной из компаний по переработке мяса, в связи с уменьшением доходов населения производители пересматривают ассортиментный ряд в пользу более ликвидного товара. "Иногда производитель просто отказываются выполнять заказ, так как затраты на логистику выйдут дороже",– добавляет он. С октября средние и мелкие производители мясной продукции сократили производство на 50-70%, у крупных производителей этот показатель несколько меньше. Все это влияет на снижение ассортиментного ряда на полках магазина".
Отрасль забывает старое и доброе
Ситуация вносит серьезные коррективы в дальнейшие планы компаний. Если до кризиса все были нацелены на географическую экспансию, то в условиях кризиса сети переключаются на укрепление своих позиций на уже завоеванных рынках, говорит директор исследовательской компании RetailStudio Михаил Грищенко. К примеру, холдинг "Пакко" выставил на продажу 20 магазинов в Харькове. "Такая стратегия позволит наращивать плотность магазинов, а также лояльность покупателей на 'родном' рынке",– объяснил господин Грищенко. Кризис активизировал процесс закрытия магазинов. По данным RetailStudio, в прошлом году о закрытии трех магазинов заявила "Велика кишеня", "Пакко" – трех, "АТБ-маркет" – одного-двух. Компании сократили персонал на 20-30%, пересмотрели рекламные бюджеты.
Отсутствие финансов для развития подтолкнет компании к работе над повышением эффективности сети и качества обслуживания. Поставщики и производители будут искать альтернативные рынки сбыта. "30% товаров, которые реализовывались через сети, наши партнеры вывели на открытые рынки",– говорит Елена Екименко из "Скандинавии".
"Если государство не предпримет шагов для помощи розничному сектору экономики, то, вероятно, мы будем наблюдать пустые полки в магазинах,– констатирует Игорь Баленко.– В конечном итоге все будет зависеть от банков. Когда подходит время выплачивать долг, ритейлер все деньги направляет на погашение кредита – следствием этого может стать временное отсутствие товара на полках",– добавляет он. "Если экономическая ситуация в стране не изменится, то к середине весны в магазинах средней площадью 400 кв. м ассортиментный ряд снизится с 5-6 тыс. наименований товара до 3-3,5 тыс. Уйдет импортный товар, мелкие местные производители не смогут позволить себе существующие отсрочки",– говорит Владимир Микулич.
ВЕРОНИКА Ъ-ГАВРИЛЮК
Фото: АЛЕКСАНДР ТЕЧИНСКИЙ / Коммерсантъ
Андрей Минеев коммерческий директор «О’Кей-Украина»
"Мы надеемся, что средний чек будет расти быстрее инфляции"
– Снизился ли уровень продаж в розничных сетях начиная с ноября прошлого года?
– Нашей сети всего год, поэтому продажи у нас только росли. Они увеличились на 38% по сравнению с январем прошлого года. Что же касается конкурентов, могу только сказать, что уровень продаж падает из-за инфляции и курса доллара.
– Какие группы товаров стали пользоваться меньшим спросом?
– В январе наблюдалось смещение потребительских предпочтений в сторону более дешевого сегмента. Выросли продажи товаров под собственной торговой маркой, best price (самые дешевые продукты в категории.–Ъ). Последние составили от 2% до 80% в обороте различных категорий. Мы прогнозируем, что в этом году их продажи вырастут еще в два-пять раз. Больше всего проблем возникает с импортными товарами. При инфляции в 22%, следуя курсу доллара, они подорожали на 50-100%.
– Означает ли это, что большим спросом стала пользоваться продукция украинских производителей?
– Доля продаж украинских товаров растет. Но говорить о четких тенденциях, о переходе на отечественные аналоги мне сложно. Все будет зависеть от маркетинговой политики брэндов.
– С чем связано отсутствие некоторых товарных групп – молочных продуктов, чая, кофе, свежей рыбы – на полках супермаркетов?
– Причины могут быть разные: замена низкооборотного товара, отсутствие товара у поставщика, проблемы в логистической цепочке, а также неспособность ритейлера выполнить обязательства по платежам за поставленную продукцию. Однако полностью отказываться от товара, даже если спрос на него низкий, невыгодно – если покупатель не находит товар, то ритейлер теряет в обороте. Если цена импортного товара слишком высокая, мы пытаемся вести переговоры о ее понижении. Впрочем, если не получается, мы убираем товар с полки.
– Изменились ли условия работы с поставщиками?
– В этом году мы говорили с поставщиками об увеличении отсрочки, в первую очередь для низкооборотного товара. Цена бонусов за сотрудничество не изменилась, но маркетинговый бюджет для поставщиков незначительно увеличился. С некоторыми поставщиками импортного товара мы не можем договориться. У импортеров, которые не могут принять решение, по какому курсу продавать, и сидят на остатках, могут быть проблемы.
– Каким образом вы собираетесь стимулировать потребительский спрос в этом году?
– Сейчас как раз время заняться "генеральной уборкой" – аналитикой, категорийным менеджментом, бизнес-процессами, цепочкой поставок – именно это позволит нам расти как в денежном, так и в натуральном выражении. Мы надеемся, что средний чек будет расти быстрее инфляции.
Интервью взяла ВЕРОНИКА Ъ-ГАВРИЛЮК
Фото: КОНСТАНТИН ИЛЬЯНОК / Коммерсантъ
Андрей Белый глава набсовета «Аквариус Систем Менеджмент»
"Крупные сети затеяли игру 'кто упадет первым'"
– Снизился ли уровень продаж вашей продукции в ноябре-январе по сравнению с прошлым годом?
– Продажи упали примерно на 30%. Людям урезают зарплаты, а безалкогольные напитки продуктом первой необходимости не являются. Кроме того, крупные сети затеяли игру "кто упадет первым". Они не платят производителям, рассчитывая, что сети, которые не выдержат, можно будет скупить по дешевке. Производителям приходится искать дополнительные средства, чтобы выжить. А ритейлеры тем временем рассчитываются с теми клиентами, которые им жизненно важны.
– Как изменились ваши отношения с поставщиками продукции?
– Сети начали договариваться о гораздо большей отсрочке по платежам. Например, Metro работало на отсрочке 30 дней, сейчас они говорят о 45. Некоторые сети требуют увеличить с 60 до 120 дней – и все равно задерживают платежи как минимум на месяц. Маркетинговые бюджеты и затраты на бонусную систему увеличились приблизительно на 50%. Маркетинговый бюджет требует до 100-200 тыс. грн в год, а если таких сетей десять? Бывают и исключения – сети, наоборот, отменяют требование выделять маркетинговый бюджет, ведь они тоже нуждаются в товаре, так как зависят от кредиторов. Но это единичные случаи.
–Будет ли изменяться ассортиментный ряд на полках магазинов?
– Он уже изменился. По моим наблюдениям, уменьшение ассортиментного ряда составило около 30%. Если ситуация в стране кардинально не изменится, то количество наименований товаров в магазинах будет уменьшаться и дальше. Не все сети добросовестно платят, и не каждый производитель может позволить такую отсрочку. Последнему проще, например, работать с мелкой розницей – на небольшую сумму поставлять продукцию и железно знать, что мелкая розница за товар рассчитается вовремя.
– Какую роль в этом играют импортеры?
– Импортеры не завозят товар. Я знаю, что в Одессе стоит много контейнеров с товарами, которые не выгодно продавать. Например, если раньше пачка чая стоила 5 грн при закупочной цене 2,5 грн, сейчас ее цена в магазине 5,5 грн, а себестоимость – 8,5 грн. Кому выгодно такой товар растаможивать?
– Ищите ли вы другие рынки сбыта, помимо розничных сетей?
– Конечно, и другие производители тоже. Начали расширять рынок с конца лета, работаем на экспорт, открытые рынки и так далее. Если раньше на сетевую розницу приходилось 60% сбыта нашего товара, то сейчас эта цифра меньше 50%. Дело в том, что рентабельность нашего бизнеса снизилась серьезно, на 30% в относительных цифрах. Связано это с подорожанием комплектующих, увеличением себестоимости производства и другими факторами. Например, если раньше преформа для производства бутылки стоила 55 коп., то сейчас – 93 коп.
Интервью взяла ВЕРОНИКА Ъ-ГАВРИЛЮК
Основные макроэкономические показатели отрасли
Год2002200320042005200620072008 (прогноз)
Розничный товарооборот, РКИ*15,020,521,923,425,329,327,0
Частное потребление, РКИ9,010,712,519,813,6416,714,5
Доходы населения, реальные, РКИ18,09,119,623,916,112,814,0
Индекс потребительских настроений93,499,4100,1103,190,6100,088**
Индекс потребительских цен, %-0,68,212,310,311,616,621,2
*РКИ – реальное кумулятивное изменение, выраженное в процентах
**Апрель 2008 года

Источник: МЦПИ, Colliers International

КоммерсантЪ-Украина

украина, ассортимент, полка, товарыКризис залег на полку
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/krizis-zaleg-na-polku/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052