Крупные мировые ритейлеры
15 апреля 2003, 00:00 4828 просмотров

Торговля в Коми или государство идет на помощь

© Все для магазина, ресторана, отеля, склада N4-2001

По занимаемой площади Республика Коми может сравниться с Германией, по наличию сырьевых ресурсов она превосходит в 6 раз все вместе взятые европейские страны. Торговый и ресторанный бизнес в Республике Коми развивается по своим законам, отличным от европейских и общероссийских.

- У нас все как в Москве и Петербурге. Точно так же происходит расслоение общества на богатых и бедных, но с той лишь разницей, что у нас общество разделяется на очень богатых и очень бедных, — рассказывает Борис Алмазов, полномочный представитель Республики Коми в Санкт-Петербурге.

Развитие торговли и ресторанного бизнеса в республике зависит от особенностей географического положения и промышленной специализации нашего региона. Это — север, большое удаление от центра, 1 млн. 115 тысяч постоянных жителей и всего 7 городов на территории республики. С одной стороны, промышленные гиганты, шахты, а с другой — микроскопические поселки, леспромхозы и вахтовый метод работы. Все это обуславливает специфику развития бизнеса в республике. При таких условиях возрастает роль государственной торговли, к которой мы в какой-то мере возвращаемся. Дело не в недостатках инвестиций в торговлю, у нас инвесторы стоят в очереди. Проблема в другом — кто эти деньги будет получать, осваивать и кто потом будет их отдавать. После развала государственной торговли пришел рынок. Сейчас договоры заключаются между конкретными людьми: один продает, другой покупает. Такая схема трудна для контроля, мы полностью зависим от добросовестности поставщика. Я сознательно утрирую, но поставщики могут под видом консервов продать вам кошек и собак.

Вторая проблема негосударственной торговли — в ассортименте. Поставщик соблюдает свои интересы, а нужды населения и недостаток определенных продуктов в республике его не касаются. Результатами этих сложностей являются бартерные сделки. Например, у нас очень любят покупать лес в обмен на продовольствие. Леспромхозы сдают лес и получают взамен консервы. При этом бартерном взаимозачете банка мясных консервов может стоить от 90 до 150 рублей. Если учесть тот факт, что 627 фермерских хозяйств, работающих сейчас в республике, обеспечивают только 35% необходимых потребностей в продовольствии, а остальные продукты мы завозим извне, то будущее нашего леса и других природных ресурсов видится в мрачном свете.

К счастью, в самом скором времени проблема эта будет решена: между лесом и продуктами появится государственное контролирующее звено — деньги. У нас многое в разумных пределах возвращается в ведение Министерства торговли Коми, которое будет регулировать приток и отток продовольствия в республику при сохранении частного предпринимательства. В дальнейшем делами частного предпринимательства будет заниматься отдельное министерство. Под контролем государственной структуры малое предпринимательство способно существовать достаточно эффективно. По схеме малого бизнеса могут работать шахтерские завтраки, передвижные столовые и так далее. Розничная торговля у нас в регионе имеет ту же проблему — крайне малый ассортимент. С точки зрения рынка это понятно. Небольшой город — 70 тыс. жителей, 30 магазинов, покупательная способность определяется средней зарплатой в 1000 рублей. В эту среднюю заработную плату включены и сельские жители, и пенсионеры, которые реально получают гораздо меньше. Цены же несколько выше, чем в центральной России. В таких условиях ни один поставщик не заинтересован в расширении ассортимента, он не может заморозить свои оборотные средства, покупая то, что не будет раскупаться с достаточной скоростью. Эти проблемы может и должно решить государство, возродив систему государственных оптовых баз. Тогда проблема ассортимента будет решена. Еще один наглядный пример полезности государственной системы — так называемый магазин-вагон, который существовал ранее. Этот вагон, оборудованный как магазин, прицеплялся к обычному поезду. Он двигался по заранее определенному маршруту и на полустанках, где нет стационарной торговли, обеспечивал жителей всем необходимым. Магазин-вагон был очень удобен для торговли на полустанках, где живет 10-12 семей. Сейчас только государственная система позволит возродить этот вид торговли и сделать его рентабельным. Вообще, наша специфика в том, что 40% предприятий розничной торговли в республике — это сельские ларьки.

В Коми активно развивается рыночная торговля. Три-четыре стационарных базара или рынка существуют в каждом городе, дополнительно возникают летние сезонные рынки и ярмарки. Вся торговля там организована и находится под контролем. Сейчас ни один грамм мяса не будет продан без санитарного контроля, иначе это будет стон на всю республику.

Особенности нашего региона отражаются и на состоянии ресторанного бизнеса. Даже в Сыктывкаре, крупном по северным меркам городе с населением 220 тыс. человек, работают только 4 ресторана. Остальной общепит представлен кафе и закусочными — небольшими заведениями на 10-15 столиков с пропускной способностью 400 человек в день. Вывод один: если не изменить тенденцию, надо менять подход. Мы открыты для работы и контактов с предпринимателями России.

Виктор Малахов, Светлана Желнина

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Торговля в Коми или государство идет на помощь

© Все для магазина, ресторана, отеля, склада N4-2001

По занимаемой площади Республика Коми может сравниться с Германией, по наличию сырьевых ресурсов она превосходит в 6 раз все вместе взятые европейские страны. Торговый и ресторанный бизнес в Республике Коми развивается по своим законам, отличным от европейских и общероссийских.

- У нас все как в Москве и Петербурге. Точно так же происходит расслоение общества на богатых и бедных, но с той лишь разницей, что у нас общество разделяется на очень богатых и очень бедных, — рассказывает Борис Алмазов, полномочный представитель Республики Коми в Санкт-Петербурге.

Развитие торговли и ресторанного бизнеса в республике зависит от особенностей географического положения и промышленной специализации нашего региона. Это — север, большое удаление от центра, 1 млн. 115 тысяч постоянных жителей и всего 7 городов на территории республики. С одной стороны, промышленные гиганты, шахты, а с другой — микроскопические поселки, леспромхозы и вахтовый метод работы. Все это обуславливает специфику развития бизнеса в республике. При таких условиях возрастает роль государственной торговли, к которой мы в какой-то мере возвращаемся. Дело не в недостатках инвестиций в торговлю, у нас инвесторы стоят в очереди. Проблема в другом — кто эти деньги будет получать, осваивать и кто потом будет их отдавать. После развала государственной торговли пришел рынок. Сейчас договоры заключаются между конкретными людьми: один продает, другой покупает. Такая схема трудна для контроля, мы полностью зависим от добросовестности поставщика. Я сознательно утрирую, но поставщики могут под видом консервов продать вам кошек и собак.

Вторая проблема негосударственной торговли — в ассортименте. Поставщик соблюдает свои интересы, а нужды населения и недостаток определенных продуктов в республике его не касаются. Результатами этих сложностей являются бартерные сделки. Например, у нас очень любят покупать лес в обмен на продовольствие. Леспромхозы сдают лес и получают взамен консервы. При этом бартерном взаимозачете банка мясных консервов может стоить от 90 до 150 рублей. Если учесть тот факт, что 627 фермерских хозяйств, работающих сейчас в республике, обеспечивают только 35% необходимых потребностей в продовольствии, а остальные продукты мы завозим извне, то будущее нашего леса и других природных ресурсов видится в мрачном свете.

К счастью, в самом скором времени проблема эта будет решена: между лесом и продуктами появится государственное контролирующее звено — деньги. У нас многое в разумных пределах возвращается в ведение Министерства торговли Коми, которое будет регулировать приток и отток продовольствия в республику при сохранении частного предпринимательства. В дальнейшем делами частного предпринимательства будет заниматься отдельное министерство. Под контролем государственной структуры малое предпринимательство способно существовать достаточно эффективно. По схеме малого бизнеса могут работать шахтерские завтраки, передвижные столовые и так далее. Розничная торговля у нас в регионе имеет ту же проблему — крайне малый ассортимент. С точки зрения рынка это понятно. Небольшой город — 70 тыс. жителей, 30 магазинов, покупательная способность определяется средней зарплатой в 1000 рублей. В эту среднюю заработную плату включены и сельские жители, и пенсионеры, которые реально получают гораздо меньше. Цены же несколько выше, чем в центральной России. В таких условиях ни один поставщик не заинтересован в расширении ассортимента, он не может заморозить свои оборотные средства, покупая то, что не будет раскупаться с достаточной скоростью. Эти проблемы может и должно решить государство, возродив систему государственных оптовых баз. Тогда проблема ассортимента будет решена. Еще один наглядный пример полезности государственной системы — так называемый магазин-вагон, который существовал ранее. Этот вагон, оборудованный как магазин, прицеплялся к обычному поезду. Он двигался по заранее определенному маршруту и на полустанках, где нет стационарной торговли, обеспечивал жителей всем необходимым. Магазин-вагон был очень удобен для торговли на полустанках, где живет 10-12 семей. Сейчас только государственная система позволит возродить этот вид торговли и сделать его рентабельным. Вообще, наша специфика в том, что 40% предприятий розничной торговли в республике — это сельские ларьки.

В Коми активно развивается рыночная торговля. Три-четыре стационарных базара или рынка существуют в каждом городе, дополнительно возникают летние сезонные рынки и ярмарки. Вся торговля там организована и находится под контролем. Сейчас ни один грамм мяса не будет продан без санитарного контроля, иначе это будет стон на всю республику.

Особенности нашего региона отражаются и на состоянии ресторанного бизнеса. Даже в Сыктывкаре, крупном по северным меркам городе с населением 220 тыс. человек, работают только 4 ресторана. Остальной общепит представлен кафе и закусочными — небольшими заведениями на 10-15 столиков с пропускной способностью 400 человек в день. Вывод один: если не изменить тенденцию, надо менять подход. Мы открыты для работы и контактов с предпринимателями России.

Виктор Малахов, Светлана Желнина

торговли, коми, бизнеса, сейчас, проблема, жителей, торговля, при, рынка, рублей, условиях, своиТорговля в Коми или государство идет на помощь
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/torgovlya-v-komi-ili-gosudarstvo-idet-na-pomoshch/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052