Наталия Балашова
Справка об эксперте: Окончила РЭА им. Плеханова, имеет степень МВА и десятилетний практический опыт работы в маркетинге, в том числе, на ведущих позициях в крупнейших российских розничных компаниях, таких как, «М.Видео» и «Техносила». Будучи активным участником профессиональных сообществ, Наталия является активным сторонником и пропагандистом маркетинг-ориентированного подхода в российском бизнесе. Ныне является генеральным директором маркетинговой консалтинговой Компании «Straget», занимающейся разработкой маркетинговых и брендинговых стратегий, практических решений как для компаний, работающих на рынке B2C так и для компаний, работающих на рынках B2B.Отчего зависит успех торговой сети?
Широко распространено мнение, что успех торговой сети и конкретного магазина зависит от места, места и еще раз места расположения его отдельных объектов. С этим действительно не поспоришь, но для меня, как для маркетолога, успех торговой сети определяется еще и такими параметрами, как ее узнаваемость среди потребителей, наличие «своего индивидуального лица», то есть четкое позиционирование торговой сети среди потребителей. Именно эта узнаваемость и ее концептуальность формируют успех торговой сети.
Назовите основные типичные ошибки при создании или трансформации торговой сети?
Как правило, российские торговые сети развиваются спонтанно. Открываются объекты там, где сейчас есть предложение места. В этой связи отдельные магазины внутри сети могут кардинально отличаться друг от друга не только площадью торговых залов, но и внутренним и внешним оформлением, набором дополнительных услуг, а также широтой ассортимента и даже уровнем цен. Таким образом, у потребителей не складывается единое восприятие торговой сети, отношение к ней и ее преимуществам. Говоря о разном уровне цен, конечно, со мной могут поспорить представители аптечных сетей. Я слышала мнение, что каждая конкретная аптека должна самостоятельно регулировать свои розничные цены. И при их установлении должна ориентироваться на уровень цен в близлежащих аптеках-конкурентах. Как следствие, внутри одной сети может быть принципиально разный уровень цен от аптеки к аптеке. Для меня этот вопрос все-таки остается спорным. Торговая сеть для того и создается, чтобы иметь свое узнаваемое лицо. И когда цена на один и тот же препарат отличается на 30% в зависимости от конкретной торговой точки, на сколько это правильно не однозначный вопрос.
Еще один интересный момент. Очень часто владельцы торговой сети (например, сеть гипермаркетов), если она развивается удачно, решает открыть новую торговую сеть, например, формата «магазины у дома». При этом часто используют принцип «вложенности ассортимента»: это когда ассортимент второй вновь открываемой сети, (если ее объекты по размеру торговых площадей меньше по сравнению с первой сетью), составляют лишь часть от всего текущего ассортимента компании. Например, ассортимент магазина у дома может составлять малую часть от всего ассортимента гипермаркета. Однако часто возникают проблемы с использованием такого принципа «вложенности ассортимента». Это выгодно самой торговой компании она не расширяет ассортиментную линейку на обслуживание этих объектов. Но потребители не видят ценности во вновь открывшейся сети, потому что там продаются товары, которые широко распространены и в других магазинах, и в целом потребители не понимают, для чего были открыты эти магазины, в чем их ценность и уникальность?
Что самое сложное в работе с потребительским восприятием торговой сети?
Я бы сказала, самое сложное начать эту работу с потребителями. Не секрет, что многие торговые компании пренебрегают изучением мнения потребителей об их торговой сети и своих прямых конкурентах. А те, кто проводят такие исследования, очень часто не делают из них никакого вывода. Интересная ситуация сейчас сложилась на рынке бытовой техники и электроники: существуют торговые сети, которые очень похожи друг на друга и с точки зрения потребителей мало чем отличаются друг от друга. Я понимаю, бывает трудно найти и создать такие ключевые отличия от конкурентов, которые не потребовали бы огромных затрат на рекламу и продвижение. В этой ситуации, когда рациональных преимуществ не удается найти, один их самых распространенных советов уйти в область эмоций. То есть создать такую эмоциональную атмосферу, которая бы отличала эту торговую сеть от конкурентов, делала ее узнаваемой. Другой интересный момент создание таких предложений, которые бы отличали данную сеть от конкурентов, делали бы ее узнаваемой среди потребителей. Я называю это «эффект биг-мака». Не секрет, все узнают McDonalds по «биг-маку», хотя это вовсе не тот продукт, на котором McDonalds зарабатывает основные деньги. Могу лишь пожелать нашим сетевым компаниям создания своих собственных «биг-маков». Это очень важно. И по-настоящему сложно.
Что для вас качественная торговая сеть, какими критериями она обладает?
Есть два подхода к организации розничной торговли: концептуальный (связан с удовлетворением потребностей покупателя) и форматный (ориентирован, в первую очередь, на организацию торгового объекта). Я не рассматриваю эти подходы как антагонисты. Для меня концептуальный подход дополняет форматный. При этом для маркетинга как раз более характерен подход с позиции концепции. То есть магазин рассматривается не только как место совершения покупок, но и как объект, обладающий для покупателя дополнительной ценностью: комфортом, удобством, престижем, экономией времени и денег и так далее. К тому же концепция определяет не только планировку и дизайн, но и все ключевые решения магазина: ассортимент, формат торговли, стратегия мерчендайзинга, работу с персоналом и прочее. В этой связи для меня торговая есть является качественной, если она, во-первых, имеет четкие признаки формата и формат этой сети четко описан. И, во-вторых, если для этой торговой сети был разработан индивидуальный концепт (есть единая концепция оформления магазина, он узнаваем потребителем и положительно им оценивается как точки зрения оформления торгового пространства, так и с точки зрения предоставления сопутствующих услуг).
Поскольку торговый центр живет десятки дет, при его проектировании девелопер должен учитывать развитие форматов торговли на ближайшие пять-десять лет. Как вы считаете, какие форматы торговли будут востребованы в ближайшие пять лет?
На мой взгляд, основная тенденция 2006-2007 годов появление на российском рынке новых, представляющих собой смешение уже известных и широко распространенных форматов. Своеобразный «фьюжн» смешение ранее считавшихся не смешиваемыми компонентов внутри одного формата. Так в 2006 году мы принимали участие в рассмотрении перспектив формата «дрогери» в России. Это новый и интересный для нашей страны формат, характеризующийся тем, что на не очень больших площадях (200-500 кв.м) представлены товары первой необходимости, как правило, не продуктовой группы. В том числе: товары для дома (например, бытовая химия), товары для красоты (косметика и парфюмерия), ограниченно продукты питания (представлены уже расфасованными и не требующими особых условий для хранения чипсы, жвачка), корма для животных.
В чем особенность данной концепции? На первый взгляд, все эти товарные группы, как правило, присутствую в больших гипермаркетах и супермаркетах. Но особенность данного формата в том, что эти товарные группы представлены на очень ограниченных площадях и, при этом, удовлетворяют совершенно разным потребностям покупателей. Одно дело приобретение товаров для дома (вынужденная необходимость, когда потребитель вынужден покупать то, что уже закончилось), и другое, противоположное, покупка товаров для красоты и здоровья, когда человек приобретает продукт для себя «любимого», ради удовольствия. Таким образом, в торговом зале тесно соседствуют товарные группы, приобретение которых связано с совершенно разной потребительской мотивацией. Первая необходимость восполнить запасы, вторая доставить себе удовольствие. Ранее считалось, что такие принципиально разные товарные группы не должны присутствовать рядом на ограниченных площадях. Успешное развитие магазинов «Ол! Гуд» и «Подружка» заставляют остальных ритейлеров обращать свое внимание на этот формат. Я предчувствую, что основной тенденцией на ближайшие пять лет будет появление новых форматов торговли, которые будут по тем или иным признакам представлять собою смелое смешение «старых» форматов. Это как в моде. Будет происходить смешение форматов, концепций, стилей